Духовность и реальность: почему утверждается, что традиционные ценности не спасают Россию?

Духовность и реальность: почему утверждается, что традиционные ценности не спасают Россию?

P.S. Данная статья написана в ответ на просьбу читателей, пользователей нашего сайта, прокомментировать работу В. Иноземцева: «Духовность и реальность: почему традиционные ценности не спасают Россию»

В настоящее время много говорится о духовном возрождении Российского общества. Не в последнюю очередь столь оптимистический взгляд связан с произошедшими за последние годы изменениями, не заметить которые нельзя, а отрицать — глупо: со времени распада СССР в России восстановлено и построено множество храмов, открыты десятки монастырей, сотни религиозно-просветительских учреждений; издано бесчисленное множество святоотеческих произведений, создан ряд Православных сайтов, регулярных теле- и радиопрограмм.

Между тем, не все соглашаются, что Россия преображается внутренне: кто-то ставит этот факт под сомнение, утверждая, что все перечисленное носит лишь внешний, формальный характер; кто-то опровергает и критикует саму идею о целесообразности духовного пути.

К числу таких критиков принадлежит и В. Иноземцев, директор центра исследований постиндустриального общества. «Поднятие» уровней нравственности и духовности — по сути своей неизмеримых, — пишет он, — называется чуть ли не важнейшей задачей государства, однако, несмотря на открытие за последние 25 лет более 26 тыс. православных храмов, изучение в школах “основ православной культуры” и усиливающуюся борьбу с тлетворным влиянием Запада, ситуация не становится лучше. Напротив, по многим позициям Россия выглядит в разы хуже, чем наиболее “безнравственные” из современных обществ» [1]

В качестве подтверждающего аргумента В. Иноземцев приводит ряд статистических данных, сопровождая их кратким, но ёмким авторским комментарием. Представленные данные впечатляют, однако не радуют: если вкратце, они отражают высокий уровень некоторых асоциальных явлений (наркомании, распространения ВИЧ, семейных разводов, абортов). Причём, судя по замечанию, приведенные показатели значительно превосходят аналогичные европейские. В этом видится основательный повод для критики современной модели развития Российского общества.

«Разумеется, — сигнализирует инициатор критики, — проблемы России не сводятся к описанным — я лишь акцентировал внимание на тех, которые выглядят наиболее рельефными и которые существенно отличают жизнь в нашем обществе от реальностей социальных систем, именуемых отечественной пропагандой «бездуховными» и «заблудившимися» [1].

Прямолинейность и решительность вывода, сформулированного В. Иноземцевым, настораживает: «Сегодня можно констатировать, что ориентация на «духовность» не принесла в России ожидаемых результатов — и, наверное, следует пойти по пути, более привычному для цивилизованных стран» [1].


Что такое цивилизованные страны и в чём выражается «привычный» для них путь цивилизационного развития?

Как правило (не знаю почему) под цивилизованными государствами в первую очередь понимаются страны ЕС и США. Развитые в культурном, экономическом, научно-техническом, военном отношении они нередко выставляются в качестве эталона, тогда как России, с её духовными приоритетами, традиционно отводится роль вечно отстающей, вечно догоняющей державы.

Нимало не сомневаясь, можно признать: на сегодняшний день России действительно есть чему поучиться у Запада, есть что заимствовать (например, из области фундаментальной и прикладной науки, экологии, экономики, культуры, промышленных технологий, демократических институтов). Но утверждать, что всё настолько запущено, что ситуация даже и не становится лучше, и что началом выхода из тупика должен стать отказ от самобытного духовного пути развития, переключение на жизнь по Западному образцу — нельзя. Это противоречит не только логике здравого прогнозирования, но и логике исторического опыта.

Справедливость требует сказать: путь «привычный для цивилизованных стран» не настолько хорош, как кажется, чтобы взирать на него снизу вверх. Не лишне припомнить, что именно Западная «цивилизованность» породила такие реалии мирового масштаба как колониализм, нацизм, фашизм, империализм, марксизм. Она же (а не Россия, в чём её постоянно винят) породила идеологию коммунизма.

Религиозные и захватнические войны, крестовые походы, борьба с инакомыслием, пыточные камеры, инквизиция, перекройка христианства, разрушение базовых христианско-культурных основ, использование оружия массового поражения, концентрационные лагеря, насильственные эксперименты над людьми (включая детей) — всё это: страшные вехи цивилизационного Западного пути.

Найдутся, конечно, и такие сторонники Европейского образа жизни, такие защитники Западных ценностей, которые поспешат возразить, мол, всё перечисленное осталось в далёком прошлом, а сегодня Европа — другая и уже не имеет насущных системных проблем. Пусть возражают, если смогут это обосновать.

Мы же отметим: мысль о том, что неприязненное отношение к некоторым сторонам жизни цивилизованного Западного общества является результатом его умышленной дискредитации со стороны «отечественных пропагандистов», если и справедлива, то только отчасти: в круг критиков Европейского общества всегда входили и сами европейцы.

