В какой степени можно нарушать церковный устав?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Санкт-Петербург
Православный христианин
Верно!

Однако, как я читал, невнимание и рассеяние умом при молитве является очень и очень распространённым явлением, распространённым грехом. Про себя я это знаю наверняка.

Так что же, если не получается сосредоточиться и внимательно молиться на протяжении всего Правила, то не следует его "вычитывать"?

Нет!

Старцы, к которым с этой проблемой обращались люди, учили, что даже если одолевает немощь, усталость или лень, если молиться не хочется, молиться все равно нужно. Нужно читать Правило, стараясь при этом удерживать ум на смысле молитвы, пусть на минуту, пусть получится всего на полминуты, Бог и это видит и принимает!

"Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая"
 
Крещён в Православии
Как раз именно "вычитывание" вполне может грехом являться. Следует молиться, а не "вычитывать". А молитва это возношение ума и сердца к Богу, а никак не произнесение текста. Да, конечно, мы чаще всего мы пользуемся словами молитв составленных великими святыми, и которые помещены в молитвослов. Но по причине их высокой духовности и чистоты сердца авторов.
PS. Без молитвы не будет ни духовной жизни, ни религиозного опыта.
Я абсолютно с Вами согласен, что с точки зрения "духа" молитва должна являться добровольным возношением ума и сердца к Богу. И именно "вычитывание" может стать греховным.

Но с точки зрения "буквы" (устава, правил, установлений), - т.е. с точки зрения ГРЕХА НЕСПОЛНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ - не исполнение молитвенного правила и не соблюдение постов не будет ли тоже грехом??? Могу ли я по своему усмотрению молиться и поститься (молиться и поститься так, как хочу и тогда, когда хочу - т.е. самому, учитывая своё духовное состояние, настроение, готовность и желание, определить молиться ли и поститься ли вообще, и если да, то их меру); не будет ли это грехом и препятствием к причастию (ведь установление церковное то нарушится)?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я абсолютно с Вами согласен, что с точки зрения "духа" молитва должна являться добровольным возношением ума и сердца к Богу. И именно "вычитывание" может стать греховным.

Но с точки зрения "буквы" (устава, правил, установлений), - т.е. с точки зрения ГРЕХА НЕСПОЛНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ - не исполнение молитвенного правила и не соблюдение постов не будет ли тоже грехом??? Могу ли я по своему усмотрению молиться и поститься (молиться и поститься так, как хочу и тогда, когда хочу - т.е. самому, учитывая своё духовное состояние, настроение, готовность и желание, определить молиться ли и поститься ли вообще, и если да, то их меру); не будет ли это грехом и препятствием к причастию (ведь установление церковное то нарушится)?
Этот вопрос решается в личной беседе со священником, форум Вам такого ответа не даст.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Могу ли я по своему усмотрению молиться и поститься
Можете. Вера в Спасительную Жертву Господа Иисуса Христа, принадлежность к Его Православной Церкви - дело вполне добровольное.
не будет ли это грехом
Будет.
и препятствием к причастию
Если Вы покаетесь на исповеди о том, что не молитесь и не поститесь, и священник допустит Вас ко Причастию, то не будет.

Однако, готовясь ко принятию Святых Христовых Таинств, мы читаем Последование, в котором,
помимо прочего, просим Господа не осудить нас за недостойное Причащение. Безусловно, мы все недостойны того, чтобы принять в себя Бога, но, по-моему, нам следует делать все, чтобы оказаться чуть более достойными, честно и усердно работать Богу, в т.ч. молитвой и постом.

Мне лично страшно причаститься во осуждение...
 
К

Константин 777

Guest
Правильно ли я Вас понял: можно частично игнорировать Церковные установления и выполнять их в том объёме, который, на мой взгляд, будет соответствовать моей внутренней готовности к нему? Но не будет ли это являться грехом?
Это всё относится к аскетике. Знаете как переводится? - тренировка. Вы когда-нибудь видели человека чтобы сразу олимпийские рекорды устанавливал? Так и тут : захотите всё и сразу , надорвётесь и из церкви уйдёте... в ад. А оно вам надо?
 
