старение

Helmond (Нидерланды)
Православный христианин
Старение - это последствие прародительского грехопадения. На мой взгляд, его смысл в том, чтобы помочь нам отрешиться от чувственных наслаждений, что поможет нам в стремлении к духовной мудрости, и приготовить нас постепенно к переходу в загробный мир. После воскресения мёртвых старения и смерти не будет.
 
Крещён в Православии
Зато старение заставляет нас развиваться, что-то делать.
Не факт. Осознание того, что я стар (но еще не суперстарр! :)) действительно заставляет меня относиться ко многим вещам по-иному и не что-то делать, а конкретно, по-христиански, готовиться к достойному посмертию. Есть поговорка: если молодо-зелено, то это не страшно, но страшно, когда старО, а по-прежнему зелено.
Зачем делать что-то, если впереди вечность, если еще все успеешь?
В том-то и дело, что в этой жизни можно не успеть достойно подготовиться к существованию в бесконечности. Почему-то вспомнилось по этому поводу, - Н. Островский писал: «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Это знаменитая в свое время фраза из романа "Как закалялась сталь". Тут же на память приходит старая невеселая еврейская шутка тех, кто хотел переселиться из СССР в Израиль: «Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо там, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы здесь», грустно было слышать... :( Я же эту фразу несколько изменяю и мною она воспринимается совершенно в ином ключе: «Земная жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы здесь, на грешной земле». Вот примерно так в моем нынешнем осознании трансформируется "чисто советская фраза", которую нас в то время заставляли знать наизусть. Не обессудьте...
Почему человек стареет?
А стареем мы, действительно, потому, что по причине грехопадения подвержены тлению-угасанию с момента нашего появления на свет. Как ни грустно слышать, но первый крик ребенка - это первый его шаг к смерти.
 
Жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы
Замечательно и точно сказано.
Я имел в виду не саму старость, а осознание конечности жизни.
 
агностик
Ещё бывает очень грустно, когда человек никак не может смириться с тем, что стареет.

Как спокойно принять старение?
Я думал, у верующих как раз с этим проблем нет? Старение - это ведь просто возможность больше времени уделять духовному.
 
Православный христианин
Ещё бывает очень грустно, когда человек никак не может смириться с тем, что стареет.

Как спокойно принять старение?
Старость украшается мудростью. Мудростью осознается, что старость приносит духовное спокойствие и освобождение о многих страстей, приобретенных в молодости, и за наличие которых порой становиться стыдно. Старость - время осознанного покаяния и прозрение о Боге
 
Старость украшается мудростью. Мудростью осознается, что старость приносит духовное спокойствие и освобождение о многих страстей, приобретенных в молодости, и за наличие которых порой становиться стыдно. Старость - время осознанного покаяния и прозрение о Боге
Уважаемый Вячеслав (и другие не менее уважаемые форумчане), а как Вы полагаете, может ли мудрый человек осознавать себя таковым? Может ли высказывание: "Я - мудр!" оказаться правдивым? Или же это сродни изречению: "Я нынче сплю..."? Заранее благодарю.
 
Православный христианин
Уважаемый Вячеслав (и другие не менее уважаемые форумчане), а как Вы полагаете, может ли мудрый человек осознавать себя таковым? Может ли высказывание: "Я - мудр!" оказаться правдивым? Или же это сродни изречению: "Я нынче сплю..."? Заранее благодарю.
Полагаю, что осознавать себя мудрым можно, а вот говорить о себе, что "я - мудр", мудрый не может. Говорящий о себе, что "я - мудрый", не является таковым.
 
Православный христианин
Может ли высказывание: "Я - мудр!" оказаться правдивым?
Нет, пожалуй, это похоже на обман или самообман. "Я кумир" - тут вроде бы правда. Возможно, мудрость так же есть наказание, крест для истинно мудрого, так как ему надо нести ответственность за этот дар.
"Я мудр" - сатирически, типа "Я мудрен", так вроде бы тоже может быть правдиво.
 
