ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Дорогие братья и сестры!
Появилась интересная идея. Сейчас идут подготовительные недели к Великому Посту. Многие смотрят телеканалы "Союз", "Спас", читают различную литературу: статьи на нашем портале, на Правмире и др., Евангелие, Святых Отцов, прозу, иные книги, посвященные данному периоду жизни христианина; конечно же, находят какие-то новые и интересные для себя мысли, которые раньше были неочевидны.
Суть идеи. Каждую седмицу выкладывайте эти понравившиеся вам мысли в виде кратких цитат (одну-две) желательно с указанием источника (можно со ссылкой). Даже если эти цитаты знакомы другим форумчанам, все равно будем
рады совместному духовному просвещению! В полемику лучше не вступать - тема просто для обогащения важными мыслями по поводу (и не только;)) Великого Поста.

P.S. На всякий случай
Великий пост
 
Крещён в Православии
Святитель Василий Великий

f97d00c6b346660f08752a6a4a407e52.jpg


«Если бы постилась Ева, и не вкусила с древа, то мы не имели бы теперь нужды в посте. Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел… Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата… Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления».
 
Крещён в Православии
brianchaninov1213_1.jpg
«Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум... должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии

Перевод:

Радуйся, истинное тело,
Родившееся от Девы Марии,
Воистину пострадавшее, закланное
На кресте за людей,
Чей пронзенный бок
Истек водой и кровью,
Будь для нас примером
В смертном испытании.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Дорогие братья и сестры!
Появилась интересная идея. Сейчас идут подготовительные недели к Великому Посту. Многие смотрят телеканалы "Союз", "Спас", читают различную литературу: статьи на нашем портале, на Правмире и др., Евангелие, Святых Отцов, прозу, иные книги, посвященные данному периоду жизни христианина; конечно же, находят какие-то новые и интересные для себя мысли, которые раньше были не очевидны.
Суть идеи. Каждую седмицу выкладывайте эти понравившиеся вам мысли в виде кратких цитат (одну-две) желательно с указанием источника (можно со ссылкой). Даже если эти цитаты знакомы другим форумчанам, все равно будем
рады совместному духовному просвещению! В полемику лучше не вступать - тема просто для обогащения важными мыслями по поводу (и не только;)) Великого Поста.

P.S. На всякий случай
Великий пост
Можно я видео размещу? По моему очень полезная информация.
О действии страстей в пост.
https://azbyka.org/video/o-dejstvii-strastej-v-post/
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Был бы рад совету, как определять меру поста если нет духовника. Люди разных сил и занятий, об этом никто не говорит. И календари, как понимается более пишутся по монастырскому уставу. Буду благодарен за вразумление.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
"Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин".

преподобный авва Дорофей,
Душеполезные поучения и послания
 
Крещён в Православии
Народная мудрость о посте.

Пост не в брюхе, а в духе.
Мимо моста – в реку, мимо поста — не дожить веку.
Хлеб да вода — здоровая еда.
Рада б душа посту, так тело бунтует.
Середи поста и матушка проста.
В посту редька да хрен, да книга Ефрем.
С поста не мрут, а с обжорства дохнут.
Хлеб да капуста лихости не напустят.
Постись духом, а не брюхом.
Больному да дорожному закон не писан (о посте).
Великий пост подожмёт тебе хвост.
Никто с поста не умирает.
В Великий пост как узлом затянуто.
(Скоромного нельзя)
Послушание паче поста и молитвы.
Путнику посты разрешены.
Во время поста и пища проста.
Пост холодный (Рождественский), пост голодный (Петровский), пост Великий да пост лакомка (Успенский).
Постное едим, да скоромное отрыгаем.(Суесловим)
Все посты постимся, а никуда не годимся!
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Да умолкнет всякая плоть человеческая,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ни о чем земном в себе да не помышляет,
ибо Царь царствующих и Господь господствующих
приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.

Пред Ним шествуют сонмы Ангелов
со всяким их начальством и властью,
многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица и возглашая песнь:
аллилуия, аллилуия, аллилуия.


http://foma.ru/da-molchit-vsyakaya-plot.html
 
Беларусь
Православный христианин
НЕРВНЫЙ ПОСТ (из книги "Любовь и пустота" архимандрита Саввы (Мажуко)