Вот как оценивал ситуацию преподобный Иустин (Попович), европеец, которого трудно заподозрить в незрелости суждений: «Чему учат детей в школах? Чему на улицах? Чему, чему? — дьяволу! Чтобы попирал он все Божие, все Христово! ...Ведь чему нас учат, чему поучает нас Европа? — Что эта жизнь должна быть без Христа, без Бога. А потому эта жизнь становится чем? — Сумасшедшим домом, именно так! ...Где душа европейского человека? Где души? Все разнежилось в страстях и похотях мира сего, в его наслаждениях» [2, т. 1, с. 386].

А вот мнение другого авторитетного европейца, старца Иосифа Ватопедского: «...Дух враждебной Христу римской власти... сполна реализовался в духовно-нравственном состоянии современного Запада, который вот-вот породит из своих недр чудовищного идола — знамение грядущей гибели. В гниении и распаде европейского общества всё та же закваска всецелого растления» [3, с. 31].

(См. подробнее: Будет ли возрождена Римская империя и станет ли она престолом сатаны?).


Стоит ли менять шило на мыло?


В чём же усматривается духовность Российского общества, в которой, по слову В. Иноземцева, вязнет общественный прогресс, и от которой следует отмежеваться?

Духовность общества определяется соответствием свойственных ему законов, морали, культурных традиций, и т. п. основополагающим духовно-нравственным нормам. В различных общественных группах подобные нормы могут иметь свои частные особенности. Таким образом, сама духовность может определяться по-разному.

Как это ни парадоксально, но духовность существовала даже в СССР, в период строительства коммунизма. Другое дело, что атеистическая партийная идеология не связывала её с Божественной составляющей, но исключительно с человеком, с его морально-психологическим совершенством, с его возвышенными стремлениями к творческой самореализации (в сфере гуманизма, искусства, философии, науки, литературы и пр.). Что характерно, даже тогда духовность противопоставлялась духу мещанства и потребительства.

«...Коли человек отвергает духовную жизнь ради вещей, — писал один советский публицист, — то он дикарь. Мещанин — это дикарь... Я не понимаю, почему духовную сущность частенько считают чем-то неземным, редким, для избранных, а потому и вроде бы необязательным. Я же духовность полагаю жизненной силой, приравненной к силе материальной. Скажу откровеннее: с материальными недостатками я смирюсь, но бездуховность в лице дурака, мещанина или бюрократа никогда не приму. Вы пробовали спросить обывателя, в чем смысл жизни? Он лишь усмехнется. Но не потому, что этот смысл ему не нужен, а потому, что он его давно нашел. В потреблении» [4, с. 53].

Вполне естественно, что духовность характерна и для стран Евросоюза: она веками складывалась на основе христианских духовно-нравственных ценностей, пусть даже и несколько преломленных налётом католицизма. Мало того, эту мысль можно усилить: для католиков личность папы была центром их религиозного единения; сам папа почитался за наместника Христа на земле; следовательно, находясь под духовным и политическим владычеством Римских первосвятителей Европейские государства, при всех их различиях, составляли более или менее единое теократическое общество.

Со времени начала реформации и революционного брожения духовный путь европейцев претерпел множество амплитудных изгибов. По мере приумножения членства и количества протестантских общин их «духовная» роль возрастала, а роль Католической Церкви падала. На сегодняшний день Европейская цивилизованность по ряду направлений морали и нравственности не только уклонилась, но и вступила в диаметральное противоречие с учением Христа.

В значительной мере «духовные» устремления европейцев переориентировались на претворение в жизнь новых, демократических ценностей (отчасти это перенацеливание проявляется: в размывании патриотических и признании наднациональных бюрократических интересов, в переформатировании сексуального воспитания, в пересмотре отношения к традиционному институту брака, семьи). Ощутимую значимость в жизни Европейских народов приобрёл культ потребительства, культ материального благополучия.

В сознании многих граждан РФ духовность соотносится с Православием, однако не так, как об этом пишет В. Иноземцев: «Ожесточенные споры о фильме «Матильда», посвященном событиям более чем столетней давности из жизни наследника престола, высвечивают одну из главных проблем страны — катастрофическую лукавость рассуждений о «духовности», якобы составляющей основу нашей национальной идентичности. В последние годы данная тема практически полностью монополизирована чиновниками-«патриотами» и духовенством» [1].

Чем мы можем ответить? В реальности ни о какой монополизации духовной жизни Российского народа (народов, народностей) речи не идёт. Российская общность включает в себя представителей самых разных религиозных верований, политических взглядов, национальных культур. Рядоположение духовности и Православия подчеркивает меру благотворного влияния Церкви на ход исторического развития нашего Отечества, на культуру и нравственность нашего общества. При этом не имеется в виду, что Церковь считает уместным навязывать христианское мировоззрение без оглядки на обстоятельства, и что Церковно-административный аппарат должен быть сращен с государственным (история сращивания духовной и государственной власти была характерна как раз для Европейского пути; чего стоит одна только связь высшего католического духовенства с фашистами).


Что сулит России отказ от духовности?

Для того, чтобы лучше осмыслить этот вопрос, необходимо вновь обратиться к истории.

В далёкие дохристианские времена Бог избрал еврейский народ для выполнения особой духовной задачи — быть хранителем истинной веры. Как известно, в тот период Израиль значительно уступал некоторым языческим народам в плане «цивилизованности», однако в плане духовности превосходил всех.