Крещён в Православии
Уважаемый Вячеслав (и другие не менее уважаемые форумчане), а как Вы полагаете, может ли мудрый человек осознавать себя таковым? Может ли высказывание: "Я - мудр!" оказаться правдивым? Или же это сродни изречению: "Я нынче сплю..."? Заранее благодарю.
Мир Вам! Три кита, на которых держится способность человека познавать мир - знание, разум и мудрость. Знание - это накопленная личностью за определенный период, так сказать, "база данных", разум - это дар Божий, с помощью которого человек систематизирует свою "базу данных" и анализирует входящую информацию, согласуя ее с уже упомянутой "базой", мудрость - это использование человеком своего разума со страхом Божьим, который есть начало мудрости, но еще не, собственно, мудрость.
Если рассматривать разум как дар Божий, то "разумность" - это способность человека использовать дарованный ему разум для принятия и воплощения решений. Подчеркиваю, "разум" - это дар, "разумность" - это индивидуальная способность использовать этот дар.
Человек может быть весьма и весьма умным, но не мудрым, используя свой разум во вред окружающим. Но в то же время человек может быть и мудрым, используя тот же разум во благо. Например, гениальный Эйнштейн "расщепил" атом. Очень умные ребята, Опенгеймер, Курчатов и иже с ними, использовали это открытие и создали ядерную бомбу. Не менее умные ребята создали мирные ядерные электростанции (скажем, не очень мирные, ибо их отходы крайне вредны), тем не менее они не предназначены для уничтожения. Есть ли в этих начинаниях страх Божий? Ответ однозначный... Но тут появляется академик Сахаров и говорит: "Ребята, что вы делаете! Опомнитесь!" Вот это и есть истинная мудрость. Мудрый прислушается и примет мудрое решение, умный, но не мудрый, может и прислушается, но его решение скорее всего пойдет вразрез с мудростью.
К чему я веду. Существование человека представляет собой крайне сложную систему его взаимосвязей и взаимоотношений (корреляций) с окружающими объектами и субъектами. Поэтому я бы рассматривал именно тенденцию существования личности на конкретном жизненном отрезке. Этот этап завершается неким событием - результатом принятых человеком решений за конкретный промежуток времени. На этом промежутке грешный человек принимает и воплощает как разумные и мудрые решения, так и разумные, но не мудрые. Мало того, тут человек может делать и неразумный ошибочный выбор. Вот как раз равнодействующая принятых и воплощенных решений определит степень "разумности" и "мудрости" человека, но снова-таки на конкретном временнОм отрезке. Собственно, из таких отрезков и состоит вся наша земная жизнь. Что будет тут превалировать - мудрость, либо только лишь разумность, либо откровенная глупость, могут оценить как окружающие, так и сам человек. Но ведь каждый оцениваемый промежуток, завершающийся значимым событием, сменяется новым промежутком. Кто может дать точную окончательную оценку человеческой мудрости? Я никогда не позволил бы себе даже подумать о том, что я мудрый человек, ибо не обладаю критерием оценки мудрости. О том, насколько мудро или глупо человек прожил свою жизнь, будет отражено в Вердикте, вынесенном каждому из нас на Высшем Суде.
Я уже как-то обсуждал подобный вопрос, только там рассмотрение касалось добра и зла.
Храни Вас Господь!
 
Полагаю, что осознавать себя мудрым можно, а вот говорить о себе, что "я - мудр", мудрый не может. Говорящий о себе, что "я - мудрый", не является таковым.
Очень красиво и очень глубоко! Благодарю Вас, Вячеслав.
 
Нет, пожалуй, это похоже на обман или самообман. "Я кумир" - тут вроде бы правда. Возможно, мудрость так же есть наказание, крест для истинно мудрого, так как ему надо нести ответственность за этот дар.
"Я мудр" - сатирически, типа "Я мудрен", так вроде бы тоже может быть правдиво.
Тоже красиво и глубоко! Какая интересная грань: рассматривать мудрость не только как дар, но и как крест от Господа. Благодарю Вас, Алексей.
 
