Теологумен, догмат.

Православный христианин
Несомненно жена и переубедила Адама. Отдать предпочтение чувственному познанию вместо веры в Бога.
Чувственное познание тоже познание. Левая рука тоже рука и они обе нужны человеку. Правда в том что теологумен не является догматом, мнением Церкви при всей его убедительности. Мы можем верить в теологумен, но нет обязанности и можем и не верить.
Этот термин ввёл профессор Болотов в конце 19 века. Православные всегда мысли в консенсус патрум, а не в теолоугоменах.
Тем не менее понятие теологумена является понятием сегодняшней Церкви и существует в Ней наравне с консенсус патрум. Если иначе то прошу поправить меня.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Тем не менее понятие теологумена является понятием сегодняшней Церкви и существует в Ней наравне с консенсус патрум. Если иначе то прошу поправить меня.
Он существует в Вашей голове, а не В Церкви. В Церкви есть только консенсус патрум.
 
Православный христианин
Чувственное познание тоже познание. Левая рука тоже рука и они обе нужны человеку. Правда в том что теологумен не является догматом, мнением Церкви при всей его убедительности. Мы можем верить в теологумен, но нет обязанности и можем и не верить.

Тем не менее понятие теологумена является понятием сегодняшней Церкви и существует в Ней наравне с консенсус патрум. Если иначе то прошу поправить меня.
Если следовать Вашему пониманию, то книга Бытия тоже теологумен, а не догмат.

Вообще глупо соотносить частное мнение (теологумен) и догмат, ибо они не имеют области пересечения. Первое есть некое человеческое суждение о чем-то, а догмат - истина Церкви о чем-то.
 
Православный христианин
Он существует в Вашей голове, а не В Церкви. В Церкви есть только консенсус патрум.
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

https://azbyka.org/biblia/?1Cor.11:19
Вообще глупо соотносить частное мнение (теологумен) и догмат, ибо они не имеют области пересечения. Первое есть некое человеческое суждение о чем-то, а догмат - истина Церкви о чем-то.
Я и пытаюсь сказать что теологумен святого не есть догмат Церкви, пока он не признан догматом. И надо прислушиваться к словам святых, но не возводить в догмат не признанный догматом Церковью теологумен. Но слова святых надо как минимум слушать.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если следовать Вашему пониманию, то книга Бытия тоже теологумен, а не догмат.
Не догмат - 100%
Вот при условии вашей блаженной кончины и последующей канонизации, ваше понимание книги Бытия будет теологуменом ;)
Он существует в Вашей голове, а не В Церкви. В Церкви есть только консенсус патрум.
В таком случае, вам придется нас научить тому, как обозначались воззрения Великих Капподакийцев относительно понимания Троичности Бога среди их современников.
Их оппоненты так и кричали, наверное: "Григорий догмат (consensus patrum) излагает, но я с этим не согласен!"? :D:D:D
Я и пытаюсь сказать что теологумен святого не есть догмат Церкви, пока он не признан догматом. И надо прислушиваться к словам святых, но не возводить в догмат не признанный догматом Церковью теологумен. Но слова святых надо как минимум слушать.
Более точнее высказал это Болотов:
"Никто разумеющий дело не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения держаться теологумена, высказанного хотя бы только одним из отцов церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным.
Но, с другой стороны, никто разумеющий дело не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказаному некоторыми отцами церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня возвышенною богословскою красотою, не покоряет меня доступною и моему разумению державной мощью своей аргументации. Одно в данном случае для меня ясно: если этого теологумена не держусь я сам, я все же не вправе осуждать тех, которые ему следуют. И если в силу обстоятельств, я буду вынужден на обсуждение этого теологумена, и тогда я буду держать себя почтительно, с благоговением, подобающим авторитету свв. отцов.
" /Болотов, В. В. К вопросу о Filioque. 1914 г. С предисл. проф. А. Бриллиантова. - СПб. : Тип. М. Меркушева, 1914. С. 31-32/ (http://books.e-heritage.ru/book/10071417)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я и пытаюсь сказать что теологумен святого не есть догмат Церкви, пока он не признан догматом. И надо прислушиваться к словам святых, но не возводить в догмат не признанный догматом Церковью теологумен. Но слова святых надо как минимум слушать.
С чего Вы взяли, что толкование книги Бытия - это какой-то несуразны теолоугумен?
Святым надо верить и принимать их слова в консенсус патрум.
 
Православный христианин
Не догмат - 100%
Вот при условии вашей блаженной кончины и последующей канонизации, ваше понимание книги Бытия будет теологуменом ;)

В таком случае, вам придется нас научить тому, как обозначались воззрения Великих Капподакийцев относительно понимания Троичности Бога среди их современников.
Их оппоненты так и кричали, наверное: "Григорий догмат (consensus patrum) излагает, но я с этим не согласен!"? :D:D:D

Более точнее высказал это Болотов:
"Никто разумеющий дело не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения держаться теологумена, высказанного хотя бы только одним из отцов церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным.
Но, с другой стороны, никто разумеющий дело не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказаному некоторыми отцами церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня возвышенною богословскою красотою, не покоряет меня доступною и моему разумению державной мощью своей аргументации. Одно в данном случае для меня ясно: если этого теологумена не держусь я сам, я все же не вправе осуждать тех, которые ему следуют. И если в силу обстоятельств, я буду вынужден на обсуждение этого теологумена, и тогда я буду держать себя почтительно, с благоговением, подобающим авторитету свв. отцов.
" /Болотов, В. В. К вопросу о Filioque. 1914 г. С предисл. проф. А. Бриллиантова. - СПб. : Тип. М. Меркушева, 1914. С. 31-32/ (http://books.e-heritage.ru/book/10071417)
Без комментариев.
 
