Знания или вера?

Православный христианин
Добрый день, друзья!

Никогда раньше не думал о том, что тяга к знаниям может быть чем-то предосудительным. Хотя, конечно, ещё апостол Павел писал, что знания надмевают, а любовь назидает. Но я принадлежу к поколению, выросшему в СССР, с его культом науки. Да и Ломоносов...
И вот недавно прочёл кое что у Ерма, в его знаменитом "Пастыре". Смысл таков: если тобой обуревает жажада познания - берегись, это не есть хорошо.
С аскетической точки зрения, может быть это и верно: плохо, когда нами овладевает нечто такое, чем мы не можем сами управлять.
Никто и никогда не говорил нам, что не надо изучать свою веру. Вопрос: в каком объёме? И ещё вопрос: а как это счетать с той простотой, к которой все мы призваны? Сам Господь Иисус Христос сказал довольно-таки противоречивую вещь: "Будьте просты как голуби и мудры как змеи",
Неавно спросил одного учёного монаха: "Можно ли сочетать простоту с учёностью?" Монах однозначно сказал, что можно. За отсутствием времни я не стал его допрашивать дальше каким образом это возможно.
Прошу вас, поделитьесь своими соображениями на тему как сочетать простоту и учёность.
 
Православный христианин
Добрый день, друзья!

Никогда раньше не думал о том, что тяга к знаниям может быть чем-то предосудительным. Хотя, конечно, ещё апостол Павел писал, что знания надмевают, а любовь назидает. Но я принадлежу к поколению, выросшему в СССР, с его культом науки. Да и Ломоносов...
И вот недавно прочёл кое что у Ерма, в его знаменитом "Пастыре". Смысл таков: если тобой обуревает жажада познания - берегись, это не есть хорошо.
С аскетической точки зрения, может быть это и верно: плохо, когда нами овладевает нечто такое, чем мы не можем сами управлять.
Никто и никогда не говорил нам, что не надо изучать свою веру. Вопрос: в каком объёме? И ещё вопрос: а как это счетать с той простотой, к которой все мы призваны? Сам Господь Иисус Христос сказал довольно-таки противоречивую вещь: "Будьте просты как голуби и мудры как змеи",
Неавно спросил одного учёного монаха: "Можно ли сочетать простоту с учёностью?" Монах однозначно сказал, что можно. За отсутствием времни я не стал его допрашивать дальше каким образом это возможно.
Прошу вас, поделитьесь своими соображениями на тему как сочетать простоту и учёность.
Прошу определить, как необходимо понимать и определять термины "простота" и "ученость"?
 
Крещён в Православии
Мне кажется, что знания надмевают, если на Бога не надеешься, а надеешься на себя. Я, когда училась, всегда просила помощи у Николая Чудотворца и он всегда помогал. И позже в работе. Иной раз сидишь и думаешь, как сделать то-то и то-то. Помолишься Николаю и все как по маслу идет. Как тут можно надмеваться, когда постоянно за помощью обращаешься.
 
Православный христианин
Мне кажется, что знания надмевают, если на Бога не надеешься, а надеешься на себя. Я, когда училась, всегда просила помощи у Николая Чудотворца и он всегда помогал. И позже в работе. Иной раз сидишь и думаешь, как сделать то-то и то-то. Помолишься Николаю и все как по маслу идет. Как тут можно надмеваться, когда постоянно за помощью обращаешься.
С Днем памяти святителя Николая Чудотворца)))
 
Православный христианин
"Можно ли сочетать простоту с учёностью?"
Здесь есть не слишком явный момент: коллекционирование знаний или исследование? у этих двух разная мотивация. Правда иногда не просто различить, идут вместе. Надмевает первое, когда получаешь удовлетворение от процесса обучения, а копание истины, второе, даже в чем-то смиряет.
 