Шли годы; и Израиль стал всё больше и больше перенимать у «цивилизованных» язычников их «цивилизационные» черты. Одно из наиболее принципиальных заимствований было связано с преобразованием государственного строя — поставлением земного царя. До этого Израильское общество было теократическим: Сам Господь был ему Царём. Перестроившись по образцу «цивилизованных» государств, Израиль утратил былую духовность, что было оценено Богом как предательство. Некоторое время спустя, в правление Давида, затем — Соломона, Израиль испытал значительный экономический и политический рост. Однако вскоре Израильское царство подверглось распаду. В результате образовалось два царства: Северное и Южное. Ещё через малое время Северное царство было покорено Ассирийским; затем Южное — Вавилонским. Так еврейский народ утратил самостоятельность и оказался под властью язычников.

Нечто подобное можно усмотреть и в истории христианских Поместных Церквей. Когда-то особою славой христиане чествовали Римскую Церковь. Но случилось, что она соскользнула со своего духовного пути и отпала от чистоты веры. Промыслом Божьим Центром Православия стал Константинополь. Затем и он отошёл от духовности. Со временем Рим утратил былое величие, а Константинополь достался на попрание иноверцам. Центр Православия переместился в Москву. Сегодня и Москве (России) предлагают отбросить духовность. «Умиляться нашей духовности пора заканчивать, — констатирует В. Иноземцев, — просто потому, что таковой ну как-то совершенно не наблюдается…» [1]...

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия.


1.http://www.rbc.ru/opinions/politics/25/07/2017/597727d09a79471a7578658c?from=center_11
2.Преподобный Иустин (Попович). Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). М.: Изд. Паломник, 2004.
3.Старец Иосиф Ватопедский. О кончине века и антихристе. Изд. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007.
4.Ноосфера: духовный мир человека. Составитель Коротнян А. Л.: Лениздат, 1989.
  • Like
Реакции: 4 человек

Комментарии

Алексей Михайлович! Что такое духовность? Пытаясь принять святоотеческие наставления, и думая, что именно так как они пишут представляется духовность, встречается совсем простое проявление её в окружающей жизни, как будто святых не читали. И Господь благоволит тем простым людям. А мне например серьёзно относящемуся но ничего не могущему сделать кажется, что делаю всё не так, подтверждается обстоятельствами. И недоумение возникает, а как так тогда? Вот за 7 лет, приходя в Храм, понял, что там меня ни кто не ждёт, хочешь ходи, хочешь не ходи. Таинства действуют, а в жизни не с кем поговорить на духовные темы.В лучшем случае смесь религий и обширность пониманий, в худшем поношение Церкви. Может быть это частный случай и если так, то прошу простить меня и удалить это сообщение. Благодарю.
Ни в коем случае не хочу очернить общину, она замечательная, но принимают туда не знаю как. А что касается мира, то находясь среди людей среднего и низкого по мирским меркам класса видится духовность в людях в каком то зачаточном состоянии не имеющем развития по причине как думаю отсутствия поддержки со стороны, чем как думаю часто пользуются сектанты. А попадая в системную среду может ли человек противостоять всему миру, который говорит "нет"? Может быть настало время, когда из общей массы людей выдёргиваются отдельные люди, способные принять, и неудовлетворённые навязанным смыслом жизни? Такое представляется более реальным, чем духовность всего общества. Торжества Церкви, Крестные ходы очень помогают увидеть радость Православия, но их мало. Современный христианин как видится- юродивый ради Христа в мире. Хотя было ли когда нибудь иначе? Читая историческую литературу при внешнем православном обществе, творились такие дела, что кажется что и в те времена было не так всё хорошо, хотя и благочестивых христиан было в разы больше. Исторические упоминания привожу из воспоминаний и дневников 16, 19 и 20 веков.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, Михаил!

Вы пишете:
Что такое духовность? Пытаясь принять святоотеческие наставления, и думая, что именно так как они пишут представляется духовность, встречается совсем простое проявление её в окружающей жизни, как будто святых не читали
Понятие "духовность", в зависимости от контекста, в рамках которого оно употребляется, может иметь несколько определяющих значений.

Но даже если иметь в виду лишь Православное осмысление "духовности", границы этого термина всё равно широки. Дело в том, что нередко бывает трудно провести чёткую разделительную межу между духовностью и бездуховностью (также трудно бывает определить, где, например, проходит грань между понятиями: "грешник" и "праведник"; ведь живя на земле, праведники тоже грешат; с другой стороны, многие грешники совершают дела праведности (вспомним, что сами святые (праведники) смиренно называли себя грешниками, и делали это не напоказ)).

Говоря о духовности того или иного общества, мы имеем в виду, что оно, по крайней мере, стремится жить в мире и согласии с Богом. Разумеется, в зависмости от обстоятельств можно рассуждать о более или менее духовных обществах, о духовном взрослении и о духовной деградации.