Православный христианин
Согласия отцов, принцип (Consensus patrum)
При́нцип «согла́сия отцо́в» (Consensus patrum) был сформулирован в V в. прп. Викентием Лиринским:

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

https://azbyka.org/soglasiya-otcov-princip-consensus-patrum
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
....а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Именно на это и давили оппоненты прп. Максима Исповедника, крича "Ну все же согласны, и император, и патриарх, и весь епископат... НУ ВСЕ!!!...(причем, в полном соответствии с предыдущими пятью Вселенскими Соборами!)... один ты воду мутишь и нас еретиками обзываешь..."

Есть в церковной истории прецеденты, когда тот, кто мыслит "не согласно со всеми или даже вопреки всем", оказывается прав.
Поэтому мнение большинства - не есть критерий истинности.
 
Православный христианин
Именно на это и давили оппоненты прп. Максима Исповедника, крича "Ну все же согласны, и император, и патриарх, и весь епископат... НУ ВСЕ!!!...(причем, в полном соответствии с предыдущими пятью Вселенскими Соборами!)... один ты воду мутишь и нас еретиками обзываешь..."

Есть в церковной истории прецеденты, когда тот, кто мыслит "не согласно со всеми или даже вопреки всем", оказывается прав.
Поэтому мнение большинства - не есть критерий истинности.
Не извращайте. Кричали еретики.
 
Православный христианин
С чего Вы взяли, что толкование книги Бытия - это какой-то несуразны теолоугумен?
Святым надо верить и принимать их слова в консенсус патрум.
Да нет консенсуса патрума про настрой Евы уломать Адама съесть плод долгими уговорами. У святого Иоанна Златоуста этого нет, это теологумен святого Ефрема Сирина. Вы себе внушили то, что я говорил что все толкование святым Бытия есть теологумен Ефрема Сирина и что толкование его это несуразность или решили смухлевать? Я говорил только о уговорах Адама Евой по поводу настоять съесть плод и не более этого. Разберитесь.
Святым надо доверять, но теологумен это не консенсус патрум, в него можно и не верить а просто принять к сведению что этот святой считал и думал так. Можно и верить, но не доказывать другим что надо бы верить, выдавая теологумен за консенсус патрум или за догмат.
 
Православный христианин
Да нет консенсуса патрума про настрой Евы уломать Адама съесть плод долгими уговорами. У святого Иоанна Златоуста этого нет, это теологумен святого Ефрема Сирина. Вы себе внушили то, что я говорил что все толкование святым Бытия есть теологумен Ефрема Сирина и что толкование его это несуразность или решили смухлевать? Я говорил только о уговорах Адама Евой по поводу настоять съесть плод и не более этого. Разберитесь.
Святым надо доверять, но теологумен это не консенсус патрум, в него можно и не верить а просто принять к сведению что этот святой считал и думал так. Можно и верить, но не доказывать другим что надо бы верить, выдавая теологумен за консенсу патрум или за догмат.
Я уже разобрался, что Вы городите чушь, приравнивание толкование прп Ефрема Сирина к некому нововведенному термину.

До профессора Болотова не было теологумена, а потом появился. До Болотова было только толкование, после 19 века стало неким богословским мнением. Чушь несусветная.

Толкование прп Ефрема Сирина признано Церковью, поэтому он правильное.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Да нет консенсуса патрума про настрой Евы уломать Адама съесть плод долгими уговорами. У святого Иоанна Златоуста этого нет, это теологумен святого Ефрема Сирина. Вы себе внушили то, что я говорил что все толкование святым Бытия есть теологумен Ефрема Сирина и что толкование его это несуразность или решили смухлевать? Я говорил только о уговорах Адама Евой по поводу настоять съесть плод и не более этого. Разберитесь.
Святым надо доверять, но теологумен это не консенсус патрум, в него можно и не верить а просто принять к сведению что этот святой считал и думал так. Можно и верить, но не доказывать другим что надо бы верить, выдавая теологумен за консенсус патрум или за догмат.

https://profilib.com/kniga/91341/efrem-sirin-sobranie-tvoreniy-tolkovanie-na-pyatiknizhie.php

"Столп Церкви, великий отец и вселенский учитель, пророк сирийский, солнце сирийское, духовный философ и глубокий ученый, витийственные уста и цитра Святого Духа" - так возвышенно отзывается о святом преподобном Ефреме Сирине его современник, святитель Григорий Нисский. В чтении его творений с древности и до наших дней православные люди, стремящиеся к духовному преуспеянию, находили и находят обильный источник назидания. Издательство "Сибирская Благозвонница" продолжает издание творений сирийского подвижника.

В эту книгу вошли толкования преподобного Ефрема на пять первых Книг Ветхого Завета - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.Печатается по: Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина: В 8 т. Серг. П., 1895-1914.".
 
Православный христианин
Простите, доктор, я предпочитаю похворать, раз уж Церковь их признает.
Разве не хворать чем-то только доктора могут желать? Странная у Вас логика.

До 19 века теологумена не было, а после 19 века Церковь вдруг стала его признавать? Ваша логика выше всяких похвал.

Каким постановлением Церковь стала признавать теологумен?
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Вячеслав1959, а почему Вы общаетесь на уровне "глупо" и "городите чушь"?
Если Вы считаете, что чьи-то размышления не разумны или кто-то, возможно, ошибается, или по недоразумению заблуждается, то так и напишите.
Если же у Вас не хватает терпения, то помолится можно перед тем, как на форум заходите, чтоб проявить любовь к Божьему творению))
 
Сверху