Каждый год — одно и то же. Ежегодная встряска и испытание. Проверка на прочность и верность. Экзамен на состоятельность. Проба на подлинность. Это все — про Великий пост — время красивое и печальное, торжественно-задумчивые службы, аскетические опыты и духовные упражнения. Мы постимся не просто так. Не исполняя древний и непонятный обычай, семейную традицию или национальный каприз. Вопрос — в доступности истины. Нужно так изменить себя, чтобы та истина, то Откровение, что является нервом всей христианской жизни — Благовестие Пасхи и Воскресения, победа над смертью — стало доступно нам, было пережито реально и действительно в моем личном опыте. Поэтому смысл Поста — в Пасхе. Мы изменяем себя, трудимся над собой, чтобы эта весть достигла нас в ее неискаженном виде. Не просто как нежный семейный праздник с таинственной ночной службой и разговением за круглым бабушкиным столом — это тоже важно и иметь такой опыт — огромное счастье, — но — преображение всего мира, единство этого мира в единстве Жизни Божественной, все пронизывающей, всевоскрешающей благодати Победителя Смерти. Вот для чего мы очищаем себя, исправляем свои злые навыки, и еще проще — знакомимся с собой, тем самым человеком, к которому эта пасхальная весть обращена.
Многие православные люди замечают, что Постом становишься сам не свой. Обостряются какие-то черты характера, встают из гробов забытые пристрастия, обиды и раздражительность. Неожиданно для себя можешь обидеть человека — вот прямо на ровном месте рассердиться из-за глупости, из-за чепухи, по инерции, разволновавшись, как ребенок или капризная барышня. Внезапно объесться какими-то булочками до болей в животе, три ночи подряд смотреть слезливый сериал, который и в жизни бы не включил просто из брезгливости. И как-то вечером обозреть жизнь свою серую и неуютную и разреветься от жалости к себе и ночью отрыть пыльную бутылку рома, древнего, забытого давно в шкафу и ненужного, и пить фужерами, давясь холодным салом с запахом газеты — все равно пропаду, позабытый и ненужный, так хоть сала поем, чтобы не так обидно. Люди, давно бросившие курить, забывшие вкус выпивки и эротики, веселые и ровные в обычной жизни, совсем необидчивые и обходительные, неожиданно срываются куда-то вниз и вяло падают без сопротивления, виновато улыбаясь самим себе. Будто не Пост вовсе, а нападение «зловещих мертвецов» — страстей и привычек, преданных забвению и, казалось, истребленных и истлевших в своих узеньких гробах. Что это такое? Почему это с нами происходит? И кто в этом виноват? Может быть — обычное весеннее обострение, изменения погоды и гормональный сбой, внезапный переход на пищу растительную и завышенные требования православного благочестия? Это все, конечно, немаловажно и опыт показывает, что самое простое объяснение чаще всего — наиболее вероятное. Однако.
Наша обычная размеренная жизнь, размеренная даже внезапностями образа жизни хлопотливого и суетного, не дает нам вглядеться в себя — что за чудовища дремлют там внутри колодца, мирно так посапывая. Так бывает, что человек, пришедший впервые на исповедь, ничего про себя плохого и сказать не может — и ведь не врет — действительно — приличный человек, любит стихи и кошек, навещает родителей по субботам, и с недоумением читает у прп. Иоанна Лествичника о том, что в сердце каждого человека живут семена всех, абсолютно всех грехов и порок — в сердце каждого, подчеркиваю — каждого человека, а значит и в моем.
— Что же получается — и Гитлер во мне гнездится и Сталин скрывается?
— Непременно!
— И Джек-потрошитель, и вот это ужасный...
— Обязательно!
— Но как же, позвольте, я ведь приличный человек...
— Поститься пробовали?
Это очень сложная тема, требующая длинного и подробного разговора, и я здесь приведу лишь один образ, намек, аналогию, которая поможет кое-что прояснить. Есть люди, пристрастные к марихуане и гашишу, молодые, в основном люди. Безжалостные социологи даже утверждают, что в США 40% школьников хотя бы раз пробовали «травку». Не об этом речь. Этот наркотик содержит вещества с почти «лошадиной фамилией» — каннабиноиды. Эти хитрые «лошадки» очень любят «устроиться» в жировых тканях человека, — уютнее там, что ли? Попали в организм человека, и сидят смирно среди лепидов — в мозге, легких и других тканях, богатых жиром. И очень неохотно они из жира уходят, порой могут и по 6 месяцев сидеть-посиживать и голоса не подавать. Но вдруг — начал человек худеть. Заболел, положим, поднялась температура, или сел на диету, или перенервничал — «лошадки» вырываются из «жирных объятий», и человек, давно уже марихуану не пробовавший, в самом неподходящем месте, скажем, за рулем, на экзамене, стоя на балконе, внезапно увидит море, пальмы и акул, одним словом, испытает наркотическое опьянение.
Нечто подобное происходит всякий раз, когда человек решается на какой-нибудь духовный труд и подвиг. Связанные в нашей душе суетой и хлопотами, просыпаются наши «кони», целые кавалерии страстей и страстишек и сметают пограничные заставы, а с ними и надежды чего-то достичь, в чем-то преуспеть, просто стать лучше. Это нормально. Не надо отчаиваться. «Чадо, аще преступавши работати Господеви, уготовай душу свою во искушение». Если уж я берусь истребить зло из себя, изгнать то, что не просто исподтишка отравляет мою жизнь, но что вводит в заблуждение мой ум и волю, — следует набраться мужества и решительности, смело называя вещи своими именами, не боясь «давать имена» демонам, живущим во мне, бороться с этим зверьем, с достоинством перенося поражения, потому что даже эти поражения учат нас не только ценить дар Пасхи, но и совсем просто — быть снисходительными с ближним, что и есть та мера мудрости, которая доступна самому незадачливому постнику.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Первая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о мытаре и фарисее
"Как минимум раз в год, а на деле, конечно, чаще, мы вспоминаем фарисея из рассказанной Спасителем притчи. Главным образом для того вспоминаем, чтобы кого-то обличить в не христианском, а именно фарисейском, отношении к ближнему. Основные приметы отношения этого суть: превознесение до небес своих собственных добродетелей, похвальба ими, уничижение окружающих людей-грешников, угадывание и тонкое, придирчиво-презрительное рассмотрение их немощей и пороков. А также – чрезмерное внимание к внешнему и небрежение о внутреннем. И мы нередко говорим о ком-то: «Ну, он фарисей!». Или еще: «Это какое же фарисейство!».
А я вот думаю о фарисее из притчи и мне его почему-то очень жалко. И не только потому, что он вышел из храма «менее оправданным», чем мытарь, хотя и поэтому тоже. В сущности, что нам такого уж плохого о нем известно, чего это мы на него так ополчились, что почти две тысячи лет не даем духу его покоя, но все поминаем и поминаем его недобрым словом. Каким именно? Да этим: «фарисей».
А может, есть в слове сем и что-то доброе? А может, и в нем, «менее оправданном», тоже что-то положительное удастся найти
? По мне, так точно удастся."
 
Последнее редактирование:
Сверху