Спасение утопающих дело рук .........

Воронеж
Православный христианин
И вообще всем, читающим православные форумы, я бы посоветовал все советы воспринимать критически, ничего не принимать слепо на веру, а подумать самому. Участвующие на форумах все-таки не очень духовные люди и могут ошибаться. Поэтому форум - это скорее обмен мнениями, а не инструкция.
Согласна.
 
г. Пермь
Православный христианин
Однажды пришел молодой человек к мудрецу и попросил:
– Научи меня быть мудрым. Скажи, что я для этого должен сделать?
Мудрец жестом пригласил молодого человека следовать за собой, привел его к реке и завел на достаточную глубину. Схватив за плечи, он погрузил юношу в воду и какое-то время держал под водой, не обращая внимания на его отчаянные попытки освободиться. Наконец мудрец отпустил юношу и, когда тот отдышался, спросил:
– Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего на свете?
– Воздуха! Только воздуха! – ответил юноша без колебаний.
– А не желал ли ты в тот момент богатства, удовольствия, могущества или, может быть, любви женщины?
– Нет, господин мой, я жаждал только воздуха и думал только о воздухе.
– Итак, – сказал мудрец, – чтобы стать мудрым, ты должен так сильно жаждать Бога, как только что жаждал воздуха. Если ты будешь стремиться к Нему с таким рвением, сын мой, ты непременно станешь мудрым.
Главным благом для человека, по православному учению, является единение с Богом, начало которому должно быть положено здесь, в земной жизни человека. Но между человеком и Богом со времени грехопадения первых людей лежит преграда – грех. Грех ослепляет человека, закрывает для него путь к богообщению, подобно тому, как дождевые тучи закрывают солнце. Поэтому главной задачей для человека на пути к цели является борьба с грехом, избавление от греха в самом себе. Этот процесс в православной сотериологии (сотериология – наука о спасении) получил название «спасение» .
 
Минск
Православный христианин
Ну хорошо, Лена, давайте разбираться в терминологии, а то постоянно будут возникать непонятки.
Я думаю, что при общении на форумах нужно свободно выражать свои мысли, не перегружать их ссылками и определениями, но быть при этом ответственным за свои слова и быть готовым обосновать свои высказывания «по требованию».
Нельзя интерпретировать высказывания других своими собственными измышлениями, тем самым приписывая эти измышления автору высказывания. Честнее спросить, что он имел ввиду под этим своим высказыванием. Так же не думаю, что каждое слово нужно растолковывать и давать ему определение, предпологая что значение его никому неизвестно. Кому нужно, тот спросит. Должен быть диалог, а не обмен рефератами.
Теперь о терминологии. Говорят, например – "ушел спасаться". И все понятно. А кому непонятно можно объяснить, что под этим «спасаться» подразумевается духовное делание: вера, покаяние, молитва, смирение, выполнение заповедей и по мере возрастания в этом делании Господь очищает человека и т.д.
Если обеим сторонам в диалоге это известно, то можно обойтись словосочетанием – человек спасается, или - человек должен думать о своем спасении, или - человек должен заниматься своим спасением....
Мы чаще говорим – он лечится, не говорим – его лечат, говорим – он вылечился, не говорим – его вылечили. Мы же при этом понимаем, что человек не сам себе операцию на сердце сделал.
---------------------------------------------------------------
Чем выше святой, тем лучше видел он свое недостоинство, потому, что видел Свет и мог сравнивать свое недостоинство с достоинством Света. Но, Господь дает не по достоинству, а по милости своей и по усердию, по понуждению себя. «Царствие Божие понуждением берется». Видите сказано «берется». Понуждением берется. Но, мы понимаем, что не берется, а Господь дает.
Спасает Бог, но в соработничестве с человеком. Только в этом смысле и говорится , что человек «спасает себя», находясь в этом соработничестве. Но, для краткости, говорится, что человек спасает себя, или спаси себя, или займись своим спасением и т.д. Человек спасается спасением Христовым.
Как человек не может спастись без Христа, так и Христос не может спасти человека без него, без его, человека, на то свободной воли (синергия, соработничество).
Спаси Господи.
 
