Взаимозаменяемость молитв

Православный христианин
У преп. Серафима Саровского уесть наставление как молиться утром и вечером известной нам молитвой. При этом он не указывает обстоятельств. Значит ли это ,что можно заменять утреннее и вечернее правило его молитвой? И заменяет ли Иисусова молитва эти правила?
 
Православный христианин
Тоже интересовал такой вопрос. Пока навыкаешь к правилам, продираешься через св. Василия, сто раз забросишь. Когда же языковой барьер устранить, опять преграда, содержание не очень ложится на душевный настрой.. Может и вправду полезнее для себя индивидуально подбирать и по благославению читать такое правило, хотя бы вначале. Замена Иисусовой молитвой вряд ли поможет, там своя трудность
 
Москва
Православный христианин
Я думаю, что такое понятие, как правило, молитвой назвать нельзя.
Если использовать чтение молитв , как правило , ну или как обязанность, по сути-разговор с Богом не получится.
Например, утром встал, вспомнил , что у меня есть правило произнести молитву - "Господи помилуй! " произнес и пошел дальше. Была в этом случае молитва?. Я думаю , что нет.
Молитва, это потребность поговорить с Богом.
Правило, это порядок тех или иных действий - встал, заправил кровать , почистил зубы, прочитал текст из Молитвослова, пошел на работу и т.д.
 
Москва
Православный христианин
Здесь (...) - на такой вопрос, который Вы задали в теме, отвечают священники. Ссылку оставлю внизу.

Если говорить от себя, то изменение правил, и вечернего, и утреннего, нужно обсуждать с духовником, или со священником с которым хотелось бы посоветоваться. Можно ли заменять правила, и вечернее, и утренее, Иисусовой молитвой.

И там, по ссылке, хорошо батюшки отвечают, по теме, что читать молитвы - это не молитва. Но данные правила в молитвословах, - организуют, дисциплинируют и вырабатывается послушание. Кому-то нужно и полезно будет заменять правила, через какое-то время нахождения в церкви. Или на какое-то время от них отходить. Это опять же лучше согласовывать с духовником(священником). Для кого-то это будет - не полезно. Всё индивидуально.

Ответы батюшек(по ссылке внизу) понравились. Кому интересно, пройдите, пожалуйста, по ссылке. Чтение много времени не займёт. Ответы у батюшек немного разняться. Но ведь мы же тоже разные, их пасомые. Поэтому, лучше этот вопрос обсудит со своим(своими) батюшкой(батюшками). А прочтение всех материалов в интернете держать как ознакомительные. Или познавательные.

Почему стала отвечать в теме? ... у меня эта тема возникала не один раз и потом я всё же решилась обсудить её с духовником. И он дал мне определённые благословения. Их и придерживаюсь. Обсуждать эти благословения здесь не нужно. Они даны мне. И брал батюшка во внимание, давая их - именно меня.

(...) - Ссылка: https://priest.today/questions/406
 
Православный христианин
Молитва, это потребность поговорить с Богом.
Правило, это порядок тех или иных действий
Отношение тоже важно, проявляется через такую дисциплину. Чтобы поболтать с человеком мы же не только свои жедания учитываем, а тут получается когда сами сподобимся. Сложно, но необходимо. Еще говорят бесы больше всего этого боятся и избегают, препятствуют правилу.
 
Москва
Православный христианин
Спасибо за Ваш комментарий.
Тем не менее, мне показалось, что сравнивать болтовню с человеком о суетных делах и общение с Богом о решении своей греховной судьбы в мольбе о прощении и благодорении за всё, в данном контексте, не совсем уместно.
Это общение , то есть молитва, не должна быть правилом, это сиюминутная потребность. Это конечно в том случае , когда я понимаю , что спастись без Бога у меня нет никаких шансов. То есть основное намерение , это спастись от греха, а не выполнить то или иное правило
Что касается правила, так оно должно быть одно - жить по Заповедям Христа. И оно не должно определяться количеством вычетанных текстов в Молитвослове.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Если говорить от себя, то изменение правил, и вечернего, и утреннего, нужно обсуждать с духовником, или со священником с которым хотелось бы посоветоваться.
(...) - Ссылка: https://priest.today/questions/406
Я не думаю, что если человек вместо утренних молитв из Молитвослова помолиться молитвой от всей души и полным вниманием к каждому слову, которую рекомендовал Христос - "Отче Наш..." навлекёт на себя беду.
 
