Религиозная фантастика.

Православный христианин
Скоро две тысячи лет существует христианство. Для нас, христиан, это величайшая драгоценность, которую мы старательно храним. Особенно наша, Православная церковь в этом преуспела.
Если же вносить в Веру что-то новое, то за две тысячи лет можно уйти от Истины. Не случайно еретичество считается одним из худших грехов.
Да, есть святое предание, накопленное церковью. Но к его пополнению церковь относится осторожно, да и различает его от Писания.
Вопрос: а есть ли место более свободному типу религиозной литературы, хотя и не противоречащей ни в чём писанию, но содержащей и фантазии автора? Например, описать художественно жизнь апостола Павла. Или даже Адама, попытаться понять, как же так он яблоко съел. Или как Иуда мог решиться предать самого всемогущего Бога. Ну и много чего можно ещё написать.
Понятно, что следует отличать такую фантастику от святоотеческой литературы. Но для привлечения молодёжи, для того, чтобы вызвать интерес к серьёзнейшим вопросам, такая литература может оказаться полезной.
Нет у меня уверенности, что такое лёгкое отношение к величайшим фигурам допустимо. Не будет ли оно нарушением третьей заповеди? Да и не всегда получится писать достаточно благоговейно. Возможно, и страстность примешается.
Полезно это или вредно?
 
Крещён в Православии
Да и не всегда получится писать достаточно благоговейно. Возможно, и страстность примешается.
Полезно это или вредно?
Мне в этом плане нравится "Мастер и Маргарита"... как бы от противного ... авторское название романа : Евангелие от сатаны. И кмк ни кто кроме Кураева не понял о чём этот роман...
 
Прочее
Мне кажется, что не получится привлечь запущенную молодежь жизнеописанием святых, пусть даже с элементами фантастики. У современной молодежи, в большинстве случаев есть встроенный триггер даже на слово "Бог". Вы можете пообщаться с целевой аудиторией. Только ищите их не в церкви. В общем здесь требуется в первую очередь отвлечённая тема, в любом случае специально насыщенная страстью, так как это их основной рацион, а основная мысль должна быть построена вокруг темы "добро всегда побеждает зло". Ну здесь сами понимаете. Да и вообще, это не только писательства касается, в принципе почти любого ремесла. Один кнут им не нужен, как и от одного пряника толку нет. Это мое личное мнение. А что касается актуальности Писания для молодежи, так оно, если взглянуть правде в глаза, абсолютно не актуально, пусть там Истина, но в книге по высшей математике, что скажете ложь написана? Только кто ее поймет, если вы подсунете дитю просто высшую математику, хоть в красивой обложке, он ее не поймет так или иначе, если это не младенец Христос. Поэтому да, путь начинается со сказки. С красивой картинки. Однако уж, художник должен быть хитрец.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте.

Ответ неоднозначный. Художественная литература по своим задачам, по своей природе совершенно отлична от духовной литературы.
Духовная литература ставит вопросы перед личностью и указывает ответы, пути.
Художественная литература прежде всего затрагивает эмоции и в дополнение к этому еще ставит вопросы.
Общее в них - образность выражения, задачи - помощь в образном познании мира, но познании на разных уровнях: духовном и душевном.
Отсюда и разница форм, разница видовая и жанровая, разница стилистическая.

Художественная литература может быть пропитана христианским духом или антихристианским, но не может копировать духовную литературу. Когда пытаются присвоить той или иной литературе несвойственную ей цель и форму, либо получается безОбразная поделка (меня лично очень огорчают многочисленные "православные" детские книжки, написанные очень примитивно, это же относится и ко многим "православным" стихотворениям и прозе для взрослых), либо христианская идея извращается во многом или в малом.

Приведу примеры.

У Гоголя есть прекрасная небольшая книжка, написанная о литургии. Она написана именно в качестве духовной литературы и по цели, и по форме.
Есть у него поучения (письма) как бы в художественном стиле,.. но это не Гоголь: куда пропадает неповторимая образность, яркость, чудесная живость языка его художественных произведений! И поэтому Гоголь для нас прежде всего - мастер русского языка, замечательный писатель, художественные произведения которого нужно читать и перечитывать, впитывая богатство родного языка, обогащаясь приемами точного описания, точного выражения чувств, парадоксальности мыслей.

У гения русской литературы Пушкина есть стихотворение - переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина - "Отцы пустынники и девы непорочны..." Замечательное стихотворение, но... до самой покаянной молитвы не дотягивает. За красотой слога теряется лаконичность и пронзительность молитвы.