Вы смущены:
Вот за 7 лет, приходя в Храм, понял, что там меня никто не ждёт, хочешь ходи, хочешь не ходи
Это не так. В храме Вас всегда ожидает Господь и Его святые. Что касается равнодушия со стороны прихожан, эту ситуацию нужно принимать со смирением. В крайнем случае, Вы можете начать посещать другой храм. В настоящее время существует много приходов, практикующих тесное, насыщенное общение верующих.

Что касается вашего замечания:
Таинства действуют, а в жизни не с кем поговорить на духовные темы.В лучшем случае смесь религий и обширность пониманий, в худшем поношение Церкви
Интересующие Вас темы и вопросы Вы можете обсуждать на форумах, в том числе на площадках нашего сайта.

Благодарю за участие в обсуждении темы!
 
Уважаемые Алексей Михайлович и Михаил.

Поддержу Михаила в плане отсутствия горизонтальных связей среди _живого_ христианского сообщества. В маленьких общинах - это есть, люди общаются, ты не ходишь, и тебе (может быть) даже позвонят прихожане, а может - и священник. В одном маленьком храме, в который я ходила (далеко от города, была там по работе) - практически уверена, что священник бы забеспокоился. А в большом ни одна моя инициатива не нашла поддержки. Например, чаепития после Литургии. Совместное пение части Литургии... Всё это было в маленьком храме и невероятно обогащало. И дело не в размере собора, я знаю большой собор, где всё это есть. Если бы я ходила в храм из-за 1.атмосферы; 2. эстетических предпочтений; 3. общины; 4. добровольческих служений; или чего-то ещё, я б ходила в другой храм. Но я хожу туда, куда хожу, из-за клира. Но вот эта холодность в трудные моменты - скажу нелюбимое слово - убивает. Ты принимаем только, когда у тебя всё ок, и когда ты здоров и _пришёл_.
Выходит, в других случаях к вашим услугам - форум и одиночество?

Но я уже думаю в сторону того, чтоб поменять храм, действительно, на тот, где есть община.

Ремарка насчёт сращения Церкви и государства - в Греции именно так. Ну поэтому сейчас там и трудности в Церкви.
 
Последнее редактирование:
Благодарю Вас за рассудительный ответ! Хотя спросил не столько может о себе, а тот случай, когда человеку действительно приходится сильно потрудиться, чтобы будучи ни кем не поддерживаемым остаться верным Богу и Церкви, не перейдя на домашний затвор, и что как кажется хуже на веру "в душе". Хотя всё же думаю, Господь вырвет незамеченного человека из массы не совсем определившихся людей, не до конца понимающих и не желающих понять сути всей жизни, и пусть он не станет членом общины, но возможно станет достойным христианином с Божьей помощью. И здесь понимается, что всеобщая духовность всё же начинается с государственных приоритетов в этом направление, так сказать основы для принятия и понимания уже настоящей духовности, это если конечно для людей из не церковной среды, в прочем зачастую и церковной. Семена заложенные для прорастания. Начало двадцатого века конец девятнадцатого многое открыл для поиска ответа на эти непростые вопросы. Благодарю Вас дорогой Алексей Михайлович! Вот Вы ответили толково, не перелезая границы взаимосвязей ведущих в пространность.
 
Алексей Михайлович, благодарю за комментарий к статье!
Позвольте несколько мыслей. Сразу хочу сказать, что с большим интересом читаю экономические обзоры Владислава Иноземцева (https://vk.com/v.inozemtsev ), доля правды в них достаточно высока. А теперь о его статье.

1. Он изначально оттолкнулся от неверной мысли о том, что открытие храмов и проправославные лозунги со стороны некоторых чиновников сделали Россию православной страной. Увы, всего процента на три-пять. Новшеством это не является, Сам Христос предупреждал об этом - см. (Мф.7:13-14).
Умножим 26000 храмов на среднее количество прихожан около 150 человек. Получим 4 миллиона прихожан.

С другой стороны, нетрудно предположить, что ничуть не лучше в этом вопросе ситуация и у адептов нехристианских учений, например, в исламе далеко не каждый регулярно совершает намаз.

2. Автор пишет "«Поднятие» уровней нравственности и духовности — по сути своей неизмеримых — называется чуть ли не важнейшей задачей государства".
Да, называется. Можно найти в ютубе ролики с обещаниями главной прокремлёвской партии - каких лозунгов там только не встречалось. Но одно дело назвать, а другое - реализовать! Всего один пример - наше государство не просто законодательно разрешает убийство нерождённых младенцев, но и, в ряде случаев, финансирует самый страшный вид убийства - убийство матерью своего ребёнка. При этом патриарх открыто выступил против них.
У нас не возобладали высшие ценности, у нас секулярное общество, религиозные ценности пока лишь декларируются.

"Сегодня можно констатировать, что ориентация на «духовность» не принесла в России ожидаемых результатов". Нельзя констатировать, т.к. по сути никакой реальной ориентации на духовность нет.

3. Современная российская власть заинтересована в православии, т.к. любое светское государство не имеет эффективных не репрессивных методов воспитания населения. Особенно в ситуации тотального воровства (коррупции).
Смешно выглядят на улицах рекламные щиты о том, как опасно брать взятки. Все прекрасно понимают, что даже на них кто-то наверняка получил "откат".