В мире всё взаимосвязано. Не замечать прелесть своих поступков можно как спасая себя, так и спасая других. А в общем, эти две ипостаси ( самость и общность ) духовно взаимосвязаны и их разделение только уводит в сторону самообмана. Молящийся пустынник спасает не только себя, хоть и живёт отшельником. Если же он губит себя, то мы так же за него в ответе. Так же проповедник спасает или губит не только других, хоть и находится среди великого многообразия разных по характерам людей. Молчание может как губить, так и спасать и так далее. А самое главное лично для себя я определяю вниманием к тому, что любое моё действие не избегает прелести. Я её просто не замечаю во всей её полноте, но её дыхание всегда где то рядом.
 
г. Пермь
Православный христианин
Не понимаю в чем Ваша проблема? Может быть просто надо серьезно заняться церковно-славянским языком? Прямо с азов. И какое это имеет отношение к данной теме? И причем здесь t
Предполагаю , что речь идет о надписи на нимбе Господа . Александру почему то понравилась первая буква из всей надписи .
Сущий - W (От Отца -wтьць ) О (Он) N (наш) ......
 

Вложения

  • Спаситель.jpg
    Спаситель.jpg
    65,5 KB · Просмотры: 102
Минск
Православный христианин
ответ игумена Александра Пахомова

Раз уж выпал мне жребий быть мудрым третейским судьёй, то попытаюсь ответить не "как монах" (слишком много пафоса), а как православный христианин.
Не смотря на то, что многие причисляют себя к Церкви, воцерковлённых, т.е. живущих церковной жизнью, достаточно мало. Счастье для семьи, когда хотя бы один из родственников более-менее регулярно поминает всех перед Богом, а не просто расставляет свечи "на здоровье и удачу". Если эта молитва имеет в себе хотя бы частицу божественной любви, то повредиться от неё невозможно. От неё получат пользу и те, за кого она совершается, и сам молящийся, потому что через это мы стараемся в какой-то мере исполнить Евангелие.
Самоубийцы - это боль семьи и если человек стремиться как-то её ослабить и помочь близким, смиренно беря благословение помолиться о наложивших на себя руки, то принимает подвиг очень высокий и трудный. Дьявол прихватил человека тёпленьким и самовольно отступившим от Бога и, конечно сделает всё, чтобы такой лакомый кусочек остался у него. Чтобы повредиться во время поминовения этих несчастных, достаточно принять помысл о ценности своей молитвы. Впрочем, это относится и ко всем всем другим жизненным ситуациям. К сожалению таких людей подстерегает ещё одна опасность - непонимание окружающих. Оправдывая собственную лень, они начинают рассуждать об опасности и даже бесполезности молитвы. Да, духовная опасность существует и замалчивать её нельзя, но мы с Вами - войны Христовы и наша война в первую очередь против духов злобы. Бог всегда готов помочь нам, если мы не слишком высоко оцениваем свои попытки приблизиться к исполнению Его заповедей.

Спаси Господи
 
Минск
Православный христианин
Однажды пришел молодой человек к мудрецу и попросил:
– Научи меня быть мудрым. Скажи, что я для этого должен сделать?
Мудрец жестом пригласил молодого человека следовать за собой, привел его к реке и завел на достаточную глубину. Схватив за плечи, он погрузил юношу в воду и какое-то время держал под водой, не обращая внимания на его отчаянные попытки освободиться. Наконец мудрец отпустил юношу и, когда тот отдышался, спросил:
– Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего на свете?
– Воздуха! Только воздуха! – ответил юноша без колебаний.
– А не желал ли ты в тот момент богатства, удовольствия, могущества или, может быть, любви женщины?
– Нет, господин мой, я жаждал только воздуха и думал только о воздухе.
– Итак, – сказал мудрец, – чтобы стать мудрым, ты должен так сильно жаждать Бога, как только что жаждал воздуха. Если ты будешь стремиться к Нему с таким рвением, сын мой, ты непременно станешь мудрым.
Главным благом для человека, по православному учению, является единение с Богом, начало которому должно быть положено здесь, в земной жизни человека. Но между человеком и Богом со времени грехопадения первых людей лежит преграда – грех. Грех ослепляет человека, закрывает для него путь к богообщению, подобно тому, как дождевые тучи закрывают солнце. Поэтому главной задачей для человека на пути к цели является борьба с грехом, избавление от греха в самом себе. Этот процесс в православной сотериологии (сотериология – наука о спасении) получил название «спасение» .
Сергей, Спаси Господи

