Прощение - это слабость или мудрость?

Чебоксары
Православный христианин
Здравствуйте.
Слабость мудрости не помеха. Мудрости противоположность глупость, а слабости сила. Поэтому вопрос переиначиваю на свой лад "Прощение это сила или слабость?" или "Прощение это глупость или мудрость?". Отвечу "Умное прощение это сила духа" или "Умное прощение это мудрость милости". Соответственно "Глупое прощение это слабость духа" или "Глупое прощение это глупость самолюбия".
Спасибо.

Действительно, слабость и мудрость нельзя назвать точными антонимами
Для данного форума, вопрос риторический. Ответ напрашиватся сам собой. Но не хотелось, чтобы он состоял из банальных фраз и апологетических заявлений. Жизнь подсказывает первый вариант ответа, а хочется уверовать во второй. Для себя я так и не решил эту дилемму, а ведь она основополагающая во взаимоотношениях.
В канун Пасхи впервые обратился на форум и хотел бы, чтобы Вы, друзья, направили ко благу путь мой или констатировали реальность.

Простить нелегко, так что это точно не слабость. Решить простить это мудро, а уже собственно простить, это проявление силы духа
 
Жизнь сама иногда приводит примеры, чтобы помочь определиться с сомнениями.
Недавно был в Чечне и хочу привести отрывок из своих дневников.
........................
Моё путешествие предполагает, прежде всего, общение с людьми. Тем не менее, я люблю чередовать ночлег в селениях и на природе. Окрестности Грозного защищены густой «зелёнкой». Меня подмывало сойти и заночевать там. Долго ли натянуть меленькую палатку или повесить гамак. Ни кто не заметит и следов, потом не останется. Однако, провидение спасло меня от такого шага в этой местности.
Тут шли тяжёлые бои. Многие поля до сих пор заминированы и подрывается скот. А уж в лес вообще лучше не соваться. Мины-лягушки! Один человек рассказывал, как у него разорвало быка, наступившего на противотанковую мину. Все проходили по ней у водопоя, а этот был очень тяжёл.
Как и следовало ожидать, после грозы начинается затяжной дождь. Становиться темно. Я захожу в первую лавку и спрашиваю, где найти ночлег. Мужчина советует идти в мечеть. Ну что ж, в мечеть так в мечеть. Современные мечети тут очень красивы, а старые, зато, имеют свой сложившийся приход и традиции. Но для всего мусульманского мира является законом предоставление приюта путникам.
По чёрному дождевому костюму стекают капли воды. Я похож на некого посланника тёмных сил. За время путешествия через всё страну странник приобретает определённое амбре, замешанное на поте, дыме, пыли дорог. Спрашиваю мужчину, можно ли мне, не мусульманину, переночевать в мечети. Без тени сомнения он проводит меня внутрь, выбравшись под дождь из своей машины.
Снимаю обувь и носки, оставляя их в специальных отсеках. По мягким коврам, сплошь устилающих пол, идём к другому молодому человеку, выполняющему роль, вроде распорядителя. Люди встречают вежливо и доброжелательно. Спрашиваю, как вести себя здесь мне – христианину. «Не волнуйся», – говорят, и предлагают выбрать место для отдыха.
Оставляя рюкзак в углу, иду в специальное помещение и мою ноги. Делаю маленькое отступление, вспоминая, как один из гостеприимных хозяев сам помогал мне мыть ноги в его доме, вызвав некоторый конфуз с моей стороны. Туалет находится на дворе мечети, а для выхода туда есть специальные тапочки.
Как же приятно идти босому и освежённому по мягким коврам! Несколько человек уже находятся в мечети и либо молятся, либо готовятся. Я же оттаиваю душой. Потихоньку, к определённому часу, стекается народ. Мулла начинает читать общую молитву. И вот, когда надо всем встать в ряд перед муллой, на меня устремляются косящие взоры.
Особо нетерпеливые кивают встать рядом с ними, пока, им не объясняют, что-то не объясняют о моём статусе. Я вижу искренне недоумевающие взгляды, как можно быть не мусульманином и не молиться. Только наступает секундный перерыв в поклонах, как все взоры устремляются на меня. Всё-таки, как верующему человеку, мне было бы совсем неудобно сидеть, когда люди молятся. В знак уважения встаю, но держусь у стены. Про себя читаю «Отче наш». Когда все троекратно садятся и встают, делаю то же самое. Считая, что Бог един, а только люди избрали разные способы выражения своей веры, не считаю зазорным быть в мечети, храме или церкви.