Православный христианин
Прошу вас, поделитьесь своими соображениями на тему как сочетать простоту и учёность.
Думаю, как это понимал святитель Григорий Богослов: "Тот, кто мудрость змеи во злом и чистоту голубя в добром смешал, ни мудрости не позволит стать злокозненной, ни простоте — несмысленной."

Есть ещё высказывание, смысл которого заключается примерно в том, что плох тот учёный, не умеющий вполне доступно объяснить своё открытие пятилетнему ребёнку.
Т.е. глубокомысленность, заключённая в простой форме.
"Простота - это то, что труднее всего на свете;
это крайний предел опытности и последнее усилие гения."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Добрый день, друзья!


Прошу вас, поделитьесь своими соображениями на тему как сочетать простоту и учёность.
Доброта и веселость и ученого человека может сделать простым. ИМХО.
 
Крещён в Православии
Смысл таков: если тобой обуревает жажада познания - берегись, это не есть хорошо.
Возможно, если это жажда познания Бога - тогда, мне кажется это не плохо а замечательно. А Бога можно найти в любом познании.
Вопрос: в каком объёме?
В неограниченном, знаний о Боге, не может быть много...
а как это счетать с той простотой, к которой все мы призваны? Сам Господь Иисус Христос сказал довольно-таки противоречивую вещь: "Будьте просты как голуби и мудры как змеи",
Ничего противоречивого. Быть простым совсем не значит быть глупым неучем. Господь говорит будь умён, и будь прост, оттого что, умён. Чем человек умнее, тем он проще в обращении.
на тему как сочетать простоту и учёность.
От настоящего ума и знания никогда не заносятся, наоборот, тот, кто больше понимает, тот, и ответственности несёт больше, перед Богом, перед людьми, перед самим собой. Отсюда и простота, от ума, кто несёт ответственность, тот любит, кто любит, тот прост. Умную простоту все уважают. Жажда знания -это Божий дар.
 
Москва
Православный христианин
О простоте во Христе:


***

Преподобный Нектарий (Оптинский) об учёности:

Как-то одна его духовная дочь горестно говорила своей подруге в батюшкиной приемной: «Не знаю, может быть, образование совсем не нужно и от этого только вред. Как это совместить с Православием?»
Старец возразил, выходя из своей келии: «Ко мне однажды пришел человек, который никак не мог поверить в то, что был потоп. Тогда я рассказал ему, что на самых высоких горах в песке находят раковины и другие остатки морского дна, и как геология свидетельствует о потопе, и он уразумел. Видишь, как нужна иногда научность».

 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если из науки делается идол, то это грех против заповеди об идолопоклонстве. А если заниматься наукой для своей и общественной пользы, то это ремесло не хуже и не лучше других. Выполнение заповеди, данной в раю, о труде в поте лица своего.

Простота же есть отношение к Богу, к себе и к миру, отношение без лукавства, без надмевания, без "подвыпердов", честное и прямое.
Поэтому и ученый может быть простым человеком и неученый может надмеваться своей неученостью, как ровно и наоборот.

Если говорить об изучении Закона Божиего, то каждый христианин должен и может изучать его в силу своих способностей, меру которых определяет Бог. Мы о любимом предмете всегда хотим знать больше, поэтому желание узнавать что-либо о своей вере более того, что знаешь, вполне объяснимо.
 
Тула
агностик
Мне кажется, одно другому не мешает, проблемы могут возникнуть только у фанатиков.
В конце концов, если бы Бог не хотел, чтобы мы чему-то учились и узнавали природу, он бы не стал наделять нас разумом.
А касательно изучения собственной веры, знаю о людях, которые изучили религию с исторической точки зрения и остались верующими.
 
Православный христианин
Интересный момент, простота и мудрость.
Если нам известны некоторые вещи и логика их взаимодействия и наше сознание по логическим связям переходит от вещи к вещи, это мудрость (душевная).
Если мы осознаём смысл, в котором все эти вещи соединены воедино и логика взаимодействия частей целого исходит из этого смысла, это простота (духовная).
 
Сверху