В продолжение заявленной темы: Даже если мы и осилим эту "науку о спасении" теоретически, это не даст нам право применять ее по отношению к близкому своему. «Благими намерениями выстлана дорога в …»
Православный не имеет право давать советы (тем более брать на себя руководство) по устранению каких либо нестроений в духовной жизни другого человека. Даже самые безобидные и «правильные» советы могут нанести вред и дающему их и принимающему. Потому то «всяк человек ложь» и правда сказанная лживыми устами становится ложью. Не может из горького источника течь вода сладкая.
Пока сами не очистимся, не можем дерзать своими советами «помогать» очищаться другим.
Большая, реальная и действенная помощь ближнему нашему в дале его спасения, это наши молитвы.
Помогай всем нам Господь
 
Предполагаю , что речь идет о надписи на нимбе Господа . Александру почему то понравилась первая буква из всей надписи .
Сущий - W (От Отца -wтьць ) О (Он) N (наш) ......
Вообще-то - эта надпись сделана по-гречески и означает "сущий", где "О" - артикль м.р. ед. ч.
Ο ΩΝ
 
Святая Русь
Православный христианин
Короче говоря, спасает Бог, а человек только трудится. Чем больше у него благодати, тем больше у него шансов поучаствовать в чьем-либо спасении. "Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи" (Серафим Саровский)
 
Минск
Православный христианин
В мире всё взаимосвязано. .

Очень свежее наблюдение, но, к сожалению не самодостаточное. Его нужно всегда прикладывать к каким любо обстоятельствам.

Не замечать прелесть своих поступков можно как спасая себя, так и спасая других.
Артур, Вам же лучше чем кому либо известно, что протестанты все спасены. И спасать других им положено по уставу.

А в общем, эти две ипостаси (самость и общность ) духовно взаимосвязаны и их разделение только уводит в сторону самообмана.

О какой самости Вы говорите? Их много. Какую Вы имеете ввиду?
Ну, ладно. Дальше
Кто разделяет?, кого уводит в сорону самобмана? и как это взаимосвязанно с предидущим? О чем говорите уважаемый Артур?
Молящийся пустынник спасает не только себя, хоть и живёт отшельником.

К чему бы это приложить?

Если же он губит себя, то мы так же за него в ответе.

Ложное утверждение. Но, так же непонятно к чему сказано.
Так же проповедник спасает или губит не только других, хоть и находится среди великого многообразия разных по характерам людей. Молчание может как губить, так и спасать и так далее.

Это мне вообще недоступно. Может быть здесь кроме прямого смысла заложено нечто, более умное чем я вижу? И очень интригует что там "далее"...
А самое главное лично для себя я определяю вниманием к тому, что любое моё действие не избегает прелести. Я её просто не замечаю во всей её полноте, но её дыхание всегда где то рядом.

Вот это я понимаю. Достойное завершение всего, что Вы написали выше.

Интересно внимать протестанту. А то мы православные слово боимся сказать не заглянув в св. отеческую литературу. А ту свежий взгляд на вещи. Очень увлекательно.
Только вот... не понятно о чем....
Хотя для протестантизма это свойственно.
 
Моск. обл.
Православный христианин
Бог спасает человека, родители спасают своих детей передавая свой жизненный опыт, уберегая их от необдуманных действий, старший брат уча младшего спасает его, более опытный спасает менее опытного передавая ему свои знания.
В духовном плане человеку также нужна постоянная помощь ведущая ко спасению, через Священное писание, труды святых отцов, духовника и просто добрых людей. Ничего дурного нет в советах и здесь на форуме, главное чтобы православный фильтр в голове работал. Полезнее беседовать с сомневающимися, чем с людьми выставляющими себя арбитрами по любым вопросам.
 