4. Последний тезис автора: "Да и умиляться нашей духовности пора заканчивать — просто потому, что таковой ну как-то совершенно не наблюдается…". Это смотря где искать. Когда я был фактическим атеистом, то мне тоже казалось, что кругом одни атеисты....

5. Итак, не только в экономике, но и в области элементарной нравственности у нашего общества много проблем. Однако точно меньше, чем было бы без христианства.

P.S. Примечательно, что сомневаясь в эффективности запретительных мер, автор приводит самой эффективной в борьбе с абортами страной католическую Польшу, где аборты законодательно запрещены.
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, Кирилл! Благодарю за глубокий комментарий!

Учитывая всё вышесказанное, краткий вывод по теме можно сформулировать так: духовность в Российском обществе нужно не отменять, как советует В. Иноземцев, а укреплять.
 
Последнее редактирование:
Если почитать Жизнеописание Епископа Гермогена Долганёва ,, и его письма, он очень чётко дал понять, что при внешнем духовном воспитании без внутреннего вложения понятия "а зачем", мы видим чем закончилась "духовность России в начале двадцатого века.Осмысленности наверное не хватило. Грустно понимать то, что если проявление духовности только внешний фактор, то духовности вообще нет, и лишь считанные единицы сохраняют её. Но как итог этого, такой народ ждёт великое разочарования и бедствия, чтобы отсеялись зёрна от плевел. Всё это уже было...
 
Извините, Алексей Михайлович, но я часто слышу слово "духовность" от людей неправославных, в т.ч. не только от католиков и протестантов, но и от эзотериков и последователей различных восточных и пр. "духовных" учений, которые утверждают, что именно их учение "духовное". Так может в Православии, возможно, было бы лучше использовать другое слово (например, "нравственность"), чтобы отделять истинную духовность от ложной? Как Вы считаете?
 
Последнее редактирование:
Здравствуйте, Елена!

Вы недоумеваете:
я часто слышу слово "духовность" от людей неправославных, в т.ч. не только от католиков и протестантов, но и от эзотериков и последователей различных восточных и пр. "духовных" учений, которые утверждают, что именно их учение "духовное". Так может в Православии, возможно, было бы лучше использовать другое слово (например, "нравственность"), чтобы отделять истинную духовность от ложной? Как Вы считаете?
Слово "духовность" и действительно употребляется в разных значениях. Но ведь и слово "нравственность", которым Вы предлагаете его заменить, - тоже.

Положим, на сегодняшний день понятие "традиционные нравственные ценности" в представлении многих европейцев имеет негативный окрас. Это с одной стороны, а с другой, само по себе понятие "духовность" не может быть сведено к понятию "нравственность". Первое указывает на состояние человеческого духа, тогда как второе - на нравы.

Считаю, что скомпрометированность термина той или иной группой людей не должна служить поводом к его непременной отмене. Ведь и слово "Бог" употребляют не только Православные, а и сектанты, еретики.

Благодарю за вопрос!
 
Часть I
«Почему утверждается, что традиционные ценности не спасают Россию?»

Потому, что традиционных ценностей не существует.

Их нет.
Есть только конкретные ценности, системы ценностей конкретных народов, религий, культур и цивилизаций (а также отдельных людей).
Отдельные ценности в разных системах ценностей могут быть похожими, даже совпадать, но сами системы ценностей будут различаться, и весьма часто они бывают несовместимыми.

Так например часто приходится слышать, что у христиан и мусульман общие ценности. Так вот, это неправда.
Возьмём ценности семьи, брака, сексуальной морали.
Что же тут общего?
Церковная моногамия и единобрачие несовместимы с исламским многожёнством и наложничеством. А каким словом мы называем легальные в шариате браки с 9-летними думаю озвучивать излишне.
Покойный король КСА, который более 30 раз женился и разводился, имея каждый раз по 4 жены, для Церкви явно человек не наших семейных ценностей.
И это касательно только вопросов семьи и брака.
А ведь принципиальных различий много и в другом.
Так ровно в то же время, когда преп.Феодор Студит повторяя слово в слово за святителем Златоустом и на пальцах объясняя почему нельзя убивать еретиков, вот в то же самое время в исламском Дамаске Абу Йусуф на пальцах объяснял халифу ар-Рашиду, что надо брать дать с немусульман и ставить их в униженное положение, и казнить тех, кто покинул исламскую веру.
И т.д. и т.д.

Или скажем, до сих пор у нас в России кое-где практикуют "убийства чести" и обосновывают это тем, что вот такой обычай. Надо ли говорить насколько такие обычаи несовместимы с нашими обычаями?

Именно поэтому никаких традиционных ценностей не существует. Есть ценности христианские, есть исламские, есть коммунистические и т.д.

Отсюда на деле бывают следующие варианты, так скажем, общественно-государственного решения вопроса:
  • Жесткое идеологическое государство, где на тоталитарном уровне устанавливается одна система ценностей (напр. шариатское государство, советское государство).
  • Государство избирающее в качестве своей, основной, главной одну систему ценностей и + к этому организующее общественный договор, для нормально сосуществования разных народов, классов, представителей разных религий; этот общественный договор должен определять границы допустимого, терпимого, приемлемого/и недопустимого, неприемлемого и нетерпимого (это напр. как бывало в национальных государствах Европы, в Российской Империи).
  • И третий вариант просто отказ от идеологизации и системы ценностей и утверждение, что "все йогурты одинаково полезны/вредны" - тот самый пресловутый мультикультурализм.
Поэтому никаких традиционных ценностей не существует. Существуют только разные системы ценностей. Они могут соприкасаться, уживаться, сочетаться. А могут быть и принципиально несовместимыми.

