Психологические защиты

Н

Незарегистрированный

Guest
Здравствуйте!

В чем суть психологических защит с точки зрения православного подхода? Есть ли психологические защиты у православных людей. И как они выражаются?

Спасибо!
 
Вопрос, который вы задали очень серьезный. И чтобы на него ответить глубоко, нужен иной формат.
Сейчас же, я всего лишь коснусь этой темы.
О психологических защитах довольно много написано в психологической литературе. Обычно, психологическая защита представляется, как способ неосознанной регуляции психики. Этот психический процесс внутри нас происходит, чтобы оградить личность от травмирующих переживаний.
Виды и формы защит весьма разнообразны.
К примеру, такая распространенная защита, как интеллектуализация помогает человеку сохранить самоуважение, позитивный образ своего Я, уменьшить эмоциональное напряжение и приспособиться к неоднозначным жизненным ситуациям за счет искажения реальной информации о себе. (Происходит своего рода «интеллектуальное забалтывание» внутри самого себя).
Все мы помним пример из басни Крылова с Лисой и виноградом: Лисе не удалось достать виноград, но она не может признаться себе в своей слабости (это повлияет на ее мнение о себе). Ей проще сказать, причем убедив саму себя, что виноград – зелен. Интересно то, что она сама верит в то, что говорит.
По большому счету психологические защиты защищают нас от адекватного восприятия реальности, от честного взгляда на самих себя, на людей, на мир.
Все виды защит, описанные психологами, используются в модели, где человек представлен двумя уровнями – психическим и телесным.
Православная психология рассматривает человека, как существо трехсоставное: дух, душа, тело.
Мы вынуждены смотреть на психологические защиты уже учитывая духовную составляющую.
В этом случае смысл психологической защиты меняется. Тогда получается, что основная функция защит может рассматриваться иначе. Получается, что основная их задача, защитить человека от соприкосновения с Богом, от выстраивания личных отношений с Богом. Мы видим, что психологическая защита, наряду с такими функциями как сохранение внутреннего равновесия, самоуважения, уменьшение тревоги, выполняет функцию оправдывания и развития страстей.
После грехопадения, когда непосредственная связь с Богом была нарушена и человек испытал невыносимое состояние богооставленности, возникла необходимость в защите души от той боли, которое это состояние вызывает. Стали развиваться различные защитные механизмы. Это, как некие суррогаты, которые уводят нас от соприкосновения с самим собой и с Богом. Защитные механизмы неизбежно приводят к разрушительным последствиям для человека – психосоматическим заболеваниям, личностным расстройствам.
Таким образом, если мы смотрим на феномен неосознаваемой психологической защиты с позиций христианского учения о человеке, для нас открываются новые способы в преодоления ее негативных последствий.
Это - методы борьбы со страстями, которые ведут к преображению личности.
Что же касается психологических защит у православных, думаю, это отдельная большая тема. Ведь человек существо интеллектуальное. И даже, причислив себя к православию, некоторым людям зачастую удается продолжать прятаться от личных отношений с Богом, от смелого и честного познания самого себя. В основном это происходит тогда, когда духовная работа по очищению своего сердца, ума и разума, трудом покаяния и молитвы, подменяется внешними вещами (обрядоверие). Иногда психологической защитой может быть (как бы это ни казалось странным), частое и неуместное цитирование святоотеческих текстов, следование определенному «православному дресскоду»…. Лукавый человеческий ум, искаженный грехом, способен на многое, чтобы позволить человеку увернуться от встречи с Христом в себе.
Повторяю, что я лишь слегка коснулась этой темы. Думаю, что придет время для ее глубокого и всестороннего исследования именно в рамках православного святоотеческого опыта.
 
