Алёшка

Дорогие читатели! Вчера, в Радоницу, мы вспоминали наших усопших, а сегодня мы публикуем в блоге «Мир глазами христианина» материал, посвященный молодому парню из Сибири, Алеше Коневу, который трагически погиб, едва поступив в университет. Его отец, Игорь Конев, смонтировал трогательный видеоролик в память об Алеше и написал небольшую статью. Да, это видео невозможно смотреть без слез, но мы убеждены, что должны поделиться им со всеми вами. Чтобы мы все помолились о упокоении души мальчика. И будем помнить: у Бога нет мертвых, но все живы!

Игорь Конев

Алёшка

Почти весь фото и видеоматериал, использованный мною в этом ролике, был отснят в Туве, куда мы ездили по приглашению моего брата в августе 2011 года. А 4 декабря того же года, на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Алёшки не стало.

Для верующего, как пишет о. Александр Ельчанинов, «нет ничего случайного на свете. Тот, кто верит в случай — не верит в Бога». Только при монтаже фильма я осознал, что если бы не эта поездка, если бы не тотальная увлечённость моего брата фотографией и видеосъёмкой — не было бы ни этого ролика, ни ещё более чем тысячи снимков и богатого видеоматериала, которые остались нам на память о последних месяцах жизни нашего сына. Словно Господь давал нам время и возможность подготовиться, «напитаться» нашим Лёшкой…. Только кто бы знал, как мы тогда были далеки от понимания этого.

Авторы видео и фото-материалов: Конев А.Г.; Конев И.Г.
Автор монтажа: Конев И.Г.
Использована композиция группы ДДТ «Это всё, что останется после меня...». (Ю.Шевчук)

Мы просто радовались каждой минуте, проведённой с сыном. Просто радовались тому, что у нас вырос такой ребёнок, и ценили это. Когда приезжали поздно вечером домой с работы, уставшие и задёрганные, а в хате уже жарко натоплено, в баньке дожидается душистый берёзовый веник, а на столе ужин. И всё это не по какой-то обязанности или обострённому чувству долга — а по любви…. Именно по любви.

Не умею объяснять…. Он точно знал, что любим нами и пытался всеми способами, которые были ему доступны, ответить на нашу любовь. Показать, что наше чувство взаимно. Не принято у нас было говорить о любви вслух: подойдёт вдруг, уткнётся лбом в плечо…. И никаких слов не надо. Отойдёт, конечно, через мгновенье, застеснявшись, взрослый парень всё-таки, а во взгляде: «Пап, я люблю вас и я вижу, что и вы меня любите». И все его хлопоты по хозяйству — не из-за страха потерять нашу любовь…. Из-за страха сделать любимым людям больно.

***
Я всё тогда удивлялся: ну откуда нам такое чудо? Сказать, что мы ежедневно и методично занимались его воспитанием?.. Так не было этого. Потому что мы любили его? Так все нормальные родители любят своих детей, а результаты иногда — прямо противоположные. Господь один знает….

Помню, пошли мы с ним (лет пять ему было) на концерт Краснознамённого ансамбля песни и пляски, который непонятно каким ветром занесло в поселковый Дом Культуры одного из райцентров Новосибирской области, где мы тогда жили. Выступление такого коллектива в нашей глухомани было событием, поэтому зал был полным. Однако и нам место нашлось, на балконе, — уж очень мне хотелось впервые показать сыну «живое» выступление артистов. И те не подкачали – и пели, и плясали, что называется, с душой. Где-то через час после начала концерта Лёшка, сидевший у меня на коленях, устал: и так повернётся, и эдак, поворчит себе под нос что-то, но мне не говорит ничего.

«Устал, сынок? — спрашиваю. — Так пойдём домой, уже достаточно посмотрели».
Головой мотает: мол, нет, не пойдём. Ладно, думаю, видно так понравилось, что и усталость нипочём. Сидим ещё минут десять. Но ведь явно устал:
«Пойдём уже, хватит. Ведь устал», — опять говорю Лёшке.
Тот снова головой мотает — нет.
«Да в чём дело-то?» — спрашиваю в изумлении.
А он к уху моему потянулся и шепчет:
«Пап, да как мы уйдём? Они ведь для нас стараются!»
Чтобы не мучить малыша, я с ним договорился, что объясню старшему в ансамбле, почему мы уходим, и мы ушли только тогда, когда я обещание своё выполнил.

***
Я сейчас всё чаще думаю, вспоминая о нём, что было у Лёшки какое-то христианское смирение. Поверьте, это ничуть не преувеличение.