По окончании молитвы ко мне подходит парень в повязке на лбу и очень вежливо, извиняясь, говорит, что тут место святое, а я отвлекаю верующих. Многие из молодёжи не понимают моего поведения, и даже само присутствие нарушает их убеждения. Даёт понять, что ночевать здесь без разрешения имама нельзя.
Не проблем! Я собираю вещи и, стараясь не привлекать внимание, выхожу. Но более старшие мужчины, видя это приходят в недоумение и просят остаться. Тот же распорядитель предлагает дождаться имама к следующей молитве. Не успеваю вернуться, как ко мне начинают подходить один за другим и задавать вопросы. Всё происходит предельно корректно и доброжелательно.
Но вот в разговор вступает юноша лет 20-ти. Он начинает доказывать мне, как плохо быть кафиром, то есть неверным. Какие они презренные, духовно бедные и пустые. Как ошибаются христиане в своей вере. Несёт какую-то ахинею от лица нашего патриарха, услышанную из чужих уст. Конечно, безгрешность любого священнослужителя вопрос спорный. Источники информации тенденциозны. Но юноша делает это так безаппеляционно, что диву даёшься.
Стараюсь не спорить и слушаю человека, который, по его же словам, пришёл к истинной вере всего год назад. Задаю ему несколько вопросов и сравнений из истории. Видя, что его что-то ставит в тупик, он быстро находит выход, говоря, что это путь шайтана. Всё противоречащие его взглядам и мировоззрению – путь шайтана. Контраргуметировать бесполезно, особенно при таких обстоятельствах.
Всё это продолжается часа три, когда надо слушать собеседника и смотреть глаза в глаза. Человек, вроде, говорит правильные общепризнанные вещи о моральных ценностях, поведении, образу жизни. Делится радостью исповедовать ислам. Но только как-то напориста и внутренне агрессивна это доброта. Этот человек своё добро готов насаждать всеми способами. Он рассказывает мне, что видел пустоту в глазах умирающего кафира, и блаженство у «правоверного».
Даёт чётко мне понять, где грань между кафиром, которым являюсь я, и которого он пытается переубедить пока его слушают, и кафиром-врагом, которого он не пощадит. Этот парень, возможно уже где-то поучаствовал. Он считает обязанным выполнить свою мессианскую роль для привлечения меня в ислам.
Вокруг нас собирается уже кружок слушателей. Я привожу пример
ы о деяниях Мухаммеда на Синае и в Палестине. Парень включает телефон с записью молитв на арабском и переводом на русский. Он закатывает глаза и млеет. Он счастлив в своей вере, и, слава Богу, если его путь будет нести добро. Но мне кажется, что я вижу человека уже «заряженного», способного выполнить любой приказ, если понадобится. Он уже как чека, которую дёрнут, и мир взорвётся.
Даю ему понять, что если ради ночлега я скажу, что приму ислам, то он сам не поверит. Напоминаю о том, как сразу сказал, что являюсь христианином. С этим не спорили. За эти три часа обработки, я понял, что при всех моих грехах, стал ближе к православию. Что в дилемме: «Что такое прощение – слабость или мудрость», склоняюсь теперь ближе к последнему. Не увидеть в человеке другой веры врага – это всё-таки мудрость. Не лезть на пролом и не спорить, вызывая ярость – то же. Скорее – видя спокойное поведение и внимание к его речам, он сам невольно задумается надо ли создавать самому «врагов веры».
......................
 
оренбург
Православный христианин
Конечно, безгрешность любого священнослужителя вопрос спорный.......................
Безгрешность многих христиан - вопрос спорный. Многие так и умирают не достигнув безгрешия. А если так, то слова Христа: "если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" относятся и к таковым христианам... они ещё не веруют как должно.
Христианин во грехах ничем не отличается от мусульманина или иного верующего в Бога.
Христианин призван к свободе от греха.
 