Москва
Православный христианин
Я не думаю, что если человек вместо утренних молитв из Молитвослова помолиться молитвой от всей души и полным вниманием к каждому слову, которую рекомендовал Христос - "Отче Наш..." навлекёт на себя беду.
Думать не запрещено. Вы хотите обходиться без духовника, доверяясь своим думам. Я за совет с духовником. Если нет духовника, то - со священником, с которым есть желание посоветоваться.
 
Православный христианин
Я думаю, что такое понятие, как правило, молитвой назвать нельзя.
Если использовать чтение молитв , как правило , ну или как обязанность, по сути-разговор с Богом не получится.
Например, утром встал, вспомнил , что у меня есть правило произнести молитву - "Господи помилуй! " произнес и пошел дальше. Была в этом случае молитва?. Я думаю , что нет.
Молитва, это потребность поговорить с Богом.
Правило, это порядок тех или иных действий - встал, заправил кровать , почистил зубы, прочитал текст из Молитвослова, пошел на работу и т.д.
А ведь вы правы. Это то самое где ушли от истины фарисеи, законники и книжники иудейского народа.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Я не думаю, что если человек вместо утренних молитв из Молитвослова помолиться молитвой от всей души и полным вниманием к каждому слову, которую рекомендовал Христос - "Отче Наш..." навлекёт на себя беду.
Да, такое может быть. Можно помолиться двумя словами и это заменит Правило. Можно вообще молится без слов. Это зависит от многих факторов, но не о них сейчас речь.
Да, молитва, это не Правило и исполнить Правило, без приложения ума и сердца, это не молитва.
Автоматическое вычитывание Правил, не является молитвами.
Но, если не молится словами святых отцов, а именно их молитвы мы видим в Правилах, то как мы узнаем об их мыслях о себе?Литературу читать долго, ее много, а времени мало, в общем есть объективные сложности.
Что думал о себе, тот или иной святой и чем их мысли отличаются от наших? Если они конечно у нас есть - мысли.

Берем первую молитву Вечернего Правила и с первой строчки, возникает вопрос, а что значит-сподобивый мя?

Молитва 1‑я, святого Макария Великого (†390–391), к Богу Отцу

Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния, сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти.............

Разве святой Макарий не сам стал на молитву? Разве я не сам стал на молитву? Причем тут Бог,причем тут, сподобивый мя, если я сам стал на молитву, сам захотел, сам купил Молитвослов, сам нашел время для молитвы, сам дожил до этого часа?
Мы так не думаем. На самом деле, нет у нас таких мыслей! Мы, принимаем, это о себе, "по умолчанию", воспринимая - как само собой разумеющееся, как жизненный факт, тем самым ставя себя вне Бога, своей самостью.
А вот Макарий Великий, не думает, что сам, не воспринимает свою самость по умолчанию. Он говорит, я молюсь, я дожил до этого часа и это заслуга Бога вечного и Царя всякого создания.

Без ответов на эти вопросы, мы обкрадываем себя, так как по одной этой строчке, можно написать богословскую диссертацию! Ненадеяние на себя, эта та база, без которой вообще ничего не возможно и вера отсутствует в принципе.

Ссылка должна перевести на письмо, Самость и своеволие.

Есть интересный вопрос
Доброе мы дело делаем, когда молимся или нет? По нашей мысли - да, мы делаем доброе дело, как же иначе?
Но как, эта мысль, согласовывается со словами апостола?

-Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. (Иак.1:17)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
У преп. Серафима Саровского уесть наставление как молиться утром и вечером известной нам молитвой. При этом он не указывает обстоятельств. Значит ли это ,что можно заменять утреннее и вечернее правило его молитвой? И заменяет ли Иисусова молитва эти правила?
Вычитывал утренние и вечерние правила более 10 лет. Потом в силу изменения интенсивности своей рабочей деятельности перешел на правило прп. Серафима Саровского, добавив в него несколько молитв.
Молюсь (не вычитываю) данным правилом утром, перед обедом и вечером каждого дня (независимо от того, где нахожусь) уже несколько лет (7-8 лет). Данное правило стало нормой моей жизни.
 
