187. О простоте во Христе
«Боюсь, чтобы как змей хитростию своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонясь от простоты во Христе». (2Кор. 11:3)
Слышите ли, братие. Что св. апостол Павел говорит: он боится, чтобы диавол, как некогда Еву, не прельстил бы Коринфских христиан своей хитростью, чтоб от того не повредились их умы и чтобы они не уклонились от простоты во Христе. Что это за простота во Христе? У Господа и жизнь была проста, как у простого человека, и одежда проста, и дом простой, как у плотника Иосифа, где он жил, и речь проста, и обращение с людьми простое, натуральное. Что, если бы св. апостол посмотрел на нынешних христиан? Ныне со всякой простоты смеются: строит ли дом кто, строит непростой дом, но похитрее, помудрее. Строит не для того, чтобы в нем уютно можно было жить, а выдумает при помощи искусных мастеров и архитекторов, такой дом, которому бы удивлялись все люди, соседи и все мимо проходящие. Господь всю жизнь на земле ходил, а не ездил. Ныне чрез улицу не перейдет пеший, особенно в непогоду: «извозчик подавай дрожки или лошадей!» кричит человеческая гордость. У Господа простая была пища: хлеб видим на столе, иногда рыбу и редко мед. Зайдите ныне в любую кухню, даже в кухню небогатого человека, там такая идет суета, такие выдумки, которым сам диавол искуситель удивляется. А что сказать о богатых? Все на столе видишь, такое хитрое и мудрое, и пища, и напитки такие, которым и названия не знаешь. О, как далеко все это от простоты Христовой! Господь носил только две одежды: хитон и хламиду сверху от непогоды. А ныне двух одежд на нищем не увидишь, а о богатых нечего и говорить. Одежда хитрая и причудливая, на нее тратятся большие деньги, ею увлекаются, прельщаются, в изысканности одежды находят особенное удовольствие, особенное счастье, особенно женщины. Обращение Господа с христианами всегда было простое и бесхитростное. Посмотрите, как Господь обращается в доме даже знатных людей: Иаира, Закхея мытаря на вечери Симона фарисея и даже на браке в Кане Галилейской и тени вы не усмотрите хитрости или натяжки во всем обращении Его с людьми. Так жили, поступали и обращались христиане первых веков: мы видим их, приветствующих друг друга и лобызающихся с детской простотой и невинностью. А ныне эти церемонии, эти этикеты, эти тосты, эти речи, эти пожатия руки, эти льстивые приветствия – все это показывает, что ныне христиане цивилизованные и образованные до того, что даже осмеивают простое обращение и христианское приветствие. Не показывает ли все это, что не только умы наши повреждены, но и сердца и нравы, что между нами вовсе нет простоты и искренности сердечной, что все то, что делается ныне между нами, есть ложь, хитрость, обман, что мы одно говорим, а другое думаем, что одно у нас на сердце, а другое на языке; что мы только стараемся обмануть друг друга и называем невеждой откровенного человека, что мы что ни говорим, что ни делаем, все и делаем, и говорим с лукавством, лицемерием, обманом, что мы наружно являемся гробами, повапленными, как фарисеи, а внутренность наша полна лукавства, хитрости, обмана, гордости, разврата и всякой нечистоты. Боже праведный! Что будет с этим миром лукавым и прелюбодейным, наполненным лукавством, хитростью и обманом всякого рода, когда Ты сорвешь со всех маску лицемерия и откроешь тайны сердечные! О, горе! Горе тогда постигнет род человеческий. Аминь.