И так вот, например, во Франции Ле Пен ведёт свою борьбу не за традиционные ценности, а за свои ценности, за французские ценности, за классические европейские ценности, в основе которых ценности античности, римского права и христианства.

Часть II​
Хватит гнать на Европу.
Россия - это Европа. Русские - европейцы.
Мы представители Большого Запада, представители одной европейской христианской цивилизации, наследники античности.

Мы воспитаны на одних и тех же книгах, мы смотрим одни и те же фильмы, в наших русских музеях шедевры европейской живописи и скульптуры. Мы изучаем одних и тех же классиков литературы и философии. Шекспир и Гёте, Кант и Гегель, Ньютон и Эйнштейн изучаются нами со школьной скамьи. И мы всё это понимаем.
Наша Конституция - классическая европейская конституция. Право, экономика, литаратура, философия, искусство - всё общее, всё знакомое и понимаемое и русскими и европейцами.
Мы мыслим одними и теми же категориями.

Демонизировать Европу значит демонизировать самих себя.

Совершенно самоубийственно повторять кляузы советской пропаганды о "загнивающем и злобном Западе". Это была большевицкая пропаганда против европейских национальных культур, против религии, против капитализма, против всего, что было чуждо советскому проекту, который строил свою новую социальную общность, новую культуру, новую цивилизацию. И каждое слово советской пропаганды против Европы было ударом и против России, против нашего национального "я", против нашей культуры и нашей религии.

И с этим надо заканчивать.

Часть III​

Противостояние России и Запада носит выдуманный характер.
Между Россией и странами Европы всегда было историческое соперничество и конкурентная борьба. Например с Польшей Россия спорила за статус главной восточно-европейской державы, это была борьба за статус главных славян.
Такие разборки между европейцами традиционны. Англия и Франция ненавидели друг друга намного сильнее, чем когда-либо ненавидели друг друга Англия и Россия. Но многовековое соперничество Франции и Англии, не одна война (а войны велись столетиями) никак не помешало французам и англичанам осознавать себя европейцами.
Европейцами осознавали себя и мы, русские. Извините, наши князья и цари прямые родственники европейских монархов.
Поэтому соперничество России и стран Европы никогда не было войной цивилизаций.

Вплоть до 1917 года, когда Россия кончилась и на её месте возникло государство советов, которое стоило совсем другую цивилизацию.
И наша большая беда, что мы до сих пор не похоронили красных идолов, не сделали всех выводов и не восстановили и половины утраченного.
В частности поэтому европейцы и сегодня так не любят Россию. Уже нет СССР, но его признак ходит по Европе и нам и сегодня приписывают советские качества, и мы сами тоже в это виноваты, что не выдавили до конца из себя "советского человека".
Это наша большая историческая трагедия.

И замечу, что как-то вообще пошло говорить о духовности и возрождении Православия в стране, где только 30 лет назад вообще лишь кончились гонения на Церковь, а гонителям Церкви всё ещё стоят памятники.

У Европы же вышла схожая проблема. Как и Россия оказалась в лапах радикальных левых, так и Европа, правда в лапах левых хиппи.
Левые в Европе взяли власть на почве реакции на ужасающие трагедии XX века, на почве реакции на нацизм расцвела другая крайность - мультикультурализма, что отчасти привело европейцев к утрате собственной идентичности. Что сделали большевики с русскими жесточайшими методами переделывая нас из русских в "советских", то же сделали левые хиппи с европейцами, только пользуясь уже не террором, а страхом перед повтором ужасов нацизма и разочарованием от того, что после военный мир во всём мире так и не наступил.

Левые разные, но всё одинаковые. Всем левым одинаково претит национальное государство, религия, частная собственность, семья и т.д. Левые хиппи и большевики ненавидят и высмеивают одно и то же.

Так что вот где главный конфликт на европейском континенте - не между Россией и Европой, а между правыми и левыми.
И левую идеологию хиппи нельзя одолеть левой же идеологией большевиков. И конечно же советская пропаганда о плохой Европе Россию спасти не может.

Часть IV​

Далее, я снова подспудно вижу, в этом осуждении Европе одно и тоже, надоевшее до тошноты, большими буквами "ГЕИ".
Там де геи и разврат, а у нас духовность. Геи и разврат, разврат и геи.

Что это такое, ребята? Что это за сюр-реализм?
Неужели весь конфликт России и Европы из-за геев? Всё плохое в Европе это геи, а вся наша духовность это наоборот совсем без геев?
Вы понимаете насколько стыдно это выглядит?
Геи что - прекрасная Елена, ради которой надо вести Троянскую войну?

