Смирение в современном мире

Воронеж
Православный христианин
Благодушно переносить, это наверное самый верх, хотя таких людей много "толстокожих", но то что дано не так ценнно, как то что приобретено. Хотя бы научиться пропускать мимо ушей все потоки, и то хорошо.
 
поздно включаюсь в дискуссию, ну чтож поделать

Мне странно слышать когда христиане отказываются переносить скорби или поношения (может и не знают как правильно это делать), конечно это не первые шаги в вере, но должно быть горение преодолеть все что нужно, это же для нашей пользы, и как вы собираетесь смиряться не смиряясь не понятно. Человек спасается: или тем что не грешит, или тем что приносит плоды покаяния, или терпением скорбей и болезней, неужели вам охота смиряться тяжелыми предсмертными болезнями, не лучше ли потрудиться заранее.

Смирение это предстояние человека перед Богом всей своей жизнью, всеми делами. Смиренному невозможно упасть, потому что он и так внузу. Он правда считает себя слабым, потому что познал свои немощи, он уверен, все что он добивается это действие благодати, действие спомоществующей силы.
 
Татарстан
Православный христианин
Ох как это трудно, смиряться, если гордыня - часть сущности от рождения. Господь видя это смиряет посылая скорби и болезни. И так шлифует....в течении жизни, что приводит в нужную форму спасая душу.
 
Мне странно слышать когда христиане отказываются переносить скорби или поношения
Но есть же и такая гордость, когда все другие люди - что псы лающие.

А что до скорбей, то можно и с мечом в руках смиряться :)

Когда-то монголо-тарские орды причиняли много скорбей русским людям, на колени их поставили. А Димитрий Донской не стал говорить "отцы и деды смирялись, и мы будем", собрал рать - а дальше "суди нам Бог!"
 
Витебск
Интересующийся
Хочу немного сказать о смирении.
Мне кажется,смирение даёт только Бог.Сколько не стараешься себя перебороть- ничего не получается.Аж здоровье ухудшилось(после очень тяжелого конфликта на работе).До сих пор себя корю-ну зачем терпел,зачем "смирялся"?Здоровье же не железное.Но понимаешь это только после таких скорбей.
Потихоньку надо всё, в меру.Не пытаться взять на себя больше,чем можешь вынести.
 
Латвия
Православный христианин
Как раз сегодня я прочла главу из книги Н.Е.Пестова «Современная практика православного благочестия» про Рассудительность. Очень советую вам ее почитать. Вот ее электронная версия: http://azbyka.org/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/pestov_praktika_pravoslavnogo_blagochestiya_64-all.shtml
Во всем, и в добрых делах и добродетелях нужно соблюдать свою меру, «золотую середину», как говориться идти "царским путем". Cамое добро может легко обратиться во зло, если не иметь рассудительности, иметь «ревность не по разуму».
Приведу некоторые цитаты:

«Исаак Сириянин говорит: «Всякое дело, если делаешь его без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному».»

Можно ли думать, что для приобретения рассудительности лишь достаточно знать заповеди Господни?
Нет, недостаточно. Надо еще хорошо знать, какие заповеди наивысшие и какими можно по нужде пренебрегать, при необходимости исполнить наивысшую заповедь.
Господь Сам располагал заповеди в известной последовательности, чтобы дать нам возможность оценивать их относительное значение для нас в деле богоугождения. «Возлюби Господа Бога твоего... сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-39).
По существу, и вторую заповедь о любви к ближнему надо расчленить на две. Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28).
Таким образом, надо различать безопасность и пользу для души и то же для тела.
Таким образом, основные заповеди христианина надо расположить в такой последовательности:
1) Любовь к Богу.
2) Любовь к ближнему, проявляемая в заботе о душе ближнего.
3) Любовь к ближнему, проявляемая в заботе о теле ближнего и его материальных нуждах.
И при всяком деле надо поступать так, чтобы исполнялась прежде всего наивысшая из заповедей.
При этом ради исполнения более высокой заповеди можно, по нужде, пренебрегать низшей.»