Практически каждые каникулы он проводил у родителей жены, своих дедушки и бабушки. Деревня, расположенная на берегу огромного озера, в которой они живут, находится более чем в пятистах километрах от города, поэтому часто «баловать» стариков своим вниманием мы не могли. Духовной отдушиной для них, особенно на летние, самые длинные каникулы, был Лёша. Они минуты считали, оставшиеся до того момента, когда он подъедет к их дому, разрабатывая целые программы его пребывания в деревне: обучение езде на мотоцикле, строительство лодки, рыбалка, купание в озере каждый день, независимо от погоды, лес с грибами и ягодами и много чего ещё. Этим всем заведовал дед, до пенсии — директор местной школы, преподаватель русского языка и литературы и дока на все руки. Дом построить, печь возвести, оформить школьные коридоры и классы —для него не было ничего невозможного. Бабушка отвечала за «продовольственное обеспечение» команды и «информационную поддержку»:

«Набегается, накупается, наработается, а как стемнеет, разложит своё кресло-кровать возле моего дивана, уляжется и говорит: «Баба, а расскажи про «старину». Это, то есть, про нашу молодость. Как с дедом познакомились, где побывать пришлось, почему в учителя пошли…. О чём только не говорили. Слышу, затих, спрошу тихонько — уснул ли? — Нет, ба, интересно, — рассказывай дальше. Не сплю».

А ещё он давал имена дворовой живности, будь то кролик, петух, поросёнок или кошка. С ходу, не задумываясь, но всегда абсолютно точно характеризуя именем сущность «объекта».

Но детство, а тем более юность — пора быстротечная. Весной 2011 года, в преддверии последнего, перед выпускным классом, лета, встал вопрос – ехать, как всегда, в деревню или остаться в городе: подзаработать с одноклассниками денег на выпускной, позаниматься с репетиторами перед предстоящим ЕГЭ, походить на концерты рок-знаменитостей, не упускавших случая посетить с гастролями наш двух миллионный город, просто весело провести время с друзьями…. Как ни крути — на селе ничего этого нет. Понимали это и дедушка с бабушкой, поэтому решение оставили за Алексеем.

«А можно сделать и так — съездишь на пару недель, попроведаешь деда с бабой, и в город вернёшься. — Предложил я, пытаясь облегчить выбор сына». После долгого раздумья он ответил: «Нет, поеду на всё лето. Нужен я им. Без меня они совсем «закиснут». А в августе, как в Туву поедем, меня и заберёте».

***
Будучи крещённым во младенчестве, тем не менее, Алёшка знал мало — наше родительское упущение, наша теперь непреходящая боль. Но как мы могли научить своего ребёнка тому, о чём и сами имели смутное представление? Тому, что проходило совсем рядом, касаясь нас своим величественным крылом и заставляя задумываться о нашей роли на земле и цели нашей жизни, но чего мы, в своё время, так и не сумели разглядеть? И всё же….

Помню однажды, когда мы ехали после Лёшкиной тренировки по системе «Русского боя» домой, он у меня спросил: «Пап, у нас каждое занятие начинается с молитвы, молитвой и заканчивается. Как мне к этому относиться?»
Эх, мне бы, дураку, тогда…. Но я только спросил:
«А что, у вас молитва обязательна для всех? Вас к ней принуждают»
«Нет, пап, что ты — по желанию. Молитва у нас — дело добровольное».
«Ну, так что ж ты переживаешь? Просто стой и слушай. Нужно с уважением относиться к верованиям других, тем более, что Православие — добрая вера».

Для меня, тогда ещё некрещеного и от веры далекого, это, почему-то, было глубоким убеждением, которое я старался осторожно привить и сыну. Осторожно потому, что своё собственное мировоззрение он должен был выработать сам.

Через девять дней после того, как сына не стало, я приехал к его тренеру: «Костя, скажите, пожалуйста, несколько слов об Алёшке. Каким вы его запомнили?» Костя медленно развёл руками, и мне вдруг стало страшно, что он или не скажет ничего, или отделается парой банальных, приличествующих такому горестному случаю, фраз. Но Костя сказал: «Он для нас был солнышком. Парня такой удивительной души я в своей жизни ещё не встречал. До сих пор не верится, что его больше с нами не будет. — Он немного помолчал и закончил. — Мы теперь о нём каждую тренировку молимся».

***
Я бесконечно могу рассказывать о сыне. О том, как обсуждали прочитанные книги и фильмы, которые посмотрели вместе. О том, что он искал в будущей профессии не денег, а возможности помогать людям. О том, каким он был ЧЕЛОВЕКОМ. Но моё мнение об Алёшке, как мнение отца, всегда будет предвзятым. Поэтому я умолкаю и даю слово его друзьям, которые до сих пор пишут на его страничку «В Контакте»:

Даша: «Хороший, хороший, наш самый лучший брат, Лёша! Где же ты? Мы так скучаем!»
Дмитрий: «Вот, Леша, уже год прошел, как тебя с нами нет. Надеемся, тебе там так же хорошо, как и здесь. Знай, мы тебя помним, мы всегда с тобой, самые верные и самые близкие...».
Анастасия: «Незаменим - все мы почувствовали это в уже уходящем году…. Ты всегда с нами, в наших сердцах…».
Кристина: «Время летит, но мы никогда тебя не забудем, Лёшенька…».
Юля: «Любим и помним, Лёш. И дико скучаем…».
Иван: «Крайняя нужда в человеке этом. Иной раз вспомнишь о нём в настоящем времени, а потом осечка…. Каждому бы такого друга, как он…».