Православный христианин
Кто любит молиться, тут со всем согласится
 
Православный христианин
ем не менее, мне показалось, что сравнивать болтовню с человеком о суетных делах и общение с Богом о решении своей греховной судьбы в мольбе о прощении и благодорении за всё, в данном контексте, не совсем уместно.
Это общение , то есть молитва, не должна быть правилом, это сиюминутная потребность.
Сравнивать нужно отношение, такой смысл сравнения был.. С людьми считаемся, с Богом нет.
Когда сиюминутная потребность, это отдельно, сверх того, благодатные моменты. Мне кажется тут очевидно, - одно другое поддерживает, больше привыкаешь к правилу, чаще и потребность будет.
 
Православный христианин
Врагом молитвы утренней является спешка
Мне кажется вот это наиболее существенно по вопросу ТС
 
Москва
Православный христианин
Думать не запрещено. Вы хотите обходиться без духовника, доверяясь своим думам. Я за совет с духовником. Если нет духовника, то - со священником, с которым есть желание посоветоваться.
Сравнивать нужно отношение, такой смысл сравнения был.. С людьми считаемся, с Богом нет.
Когда сиюминутная потребность, это отдельно, сверх того, благодатные моменты. Мне кажется тут очевидно, - одно другое поддерживает, больше привыкаешь к правилу, чаще и потребность будет.
Главное, что бы правило не стало целью в ущерб умной молитве и не приняло форму обязательного обряда, как это произошло у старообрядцев.
 
Москва
Православный христианин
Думать не запрещено. Вы хотите обходиться без духовника, доверяясь своим думам. Я за совет с духовником. Если нет духовника, то - со священником, с которым есть желание посоветоваться.
Святой апостол учит быть рассудительными в вере, а Христос вообще предостерегает в выборе учителя, так как может оказаться, что оба могут угодить в яму.
Священник священнику рознь. Если вспомнить Писание, то оно, как раз очень отчетливо показывает разницу в качестве священства. Взять к примеру священника Захария, воспитавшего Иоанна Предтечу и взять к примеру других священников , кричавших - "Распни!" Разница духовности , очевидна.
Полезнее всего, советы получать у святых отцов.
Да, у св.Серафима Саровского было своё правило, которое помогало ему в спасении. Куда мне грешному до него?
Тут бы "Отче Наш..." произнести со вниманием и не улететь в суетные мысли.
 
Москва
Православный христианин
Главное, что бы -( пишите о предостережениии в выборе учителя) - предостерегает в выборе учителя, так как может оказаться, что оба могут угодить в яму.
Главно при чтении ответов в теме не дробить их на предложения. А потом на них отвечать - по своему вкусу.
Духовника себе выбирают не сразу и не вдруг. Так же как и человека, к советам которого можно прислушаться. Поэтому и оставила в сообщении #4 мнения священников с опытом пастырского служения. Но это только мнения. Как конкретно в каждой ситуации поступать нужно обсуждать со священником, если нет духовника, - то, со священником принимающим исповедь. С ним же можно посоветоваться как применять святоотеческие советы в своей жизни.
Если будет такое желание, - посоветоваться со священником, чтобы найти правильное решение для своей ситуации, то Господь пошлёт такого священника. Помолиться нужно. Не один раз.

О совете со священником, есть упоминание и в ссылке которую оставлял Евгений :

"За конкретной рекомендацией имеет смысл обратиться к опытному пастырю, духовнику"(c).


О том как выбирать духовника написано много и книг, и статей. Например, есть книга протоиерея Вячесвлава Тулупова : Как выбрать духовного отца и жить под его руководством.
Электронная версия книги: https://azbyka.org/otechnik/novonachalnym/kak-najti-duhovnogo-ottsa-i-zhit-pod-ego-rukovodstvom/
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Главное, что бы правило не стало целью в ущерб умной молитве и не приняло форму обязательного обряда, как это произошло у старообрядцев.
Лучше бы не задеть лишний раз наших единоверных братьев и сестёр, т.к. не можем точно знать, что именно у них произошло с молитвенным правилом.
 
Москва
Православный христианин

Мне кажется вот это наиболее существенно по вопросу ТС
Лучше бы не задеть лишний раз наших единоверных братьев и сестёр, т.к. не можем точно знать, что именно у них произошло с молитвенным правилом.
Это да, но важнее, понимать помогает ли нам в спасении от грехов, вычитываемое правило.
 
Сверху