оренбург
Православный христианин
Только, я думаю, все призваны идти к свободе от грехов.
Не все(да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду), а лишь верующие во Христа.
Если человек(будучи иудеем, мусульманином... буддистом), услышав о Христе не уверовал, то он не был ни иудеем, ни мусульманином... Ибо если бы они искренно искали Бога, то поверили бы во Христа.
"Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил."

Потому и многие христиане окажутся в числе тех "иудеев", "мусульман" и пр. неверующих в Бога.
 
Вы говорите об итоге, да и то, со своей точки зрения (претендуя на "истину", зная о "неправде"), а я говорю о стремлении осознанном или нет освободиться от грехов. То есть желании, присущем большинству людей, независимо от вероисповедания.
 
Электросталь
Православный христианин
будем прощать, но простить этого мало, надо с обидчиком и снова подружиться... Вы готовы к этому? :)

Простить не значит "снова подружиться", прощая мы отдаем "обидчика" на суд Божий, зачем "дружить" с теми, кто тебя предал например, ведь скорее всего он еще раз предаст и еще, или с теми, кто довел кого-то из близких до смерти, или пытается довести тебя, много примеров, просто сказано, что не судите а отдайте на суд Божий.
Простить это по моему понятию значит отпустить, а вот "дружить и общаться" мне лично священник наоборот сказал, уходи от тех, кто приносит тебе зло.
Прощаем мы не для кого то, а для себя, потому что не простить , значит разрушить себя изнутри.
 
Великий Новгород
Православный христианин
Простить не значит "снова подружиться", прощая мы отдаем "обидчика" на суд Божий, зачем "дружить" с теми, кто тебя предал например, ведь скорее всего он еще раз предаст и еще, или с теми, кто довел кого-то из близких до смерти, или пытается довести тебя, много примеров, просто сказано, что не судите а отдайте на суд Божий.
Простить это по моему понятию значит отпустить, а вот "дружить и общаться" мне лично священник наоборот сказал, уходи от тех, кто приносит тебе зло.
Прощаем мы не для кого то, а для себя, потому что не простить , значит разрушить себя изнутри.

+1
 
оренбург
Православный христианин
Простить не значит "снова подружиться", прощая мы отдаем "обидчика" на суд Божий, зачем "дружить" с теми, кто тебя предал например, ведь скорее всего он еще раз предаст и еще, или с теми, кто довел кого-то из близких до смерти, или пытается довести тебя, много примеров, просто сказано, что не судите а отдайте на суд Божий.
Простить это по моему понятию значит отпустить, а вот "дружить и общаться" мне лично священник наоборот сказал, уходи от тех, кто приносит тебе зло.
Доброе дело делаем - когда так поступаем.
Прощаем мы не для кого то, а для себя, потому что не простить , значит разрушить себя изнутри.
Но если с такой мотивацией, то пользы мало.

"Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает."

Св. Серафим Саровский
 
оренбург
Православный христианин
Ну почему же, ведь в каждом из нас есть Дух Божий:)
То что есть - хорошо:). Но как сказано "кто собрал мало - не имел недостатка, и кто собрал много - не имел лишнего", поэтому, продолжая собирать Духа Святого, будем же всякое доброе дело(пост, молитва, бдение или иное что, или как в этом случае - прощение) совершать не ради неразрушения себя, а ради Христа. Прославляя тем Бога-Отца.
 
Электросталь
Православный христианин
То что есть - хорошо:). Но как сказано "кто собрал мало - не имел недостатка, и кто собрал много - не имел лишнего", поэтому, продолжая собирать Духа Святого, будем же всякое доброе дело(пост, молитва, бдение или иное что, или как в этом случае - прощение) совершать не ради неразрушения себя, а ради Христа. Прославляя тем Бога-Отца.

Это слишком сложно для начинающих, это приходит с годами, с мудростью, а вот понять то, что "непрощением" можно разрушить себя, может и ребенок.
Не все так сразу. ИМХО:)
Путь к Богу может быть кратким, а может и очень долгим
 
оренбург
Православный христианин
Продолжим тему.

Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!”
И.Христос

*
“…прощайте, и прощены будете.”
Евангелие от Луки

*
Грехи не прощающего не прощаются Господом.”
Аврелий Августин

*
“Слабые не умеют прощать. Умение прощать — свойство сильных.”
М.Ганди

*
“Пока люди любят, они прощают.”
Ларошфуко

*
“Самым совершенным человеком я назову того, кто умеет прощать других.”
Плиний

*

“Умей прощать, и мощь твоя умножится.”
Публий

*
“Ошибаться - человечно, прощать - божественно.”
А. Поп

*
“Сильнее всех побед — прощение.”
И. Шиллер

*
“Власть прощения - это власть, которой подвластны все и которая доступна каждому.”
Э. Канетти

*
Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать.”
Ф. Ницше

*

“Жизнь научила меня много прощать, но еще больше - искать прощения.”
О. Бисмарк

*

“Всё понять - значит простить.”
Анна де Сталь

*
Простить - не значить забыть.
Сара Бернар

*

“Если женщина уже простила мужчину, она не должна напоминать ему о его грехах за завтраком.”
М. Дитрих

*

“Женщина прощает все, зато часто напоминает о том, что простила.”
Симона де Бовуар

*

“Женщины не прощают нам наших ошибок - и даже своих собственных.”
А. Камю

*

“Мужчины, которые не прощают женщинам их маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами.”
Д. Джебран

*

“Любимому прощают то, что другим не прощают, и не прощают то, что прощают другим.”

И. Шевелев

*

Если собираетесь кого - либо полюбить, научитесь сначала прощать.
А. Вампилов

*

“Я прощаю тем, кто не согласен со мной. Я не прощаю тех, кто не согласен с собой.”
Ш. Талейран

*

Прощать - значит не то, что сказать: прощаю, а то, чтобы вынуть из сердца досаду, недоброе чувство против обидевшего.”
Л.Н. Толстой

*

“Женщина прощает только тогда, когда она виновата.”
А. Юссе
*

“Прощайте врагов ваших — это лучший способ вывести их из себя.”
Оскар Уайльд

*
“Женщины все прощают, кроме одного — неприятного обращения с собою.”
В. Ключевский

*
“Люди страдают, и многие из человеческих существ несчастны, потому что не наделены умением забывать плохое и прощать.”
Ванга

Много разных определений, что значит "прощать" и каждый вправе делать свой выбор. если решили прощать, то нужно искренне и забыть все плохое, а не лицемерить.
 
В этих цитатах действительно много мудрости, но прощая тех, кто этого не ждет, ты выглядишь в их глазах слабым. И жизнь даёт этому куда больше примеров.
Дело не в том, как определить прощение для себя, а в том, как выглядит твоё прощение в глазах обидчика.
Ты "мудро" простил и успокоился, а зло, между тем, правит бал пользуясь твоей слабостью в его глазах. Не прости, и пусть творец зла попробует простить тебя за это. Дай ему милостливо такую привелегию. Может тогда будешь и сильным и мудрым?
 
В этих цитатах действительно много мудрости, но прощая тех, кто этого не ждет, ты выглядишь в их глазах слабым. И жизнь даёт этому куда больше примеров.
Дело не в том, как определить прощение для себя, а в том, как выглядит твоё прощение в глазах обидчика.
Ты "мудро" простил и успокоился, а зло, между тем, правит бал пользуясь твоей слабостью в его глазах. Не прости, и пусть творец зла попробует простить тебя за это. Дай ему милостливо такую привелегию. Может тогда будешь и сильным и мудрым?

Для себя я сделал вывод такой! Прощать своих близких и любимых надо на все 100%, а что касается людей, которые не являются для Вас близкими и любимыми, т.е. чужие люди, коллеги по работе, сослуживцы и другие, которые обидели Вас или причинили боль, если же они не просят прощения, то просто забудьте этих людей, просто игнорируйте, но если чужой попросит прощения и поймет что сделал Вам больно, то простите. Просто я не вижу смысла прощать человеку чужому, который и не просит прощения. Ведь не зря Господь ждет нашего покаяния, мы для Него и возлюбленные, мы не чужие Ему, нас так много, что и каждому просто так прощать тоже невозможно, нужно наше участие в процессе прощения. А близких и любимых надо прощать, потому что через них мы проходим жизненные испытания. Я так думаю. Я надеюсь никаких противоречий нет у меня, а если вдруг обнаружите,поправьте пожалуйста :)
 