Православный христианин
По большому счету "уворачиваемся" от отношений с Богом. Истинных, глубоких, честных.
Почему Адам стал от Бога прятаться в раю?
Почему боимся с собой соприкоснуться честно и глубоко?
Вот надо на эти вопросы искать ответы.
В самом глубинном варианте боимся я думаю креста, Голгофы, где распинается наша гордыня и другие страсти.
Боимся этого нового состояния не телесно-душевного, а духовного...
И процесса этого своего внутреннего перерождения боимся....
И все это не какие-то абстрактные вещи, а вполне конкретные. У каждого свои, хотя у многих общие.
И невротические наши состояния - это по сути выражения внутреннего конфликта, когда мы мечемся между выбором ада и рая; Христа и сатаны; себялюбия, основанного на гордыне и Любви к Христу, к людям. Это не только символы, за этим стоит у нас, у каждого своя вполне конкретная реальность. За этим стоят наши выборы, наши поступки, наши отношения с людьми, с собой, со своей профессией.
Последний пост перенесла сюда, так как ответ есть в этой теме. Просто я еще его не четко вижу. Ум - это око. Надеюсь, что смогу увидеть немного уже сегодня, в субботу:)
 
Православный христианин
Почему Адам стал от Бога прятаться в раю?
Очень не простой вопрос. Уже третий день выстраиваю ответ, но не дается. Пока ответ будет коротким и таким: Адам предал Любовь.

После грехопадения, когда непосредственная связь с Богом была нарушена и человек испытал невыносимое состояние богооставленности, возникла необходимость в защите души от той боли, которое это состояние вызывает
Чтобы любовь окончательно не ушла и Адам не погиб, первой защитой -это была Ева. Вот из Вашей статьи: Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий (1878-1972) предлагает переводить семитское ЭЦЕР, как «ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ БЫТИЕ»
Вторая защита - это кожаные ризы - это еще вопрос из вопросов, предполагаю, что это защита особенная... Эти две первые защиты даны Богом. От боли, как Вы правильно заметили. А вот далее наши защиты, т. е. нами построенные защиты - суррогаты, которыми мы закрываемся как фиговым листком от Бога:
Стали развиваться различные защитные механизмы. Это, как некие суррогаты, которые уводят нас от соприкосновения с самим собой и с Богом. Защитные механизмы неизбежно приводят к разрушительным последствиям для человека – психосоматическим заболеваниям, личностным расстройствам.
Завтра еще подумаю, кто стучит тому открывают:)
 
Последнее редактирование модератором:
Мне представляется Ваш ответ : "Адам предал любовь" действительно очень точным и лаконичным. Больше сказать нечего. И сразу пришла в сердце человека пустота от потери этих самых необходимых для нас отношений, которую надо заполнять чем-то другим.
Есть еще хитрые психологические защиты, которые вполне социально одобряемые в нашем обществе. Это уход и растворение личности в науке, в искусстве, в бизнесе.
Думаю, что верно будет сказать:любое занятие, где мы "предаем любовь", мы можем рассматривать, как защиту.
 
Православный христианин
Вторая защита - это кожаные ризы - это еще вопрос из вопросов, предполагаю, что это защита особенная...
Мы знаем про тело , душу и дух. Душу иногда называют сердцем, Дух - умом. Когда Адаму и Еве дали кожаные ризы, то связь между сердцем и умом была разорвана. Душа стала слепая, а ум - это глаза души. Вопрос почему надо было разорвать, в чем заключается защита? Это защита человека от смерти, мы же не видим теперь в каком мы положении, в каком отпадении от Бога, после предательства любви. Теоретически конечно читаем, что святые видели себя грешниками...но мы этого не чувствуем. Это открывается постепенно подвижнику. Святым было открыто поболее - потому что у них соединялось в молитве ум с сердцем и душа прозревала, веры было поболее. В Евангелии Христос очень многих слепых делал зрячими. Все имеет значение.
Вот таков наш путь вниз, по которому будем идти в покаянии, чтобы вернуться к любви. У Вас в книге есть красивые слова, про путь вниз, и открытие любви Божией: Каяться - значит смотреть не только вниз, на свои собственные недостатки, прегрешения, заблуждения, но и обязательно вверх - на любовь Божию. Это не только взгляд назад, полный боли и упреков к себе, но и одновременно взгляд вперед полный веры и надежды.
Вот это кожаные ризы которые Господь одел Адаму и Еве. Это защита данная Богом. Покаяние -возвращение. Пусть это все об одном и том же, и на новых и новых путях осмысления мы повторяемся ... пусть будет, но после этого немного яснее становится, почему боимся с собой соприкоснуться честно и глубоко? Вопрос о себе - самый личный вопрос, пока открыт...
 