Серьёзно, а что ещё кроме эти геев так, по идее, сильно разделяет Европу и Россию?
Вот кроме этих геев, какие же у русских и, скажем, французов совершенно непримиримые ценности? Какие?
Права человека? А в Конституции РФ не эти ли же права написаны?
Частная собственность?
Равенство мужчин и женщин?
Свобода вероисповедания? Свобода слова?
Политическая система?
Нет, нет и нет. Всё одно и то же. Одни и те же ценности.
Сколько визга о дурных европейских ценностях! Но где конкретно, покажите, составьте список тех самых европейских ценностей, которые так глубоко неприемлемы для нас!
И список будет:
  1. Геи.
  2. Возможно феминистки.
Всё.
И вот с таким списком вы действительно думаете убедить меня, что европейцы русским чужды, когда у меня на полке стоит томик Шекспира и Декарта, а вечером по тв я посмотрю пару хороших американских фильмов (и представьте себе есть хорошие фильмы)?

Более того, это полный бред представлять европейскую культуру как Содом в кубе.
Чепуха.
Мейнстрим западной культуры это по прежнему моногамные гетеросексуальные отношения. Например культовый сериал "Друзья" или даже довольно пошлая комедия "Американский пирог" - обе истории кончаются браком.
И геи совсем не занимают на деле в европейской культуре того места и объёма, как себе приписывают и им приписывают. Геи в кино, в сериалах в большинстве случаев второстепенные и юмористические персонажи.

Часть V​

Далее, если уж сравнивать то давайте сравним нашу Россию с одной очень порочной европейской страной - Ирландией.
В этой ужасной Ирландии легализованы гей-браки. Ужас, да?
Но в той же Ирландии нельзя легально сделать аборт (разве что в случае крайней медицинской нужды) - за это тюрьма до пожизненного. За аборт ДО ПОЖИЗНЕННОГО!
А вот в России нет гей-браков, зато аборт можно сделать свободно по мед.страховке, и оплачивается это бюджетом.

И вот, если хотите знать моё мнение, то мне лично геи жить не мешают, а вот аборты именно что мешают людям именно что жить.

И какая же страна тут будет адом на земле: та, где геям дали юридические права их сожительства или та, где детей убивают в утробах матерей?

И если мне не изменяет память, то за гомосексуализм полагается епитимья прелюбодеяния, а за аборт - епитимья человекоубийства. К тому же Закон оставляет в силе допустимость казни за убийство, а вот за прелюбодеяние камнями уже не забивают.

И вот в целом мне как-то немножечко не комильфо гнать на Ирландию. Вот неудобно как-то.

Часть VI​

Как правило (не знаю почему) под цивилизованными государствами в первую очередь понимаются страны ЕС и США. Развитые в культурном, экономическом, научно-техническом, военном отношении они нередко выставляются в качестве эталона, тогда как России, с её духовными приоритетами, традиционно отводится роль вечно отстающей, вечно догоняющей державы.
Вот и я не знаю почему.
Из пропагандистских штампов верного вывода не сделаешь.
А если же серьёзно, то
Страны Большого Запада, включая Россию - мировой гигемон.
Экономический, научно-технический, военный, и культурный уровень стран Большого Запада недосягаем доныне для большинства не-европейских стран. Это факт.
Из постоянных членов Совбеза ООН - один лишь Китай не европейская страна.
И в исторической перспективе, последние лет 300 точно, именно европейские страны делали международную политику.
Само международное право - европейское. Так Иран отказался подписывать Декларацию прав человека, как выражающую иудео-христианские ценности, несовместимые с исламскими.
тогда как России, с её духовными приоритетами
Простите, с чего Вы взяли, что у России духовные приоритеты? Это в Византии на рынках спорили о богословии, а у нас на рынках об этом как-то не говорят совсем.
А уж после 70 лет советской эпохи, гонений на Церковь и культуру, мы до сих пор не восстановили и половины утраченных культурных богатств.
По данным, приведенным Патриархом Московским Кириллом на Епархиальном собрании города Москвы, по состоянию на конец 2010 года общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы — 837[1][14]. Однако только в 271 храме регулярно совершаются богослужения, что, по его словам, «относит столицу на последнее место среди регионов России по соотношению количества храмов с численностью этнически православных жителей»
А в одной только курортной Хургаде чуть ли не в каждом районе стоит мечеть.

Спросите на улице, кто такой Владимир Соловьёв и Вам назовут не имя русского философа. Так что не надо про духовность. Даже звучит не искренно.

отказ от самобытного духовного пути развития
Проблема не в том, что у России особый путь, а в том, что он вымощен благими намерениями (с)

К тому же, я как-то не склонен абсолютизировать позицию Данилевского о России как об особенном цивилизационном типе.

Не лишне припомнить, что именно Западная «цивилизованность» породила такие реалии мирового масштаба как колониализм, нацизм, фашизм, империализм, марксизм. Она же (а не Россия, в чём её постоянно винят) породила идеологию коммунизма.
1. Россия тоже проводила колониальную политику. И Казань брали и Астрахань и в Туркестан вошли.
Колониализм же европейский также отдельная и сложная тема, как обычно бывает, мифологизированная. Так представьте себе Египту Англия дала независимость по доброй воле (притом формально признавала Египет принадлежащим Османской империи) и уж совсем интересно как при союзничестве с Англией Египет было дело захватил Судан.