Мир Вам! Три кита, на которых держится способность человека познавать мир - знание, разум и мудрость. Знание - это накопленная личностью за определенный период, так сказать, "база данных", разум - это дар Божий, с помощью которого человек систематизирует свою "базу данных" и анализирует входящую информацию, согласуя ее с уже упомянутой "базой", мудрость - это использование человеком своего разума со страхом Божьим, который есть начало мудрости, но еще не, собственно, мудрость.
Если рассматривать разум как дар Божий, то "разумность" - это способность человека использовать дарованный ему разум для принятия и воплощения решений. Подчеркиваю, "разум" - это дар, "разумность" - это индивидуальная способность использовать этот дар.
Человек может быть весьма и весьма умным, но не мудрым, используя свой разум во вред окружающим. Но в то же время человек может быть и мудрым, используя тот же разум во благо. Например, гениальный Эйнштейн "расщепил" атом. Очень умные ребята, Опенгеймер, Курчатов и иже с ними, использовали это открытие и создали ядерную бомбу. Не менее умные ребята создали мирные ядерные электростанции (скажем, не очень мирные, ибо их отходы крайне вредны), тем не менее они не предназначены для уничтожения. Есть ли в этих начинаниях страх Божий? Ответ однозначный... Но тут появляется академик Сахаров и говорит: "Ребята, что вы делаете! Опомнитесь!" Вот это и есть истинная мудрость. Мудрый прислушается и примет мудрое решение, умный, но не мудрый, может и прислушается, но его решение скорее всего пойдет вразрез с мудростью.
К чему я веду. Существование человека представляет собой крайне сложную систему его взаимосвязей и взаимоотношений (корреляций) с окружающими объектами и субъектами. Поэтому я бы рассматривал именно тенденцию существования личности на конкретном жизненном отрезке. Этот этап завершается неким событием - результатом принятых человеком решений за конкретный промежуток времени. На этом промежутке грешный человек принимает и воплощает как разумные и мудрые решения, так и разумные, но не мудрые. Мало того, тут человек может делать и неразумный ошибочный выбор. Вот как раз равнодействующая принятых и воплощенных решений определит степень "разумности" и "мудрости" человека, но снова-таки на конкретном временнОм отрезке. Собственно, из таких отрезков и состоит вся наша земная жизнь. Что будет тут превалировать - мудрость, либо только лишь разумность, либо откровенная глупость, могут оценить как окружающие, так и сам человек. Но ведь каждый оцениваемый промежуток, завершающийся значимым событием, сменяется новым промежутком. Кто может дать точную окончательную оценку человеческой мудрости? Я никогда не позволил бы себе даже подумать о том, что я мудрый человек, ибо не обладаю критерием оценки мудрости. О том, насколько мудро или глупо человек прожил свою жизнь, будет отражено в Вердикте, вынесенном каждому из нас на Высшем Суде.
Я уже как-то обсуждал подобный вопрос, только там рассмотрение касалось добра и зла.
Храни Вас Господь!
Вообще шедевр! Читаю и перечитываю, и вновь возвращаюсь к началу...

Один вопрос [ко всем, разумеется]: как Вы думаете, человек, удостоившийся Царства Небесного, будет ли продолжать возрастать там в мудрости?
 
А теперь для контраста позволю себе привести рассуждения о мудрости одного весьма продвинутого эзотерика с одного весьма продвинутого эзотерического форума. Делаю это с разрешения автора. Даю original:

...не напрягайся ты братэлло и меня не парь<...>ты мудрый когда сам себе не внапряг. Кто на что тебя пытается напрячь а ты: прости но мне до фонаря! Но чтоб честно. Чтоб тебе все реально до фонаря. Чтоб не парило ничо. Вот и все - весь секрет мудрости...
 
Православный христианин
А теперь для контраста позволю себе привести рассуждения о мудрости одного весьма продвинутого эзотерика с одного весьма продвинутого эзотерического форума. Делаю это с разрешения автора. Даю original:

...не напрягайся ты братэлло и меня не парь<...>ты мудрый когда сам себе не внапряг. Кто на что тебя пытается напрячь а ты: прости но мне до фонаря! Но чтоб честно. Чтоб тебе все реально до фонаря. Чтоб не парило ничо. Вот и все - весь секрет мудрости...
Это не мудрость. Это пофигизм,
 
Сверху