Смирение без рассудительности легко может перейти в человекоугодие, нанести вред и самим вам и другим людям. Если, например, исполнять любые просьбы, давать любому просящему деньги, не рассуждая, чем человек в своей просьбе руководствовался, действительной ли нуждой, или сребролюбием, страстями (например, пьянице нужны деньги для покупки спиртного, наркоману – для приобретения наркотиков), то вы тем самым наносите вред душе просящего. Если берете на себя непосильные подвиги (в молитве, посте, добрых делах…), можно впасть в уныние и раздражение.

«Здесь надо вспомнить указания Господа о необходимости знания своих сил в притчах о строящейся башне без расчета наличного материала и о царе, не имущем достаточно войска для преодоления противника (Лк. 14, 28-32)
По этому поводу так говорят прпп. Варсонофий Великий и Иоанн:
«Кто трудится выше силы своей и понуждает себя на излишний труд, у того образуется естественное уныние от бессилия телесного: должно испытывать свою силу и упокоить тело по страху Божию.
Будь осторожен, рассмотри, с какой стороны хочет враг уловить тебя... Все делающееся со смущением и беспокойством и излишнее происходит от демонов.
…Потому лучше сделаем немного со страхом Божиим, чем многое со смущением вражьим. Говорю это на тот случай, когда помыслы наносят нам беспокойство, понуждая сделать что-либо безвременно».
нам нужно знание своей силы, своей меры и своей степени достижения. Плохо, если мы будем стоять ниже уже достигнутого, но превышение меры еще опаснее. Оно поведет к надрыву, унынию, расслаблению и даже к совершенному прекращению духовного подвига.
Диавол всяким способом под личиною доброго дела или смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его.
Поэтому, когда дело для тебя не по силам и будешь принуждать себя к нему, тогда в душу твою влагаешь омрачение за омрачением и вносишь в нее большое смущение».

 
ЯНАО г Надым
Православный христианин
Христос воскресе! Интересный как показалось расказ про монаха.
Двое послушников услышали про смиренного старца проживающего в А монастыре, и решили его испытать и узнать побольшэ о смирении. Сговорившись нашли его и начали распрашивать его испытуя:
Слышали мы что здеся живёт монах Н !
Монах- вы правильно пришли, что вам нужно от него?
Слышали мы что этот монах очень глупый человек!
Монах - какой есть весь перед вами!
Слышали мы что он злой и сворливый человек?
Монах вздыхая - Да, видно от людей ничего не утаишь.
Слышали мы что он завистлив и жаден?
Монах плача-так и есть, зачем вы пришли ко мне грешному?
Послушники неунемаяся - А ещё говорят он еретик ?
Монах с возмущением- А вот тут врут!!!!!!!!
Как мне показалось хороший пример истенно духовного видения себя как есть,из чего следовало полное смирение! К сожелению не помню буквально расказа и расказал как помню. Конечно в жизни бить себя в грудь перед каждым встречным и говорить каюсь прости грешного будет юродство.
Один знакомый при том как все стараютса осудить ближнего стараетса его всячески оправдать, тем самым избавляет себя от кипения в себе осуждения. В психологии есть приём, чтоб не копить в себе нужно высказатса - это не Христов метод. Но корень мысли в том что не копить в себе (ведь это семя выростит тернием и заполонит доброе зерно), если оправдуешь ближнего, молишся за его недуги(а не истребление его от своего взора) То и встаёт та ситуация как в больницэ не осуждения больного а сочюствияи желания помочь ему а не разорвать его! По себе могу сказать одно как чуствуешь благодать Божию то все обиды и напасти как об стену горох и в сердцэ не проникают(слава Богу за всё), а вот как повязнешь в суете и угождение себе да в страстях так благодать отступает и тут ветхий человек оживает. Так что слава Богу за эту живую помощ, и святых наставления - стяжите дух мирен!
 
