А если не справедливый, то неминуем ущерб всему, что пострадало от несправедливости. И будет противоречие с Откровением (6, 10-11):
Кроме Христа от несправедливости не пострадал никто. Ибо всяк человек ложь.
"Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём»." (Рим 3:4)
Соответственно в суде смог оправдаться только Христос.Значит остальные по справедливости - виновны.
И будет противоречие с Откровением (6, 10-11):
Никакого противоречия не вижу.
Во-первых: дословное прочтение Откровения весьма сомнительное занятие.
Во-вторых: о мести говорят некие души убиенных. что это за души не сообщается и они в одном ряду со всякими животными, всадниками и прочими образными существами и сущностями. Но даже если допустить что это мученики, то повествование этой главы происходит как бы во времени и им сообщается что к ним еще приложатся их братья, соответственно эти мученики относятся как минимум к определенному периоду. Возможно допустить, что это ветхозаветные мученики, где око за око было заповедью. Тогда, так же, можно допустить, что Господь успокаивает их "И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время". Что произойдет за это малое время - не сообщается, но Господь не говорит что будет мстить. Можно вполне допустить, что через малое время они увидят воочию замысел Божий который превышает их понимание о воздаянии и они примут этот замысел о милосердии, а не о мести. Но чтобы совершить справедливость в отношении их - им даются белые одежды.
Я могу быть не прав в этой своей экзегезе этих стихов Откровения, о милосердии через малое и исполнении справедливости в отношении мучеников но не мучителей. Но она всяко лучше вашей идеи мести. И нисколько не противоречит тексту.
Хотя идея ада - она о справедливости
Я не вижу чтобы идея ада была о справедливости.
Сжиганию подлежат вовсе не те, кто несправедливо действовал в жизни. А только и только то будет сожжено, что когда исполнится всё Слово Господне и взрастут зерна и плевелы - они будут отделены
(Мф. 13:49).
Как сказал прп. Иустин (Попович):
❝В целой вселенной будет выставка Христова добра и диаволова зла…❞
Т.е. огню предадутся не те кто плохо себя вел, а то, что больше не имеет потенции к Рождению свыше. Даже Чикатило и Шикельгрубер были бы прощены не смотря на запредельные ужасы. Если бы могли покаяться. И никто бы им не вспомнил ни одной слезинки ребенка. И не заикнулся бы о справедливости. О, если бы только они могли!..
То:
"Ты не покупал Мне за серебро фимиама, и Я не желал тучных жертв твоих, но во грехах твоих и в неправдах твоих ты предстоял предо Мною. Я, Я сам заглаждаю беззакония твои ради Себя и грехов твоих не помяну. Ты же вспомни и станем судиться: скажи ты сначала беззакония свои, чтобы оправдаться." (Ис. 43)
Всю несправедливость мира берет на Себя Христос!
И до лампочки мне что придумал там Св. Фома Аквинский, при всем к нему почтении. Приставка "святой" не наделяет непререкаемостью.
Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Господь – праведен, любит правду»
(Пс. 10, 7). (прим. - любит справедливость (перевод РБО))
Сам Господь безусловно справедлив и праведен и любит правду. Иначе Он не был бы Бог. Но он не просто справедлив, Он - Абсолют. В присутствии которого - все иное что не Бог - исчезнет. Даже если это будет самый честный и добрый человек на земле.
"И рече: не возможеши видети лица моего: не бо узрит человек лице мое, и жив будет." (Исх 33:20)
Именно поэтому, Псалмопевец указывает на свойства Бога, чтобы мы поняли - на сколько непостижима благость Божия.
Но в этом то и заключается величайшая и непостижимая (даже Ангелам) мысль о кенозисе. Бог умаляет свой Абсолют (умаляя и Свою справедливость) дабы могли родиться Дети Божии.
Все дело не в справедливости и хороших поступках. А в потенции. Человек коптит это небо не до тех пор пока он делает хорошие поступки, а пока у него остается потенция к покаянию и Рождению свыше.
Другая [справедливость] связана с распределением и называется распределительной справедливостью; с ее помощью хозяин или управляющий воздает каждому по заслугам.
Вот я и говорю - это вера в Демиурга. Вера Каина не в Отца, а в справедливого Хозяина воздающего по заслугам.
Вот к чему и приводит Масоретский взгляд на Бога!
Ведь всякая порча устраняется не иначе, как только посредством совершенства некоей благости, а наипервейшим источником благости, как было показано выше (6,4), является Бог.
Я не понимаю что он этим хочет сказать. Что он понимает под словом "благость"?
Порча заключается в том, что человек умер. Умер не в переносном смысле, а в самом что ни наесть прямом, но не плане биологическом. Умер в тот же самый день когда в качестве пищи использовал запретный плод.
А к мертвому не применимы ни какие разговоры о справедливости. Все мертвые рАвно удалены от Бога. Ни больше ни меньше.
Вы можете мне возразить, что были ветхозаветные праведники угодившие Богу. Но я скажу на это, что ни один из них не приблизился к Богу ни капельки.
Иначе Христос был бы не нужен.., если бы морально-этические нормы могли бы приблизить к Богу.
Роль ВЗ праведников не приблизиться к Богу, а дать возможность приблизиться Богу к человеку... Что бы Бог успел хоть что-то сказать человеку прежде чем человек Его распнет.
Угодить Богу, значит сделать чуть прямыми Его пути.
"Глас вопиющаго в пустыни: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему." (Ис 40:3)
Бог милостив не в ущерб Своей справедливости; Он просто делает нечто сверх справедливости.
Когда не понимаешь непостижимого. Лучше не придумывать и не плодить сущности. "СВЕРХ справедливость"?!
Ну ну. Я даже не знаю как это прокомментировать.
«Милость превозносится над судом»
(Иак. 2, 13).
Как сказал один великий богослов "требуйте долива пива после отстоя пены"
Так вот цитата там следующая "
"Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом."
И вот тут и заключена Божественная справедливость сопряженная с милосердием.
Тот кто сам отказался от справедливости в отношении себя - тогда и Бог отказывается от справедливости в отношении отказника.
В этом и заключен главный урок Христа - абсолютный отказ от справедливости по отношению к Себе. Начиная с умовения ног как слуга (когда по справедливости Он Бог) и заканчивая БЕЗГРАНИЧНО несправедливым Крестом.
Кто способен воздать справедливость ХРИСТУ.
Никакие вечные мучения грешников не смогут покрыть эту несправедливость! Никогда!
Ибо Бог - это Целое. А грешники всегда останутся только частью, даже в вечности. А значит часть не может покрыть ущерб Целому. Но Богу это и не нужно...
Вечное наказание грешников не будет бесполезным. Оно полезно относительно двух целей. Во-первых, потому что охраняется Божественной справедливостью, которая приятна Богу ради нее.
Вот так вот думать - это и есть ад адский. Я даже не могу представить контраргумент, потому что это самоочевидно.
Вечное наказание грешников <...> они полезны, потому что избранные радуются
(!) Господи, помилуй! И избавь меня от такой радости!
Григорий говорит: «Всемогущий Бог, ввиду Его любящей доброты, не радуется мучениям несчастных, но ввиду Его справедливости, Он навечно не успокаивается наказанием грешников»
Вот отсюда и растут ноги у апокатастасиса. Комментировать не могу, потому что тогда мы уйдет в споры об апокатастасисе. А у меня по этому вопросы есть кое-какие мысли. Но я их не скажу (они ни нашим ни вашим). (-: по крайней мере не в этой ветке.