***
«Со Святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего Алексия, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
Аминь.

Об авторе. Игорь Конев. 44 года, прихожанин храма во имя Царя-страстотерпца Николая II (Новосибирск). Прихожанин из меня, к моему стыду и сожалению, неважный, так как в данный момент работаю на стройке, график текущий и на службы попасть удаётся редко…

На стройке я занимаюсь тем, что кладу кирпич, потому что я профессиональный каменщик. Работа тяжёлая, но достаточно «вольная», постоянно на свежем воздухе, и неплохо оплачиваемая, что позволяет финансово «поддерживать» различные семейные проекты.

А ещё в различные годы была сезонная работа в геологической экспедиции (сплавлялись по рекам юга Якутии в поисках золота), работа фрезеровщиком на заводе (когда учился в институте на вечернем отделении), служба в системе МЧС (начальник караула в пожарной части), опыт работы таксистом (когда в кризис 2008 года стройки позакрывались), опыт ведения праздников и корпоративов (от написания сценариев до вокала) и немного по «мелочи» :)

Люблю музыку, литературу, кинематограф (композиции, произведения и фильмы, в которых есть душа и интеллект). К телевидению равнодушен, если не сказать больше. Немного играю на гитаре (что называется — для себя) и мечтаю написать что-то такое, что сможет пригодиться хотя бы одному человеку в его жизни.

Но самое главное для меня сейчас — стать православным христианином не по названию, а по сути. Однако здесь я только в самом начале пути…


1.jpg

Комментарии

Дорогой Игорь! Сердце переполнилось до краев Вашей публикацией... Вы пишете о себе, что хотели бы записать что-то, что пригодилось бы хотя бы одному человеку. Уверена, эта статья и фильм пригодятся не одному десятку. Какое светлое лицо у Вашего мальчика! Велик след, который он оставил в душах своих друзей - уверена, они не будут относиться к жизни легкомысленно...
Как часто мы не ценим своих близких, не ценим великий дар Господа - возможность прикоснуться к жизни другого человека, а если это твой ребенок - как часто забываешь, что он в первую очередь - Божий, а тебе дарована благодать сейчас о нем заботиться, что это не навсегда - на время. Забываешь относиться к нему с почтением и трепетом. А НАДО ПОМНИТЬ! Ваша работа, дорогой Игорь, помогает не забывать об этом. Помощи Вам Божией! Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего Алексия! (Какой удивительный день рождения его в жизнь вечную - введение во Храм...)
Будем молиться о Вас и Вашем сыне.
 
Господи, прими в благости и утеши душу раба Твоего Алексея...

Прочитал и задумался..., а что сказали бы обо мне, если бы вдруг и моё время истекло... ведь никто не знает, лишь Бог один ведает.
Родственники, коллеги, друзья... что бы сказали они... хмм... мдаа... не знаю, наверное не так уж много, к сожалению...

Не мне судить о справедливости Божией, почему люди рождённые праведниками рано гибнут, а злые живут долго... но у меня и у всех нас ещё есть время (будем надеяться), чтобы творить дела веры и любви... спасибо Богу за то, что даёт нам шанс оправдать Его доверие.

Огромное спасибо Игорю за статью. И спасибо Алексею за ... за то, что бесценно, за то что он был среди нас, за то что мы чувствуем читая о его жизни, и за тот свет который он дарил всем вокруг него... и да упокоит Господь его душу...
 
Возможно, моя запись получится не очень гладкой по стилю, т.к. писать тяжело, но и не откликнуться не могла. Игорь! Мой сын Максимка ушел из жизни 25 ноября 2011 г., Ваш Алешка через 9 дней после него. Скоро уже полтора года... даже мысленно не могу продолжить «…нет с нами, нет рядом», потому что они всегда с нами и всегда рядом. Просто на такой большой срок мы еще никогда не расставались. И очень скучаем. Прочитала о Вашем сыне, посмотрела видео и нашла очень много общего в характере и поступках наших мальчиков, даже внешне они показались чем-то похожими. Мы тоже стараемся, чтобы о нашем Максимочке узнало как можно больше людей. К годовщине мы издали его 3-х томник «Слава Богу за все…» (эти слова Максим написал в дневнике в последний день своей земной жизни), прошла презентация книги, рассказы и стихи сына печатаются в газетах и журналах. На этом православном сайте тоже были публикации, которые многих добрых людей не оставили равнодушными. Очень хорошо, что именно через «Азбуку Веры» и Вы познакомили с Алешей. Непременно буду молиться о нем. А еще после прочтения я почувствовала, что отцам не менее тяжело переносить боль утраты, чем нам – матерям. Склоняю голову перед Вашим мужеством. Светлая память нашим светлым мальчикам. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
 
