За одним монахом бес ходил 30 лет, стараясь соблазнить его, и все не удавалось. Наконец, через 30 лет, он соблазнил его блудом, и монах пал. Впасть в этот грех монаху все равно, что уничтожить все свои предшествовавшие труды. Бес пришел к падшему и сказал ему, что он теперь отпал от Бога и стал рабом греха и диавола.
— Ты теперь мой, – говорил бес.
— Никогда, я – Божий.
— Да как же ты можешь быть Божиим, когда впал в мерзейший грех? Ты ужаснейший грешник.
— Но что ж грешник? Я – Божий, а тебя знать не хочу.
— Да ведь ты пал?
— А тебе-то какое до этого дело?
— Куда же ты теперь пойдешь?
— В монастырь.
— Разве место тебе в монастыре, сделав такое ужасное дело? Твое место теперь в миру. Да к кому ты идешь?
— К духовнику на исповедь.
Бес всячески хулил духовника, останавливал монаха, но тот настоял на своем. Что же сказал духовник? Грех он его отпустил.
— Достойно плача, брате, все свои прежние труды уничтожил ты своим падением. Встань и начинай сначала.
А в ночь Игумену того монастыря, мужу высокой жизни, явился Господь
Иисус Христос. Он держал за руку монаха.
— Узнаешь ли ты, кто это? – спросил Господь Игумена.
— Узнаю, Господи; это монах из моего стада, да еще падший.
— Узнай же и то, что этот монах, не поддавшись наветам бесовским, склонявшим его к унынию и отчаянию, в самом падении своем посрамил беса; и Я оправдал его.
Такое значение имеет твердость и мужественная готовность, потерпев поражение в борьбе, начать ее снова, не впадая в уныние и отчаяние.
Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев
Том 2 составитель Терещенко Т.Н