К

Константин 777

Guest
Я абсолютно с Вами согласен, что с точки зрения "духа" молитва должна являться добровольным возношением ума и сердца к Богу. И именно "вычитывание" может стать греховным.

Но с точки зрения "буквы" (устава, правил, установлений), - т.е. с точки зрения ГРЕХА НЕСПОЛНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ - не исполнение молитвенного правила и не соблюдение постов не будет ли тоже грехом??? Могу ли я по своему усмотрению молиться и поститься (молиться и поститься так, как хочу и тогда, когда хочу - т.е. самому, учитывая своё духовное состояние, настроение, готовность и желание, определить молиться ли и поститься ли вообще, и если да, то их меру); не будет ли это грехом и препятствием к причастию (ведь установление церковное то нарушится)?
Предпочитаю называть не "вычитывание и чтение правила", а делание правила...
Правильно вам сказали : со священником... и это будет ещё одним правилом, но уже для поста и посещения храма...
 
Православный христианин
Это точно. Именно надрываемся иногда аскетикой и другими жёсткими рамками. И рискуем потерять Церковь
Я много лет старалась придерживаться одного железного принципа (старалась - не получалось - нарушала и страдала - снова старалась - и это привело ко греху). На прошлой Исповеди священник сказал мне слова, которые заставили меня попробовать оставить этот принцип. И это спасло меня от греха. Тяжело было переступить себя, но я понимала, что это унижение ради Господа. Теперь верю, что священник сказал мне слова от Господа
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Это всё относится к аскетике. Знаете как переводится? - тренировка. Вы когда-нибудь видели человека чтобы сразу олимпийские рекорды устанавливал? Так и тут : захотите всё и сразу , надорвётесь и из церкви уйдёте... в ад. А оно вам надо?
Если это ПРАВИЛО - то это не рекорд, а НОРМА. Рекорд не может быть ПРАВИЛОМ, а норма может. Так Церковь же говорит, что нужно всё и сразу - иначе это не было бы ПРАВИЛОМ. Где в правилах написано, что поститься можно не так, как в церковных правилах предписано (там есть исключения для: больных, утешествующих, учащихся, солдатов и тяжело работающих)?
Вот и получается или делай добровольно как предписано Церковными ПРАВИЛАМИ или ты не можешь быть членом Церкви, т.к. не исполняешь её правил (пост 24 выше: "будет" являться грехом, если не постишься и не вычитывашь правил). Если кто-то не делает, как предписано, то это своеволие и грех.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если это ПРАВИЛО - то это не рекорд, а НОРМА. Рекорд не может быть ПРАВИЛОМ, а норма может. Так Церковь же говорит, что нужно всё и сразу - иначе это не было бы ПРАВИЛОМ. Где в правилах написано, что поститься можно не так, как в церковных правилах предписано (там есть исключения для: больных, утешествующих, учащихся, солдатов и тяжело работающих)?
Вот и получается или делай добровольно как предписано Церковными ПРАВИЛАМИ или ты не можешь быть членом Церкви, т.к. не исполняешь её правил (пост 24 выше: "будет" являться грехом, если не постишься и не вычитывашь правил). Если кто-то не делает, как предписано, то это своеволие и грех.
Вы передергиваете, Дмитрий.
Я не писал в #24, что Вы не можете быть членом Церкви, если согрешаете. Напротив: Церковь - не собрание Святых, а толпа кающихся грешников.
Ключевое слово - кающихся.
То есть, если я не молюсь не пощусь из-за своей лености или немощи, и чувствую, что я согрешаю, каюсь в этом и хочу этот грех в себе преодолеть, то я являюсь членом Церкви. Если же я ищу себе оправданий / разрешений не поститься, устроиться в Церкви поудобнее, обращаться к Богу только тогда, когда будет настроение, то я, фактически, не член Церкви, увы. Ибо не каюсь.
И в этом смысле пребывание в Церкви - дело добровольное.
Простите за мнение. Вообще, лучше бы Вам обстоятельно поговорить со священником на эту тему.
 