Житие Иуды Искариотского нафантазированно Леонидом Андреевым (Вы, новый автор, пытавшийся разместить свою фантазию на этом форуме), как видите, не новы. Что же получилось у Андреева? Получился рассказ, который полностью противоречит Евангельскому повествованию. Т.е., по самому большому счету - противоевангельский текст.

О "Мастере и Маргарите" Булгакова выше уже писали.

В современной литературе много имен, много направлений, в том числе и в стиле фэнтези (скажем, Юлия Вознесенская), почти фэнтези (Торик). Можно еще поискать, найдете. Книги многим нравятся, многим не нравятся. По художественному уровню, они, конечно, до Пушкина и Гоголя не дотягивают, но почитать при наличии свободного времени вполне можно. Увлекательно, сюжет развивается стремительно, захватывающе. Видела отзывы на эти книги, от людей, через них заинтересовавшихся христианством, значит где-то они свою просветительскую функцию выполнили. Но вот беда. При анализе этих книг, выявляются некоторые детальные несоответствия в догматическом плане. Подробнее об этом можно почитать в разделе литературной критики библиотеки художественной литературы на "Азбуке".

В этом отношении, мне кажется (могу ошибаться, я не литературный критик и не догматический богослов), интереснее и менее опасно читать документальную литературу современных нам писателей . Очень интересны рассказы из жизни епископа Вениамина (Федченкова) (у него несколько циклов) или протоиерея Д.Дудко "На скрещении дорог". Впрочем, это только мое мнение. У каждого свои вкусы и свой выбор книг.

Посмотрите в библиотеке: https://azbyka.org/fiction/ Там очень большой выбор авторов и жанров. Думаю, что каждый найдет там что-то для себя.

Пы. Сы. И на мой взгляд на литературу не обязательно обращать внимание. Один взгляд из многих.
 
Православный христианин
Здравствуйте.

Ответ неоднозначный. Художественная литература по своим задачам, по своей природе совершенно отлична от духовной литературы.
Духовная литература ставит вопросы перед личностью и указывает ответы, пути.
Художественная литература прежде всего затрагивает эмоции и в дополнение к этому еще ставит вопросы.
Общее в них - образность выражения, задачи - помощь в образном познании мира, но познании на разных уровнях: духовном и душевном.
Отсюда и разница форм, разница видовая и жанровая, разница стилистическая.

Художественная литература может быть пропитана христианским духом или антихристианским, но не может копировать духовную литературу. Когда пытаются присвоить той или иной литературе несвойственную ей цель и форму, либо получается безОбразная поделка (меня лично очень огорчают многочисленные "православные" детские книжки, написанные очень примитивно, это же относится и ко многим "православным" стихотворениям и прозе для взрослых), либо христианская идея извращается во многом или в малом.

Приведу примеры.

У Гоголя есть прекрасная небольшая книжка, написанная о литургии. Она написана именно в качестве духовной литературы и по цели, и по форме.
Есть у него поучения (письма) как бы в художественном стиле,.. но это не Гоголь: куда пропадает неповторимая образность, яркость, чудесная живость языка его художественных произведений! И поэтому Гоголь для нас прежде всего - мастер русского языка, замечательный писатель, художественные произведения которого нужно читать и перечитывать, впитывая богатство родного языка, обогащаясь приемами точного описания, точного выражения чувств, парадоксальности мыслей.

У гения русской литературы Пушкина есть стихотворение - переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина - "Отцы пустынники и девы непорочны..." Замечательное стихотворение, но... до самой покаянной молитвы не дотягивает. За красотой слога теряется лаконичность и пронзительность молитвы.

Житие Иуды Искариотского нафантазированно Леонидом Андреевым (Вы, новый автор, пытавшийся разместить свою фантазию на этом форуме), как видите, не новы. Что же получилось у Андреева? Получился рассказ, который полностью противоречит Евангельскому повествованию. Т.е., по самому большому счету - противоевангельский текст.

О "Мастере и Маргарите" Булгакова выше уже писали.

В современной литературе много имен, много направлений, в том числе и в стиле фэнтези (скажем, Юлия Вознесенская), почти фэнтези (Торик). Можно еще поискать, найдете. Книги многим нравятся, многим не нравятся. По художественному уровню, они, конечно, до Пушкина и Гоголя не дотягивают, но почитать при наличии свободного времени вполне можно. Увлекательно, сюжет развивается стремительно, захватывающе. Видела отзывы на эти книги, от людей, через них заинтересовавшихся христианством, значит где-то они свою просветительскую функцию выполнили. Но вот беда. При анализе этих книг, выявляются некоторые детальные несоответствия в догматическом плане. Подробнее об этом можно почитать в разделе литературной критики библиотеки художественной литературы на "Азбуке".