2. Нацизм и фашизм. Ну да, они появились в Европе. А где бы им ещё появиться? Ну ок. А режим Пол-пота где появился? А идеология Чучхе какое отношение имеет к Европе? Ну в самом деле. Не надо уж делать вид, что только европейцы до такого додумались. Индийские касты существовали за долго до играющих в арийцев немцев.

3. Европа породила коммунизм. Чудесно. Только где он расцвел? Разве на родине Маркса взрывали Храмы? Нет-нет. Это именно на территории нашей Родины установилась коммунистическая империя. И где, простите, лежит мумия вождя мирового пролетариата?

Религиозные и захватнические войны, крестовые походы, борьба с инакомыслием, пыточные камеры, инквизиция, перекройка христианства, разрушение базовых христианско-культурных основ, использование оружия массового поражения, концентрационные лагеря, насильственные эксперименты над людьми (включая детей) — всё это: страшные вехи цивилизационного Западного пути.
Неправда.
  1. В Европе были религиозные войны, но благополучно кончились. И головой подумали и в религии своей же не нашли причин для таких войн.
    Совсем другое дело совсем не европейский джихад, которые идёт и сегодня - вот самая настоящая религиозная война.
    Да и уж честно религиозные войны велись много где.
  2. Захватнические войны. Знаете, некоторые татары считают взятие Казани захватнической войной.
  3. Крестовые походы же как раз как и взятие Казани - война освободительная. Первый Крестовый поход начался после того, как в 1090 году халиф ал-Хаким устроил резню христиан в Палестине и Иерусалиме, разрушил множество Храмов, в том числе и Храм Гроба Господня. После 400 лет исламской военной экспансии европейцы наконец дали сдачи.
  4. Инквизиция. Только давайте без мифов. Реально инквизиция была куда более гуманным судом, чем суды светские. Дела расследовались тщательно и оправдательных приговоров было немало. Вот не хорошо хаять Европу штампованными мифами. Не хорошо.
  5. Оружие массового поражения. Ядерное оружие - как херувим с огненным мечом гарантировал миру 70 лет отсутствия полномасштабных войн.
    Применение же ЯО против Японии отдельная история. Спросите китайцев, что они об этом думают. Напомню: Нанкинская резня, когда японцы вырезали до 300 тысяч китайцев. А за всё время войны (с 1937-1945) погибло до 20 млн. китайцев (17 млн. - мирные жители). И вот я как-то не думаю, что китайцы выразят какое-то особенное сочувствие такому возмущению про применение ЯО.
  6. Концентрационные лагеря. ГУЛАГ. Достаточно одного слова.
такие защитники Западных ценностей
Так перечислите западные ценности так глубоко противоречащие ценностям нашим, русским.
Какие они?
Составьте список западных ценностей, только того, что действительно для Запада ценности (а не приписывайте тут нацизм и т.п.) и укажите каким русским ценностям они противоречат.
Конкретно.
Большой ли выйдет список?
Или может это только шаблон такой без содержания "западные ценности".
Вот что это такое?
Вот свобода слова - западная ценность.
Частная собственность - западная ценность.
Это нам очень претит? Мы против свободы слова, мы не хотим владеть имуществом?

в круг критиков Европейского общества всегда входили и сами европейцы.
И что? Простите, есть критики Евросоюза. Я в их числе. Но ЕС ещё не вся Европа, и тем более ЕС не исчерпывается европейская цивилизация.

Вот как оценивал ситуацию преподобный Иустин (Попович), европеец, которого трудно заподозрить в незрелости суждений: «Чему учат детей в школах? Чему на улицах? Чему, чему? — дьяволу! Чтобы попирал он все Божие, все Христово! ...Ведь чему нас учат, чему поучает нас Европа? — Что эта жизнь должна быть без Христа, без Бога. А потому эта жизнь становится чем? — Сумасшедшим домом, именно так! ...Где душа европейского человека? Где души? Все разнежилось в страстях и похотях мира сего, в его наслаждениях» [2, т. 1, с. 386].
А Вы уверены, что понимаете контекст?
Знаете это в СССР поучали жить без Христа и активно это добивались.
И увы всё то же можно сказать и о русских и вчера и сегодня.
Например мои религиозные чувства крайне оскорбляет мавзолей на Красной площади. Я совсем не праведник, но вот мне как-то очень не по себе, что у нас до сих пор восхваляются убийцы святых.
И между прочим коммунисты недавно на полном серьёзе потребовали снести памятник имп.Николаю II в Екатеринбурге.
А вот у меня аналогичное мнение о памятниках Ленину.

Так где же душа русского человека?

В заключение скажу, что, как думаю итак понятно, я нахожу Вашу статью претенциозной и во многом транслирующую самые разные мифы. Извините, но это пропаганда, а не разбор по существу. "На Западе всё плохо, а у нас духовность". И я с таким подходом не согласен.

Спаси Христос.
 
Я думаю, что духовность- это личные взаимоотношения с Богом, а отношения с Богом напрямую зависят от праведности, нравственности и особенно, веры.
 
Сверху