Иногда молчишь не потому, что нечего сказать, а потому, что хотелось бы сказать слишком много. Скажу только: как хорошо, что после Алешки осталось так много!
Людмила Никеева
 
Дорогой Игорь! Дорогая Антонина! Дорогая Людмила Александровна!
Спасибо вам за мужество! Вы делитесь с нами самым сокровенным. И эти ваши свидетельства переворачивают душу, заставляют задуматься и даже измениться!
Храни Господь!
 
Когда в голову мне приходят грустные мысли о невозможности родить собственного ребёнка - похожего на мужа и моих родителелей, генетически унаследовавшего от них всё самое лучшее - меня всегда переключают и "встряхивают" истории тех родителей, которые потеряли любимое чадо. Сразу осознаю, как глупы и бессмысленны слёзы о том, чего в твоей жизни нет и никогда не было, по сравнению со слезами тех, кто обладал великим сокровищем и потерял его...

А ещё... Я бы хотела когда-нибудь воспитать такого доброго сына, как Ваш Алёша. Даже если бы потом пришлось с ним разлучиться на многие-многие годы... Низкий Вам поклон, Игорь, за достойный пример отца. И спасибо всем тем родителям, которые помогают мне осознать и понять в жизни главное, увидеть собственное неразумие и неблагодарность по отношению к Богу. Буду молиться за Алёшу.
 
Царство Небесное, дорогому Лешке и сил его родителям. Этот фильм - лучше всяких венков и цветов служит памяти милого мальчика и вразумлению нас, грешных… Как мы должны учиться ценить счастье общения с теми, кто рядом!.. Как должны дорожить каждой минутой этой жизни, потому, что она пойдет с нами в вечность!.. И как должны помнить о вечности, потому, что нынешняя жизнь хрупка и иллюзорна: вот она есть, а вот ее уже и нет…
 
Дорогие мои, ещё вчера хотел Вам ответить…, да не смог, чувства переполняли…. Спасибо Вам за Ваши проникновенные строки, за поддержку, за Ваши молитвы Алёшке, за то, что его образ, как солнечный лучик, теперь будет и в Ваших сердцах. И пусть он будет может и небольшим, но тёплым и светлым огоньком Веры, Надежды и Любви.

Дорогая Антонина, я читал все публикации о Вашем сыне и все его рассказы, притчи и стихи, по мере их появления на «Азбуке…», а притчу о светлячке выложил на страничке своего сына…. Максим из тех удивительных людей соприкосновение с которыми, пусть даже опосредованно, очищает душу, пробивает в панцире наших сердец может маленькую, но не зарастающую больше брешь к Царствию Небесному внутри каждого из нас. Надеюсь и верю, что как подобное стремится к подобному, души наших мальчиков встретятся….

Дорогая Виктория, спасибо Вам за помощь и участие в подготовке этой публикации. Низкий Вам поклон.
Татьяна, Геннадий, Нина, Людмила Александровна, отец Константин – да хранит Вас Господь!
 
Дорогой Игорь, спасибо Вам, за то, что познакомили нас с Алёшкой… В глазах слёзы, а на сердце радость… Царствие Небесное милому мальчику, а Вам, родным его, милости Божией и сил в ожидании встречи! Буду молиться.
 
И правда - солнышко. Такое у Алексея удивительно светлое, чистое лицо. Вот ведь бывает, что кто-то заканчивает школу жизни раньше, чем ожидаем. И тяжело расставаться, и думаем: несправедливо. А человек просто, может быть, уже в этой школе прошел всю предназначенную программу, все свои зачеты сдал, пора ему - дальше...

Спасибо Вам, Игорь. За то, что сами вытерпели боль, а с нами поделились светом. Царствие Небесное Вашему сыну. И Вам - помощи Божией и утешения. Сил и веры.
 
Дорогой Игорь! Спаси Вас Бог за добрые слова о моем сыне. А Ваш комментарий к очерку о Максиме я зачитала на презентации книги. Так получается, что Максим как будто диктует, кому свои книги дарить. И они оказываются у людей, порой незнакомых, которые по настоящему остались неравнодушными к его светлой жизни и трагической судьбе. Сейчас мне представляется, что 3-х томник «Слава Богу за все…» лежит на письменном столе Алешки. Подскажите, как мне это сделать, через почту Максима, которой теперь пользуюсь я: malaptaha@mail.ru
 
Сверху