Православный христианин
Может теперь рассмотреть крайнюю точку, когда мы становимся слишком материальными, и о религии и Боге и слышать не хотим.
Стоит подумать над этими словами:
и речé Госпóдь Бóгъ: не и́мать Дýхъ Мóй пребывáти въ человецехъ си́хъ во векъ, занé сýть плóть: Быт 6-3
Какие тут у нас защиты? Полное неприятие, полная слепота, не видение своего состояния, все вокруг виноваты, злые, жестокие ....
 
Православный христианин
Обычно, психологическая защита представляется, как способ неосознанной регуляции психики. Этот психический процесс внутри нас происходит, чтобы оградить личность от травмирующих переживаний.
Или вот здесь провести сравнительный анализ. Вам это под силу. Начертить две колонки: в первой колонке психологические защиты которые ограждают личность от травмирующих переживаний способами которые применяет обычная психология (психотерапия) и во второй колонке единение с Богом. Возможно при таком анализе мы увидим, что при первом выборе убивается любовь, человек становится равнодушным, нечувствительным, будет преобладать власть ума (контроля). При втором выборе - личность человека сохраняется, любовь приобретается, страсти умаляются.
Есть еще хитрые психологические защиты, которые вполне социально одобряемые в нашем обществе. Это уход и растворение личности в науке, в искусстве, в бизнесе.
Вот тут первый выбор - власть ума и как вы правильно написали растворение личности, то есть вопрос опять про личность. Убийство по сути личности.
Будем еще искать и думать.
 
Иногда психологические защиты правомерны. Это в том случае, если ребенок не в состоянии справиться с травмирующими его ситуациями. Но он не воспитан в вере, не приучен к молитве. Это ведь не его вина. И он начинает себя ограждать от боли, развивая в себе эти защиты. Думаю, что очень многие из нас это проходили. Это о тех, кто пришел к вере в зрелом, сознательном возрасте. Тогда "защиты" для нас были именно защитами, чтобы сохранить нас от разрушения. Потому что боль и страдания не вынести без веры, без Бога, без молитвы.
В какой-то моменты они (защиты) уже становятся препятствием, чтобы вернуться из "страны далече". Или хотя бы в том, чтобы начать это возвращение...
 
Православный христианин
Марина,помогите. Вот к примеру, сегодня ты знаешь, что завтра тебя ждет стресс. Банальная ситуация, которая бывает у каждого: проверка, или тяжелый разговор - неприятность. И как у любого человека возникает беспокойство, волнение, ты нервничаешь, можешь плохо спать. Говорить сегодня о том, что имею веру и уповаю на волю Божью - могу, конечно... но надо признать и свое маловерие, Господи, помоги моему неверию!!! И понимаете даже мое упование, почему -то напоминает мне "забалтывание", то есть на будущую травмирующую ситуацию, я выстраиваю психологическую защиту? Такое может быть?
Марина, помогите , как православному человеку ожидать травмирующей ситуации правильно, учитывая конечно и свое маловерие, и немощи...
 