Харьков
Православный христианин
Здесь уже было правильно сказано, что трезвение очень помогает сохранить себя спокойным (умиротворённым), я сам этим приёмом пользуюсь. Очень помогает: ожидаемый удар не так больно воспринимается. Мы привыкли уютно себя чувствовать в ситуации когда мы её контролируем. Но когда трезвение не стояло на страже сердца (затянуло в суету дня, потерял это трезвение т.е. внимание к себе) помогает другое – принять то, что произошло с тобой. Причём принятие происходит только тогда, когда мы перестаём беспокоится (смущаться) случившимся, только после этого наступает успокоение. Где то в духовной литературе встретил: «Не принятие воли Божьей есть противление Богу». Меня тронуло это и вдохновило радостней и желанней принимать всякие скорби.
А ещё я долго искал в духовной литературе примеров шаблонных действий для принятия всяких неприятностей и достижения смирения, пока не осознал, что нет шаблонных рецептов для достижения смирения, почему и святые находили в себе те свойства души и характера, которые способствовали наилучшему духовному возрастанию для этого конкретного человека.
Любовь верно подметила, что каждому Бог даёт случаи в жизни как приобрести смирение, или как ощутить его плоды: покой, умиление и невозмутимость в некоей простоте. У меня слава Богу был такой. Я часто впадал в уныние по причине различных неприятностей. И вот как-то раз, придя домой, ощущая тягость и невозможность избавится от уныния я подумал про себя что-то вроде: «Ну ни получается у меня смиряться, не получается у меня не впадать в уныние, что ж подожду, потерплю…» Не успела эта мысль остыть во мне как я почувствовал будто камень с груди отвалился, такая лёгкость и успокоенность настала в душе, что и вспомнить не смог от чего уныние настало. После этого я пробовал этот приём при других аналогичных случаях, но ничего не получалось. Со временем понял, что этот случай был промыслителен, а значит именно такой настрой как терпение и смирение при любых обстоятельствах для меня есть душеполезными.
Труд смирения очень тяжёлый, но по словам Отцов самый верный и необходимый, к тому же могущий без каких либо других добродетелей спасти.
К счастью, или к сожалению, «духовных тренажёров» для приобретения смирения сейчас в мире очень много. И даже если из каждодневных трудов к стяжанию смирения я не вынесу плодов как у святых отцов, имею надежду на милость Божию, который сказал, что примет к Себе и тех, которые только вышли из домов своих навстречу Царствию Небесному и находятся ещё в пути, и тех Сказал примет.
Желаю всем ищущим смирения духовных результатов.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
И вот как-то раз, придя домой, ощущая тягость и невозможность избавится от уныния я подумал про себя что-то вроде: «Ну ни получается у меня смиряться, не получается у меня не впадать в уныние, что ж подожду, потерплю…» Не успела эта мысль остыть во мне как я почувствовал будто камень с груди отвалился, такая лёгкость и успокоенность настала в душе, что и вспомнить не смог от чего уныние настало. После этого я пробовал этот приём при других аналогичных случаях, но ничего не получалось.
Вы приняли себя таким кокой вы есть...и перестали на мгновение быть зацикленным на себе. Вы перестали бороться с Богом. Бороться своим самомнением с ним. Вы приняли от Бога сердцем, Его попечение о вас... Это ценного стоит. :)
Главный враг человека его самомнение. Через него и гордость прорастает в нем. Оно же затуманивает разум и сердце, закрывая истину и свет Божий, так как оно считает, что оно всегда право и знает лучше других, как надо и как устроен мир.
 
Много написано,сказано о смирении,а вот в жизни...Нет смирения,где нет осознания своей греховности,нет покаяния.Авва Дорофей пишет:"СЧИТАТЬ СЕБЯ ХУЖЕ ВСЕХ,НА КАЖДОЕ СЛОВО СКАЗАТЬ-ПРОСТИ".Не осуждать никого,а себя оплакивать,как негодную...Мир и тишина тогда в душе.Поднимется "гордынька",так Боженька быстро "щёлкнет по носу".Трудиться надо над этим."Без труда и лаптя не сплетёшь".Заметила,по себе,чем тише и смиреннее себя веду-тем скорее избавляюсь от всяких лукавств.Истина."Сердце сокрушенно и смиреннно Бог не уничижит".К смиренному сети диавольские и не прикасаются.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Много написано,сказано о смирении,а вот в жизни...Нет смирения,где нет осознания своей греховности,нет покаяния.Авва Дорофей пишет:"СЧИТАТЬ СЕБЯ ХУЖЕ ВСЕХ,НА КАЖДОЕ СЛОВО СКАЗАТЬ-ПРОСТИ".Не осуждать никого,а себя оплакивать,как негодную...Мир и тишина тогда в душе.Поднимется "гордынька",так Боженька быстро "щёлкнет по носу".Трудиться надо над этим."Без труда и лаптя не сплетёшь".Заметила,по себе,чем тише и смиреннее себя веду-тем скорее избавляюсь от всяких лукавств.Истина."Сердце сокрушенно и смиреннно Бог не уничижит".К смиренному сети диавольские и не прикасаются.

