Пост не по Типикону - спасение или погибель?

Уже задавал этот вопрос отцу Дионисию, мнение которого я очень уважаю, но, к сожалению, его ответ не принес ясности в этом вопросе.

Типикон устанавливает очень строгие правила употребления пищи, как в постные дни, так и в скоромные. Правила настолько строги, что среди мирян соблюдают их лишь единицы. Думаю, многие об этих правилах даже не подозревают. Возникает вопрос: грешат ли люди, которые постятся не так строго, как предписывает Типикон? Разумеется, речь не идет о тяжело больных, беременных и т.п., для которых предусмотрены послабления. Я говорю о нормальных людях, к которым относится большинство из нас.

Мнения священнослужителей по этому вопросу расходятся. Одни считают, что устав обязателен для всех: и для монахов, и для мирян. Другие придерживаются противоположной точки зрения, что уставные правила непосильны для большинства людей и мирянам соблюдать их не обязательно. Интересно, что многие священнослужители, признавая обязательность уставных правил, одновременно оставляют за священником право на послабление поста. На чем основано такое мнение, вообще не понятно. Ведь Типикон о таком праве для священников не упоминает.

Как же простому человеку разобраться, какая точка зрения является правильной - т.е. соответствует воле Божией?
Советы типа "спросить у духовника" не годятся. Это все равно что положиться на авось: попадешь к одному священнику - услышишь одно, попадешь к другому - услышишь другое. А на чаше весов - посмертная участь.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
В житии Силуана Афонского, есть момент, когда в пост он с одним отцом пили чай с сахаром и баранками... смвсл поста все же,надо рассматривать как воспитание в себе терпения, избавления от привязанностей к привычным вещем... а что лучше ограничения может выявить силу привязанности к тем или иным вещам? имеешь желание употребить, значит есть зависимость... вот и лечи терпением и воздержанием... просто легче это делать,совместно... сообща... чтобы не было у одного соблазна больше. и периоды постов и их количество, назначены очень мудро и промыслительно. чтобы человек не успевал привязаться к тем или иным вещам или продуктам. плюс упражнение в молитвенном правиле и воспитания смирения. Соблюдая хотя бы это,есть хороший шанс не впасть стяжательство и привязанность. а значит быть свободным от привычек.
 
Никодим
Мой вопрос не о назначении и не о смысле поста. Разговор идет о том, обязан ли мирянин строго соблюдать предписания Типикона. Давайте не будем отклоняться от темы.
 
Новосибирск
Православный христианин
«Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона - удел монашествующих, миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п.
Знаток Устава Михаил Скабалланович писал о Типиконе: "Книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нём всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир" (Энциклопедия «Азбука веры»).

«Возникает вопрос: грешат ли люди, которые постятся не так строго, как предписывает Типикон»?

Если в человеке есть любовь к Богу и ближнему своему, но он нарушает правила поста, по той или иной причине – разве это грех? Не будет ли большим грехом исполнять все буквы закона, но любви не иметь? По моему человечество это уже проходило.
И Никодим Вам правильно, в общем-то, сказал - пост и различные законоуложения – это лишь средство, но никак не самоцель.
 
Сергей,всё должно быть по силе.Послабление поста это ведь не отмена оного!Если по уставу сухоядение,ешьте с маслом.Если масло разрешено,то ешьте рыбу.Это же всё постное,не скоромное в чём здесь нарушение поста?
Я своего духовника спросила,когда мне вкушать пищу без масла(духовник строгий монах).Он мне сказал,когда сама захочешь.Мне странным показался ответ,но позже узнала от врача "случайно",что тем кто болел боткина отказываться от масла нельзя.Оказывается печень не может нормально перерабатывать пищу без масла.Хотя я болела в 5 лет,но это на всю жизнь.
Лучше всего,чтобы у Вас был духовник.Он молится за Вас,Вы молитесь за него.И ему проще Вам помочь,правильно ответить на ваши вопросы,чем просто священнику.Он чувствует и знает,что для Вас спасительно!
 
оренбург
Православный христианин
Мой вопрос не о назначении и не о смысле поста. Разговор идет о том, обязан ли мирянин строго соблюдать предписания Типикона.
Нет.
Ни одним правилом человек перед Богом не оправдается.
Скажем чревоугодник может "сидеть" на хлебе и воде. Потому Никодим вам и говорил о смысле поста - не ублажать свою душу.
 
Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона - удел монашествующих, миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п.....
Игорь, спасибо за цитату. К сожалению, это тоже лишь частное мнение отдельно взятого человека, а не мнение Церкви и не мнение Божие. Но на мытарствах нас никто не будет спрашивать, исполняли ли мы наставления Скабалловича или поучения Осипова. Мы будет держать ответ за то, как исполнили волю Божию. Вот именно ее и хотелось бы узнать. Поэтому я интересуюсь, существует ли разъяснение из какого-либо надежного, заслуживающего доверия, источника (постановление собора, разъяснения Священного Синода, обзор святоотеческой практики и т.п.).

Если в человеке есть любовь к Богу и ближнему своему, но он нарушает правила поста, по той или иной причине – разве это грех?
А разве нет? Разве исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему, отменяет необходимость исполнения других обязанностей? Да и можно ли говорить о любви к Богу, если человек пренебрегает предписаниями Церкви, которую Он ради нас создал?

Сергей,всё должно быть по силе.Послабление поста это ведь не отмена оного!Если по уставу сухоядение,ешьте с маслом.Если масло разрешено,то ешьте рыбу.Это же всё постное,не скоромное в чём здесь нарушение поста?
Ах, Иулия, если бы Господь судил так же, наши прародители не были бы изгнаны из рая. Они же не все яблоки съели. А только одно. Ну подумаешь, сделали себе послабление в посте. ))) Я шучу конечно. Но надеюсь, вы поняли мою мысль. ;)

Нет.
Ни одним правилом человек перед Богом не оправдается.
Дмитрий, вы передергиваете понятия. Мы говорим не об оправдании постом, а о посмертном наказании за нарушение обязательных церковных установлений.
 
суббота для человека или человек для субботы... вспомни!

на все 100!
У нас священник сказал так перед постом.Прихожане!Перед каждым постом Вы приходите со своими больничными картами,просите послабление на пост.
Не телесный пост важен,а духовный.Лучше ешьте мясо,чем людей.
Сергей,Вы же сами сказали,что единого мнения церкви нет.Как же мы его найдем и тут выложим,если его нет?)
ВСЕ ИНДИВИДУАЛЬНО!
 
Подольск
Православный христианин
Тайна спасения души в покаянии. Меня духовник в данный момент благословил на один только духовный пост, духовник решает, учитывая обстоятельства жизни, он несёт ответственность перед Богом за свои благословения, и человек со спокойной душой выполняет раз благословили.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Тайна спасения души в покаянии. Меня духовник в данный момент благословил на один только духовный пост, духовник решает, учитывая обстоятельства жизни, он несёт ответственность перед Богом за свои благословения, и человек со спокойной душой выполняет раз благословили.

Cмирение,терпение,покаяние...вот три навыка необходимые выработать при жизни для спасения души. Так что это уже не тайна:)
 
Подольск
Православный христианин
Для большинства верующих современных людей спасение души - это всё-таки тайна. Для таких и есть, видимо, книга "Тайна спасения", которую, думаю многие православные прочитали. Мои ровестники, например, 30-ти летние верующие, особенно мужчины, из-за того, что не получается посты соблюдать, чуть ли вообще не забрасывают дело спасения своей души. Наш батюшка однажды наругал одну прихожанку, которая сказала, что не приводит на Причастие родственника, т.к. он посты не соблюдает, сказал:" Так что ему причащаться нельзя? Без Причастия не спасётся!" Надо понимать в чем сущность спасения. Ведь бывают случаи, когда человек приходит к вере, лeжа уже на смертном одре, ни смирению, ни терпению он уже научиться не успеет, а вот покаяться сможет, и спасётся на сколько это возможно.
 
Православный христианин
У нас батюшка очень хорошо говорит слово на начало поста. Он говорит, что многодневные посты в нашем климате в нашей бешеной жизни - это очень серьёзный подвиг. Что здоровых людей сейчас практически нет. Что чрезмерное внимание внешней стороне поста - пище, часто приводит к прелести. Не пришивают заплату из новой ткани к старью всякому!
Надо больше стараться поститься умом и сердцем, а про еду думать вообще меньше. Просто по возможности, просто не объедаться (хоть и "молочкой"), ну вообще поменьше заботиться о желудке и о своих избалованных рецепторах. Как-то так.... как я понимаю его слова.


И если уж брать Типикон и жить строго по уставу в миру, то нужно соблюдать ВСЕ его предписания, а не выборочно о посте. Так будет справедливо. А то комара отцеживаем, верблюда поглощаем...... например: правил монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни.

