Пример слов святителя об апокатастасисе. Жду.
Я же Вам уже писал, что слова Евангелие нужно принимать буквально. То, что Льюис не может свести концы с концами свидетельствует о том, что он не понимает буквальных духовных смыслов. Льюис сетью своих лукавых рассуждений улавливает доверчевых, хотя сам исповедует сектанство типа «Просто христианство».
У меня сейчас совсем нет времени обстоятельно отвечать, но для затравки дам цитату из труда прот. Николая Баринова:
«В сочинении «Об устроении человека» (Περίκατασκευής ανθρώπου) (379 г.) уже несколько более определенно высказываются мысли о полном истреблении зла, которые можно трактовать и как мнение о всеобщем апокатастасисе. Вот некоторые цитаты: «Дар же воскресения не иное что обещает нам, как восстановление падших в первоначальное состояние, ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, вводящее изгнанного из рая снова в него»
110. И далее: «Но порок не столько могуществен, чтобы превозмогать ему добрую силу, а нашей природы превратность не тверда даже и во зле. И непременно всегда движимое, если оно на пути к добру, по беспредельности проходимого дела никогда не прекратит стремления вперед и не найдет никакого конца искомому, достигнув которого могло бы со временем остановиться в движении, а если уклонилось оно в противоположное, то, когда совершит путь порока и достигнет самой крайней меры зла, тогда приснодвижность стремления, по природе своей не находя никакого покоя, как скоро пройдет поприще порока, по необходимости обращает движение к добру. Ибо, так как порок не простирается в беспредельность, но ограничен необходимыми пределами, то по этому самому за пределом зла следует преемство добра; а таким образом, по сказанному, всегдашняя подвижность нашей природы опять наконец возвращается на добрый путь, памятью прежних несчастий уцеломудриваемая не отдаваться снова в плен подобным бедствиям... Поэтому снова рай, снова это древо, которое есть древо жизни; снова дар образа и достоинство начальства...»
111. И ниже: «...таким образом, совершится обновление Вселенной и за изменением целого последует и переход человечества от тленного и земного к бесстрастному и вечному»
112. Здесь уже видно начало построения некоторой философской системы – попытка обосновать восстановление всех весьма спорными гипотезами о том, что зло имеет пределы и что душа, «когда совершит путь порока и достигнет самой крайней меры зла, тогда приснодвижность стремления, по природе своей не находя никакого покоя, как скоро пройдет поприще порока, по необходимости обращает движение к добру». Сравните:
и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его... блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих (
Откр. 14, 11–13).
Самым же определенным образом учение об очистительном огне и апокатастасисе всех излагается в «Диалоге о душе и воскресении» (ΛόYος περί ψυχής και άναστάσεως). Этот пространный диалог написан вскоре после беседы, состоявшейся между святителем
Григорием Нисским и преподобной Макриной накануне ее смерти в конце декабря 379 или в начале января 380 года.
Сочинение задумано как подражание платоновскому «Федону». Основные вероучительные истины в нем излагает преподобная Макрина, которую святитель Григорий называет «наставницей» (διδάσκαλος), чем вызвано другое название сочинения – Τα Μακρίνια. Фокин А.Р. считает, что высказываемые здесь мнения о душе, смерти, бессмертии, загробном состоянии, воскресении и конечном «всеобщем восстановлении» – всеобщем апокатастасисе (ή του παντός άποκατάστασις) только «вложены в уста преподобной Макрины», а на самом деле отражают взгляды самого святителя
Григория Нисского. В таком случае, в этом диалоге наиболее заметно влияние идей
Оригена на его богословскую мысль
113.
Вот основные мысли этого диалога, касающиеся апокатастасиса:
«
Макрина. ...не по ненависти и не мстя за худую жизнь, как я рассуждаю, в мучительные расположения вводит согрешивших Бог... как очищающие в огне золото от примешанного к нему вещества... пока не истребятся всеянные в нее примесь, вещество и нечистота, будучи поглощены огнем. И, как если к какой-либо верви по всей ее длине пристанет самая липкая грязь, потом верхний конец верви будет просунут в какое-либо узкое отверстие, и кто-либо сверху усиленно потянет вервь через отверстие, то влекомая вервь по всей необходимости следует за влекущим, а облегшая ее грязь, сильным влечением стираемая с верви, будет оставаться вне скважины, как причина того, что вервь
несвободно идет своим путем, но терпит насильственное натягивание от влекущего, – подобное нечто, кажется мне, разуметь должно и о душе, что, опутавшись вещественными и земными пристрастиями, страждет она и бывает в напряженном состоянии, когда Бог влечет к себе Свое собственное, а чуждое, как сросшееся с нею несколько, стирает с усилием и причиняет ей болезненные и невыносимые страдания.
Григорий. Поэтому, сказал я, Божий суд, как видно, не наказание налагает на особенно согрешивших, но, как показало слово, производит только отделение добра от зла; привлекая к общению в блаженстве, отторжение же приросшего делается мучением для привлекаемого.
Макрина. Так, говорит наставница, и моя мысль, что мера страданий в каждом – количество порока... Поэтому, на ком велико вещественное бремя, для того истребительному пламени необходимо сделаться великим и более продолжительным, а в ком в меньшей мере примешано годное в пищу огню, для того наказание настолько понижается в силе и мучительности действия, сколько в наказуемом умаляется мера порока. Ибо злу надлежит некогда быть вполне и непременно изъятым из существующего, и что, по сказанному выше, существует в действительности, тому вовсе не быть.
Ибо порок не имеет свойства быть вне произвола, и, когда все произволение в Боге, тогда порок придет в совершенное уничтожение, потому что не останется ему вместилища».
В ближайшие дни, если позволит время, то более обстоятельно всё это оформлю, потому что я привык отвечать за свои слова.
Однако, у меня тоже возникает вопрос: о чем мы можем с Вами беседовать, когда Вы похоже совсем не знакомы с историей Церкви? Относительно свт. Григория - это достаточно известный факт. Другие отцы осудили такие воззрения, и свт. Григорий отказался от своего мнения на этот счет. Всё это было. Если отцы считали, что
Григорий Нисский не прав в этом вопросе, если сам свт. признал, что заблуждался, то что же еще Вам, простите, надо?
Сложно Вам, раз Вы всё принимаете буквально. В Евангелии, кстати, и об этом тоже есть.