К

Константин 777

Guest
Если это ПРАВИЛО - то это не рекорд, а НОРМА. Рекорд не может быть ПРАВИЛОМ, а норма может. Так Церковь же говорит, что нужно всё и сразу - иначе это не было бы ПРАВИЛОМ. Где в правилах написано, что поститься можно не так, как в церковных правилах предписано (там есть исключения для: больных, утешествующих, учащихся, солдатов и тяжело работающих)?
Вот и получается или делай добровольно как предписано Церковными ПРАВИЛАМИ или ты не можешь быть членом Церкви, т.к. не исполняешь её правил (пост 24 выше: "будет" являться грехом, если не постишься и не вычитывашь правил). Если кто-то не делает, как предписано, то это своеволие и грех.
Вот и видно, что вы сразу по верхней планке берётесь...
То, что вы перечислили в начале...вот оно и было правилом для рекордсменов в духе, да ещё и монашеского жития в монастыре, но ни как не для мирянина.
Вы неофит или уже давно в церкви?
 
Крещён в Православии
Вот и видно, что вы сразу по верхней планке берётесь...
То, что вы перечислили в начале...вот оно и было правилом для рекордсменов в духе, да ещё и монашеского жития в монастыре, но ни как не для мирянина.
Вы неофит или уже давно в церкви?
Но у нас же монашеский устав распространяется и на мирян. Не сказано же в уставе, что мирянам можно не поститься вообще или в мере, указанной вуставе, т.к. этот устав не для мирян?!

Я уже давно неофит :)
 
Православный христианин
Но у нас же монашеский устав распространяется и на мирян. Не сказано же в уставе, что мирянам можно не поститься вообще или в мере, указанной вуставе, т.к. этот устав не для мирян?!

Я уже давно неофит :)
Откуда информация такая?
 
К

Константин 777

Guest
Но у нас же монашеский устав распространяется и на мирян. Не сказано же в уставе, что мирянам можно не поститься вообще или в мере, указанной вуставе, т.к. этот устав не для мирян?!

Я уже давно неофит :)
На сколько я помню : есть монашеский устав, и да там не сказано, что его не могут исполнять миряне. Но он монашеский... это русский менталитет и стремление к вершине духа начали перетаскивать оттуда в мир правила... Опять же правило, как и последование, были составлены когда говели и причащались раз в год(Лето Господне)... думаю чтобы хотя бы редкое их применение давало максимальный эффект.
И поститься тогда было проще, а сейчас мне дешевле скоромное есть чем постное...
 
Православный христианин
Кроме того, не нужно забывать про 70 лет советской власти. Традиции были утеряны, а сейчас уже сложились новые. Где-то попадалась информация о традициях поста у мирян в Российской Империи, но сейчас я уже не помню.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Вставлю свои 5 копеек. Автору темы.
Изначально Устав воспринимается Вами как жесткий императив сверху. Соблюдение его - не является для Вас добровольным решением. Это одна из причин бунта.
Предположу, что Вы еще не размышляли о доверии к тем святым, которые через себя пропустили все эти делания. С ходу отвергая "правила", Вы фактически говорите: "Что мне эти авторитеты!".
До прихода в православную Церковь я очень высокомерно относилась к всем этим правилам и традициям, полагая все это бездушной формой без всякого глубокого смысла.
А когда начала читать о вере, о Церкви... даже знаете, уровень образования если сравнить мой и святых многих... Мне б молчать в тряпочку и учиться )) Я почувствовала себя кухаркой, которая якобы знает как управлять государством ))

Мне очень трудно дается молитвенное правило, его регулярность. А в последнее время не дается совсем. Посты не даются. И я тоже не научилась еще чувствовать это своей потребностью, а не чужим императивом. Но кружу вокруг. Что-то читаю (чьи-то труды), о чем-то размышляю. Если этот опыт есть в Церкви, то значит в нем что-то есть. Что-то такое, что я еще не нашла.
На исповеди говорю об этом, потому что за этим неделанием скрываются реальные грехи. Неделание - лишь внешнее проявление чего-то внутреннего.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
А вообще, если таки хочется не просто комфортного комфорта, а таки познать себя.
То делание - это наиболее действенный путь. Разворошить себя. И отторжение и гнев и все такое - это ведь тоже информация. А так бы лежал на диване и не гневался бы. А чего гневаться, когда тепло, уютно и сериальчик забойный.
 