Меня больше напрягает то, что верующими и тут и там постоянно ! и во время поста тоже нарушаются правила монастырского общежития ( я имею в виду вообще правила общежития) и это на мой взгляд гораздо страшнее... нет?
 
Как говорит отец Константин: "Вновь и вновь ловлю себя на мысли: поняли ли вы, дорогие, мой вопрос?.."
Разве мнение одного (двух, трех) батюшек - это мнение всей Церкви? Или разве наши с вами досужие размышления - это мнение всей Церкви?
И простите, мы здесь говорим вовсе не о смысле поста и не о том, что важно в посте.
Мы говорим о позиции Православной Церкви по вопросу: грешат ли люди, которые соблюдают пост не так строго, как предписывает Типикон.
 
Православный христианин
Я думаю - грешат, если ровнять мирян под монахов. Да мы в грехах, как в шелках, что Вас так удивляет? Мы все гордецы и чревоугодники, все, но в разных степенях.
 
Как говорит отец Константин: "Вновь и вновь ловлю себя на мысли: поняли ли вы, дорогие, мой вопрос?.."
Разве мнение одного (двух, трех) батюшек - это мнение всей Церкви? Или разве наши с вами досужие размышления - это мнение всей Церкви?
И простите, мы здесь говорим вовсе не о смысле поста и не о том, что важно в посте.
Мы говорим о позиции Православной Церкви по вопросу: грешат ли люди, которые соблюдают пост не так строго, как предписывает Типикон.

Вы сами себе уже ответили!Единого мнения церкви нет!Что Вы от нас то хотите не пойму,что хотите услышать?
 
Православный христианин
Отец Дионисий ответил, что единое мнение Церкви - это Типикон.
Просто мы ..как там..."не можем вместить", поблажки нам даются...но Типикон провозглашает идеал. К нему надо стремиться. Мы согрешаем, однозначно. (не хочется это признавать, но увы..) Мы должны бы, но вера, решимость так малы...."Всё могу в укрепляющем меня Христе" - вот в эти слова мало веры.
Миряне, которые стали святыми, они обычно жили совсем как монахи...вот.
 
Подольск
Православный христианин
Он хочет знать задерживают ли на мытарствах за это или нет. Если раскаяться на исповеди, то не задержат. Наш священник сказал, что главное чтобы Господь увидел, что человек старается. Святые же не все были великие постники.
 
Православный христианин
Ну да. Раскаяться и исправиться) или начать исправляться хотя бы, то есть иметь намерение.. Но пост - это ж не единственное доброе дело...конечно же были.... и эти другие добрые дела перевесили грех непощения..видимо. Господь знает.
 
Новосибирск
Православный христианин
Я, Марина, Иулия, Вы, Сергей - мы все Православная Церковь. Наше мнение, как представителей Православной Церкви Вы слышали.

Что касается наших уважаемых батюшек. Они все священники и, как действующие священники, обязаны подчиняться и выполнять все каноны, уложения и постановления Русской Православной Церкви. И если в этих постановлениях было бы сказано о требовании неукоснительного соблюдения прихожанами поста по Типикону, то как тогда можно было бы понять , например, отца Константина, который рекомендует исполнять только Великий пост и пост в среду и пятницу, а остальные три поста относит только монашествующим?

Сергей, ну конечно неисполнение поста - это грех. Но человек слаб, поэтому:

"В наше время многие верующие в действительности не соблюдают всех установлений поста, по нерадению ли, или под предлогом наличных условий жизни, какие бы они ни были. Однако все случаи подобного ослабления священных предписаний о посте, носят ли они более общий, или более частный характер, должны встречать проявление любящей материнской заботы со стороны Церкви, которая никогда не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Поэтому для испытывающих затруднения в соблюдении действующих постановлений о посте, по причинам ли частным (болезнь, служба в армии, условия труда, жизнь в диаспоре и т.п.), или более общим (особые условия, господствующие в некоторых странах в связи с климатом, и невозможность найти постную пищу…), предоставляется на духовное усмотрение поместных Православных Церквей определить меру человеколюбивой икономии и снисхождения, смягчая в этих особых случаях обыкновенную «строгость» священных постов. Но все это определяется в рамках вышесказанного и с целью неослабления священного установления о посте…"

«Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви». Докторская речь председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в Санкт-Петербургской духовной академии

3.11.2011 · Выступления, Председатель ОВЦС
 
Сверху