Сегодня произошло событие, имеющее прямое отношение к оценке прощения. Для меня серьёзный аргумент. Почему-то захотелось поделиться.
.........................................................
............................................................
Скорей-скорей на двор. Резкая разминка ни как не получается. Я отвлекаюсь на природную зимнюю красоту. Всматриваюсь в каждую веточку яблонь, превратившихся в белоснежные кораллы. Пасмурно…. Но белый свет подавляет все остальные краски. Красавицы ели – парадом стоят за околицей. Тишина. Ни следа вокруг и тебе жалко нарушать девственность покрова. А между тем тепло по-весеннему. Берусь за лопату и начинаю чистить двор, жадно вдыхая родной воздух Балтики.
Но что же гложет? Нелепые мысли мешают наслаждаться красотой. А! История переписки последних дней. Говорят, телевизор – зло. То верно. Но это зло безответное. Куда хуже Интернет. Он с тобой не соглашается, ругается, обвиняет, дискутирует. А ты всё сдерживаешься и сдерживаешься. Может, даже гордо игнорируешь нападки, пытаешься убедить, сглаживаешь углы. Непонимаешь оппонента.
И вот уйдя на, казалось, победной для тебя ноте, решаешь, что удалось не опуститься до перепалки. Однако получаешь его. То, не дающее тебе покоя письмо. Письмо личное. Но ведь ты же решил больше не говорить с человеком. Решил удалить его не глядя, а в ответ послать довольно жёсткое уведомление об этом. Только что-то до сих пор мешает сделать это.
Какое-то странное чувство чего-то важного и хорошего. Ну, думаю, вскрою, смотреть не буду, а сразу найду кнопку удаления. И что это решит? Ты выбросишь мысли из головы? Со временем – да, но не в ближайшие дни. Рука тянется, а гордыня нашёптывает: - «Ведь ты же решил не смотреть, слабак! Где твои принципы, где твоя гордость, твоя правда?»
И, вроде как, не своей волей, а каким-то предчувствием я письмо вскрываю и читаю. А там человек извиняется, идёт на примирение, выражает добрые пожелания. Первый! Вот это да! Ликование в душе. Не потому что он первый, а потому что с Божьей помощью всё так завершилось. Тут и сам понимаешь, что мог бы быть более чувствительным и где-то менее гордым. А ведь мог своими руками сделать малопоправимое. Обидеть ещё больше и загнать проблему в души обоих надолго. Не словом плохим, а игнорированием желания разрешить всё по-доброму. В последствии, думаю, узнал бы о недоразумении, но каким бы жил поросёнком!
И какая же радость открыть душу во встречных выражениях благодарности и извинениях. Без всякой иронии желания самого лучшего за такой поступок и непередаваемого уважения. Он оказался мудрым и сильным, а мне Бог не позволил свалиться ниже.
И ведь подвёл меня к этом постепенно. Попалась на глаза история Коцебу о французском плене времён войны 1812 года. Там он повздорил с охранником, во власти которого был. Вернее – охранник первый наехал на эмоциях. Он же первый и пошёл на примирение. Так Коцебу вскочил и обнял его, и оба раскаялись в своём поведении. Вот и мне, была бы возможность, хотелось обнять этого человека открывшего своё имя.
.................................
 
Асино
Православный христианин
Для себя я сделал вывод такой! Прощать своих близких и любимых надо на все 100%, а что касается людей, которые не являются для Вас близкими и любимыми, т.е. чужие люди, коллеги по работе, сослуживцы и другие, которые обидели Вас или причинили боль, если же они не просят прощения, то просто забудьте этих людей, просто игнорируйте, но если чужой попросит прощения и поймет что сделал Вам больно, то простите. Просто я не вижу смысла прощать человеку чужому, который и не просит прощения. Ведь не зря Господь ждет нашего покаяния, мы для Него и возлюбленные, мы не чужие Ему, нас так много, что и каждому просто так прощать тоже невозможно, нужно наше участие в процессе прощения. А близких и любимых надо прощать, потому что через них мы проходим жизненные испытания. Я так думаю. Я надеюсь никаких противоречий нет у меня, а если вдруг обнаружите,поправьте пожалуйста :)

Прощать всех. Всегда.
А лучше - вообще не впадать в такое состояние, каковое требует потом прощения. Вообще не только не держать, но и не принимать в душу обиды. Ни по какому поводу.
 
Сверху