Я думаю, что да! Что если мы готовимся внутренне к травмирующей ситуации, как к испытанию, как к кресту, но в то же время делаем все, что нам по силам человеческим, но при это молимся. Внутренне готовим себя к тому, что все решит Господь. Не мы. А мы будем делать только то, что нам по силам. И вот в какой-то момент приходит такое успокоение, примирение со всеми возможными последствиями этой ситуации, что придает нам силы в самой ситуации быть спокойными, но находиться в каком-то особо внимательном (ресурсном состоянии). И в этом состоянии (здесь и сейчас) мы проживаем эту ситуацию оптимально. И предстоящее общение с людьми, и какие-то мелкие обстоятельства - все как-то удивительно складываются, как в хорошем талантливом фильме. И мы в состоянии потом все это вспомнить. Это означает, что мы были в состоянии осознанности, что не захватывались страхом, тревогой, прочими страстями....
И были смиренны...
Не знаю, как это можно описать. Это надо проживать. Иметь в своем опыте. И потом уже обращаться к этому, как к реальному своему личному опыту проживания ситуации вместе с Богом.
Успехов Вам. Все будет так, как должно быть!
 
Православный христианин
И были смиренны.....Это означает, что мы были в состоянии осознанности, что не захватывались страхом, тревогой, прочими страстями....
Вот -это действительно благо, дается Христианам по благодати Божьей!
Спасибо!
 
Православный христианин
Иоанн Златоуст "желаешь лучше постоянно жить в пороке, чем один день подвергаться наказанию, то это нисколько неудивительно: это признак твоего несовершенного образа мыслей, твоего опьянения и неисцелимой болезни, – так как и малые дети, когда увидят, что врач намеревается прижечь или надрезать (больное место), бросаются и бегут прочь, кричать и вырываются и предпочитают лучше страдать от постоянного гниения тела, нежели перенести временную боль, а после этого наслаждаться здоровьем. А люди, имеющие ум, знают, что болезнь тяжелее надреза, а равно и быть порочным хуже, чем подвергнуться наказанию, так как от одного возможно вылечиться и быть здоровым, а от другого можно погибнуть или остаться в постоянном недуге. Но всякому известно, что здоровье лучше болезни" Источник
Марина, мы говорили про психологические защиты. Вот представьте, что на нас осуществляется воздействие внешней среды, которое приносит неудовольствие, стресс, боль, страдание. Давайте предположим, что все пути воздействия на внешнее исчерпаны. Можно ли рассмотреть тут два таких пути? Первый для человека верующего, который Вы описали в №12. А второй для человека неверующего, у которого нет упования на Бога. Можно сказать так , что второму неверующему человеку так же как и первому открывается Богом его бессилие перед внешней средой: и тут опять два пути (1)есть возможность задуматься и обратиться к Богу,
и (2) поиск средств и возможностей набраться сил!!! Человек, который не верует в Бога, ищет в психологии источник для восстановления сил. Вот выше цитата Иоанна Златоуста, хорошая аналогия для примера. Можно сказать, что психология в таком случае дает обесболивающее. То есть мы вместо того, чтобы лечить зуб, кладем на него анальгин, боль утихает, но зуб продолжает портиться.
Психолог снижает тревожность, страх, старается найти еще некоторые внутренние резервы человека. Идет активный поиск различных восстановительных методик: например слышала про гипноз и даже медитации. Не могу ответить на следующий вопрос: психолог старается примирить человека с внешней средой, научить правильно реагировать на стрессовую ситуацию. Как это происходит? Потому что если примириться с внешним, то перестаешь видеть свои грехи?
 
Думаю, что нам надо помнить, что обычно психолог работает в сфере душевности.
И сам по себе комфорт в этой сфере он важен и самоценен. Иногда это и есть цель привести своего клиента в состояние комфорта. Вот тогда идут в ход разные методы, типа анальгина для больного зуба. Потому что нет понимания что анальгин не излечит зуб. Так же, как если мы просто подстроимся под внешние вещи, не учитывая того, что есть в человеке еще и духовность. То тем самым рискуем не видеть грехи. А значит путь духовной трансформации остается закрытым. Ведь дух рождается часто именно в страдании, и развитие его происходит тоже через принятие страдания, через процесс покаяния. Вот почему христианство с его понятием крестоношения непонятно и не принимается светскими людьми. А в психологии это может рассматриваться как мазохизм.
 