В этом отношении, мне кажется (могу ошибаться, я не литературный критик и не догматический богослов), интереснее и менее опасно читать документальную литературу современных нам писателей . Очень интересны рассказы из жизни епископа Вениамина (Федченкова) (у него несколько циклов) или протоиерея Д.Дудко "На скрещении дорог". Впрочем, это только мое мнение. У каждого свои вкусы и свой выбор книг.

Посмотрите в библиотеке: https://azbyka.org/fiction/ Там очень большой выбор авторов и жанров. Думаю, что каждый найдет там что-то для себя.

Пы. Сы. И на мой взгляд на литературу не обязательно обращать внимание. Один взгляд из многих.
Спасибо. Приятно получить ответ такого качества.
 
Православный христианин
Спасибо. Приятно получить ответ такого качества.
Обратите внимание на творчество КР:
Пример, как надо писать на Вашу тему.
 
Православный христианин
Обратите внимание на творчество КР:
Пример, как надо писать на Вашу тему.
Спасибо.
 
Православный христианин
Люблю фантастику...
Наверное, точнее будет ограничить тему именно христианской религиозной фантастикой. Такая есть, правда, в основном зарубежная.
К.С.Льюис - трилогия "За пределы безмолвной планеты", "Переландра", "Мерзейшая мощь". Умно, хотя читается несколько трудновато. Вторая книга, кстати, практически о Вашем предложении "Адама, попытаться понять, как же так он яблоко съел" - только у Льюиса "не съел", хотя там не Адам и не яблоко.
Удачнее его цикл книг о Нарнии. Это как бы для детей, но я читал уже достаточно поздно (раньше-то не переводили), прочёл с удовольствием и кое-что перечитывал.
Можно добавить "Письма Баламута" того же автора, это не совсем фантастика, но вещь великолепная.
Христианская подоснова у толкиеновского цикла о Средиземье.
Она же имеется в фантастических повестях Конан-Дойля (один эпизод из "Маракотовой бездны" в советское время вообще не переводили).
Разумеется, Честертон. Весь целиком.

А вообще очень много западной фантастики имеет религиозную "подкладку", только вот христианской её никак не назовёшь. В нашей же фантастике явно сказывается многолетний труд коммунистов - что ни пишут, а получается, увы, "материализьм".

Правда, назову очень неожиданную вещь: первые 4-5 книг небезызвестного цикла "Ричард Длинные Руки". Не знаю кто как, а я воспринял это как историю атеиста, внезапно убедившегося в реальности бытия Бога и дьявола. О необходимости выбирать и о том, что мораль внезапно оказывается выше выгоды и эгоистических желаний. Дальше там пошли уже коммерческие поделки, но начало обещало многое.

Ещё одна детская книга, С.Садов "Дело о неприкаянной душе" (печаталась и под названием "Адская практика"). Формально совершенно нехристианская, любой выпускник воскресной школы найдёт кучу противоречий вероучению. Но... есть там что-то большее, чем лежит на поверхности. Всё-таки "Душа человеческая по природе христианка".
 
Православный христианин
Мне понравилась "Хижина. Разговор с Богом".
Но опять у них написано. Но мне кажется, если бы эту книгу прочло побольше людей, было бы хорошо.
 
Крещён в Православии
Мне понравилась "Хижина. Разговор с Богом".
Но опять у них написано. Но мне кажется, если бы эту книгу прочло побольше людей, было бы хорошо.
Это не там где Бог Отец негритянка? Или это уже перлы голливуда?
 
Крещён в Православии
Да. И даже там есть Святой дух.
Как персонаж или как вдохновитель писателя? Католики и пр. христианские деноминации тринитарность не отрицают, поэтому как персонаж произведения не удивит...
 
Православный христианин
Персонаж. Герой общается с Духом, и они вместе работают. Сорняки пропалывают, прямо руками.
 
Православный христианин
Я подумывал написать про человека, у которого Иисус в сердце поселился. И они общаются по поводу самых обычных дел. Но пока что не готов, не справлюсь.
 
Крещён в Православии
Я подумывал написать про человека, у которого Иисус в сердце поселился. И они общаются по поводу самых обычных дел. Но пока что не готов, не справлюсь.
Когда у вас поселится, тогда и сможете...дерзайте призывать.
Прииди и вселися в ны и спаси Блаже души наша.
 
