Вопрос, который вы задали очень серьезный. И чтобы на него ответить глубоко, нужен иной формат.
Сейчас же, я всего лишь коснусь этой темы.
О психологических защитах довольно много написано в психологической литературе. Обычно, психологическая защита представляется, как способ неосознанной регуляции психики. Этот психический процесс внутри нас происходит, чтобы оградить личность от травмирующих переживаний.
Виды и формы защит весьма разнообразны.
К примеру, такая распространенная защита, как интеллектуализация помогает человеку сохранить самоуважение, позитивный образ своего Я, уменьшить эмоциональное напряжение и приспособиться к неоднозначным жизненным ситуациям за счет искажения реальной информации о себе. (Происходит своего рода «интеллектуальное забалтывание» внутри самого себя).
Все мы помним пример из басни Крылова с Лисой и виноградом: Лисе не удалось достать виноград, но она не может признаться себе в своей слабости (это повлияет на ее мнение о себе). Ей проще сказать, причем убедив саму себя, что виноград – зелен. Интересно то, что она сама верит в то, что говорит.
По большому счету психологические защиты защищают нас от адекватного восприятия реальности, от честного взгляда на самих себя, на людей, на мир.
Все виды защит, описанные психологами, используются в модели, где человек представлен двумя уровнями – психическим и телесным.
Православная психология рассматривает человека, как существо трехсоставное: дух, душа, тело.
Мы вынуждены смотреть на психологические защиты уже учитывая духовную составляющую.
В этом случае смысл психологической защиты меняется. Тогда получается, что основная функция защит может рассматриваться иначе. Получается, что основная их задача, защитить человека от соприкосновения с Богом, от выстраивания личных отношений с Богом. Мы видим, что психологическая защита, наряду с такими функциями как сохранение внутреннего равновесия, самоуважения, уменьшение тревоги, выполняет функцию оправдывания и развития страстей.
После грехопадения, когда непосредственная связь с Богом была нарушена и человек испытал невыносимое состояние богооставленности, возникла необходимость в защите души от той боли, которое это состояние вызывает. Стали развиваться различные защитные механизмы. Это, как некие суррогаты, которые уводят нас от соприкосновения с самим собой и с Богом. Защитные механизмы неизбежно приводят к разрушительным последствиям для человека – психосоматическим заболеваниям, личностным расстройствам.
Таким образом, если мы смотрим на феномен неосознаваемой психологической защиты с позиций христианского учения о человеке, для нас открываются новые способы в преодоления ее негативных последствий.
Это - методы борьбы со страстями, которые ведут к преображению личности.
Что же касается психологических защит у православных, думаю, это отдельная большая тема. Ведь человек существо интеллектуальное. И даже, причислив себя к православию, некоторым людям зачастую удается продолжать прятаться от личных отношений с Богом, от смелого и честного познания самого себя. В основном это происходит тогда, когда духовная работа по очищению своего сердца, ума и разума, трудом покаяния и молитвы, подменяется внешними вещами (обрядоверие). Иногда психологической защитой может быть (как бы это ни казалось странным), частое и неуместное цитирование святоотеческих текстов, следование определенному «православному дресскоду»…. Лукавый человеческий ум, искаженный грехом, способен на многое, чтобы позволить человеку увернуться от встречи с Христом в себе.
Повторяю, что я лишь слегка коснулась этой темы. Думаю, что придет время для ее глубокого и всестороннего исследования именно в рамках православного святоотеческого опыта.