Православный христианин
Так же, как если мы просто подстроимся под внешние вещи, не учитывая того, что есть в человеке еще и духовность. То тем самым рискуем видеть грехи.
Не смотря на то что мы православные, мы все же на 99% подстраиваемся. То есть мы не мазохисты и не ищем специально страдания. Мы обычные люди и тоже ценим душевный комфорт. Даже старцы писали про тихое мирное житие христианина. Наша душевная сфера стремится к состоянию комфорта, мы благодарим за этот дар Бога.
Вот мы находимся в состоянии душевного комфорта, как можем бдим за собой. Мы кое-что уже опытно знаем и стараемся не поддаваться искушениям.
Однако многого еще не видим, или оправдываем, или не считаем чем-то греховным. Если наш душевный комфорт нарушается, мы тоже вопим, мы тоже этого не любим, мы не мазохисты. Однако умом понимаем, что достойное по делам нашим имеем, хотя сердце и плоть не принимает, все же стараемся покаяться, смириться...
Вот примерно так думаю.
 
По моему у меня в этой фразе опечатка. Надо было написать "рискуем не видеть грехи".
Да, мы христиане. И поэтому постепенно идет духовная трансформация. Изменяется наше отношение к душевному комфорту и страданию. И уже мы понимаем, что воскресение возможно через Голгофу. И никому не удастся задержаться на горе Фавор в построенных лично для себя кущах. И тогда реально даются силы понять смысл своего страдания. И вера крепнет после каждого прожитого экзистенциального кризиса. И мы меняемся. Кто-то быстрее, кто-то медленнее. А кто-то все же ухитрятся избегать креста, но его ждут другие вещи еще может быть менее приятные - невротические страдания.
Тут я применяю слова: крест, Голгофа, воскресение, кущи на Фаворе, как метафору, описывающие наши внутренние состояния, когда мы стремимся избежать боли. И только решившись прожить эти состояния, т.е. решившись на крест, мы получаем состояние воскресения.
Трудно об этом писать. Но, я думаю, что все же понятно о чем это.
А потом уже когда есть это в нашем личном опыте, то все происходит иначе. Уходит и страх, и тревога от мысли потерять душевный комфорт. Это уже не так важно. А иногда и не важно просто.
 
Православный христианин
Очень емко и удачно! Понятно вполне. Спасибо.
PS Решение принято. Осталось только записать это решение такими словами:
Пусть скорбь, пусть страдания будут у меня на пути, но я все равно буду идти ко Христу.
 
Самое интересное, что тогда, когда мы начинаем этому следовать опытно, то в душе появляется особая ни с чем не сравнимая радость. И уже состояния скорби и страдания не пугают. И все начинает наполняться совсем иным содержанием. И вся истина христианства становится очевидной. И уже просто страшно сбиться с этого пути, потому что сердцем ощущаешь, что все остальные пути ложные.
Вот сейчас пишу и снова в душе такая радость от того, что нет ничего прекраснее, удивительнее, глубже христианства.
У нас сегодня закончился семинар. Это больше походило на тренинг по экзистенциальной терапии. Но разница в том, что все возникающие проблемы решались с позиции христианства. Мне казалось, что я уже так все про себя знаю. И никаких открытий не будет, но столько там произошло важного и интересного, что убедило меня уже в который раз в том, что самопознание не имеет предела. И всегда есть с чем разбираться, что следует прожить в глубоком покаянии. (Написала не случайно слово - прожить. Потому что интеллектуально это все давно понималось). Ведь только после "проживания" покаяния происходят процессы внутри, которые ощущаю, как устойчивые изменения в обретении своей целостности, в принятии себя, в укреплении духа.
И самое главное, что впереди бесконечность. Предела наверное никогда не будет. Если говорить о личности ( я помню, что вы этим интересовались), то у меня там на семинаре родилась метафора: "Я - это бесконечность устремленная к свету и любви".
Все больше убеждаюсь в том, что не может быть психологии без христианства. Опыт все время удивительным образом убеждает, что Истина с нами. И именно она может сделать нас свободными.
 
Сверху