Интересующийся
Скоро две тысячи лет существует христианство. Для нас, христиан, это величайшая драгоценность, которую мы старательно храним. Особенно наша, Православная церковь в этом преуспела.
Если же вносить в Веру что-то новое, то за две тысячи лет можно уйти от Истины. Не случайно еретичество считается одним из худших грехов.
Да, есть святое предание, накопленное церковью. Но к его пополнению церковь относится осторожно, да и различает его от Писания.
Вопрос: а есть ли место более свободному типу религиозной литературы, хотя и не противоречащей ни в чём писанию, но содержащей и фантазии автора? Например, описать художественно жизнь апостола Павла. Или даже Адама, попытаться понять, как же так он яблоко съел. Или как Иуда мог решиться предать самого всемогущего Бога. Ну и много чего можно ещё написать.
Понятно, что следует отличать такую фантастику от святоотеческой литературы. Но для привлечения молодёжи, для того, чтобы вызвать интерес к серьёзнейшим вопросам, такая литература может оказаться полезной.
Нет у меня уверенности, что такое лёгкое отношение к величайшим фигурам допустимо. Не будет ли оно нарушением третьей заповеди? Да и не всегда получится писать достаточно благоговейно. Возможно, и страстность примешается.
Полезно это или вредно
 
Православный христианин
Прочёл первые девять явлений.
Боюсь, что это пример, как не надо писать. Христианин не найдёт ничего нового. Вероятно, КР намеренно не включил в пьессу ни одной своей мысли. Литературный уровень очень невысок, уступает даже любителям с самиздата. Поэтому читателей у этого произведения будет очень мало. Вряд ли десять человек дочитают до конца.
Замысел КР я вижу в том, чтобы в театрах это играть. И тогда люди, не читавшие евангелия, узнают важные истины. Таких людей в то время было много. Да, хорошая попытка для того времени, но теперь совершенно устаревшая.
Возможно, сейчас надо писать острее, даже с элементами провокации, с намёком на современные проблемы. Чтобы была дискуссия и люди хоть думать начали на эти темы.
 
Православный христианин
Замысел КР я вижу в том, чтобы в театрах это играть. И тогда люди, не читавшие евангелия, узнают важные истины. Таких людей в то время было много. Да, хорошая попытка для того времени, но теперь совершенно устаревшая.
Виктор, разумеется, КР писал пьесу, кроме того, для своего времени, много ли "комсомольских" пьес сейчас в театральном обороте?
Второе, КР - не писал на остросоциальные темы, как Островский или Пешков ...
Великая русская литература началась эпической повестью "Слово о полку Игоревом", но признание получила в 19 веке, когда авторы стали переводиться на европейские языки.
Пример:
Для развития художественной литературы Китая большое значение имела «Книга песен» - поэтический свод, состоящий из 14 разделов («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды», «Гимны»), донес до нас различные образцы древнейшей лирической поэзии.
Песни, собранные в своде, были созданы в эпоху Чжоу (12 в. до н. э.), рассказывали о жизни людей того времени.
Мы очень молодой и амбициозный народ, если выживем, напишем новые великие романы уровня "Тихий Дон" Шолохова, фантастику уровня "Час Быка" И. Ефремова.
 
Православный христианин
Мне рассказывала знакомая, как у ее пациентки муж татарин-мусульманин пришел к православию после прочтения книги Вознесенской "Мои посмертные приключения".
 
Православный христианин
Мой обзор христианской фантастики:
(Кому интересно, зайдите по ссылке, там можно тексты найти, почти все есть в контакте)
Начинаю писать про христианскую фантастику.
Православные христиане хорошо знакомы с таким литературным жанром, как жития святых. К сожалению, иногда их авторы, трудно понять из каких соображений, причесывают текст под гребенку идеального благочестия и делают его до приторности слащавым. А самое интересное – духовные искания человека, его сомнения и даже падения – часто остаются за кадром. Хотя это вещи очень важные. Они дают нам понять, что святые – это не свалившиеся с неба ангелы, а такие же люди, как и мы. И если они смогли, то мы тоже сможем. И нет у нас никаких оправданий, что вот мы такие слабые, грешные, а они-то совсем другие. И поэтому очень интересны и ценны книги, показывающие, как вот такие обычные, слабые, грешные люди вдруг дерзают изменить свою жизнь ради Бога, преодолевают себя, растут над собой. Как они идут своим нелегким путем, ошибаясь и сомневаясь, а порой и вовсе заблуждаясь. И в результате, сами того не ожидая, приходят к святости.
Одна из подобных книг – «Чужеземец», автор Виталий Каплан. Сюжет прост – человек с Земли, сознательно нарушая для этого закон, попадает на другую планету, и рассказывает живущим там людям о своем Боге. Что заставило его сделать это? И достиг ли он того, на что надеялся? Книга начинается как банальное фэнтези, но чем дальше, тем интереснее. Автор умеет удивлять.
Еще хочу посоветовать книгу того же автора «Около кота». Великолепное фэнтэзи!
#христианская_фантастика
 
Сверху