Святая Русь
Православный христианин
"Деятели в Церкви - Слово Божие и Дух Божий; благодатные человеки - только орудия. Человек, чуждый благодати, не может быть орудием. Ошибаются, тяжко ошибаются те, которые хотят действовать в деле Божием силою и средствами своего падшего естества. Падшее естество заражено враждою к Богу, находится в общении и сродстве с падшими духами: как же может оно действовать в пользу дела Божия? Это - противоестественно ему! это - невозможно для него! Опыты согласно показали, что человеки, вздумавшие действовать из себя в пользу дела Божия, действовали во вред его, в пользу дела демонов." (Игнатий (Брянчанинов))
 
Святые молятся за всех людей, находясь на небесах! А мы пока на земле можем сказать словами человеческими, чтоб было понятно другим. А если мы просто молимся за других, как эти другие поймут это? Какая польза в том, чтобы сказать множество слов на незнакомом языке(потому что молитва к Богу неизвестна тем, за которых молишься), а при личной встречи говорить только о житейских делах? Все же приходится каждый раз, несмотря на свое несовершенство, брать ответственность на себя, пытаясь помочь словом ближнему своему. Дьявол же очень хитер, он много знает, и отличить его от Бога можно по некоторым ньюансам: в нем нет любви, а просто голые знания. Когда мне кто-либо будет говорить, чтоб я не помогал ближнему своему, и будет это искусно аргументировать, я все же догадаюсь, от кого это идет.
 
Минск
Православный христианин
Святые молятся за всех людей, находясь на небесах! А мы пока на земле можем сказать словами человеческими, чтоб было понятно другим. А если мы просто молимся за других, как эти другие поймут это? Какая польза в том, чтобы сказать множество слов на незнакомом языке(потому что молитва к Богу неизвестна тем, за которых молишься), а при личной встречи говорить только о житейских делах? Все же приходится каждый раз, несмотря на свое несовершенство, брать ответственность на себя, пытаясь помочь словом ближнему своему. Дьявол же очень хитер, он много знает, и отличить его от Бога можно по некоторым ньюансам: в нем нет любви, а просто голые знания. Когда мне кто-либо будет говорить, чтоб я не помогал ближнему своему, и будет это искусно аргументировать, я все же догадаюсь, от кого это идет.
Валерий привел очень верную цитату из святителя Игнатия (Брянчанинова) http://azbyka.org/forum/showpost.php?p=85204&postcount=53). По Вашему получается, что ему дьявол нашептал? Вы свое мнение ставите выше мнения отцов церкви? Если Вы не постигли элементарной православной истины, что руководствоваться в духовной жизни мы можем только полагаясь на св. отеческое учение, то откуда Вы будете черпать для помощи другим? Если Вы отказываетесь от сладкого источника, то есть опасность, что выберете горький.
Прочитайте внимательно эту цитацу из Святителя и почерпните из нее пользу для себя.
Помогай Вам Господи.
 
Моск. обл.
Православный христианин
"Деятели в Церкви - Слово Божие и Дух Божий; благодатные человеки - только орудия. Человек, чуждый благодати, не может быть орудием. Ошибаются, тяжко ошибаются те, которые хотят действовать в деле Божием силою и средствами своего падшего естества. Падшее естество заражено враждою к Богу, находится в общении и сродстве с падшими духами: как же может оно действовать в пользу дела Божия? Это - противоестественно ему! это - невозможно для него! Опыты согласно показали, что человеки, вздумавшие действовать из себя в пользу дела Божия, действовали во вред его, в пользу дела демонов." (Игнатий (Брянчанинов))
Вот именно, " Человек, чуждый благодати, не может быть орудием." У кого из нас есть определитель благодати в другом человеке, кроме, как чувство чувства мира и любви, охватывающее нас после общения с ним. Или просто нечто хорошее , доброе, чем поделился с нами этот человек, после чего и мы стали светлее и добрее к другим. Зачем искать высокий смысл там , где на поверхности лежат простые истины.
" Будьте, как дети", "...славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. "
Что мудрствовать то, надо жить по совести и любить друг друга, может быть тогда и спасемся.
 
Минск
Православный христианин
Вот именно, " Человек, чуждый благодати, не может быть орудием." У кого из нас есть определитель благодати в другом человеке, кроме, как чувство чувства мира и любви, охватывающее нас после общения с ним. Или просто нечто хорошее , доброе, чем поделился с нами этот человек, после чего и мы стали светлее и добрее к другим. Зачем искать высокий смысл там , где на поверхности лежат простые истины.
" Будьте, как дети", "...славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. "
Что мудрствовать то, надо жить по совести и любить друг друга, может быть тогда и спасемся.
Игнатий (Брянчанинов) писал о всех, не исключая и самого себя из списка чуждых благодати, поэтому он никогда не давал советов от себя. Все его труды это обобщенный им опыт св.отцов.
Да, это простая истина Господа Иисуса Христа: - "будьте как дети, ибо таковых есть царство Божие". Но, узнать приложил ли в полной мере человек эту истину к себе, он, человек, сможет только после смерти. Все великие св. не знали войдут ли они в Царство Божие. Пимен Великий на смертном одре просиял как солнце, но сказал: --"поверьте братья, что я достоин только гиены огненной".
Святые не дерзали при жизни давать советы от себя, они, если у них просили совета в духовных вопросах, тщательно сверяли свои ответы со св. отеческим наследием.
 