Православный христианин
Не согласна с тем, что монастырский устав распространяется на мирян. Это явно неверное утверждение, которое автор поста почему-то считает истинным. Это лишь некоторая мера, шаблон, если хотите, для того чтобы можно было построить что-то своё. У каждого мирянина очень разные условия жизни, разный доход, семейные обстоятельства. В монастыре же все живут действительно одним уставом, образ жизни одинаков. Трапезничают тоже все вместе, значит все едят то, что на монастырской кухне приготовили. Для мирян в принципе устав не возможен. Но есть собственная личная мера, отступление от которой в сторону понижения однозначно рассматривается как грех. И эту меру обсуждают со священником, чтобы постящийся выбрал свою меру так, чтобы ее можно было действительно исполнять. Чтобы человеку было по силам с учётом всех его обстоятельств и внутреннего устроения.
Да и в древних монастырях индивидуальный подход к насельникам был, стоит прочитать авву Дорофея или Лествицу.
 
Но у нас же монашеский устав распространяется и на мирян. Не сказано же в уставе, что мирянам можно не поститься вообще или в мере, указанной вуставе, т.к. этот устав не для мирян?!
Дмитрий, предлагаю Вашему вниманию недлинное видео, в котором уважаемый священник задаёт минимальную планку поста для мирянина и обосновывает её. Желаю приятного просмотра и помощи Божией.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
меру обсуждают со священником, чтобы постящийся выбрал свою меру так, чтобы ее можно было действительно исполнять. Чтобы человеку было по силам с учётом всех его обстоятельств и внутреннего устроения.
Совершенно верно!
Взяться за большее и, не потянув, бросить - хуже, чем постоянно делать меньшее!

В книге "Несвятые Святые" владыки Тихона Шевкунова есть эпизод, когда он, будучи еще молодым монахом (или послушником?), заболел во время поста. И его духовник, о. Иоанн (Крестьянкин), благословил ему употреблять в пищу молоко.
А он, лежа в больнице, стал смотреть телевизор, который был в отделении.
И прозорливый старец связался с ним, и сказал: "Смотреть телевизор я тебе не благословлял!"

Пост - это не диета, хотя мы и соблюдаем пищевые предписания...
 
Крещён в Православии
Не согласна с тем, что монастырский устав распространяется на мирян. Это явно неверное утверждение, которое автор поста почему-то считает истинным.
Я правильно вас понял, что требования Типикона (устава Церкви, принятого у нас) на мирян не распространяется, он распространяется только на монахов?

"Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные" (https://azbyka.org/post-po-tipikonu#:~:text=Следует отметить, что православный устав не разделяется на монашеский и мирской и обязателен для выполнения всем верным чадам Православной Церкви. Освобождаются от телесного поста только чревоносящие и кормящие женщины, дети, и серьезно больные.).
Это лишь некоторая мера, шаблон, если хотите, для того чтобы можно было построить что-то своё. У каждого мирянина очень разные условия жизни, разный доход, семейные обстоятельства. В монастыре же все живут действительно одним уставом, образ жизни одинаков. Трапезничают тоже все вместе, значит все едят то, что на монастырской кухне приготовили. Для мирян в принципе устав не возможен. Но есть собственная личная мера, отступление от которой в сторону понижения однозначно рассматривается как грех. И эту меру обсуждают со священником, чтобы постящийся выбрал свою меру так, чтобы ее можно было действительно исполнять. Чтобы человеку было по силам с учётом всех его обстоятельств и внутреннего устроения.
О количестве питания: "В среду и пяток (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – один раз в день «в 9‑й час» (около 15.00). По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение8, «кроме немощи и праздника» (глава 33).

За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана" (https://azbyka.org/post-po-tipikonu#:~:text=В среду и,извергается из сана).


Полагаю, что далеко не каждый член Церкви (регулярно причащающийся), например, в среду и пятницу есть один раз в день "сухоядением". Но ведь это нарушение устава, нарушение поста (приравненного к Великому). А значит многие нарушают Церковный устав (Типикон). Нужно ли исповедоваться в том, что не "сухоел один раз в день"?

Я так и не понял: Устав - это предписания или рекомендации? Что из устава можно не выполнять (в отношении например постов и молитв) и при этом не согрешить нарушением устава и не быть отлученным?
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху