Алексей Михайлович, Вы слишком "горизонтально" понимаете полноту Церкви. Одна поместная церковь+друга+третья и так далее это очень одностороннее и неполное понимание Кафолической Церкви Христовой.
Наша изолированность нам никакой радости не доставляет, не одно море слез за 300 лет выплакали из-за этого. Но вступить в общение с поместными церквами опасаемся,т.к. это противно нашей совести и церковным канонам.
На большом московском соборе в проклятии верных хранителей Церковного Предания принимали участие - представитель Конст.патриарха арх.Дионисий, патр.Макарий Антиох., Паисий Александр., от иеросал. патр.митр.Паисий Лигарид, митр.Гавриил Сербский, митр.Гедеон Молдовлахийский, от украинской церкви лазарь Баранович. Так что у нас "счеты" со всеми. Хотя надобно с На соборе в 1971 были отменены клятвы на "старые обряды", а на людей клятвы оставили. Людей не пожалели, обряды им больше нужны..
Хорошо бы только я так понимал, а отцы Церкви?
Для чего это устроено, общительные грамоты? Как раз для охранения от лжеучений и расколов. Общительная грамота - свидетельство вселенского православия - есть лучший поручитель за конкретную епископскую кафедру, что данный архиерей не лжеучитель и не раскольник.
Может я ошибаюсь, отец Владимир поправит, но это вызванная к жизни необходимость обозначить отчетливые границы Церкви, этакая коллективная система безопасности, развитие учения Церкви о себе самой, чтобы оградить паству от влияния таких, которые хотели бы заменить собой и своим учением Церковь, как, например, гностики и проч.
При чем же тут ваше утверждение о моем горизонтальном понимании Церкви?
Насчет осуждения на соборе 1666г ,счетов, людей и т.д..
Все это решаемые вопросы, при условии вхождения в диалог. Кто вам не велит заняться этим? Другое дело, что, может, вам проще замкнуться в своих обидах (причем на весь православный мир, как вы сказали) и не делать ничего для разрешения этой проблемы. Это путь в никуда.
Недавно разрешился раскол РПЦ и РПЦЗ. Думаете, там не было проблем и обид? Все решается при условии доброй воли и любви к истине.
Вообще раскол вещь крайне опасная, и с годами, как правило, только переходящая на горшее.
Если развивать теоретическую сторону этого вопроса, то можно рискнуть сказать, что у отпадших в раскол с увеличением продолжительности коснения в нем как бы иссякает источник жизни божественной, меркнет свет разума. И воистину начинается тьма безумия. Нечто подобное собой представляет отрубленный член тела - сначала он почти ничем не отличается от живых (по виду, способность к плодотворной деятельности утрачивается немедленно, остается один вид, и тот ненадолго), затем хладеет, синеет, наконец разлагается, смердит невыносимо, и уже нет возможности приживить его обратно к телу. Хотя невозможное возможно Богу.
Особо красочной иллюстацией к вышеприведенным рассуждениям может послужить раскол между католицизмом и православием.
Можно отчетливо проследить, как католическая Церковь отличалась от Православной сначала ничтожно, все это легко можно было разрешить при наличии доброй воли. Чем дальше, тем хуже, нарастание мрака отчетливо заметно по всем направлениям - в нравственной сфере, аскетической, догматической и т.д. Протестантская реформация - истиное чадо католической Церкви. Ныне между нами пропасть. Мы совсем стали чужды друг другу.
Вы же в курсе, что и к РПсЦ это приложимо. Вы наверняка об этом в сто раз больше меня знаете. После возникновения раскола в его среде наблюдались те же симтомы, вы их прекрасно знаете - дробление на толки (равно - секты), поповцы - беспоповцы и проч., некоторые вовсе утратили вид христианский. Это - признаки не изобилия жизни, а разложения.
Вы, как я догадываюсь, представитель выживших, наиболее сохранивших вид христианский. Вам не упорствовать надо, а быстрее присоединяться, чтобы исцелиться, пока наши различия еще не столь катастрофично велики, а то вы сами говорите, что уже сильно вы отличаетесь. Для вас это вопрос выживания.