Харита, мы не можем так уничижительно называть Господа, как Вы написали. Господь всемогущ, Господь - Творец всего мира. На суд к Господу каждый придет в свое время и будет Страшный Суд Божий, где участь каждого человека будет определенна навечно. Так называть Господа - это проявление страсти гордости.

Началом смирения является нищета духа. Святитель Игнатий пишет, что борьба со страстями необыкновенно полезна, она более всего приводит к нищете духа. Нищета духа, сокрушение сердца, искреннее сожаление о грехах своих, страх Божий, самоукорение - это начало смирения и одновременно начало покаяния.

Харита, мы не себя оплакиваем, а грехи свои. И по учению святителя Игнатия на первом этапе этот плачь горек.
 
Бывают разные ситуации,не всегда приятные,не надо смущаться.Надо потерпеть неудачи,падения,оскорбления и т.п..Промысел Божий посылает нам испытания,чтобы мы познали свою немощь и отдались всецело в руки Божии.На Отца уповать,Он-не оставит.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Бывают разные ситуации,не всегда приятные,не надо смущаться.Надо потерпеть неудачи,падения,оскорбления и т.п..Промысел Божий посылает нам испытания,чтобы мы познали свою немощь и отдались всецело в руки Божии.На Отца уповать,Он-не оставит.

Харита, Вы пишете: "Надо потерпеть неудачи, падения, оскорбления".

Ваш совет для совершенных. Давайте вспомним, что благодатное терпение по учению святителя Игнатия рождается от самоукорения. А многие ли из нас знают что это такое и упражняются в этом делании? Вот, например, когда нетрезвый муж оскорбит жену худыми словами, как она реагирует? Ничего не ответит мужу, а внутри себя помолиться: Господи, достойное по делом моим приемлю. Дай сил промолчать, не обидеться, может быть какой-нибудь грех мне будет прощен за это. Скорее всего жена не так реагирует, а вот так: Посмотри на себя, алкаш, и друзья твои - опойки. Те, кто имеют опыт в делании самоукорения, говорят, что трудиться приходиться годами. Каждый раз самолюбие задевается при оскорблении и человек старается хотя бы промолчать, а в том, что внутри происходит в это время, каяться перед Богом.

Тяжелый это труд, Харита, борьба со страстями. Кто знаком с этим подтвердит мои слова.
 
Спаси Господи,да проявление-её самой "гордыньки!"Господь знает мои немощи,дал покаяние.Господи,помилуй,меня,грешную,опять оступилась!И,Он по Своему милосердию-помилует.Св.пророк Иезекииль сказал:"Если грешник покается,Господь не помянет его грехов"(Иез.33,16).Ибо нет греха,чтобы превышал Божие милосердие.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Спаси Господи,да проявление-её самой "гордыньки!"Господь знает мои немощи,дал покаяние.Господи,помилуй,меня,грешную,опять оступилась!И,Он по Своему милосердию-помилует.Св.пророк Иезекииль сказал:"Если грешник покается,Господь не помянет его грехов"(Иез.33,16).Ибо нет греха,чтобы превышал Божие милосердие.

Харита, что такое покаяние? Это ведь не просто сказать: Господи, помилуй. Покаяние должно быть деятельным. По учению святых Отцов покаяние - это изменение жизни. Это и борьба со страстями, и взращивание добродетелей, и внутренняя молитва, без которой не очистится наше сердце от страстей.

И Покаяние - это, конечно, дар Бога и пределов ему нет. Святитель Игнатий писал: Я грешник, жажду покаяния! А многие современные христиане не знакомы с истинным покаянием.
 
Хорошо почаще вспоминать свои прошлые грехи,смиряет,к настоящему относишься спокойнее.Да,и в духовной жизни лучше получается.Простота,естественность.Как,оно,смирение рождается в душе?Словами можно говорить,но из одних слов нельзя сему научиться.
 
Сверху