Моск. обл.
Православный христианин
Игнатий (Брянчанинов) писал о всех, не исключая и самого себя из списка чуждых благодати, поэтому он никогда не давал советов от себя. Все его труды это обобщенный им опыт св.отцов.
Да, это простая истина Господа Иисуса Христа: - "будьте как дети, ибо таковых есть царство Божие". Но, узнать приложил ли в полной мере человек эту истину к себе, он, человек, сможет только после смерти. Все великие св. не знали войдут ли они в Царство Божие. Пимен Великий на смертном одре просиял как солнце, но сказал: --"поверьте братья, что я достоин только гиены огненной".
Святые не дерзали при жизни давать советы от себя, они, если у них просили совета в духовных вопросах, тщательно сверяли свои ответы со св. отеческим наследием.
Да что ж мы все как чуть- что хватаемся за цитаты, как за палку, а просто жить и отдавать свое тепло другим нельзя, не по канонам? Святые учат нас избегать ереси, самости, прелести, но не христианского общения по любви. Скоро вообще разучимся разговаривать без духовных книг в руках, и уподобимся протестантам, отвергая творческое начало христианской , православной веры.
 
Минск
Православный христианин
Да что ж мы все как чуть- что хватаемся за цитаты, как за палку, а просто жить и отдавать свое тепло другим нельзя, не по канонам? Святые учат нас избегать ереси, самости, прелести, но не христианского общения по любви.
Кто сказал что нужно избегать христианского общения по любви? Упаси Господь. Только такое общение по любви и должно быть между христианами. Господь сказал, что по любви вашей друг к другу будут узнавать Вас.
Но не нужно путать христианское общение по любви с желанием давать советы духовного плана, руководить духовно человеком в его спасении. Если такое желание у нас появляется, вот здесь мы и должны знать, что нами руководит "самость" и "прелесть", а проще - лукавый.
Скоро вообще разучимся разговаривать без духовных книг в руках, и уподобимся протестантам, отвергая творческое начало христианской , православной веры.
Как раз у протестантов этого творческого начала хоть отбавляй. Все их беды от их творчества в вероучении. Это творчество раскололо протестанство на сотни протестантских церквей разного толка.
Православие живо 2000 лет только своими традициями. Если дать нам неразумным волю творить, мы за два поколения уничтожим правослвие. В этом смысле протестаство нам наглядный пример.

Если человек один находится в незнакомой пустынной местности, но у него есть карта, где проложен единственный верный маршрут, он будет руководствоваться картой или проявлять "творческое начало"?
 
Моск. обл.
Православный христианин
Кто сказал что нужно избегать христианского общения по любви? Упаси Господь. Только такое общение по любви и должно быть между христианами. Господь сказал, что по любви вашей друг к другу будут узнавать Вас.
Но не нужно путать христианское общение по любви с желанием давать советы духовного плана, руководить духовно человеком в его спасении. Если такое желание у нас появляется, вот здесь мы и должны знать, что нами руководит "самость" и "прелесть", а проще - лукавый.

Вот, вот духовное руководство и советы по любви , разные понятия. Я думаю что мы не в секте, и опасность духовного руководства у нас может, в крайнем случае исходить от наших не очень духовных отцов. В повседневной жизни мы сами вольны следовать нам совету ближнего или нет, а так же и самим давать советы.
Вот к примеру, я идя по лесу увидел человека идущего, как мне кажется не в ту сторону. и который по моему мнению может заблудиться. Я конечно его остановлю и скажу об этом, на что он мне может ответить - спасибо друг за заботу обо мне, но я иду правильной дорогой, ее просто мало кто знает, тогда я пожелаю ему доброго пути. Если же я окажусь прав, то он меня поблагодарит за подсказку. Так и в жизни, советы должны приниматься с рассуждением и благодарностью.
 
Сверху