Ответ ясен, если признать, что понятия глава семьи и деспот в семье совершенно разные.
Вот-вот. Достаточно только ввести такую переменную как ответственность руководящего и картина меняется сразу же.
Иерархия власти/подчинения существует в очень разных формах и может и отличается как по форме, так и по методам, по целям и по объёму власти.
Власть может возникать естественным образом, например, в силу личностных лидерских качеств одного из участников отношений. Так например в семье жена может быть лидером, просто потому, что она на это способна, а муж нет. Просто в силу характера.
Власть может быть обусловлена социальными ролями, должностью. Скажем каждый из нас должен подчиняться требованиям полиции. Но в равной степени власть полиции держится на общем интересе, защите граждан и государства, противодействии преступлениям и т.д.
И как раз поэтому и закон предусматривает в статусе преступления злоупотребление полномочиями. Как вы понимаете, подчиняться незаконным требованиям имярека никто не обязан, более того подчинение незаконным требованиям может вообще быть соучастием в преступлении. Ведь существуют, увы, "оборотни в погонах".
Власть может возникать и по более естественным причинам. Так дети подчиняются родителям. В то же время и родители, естественным образом должны своих детей любить, а вся власть родителя направлена на благополучие чада. И родители несут всю ответственность даже за жизнь своих детей. Ребёнок сам себя не накормит и не защитит.
Наконец подчинение чьей-то власти может быть добровольным, ради самих отношений и ради общей цели. Таковой например является власть послушников и наставников, церковная власть устроена ровно также. Власть священства мы признаём ради собственного интереса. И такая власть должна обслуживать, извините за такое слово, наши интересы, служить подчинённым. Такой вот как будто оксюморон.
Такая власть имеет смысл покуда выполняет свою цель. Священник облечён властью для спасения людей.
И конечно подчиняться римскому епископу, когда он вводит догмат о собственной непогрешимости, отнюдь не стоит.
Как и подчинение родителям имеет свои пределы. Знаем же, что
враги человеку домашние его.
Тут я процитирую ещё немного по вопросу из ЖЖ.
Социум в виде властной иерархической пирамиды может складываться по двум совершенно различным причинам.
Что такое вообще властная иерархия, какую функцию она реализует? Она реализует функцию подчинения. Один человек подчиняется другому человеку. Само по себе это странно и нехорошо, тогда зачем это может быть нужно? И вот тут мы видим две возможные причины: либо властная иерархия нужна для выполнения некоей задачи, требующей координации действий одних людей со стороны других, либо же подчинение человека может быть самоцелью (в корыстных интересах или ради непосредственного наслаждения властью).
...
Простейшие примеры того и другого:
— Офицер отдает приказы солдату, архитектор отдает указания прорабу.
— Бандит отнимает деньги у ларечника (корыстный интерес), старослужащий "дед" унижает новобранца (наслаждение властью), маньяк насилует жертву (наслаждение властью).
То же самое верно и в отношении более крупных иерархических структур. Причем то, насколько жесткой будет власть в иерархии, и образуется ли вообще властная иерархия, зависит от двух факторов (при прочих равных):
— От жесткости внешних условий. Так, власть в армии на порядок жестче, чем власть в коммерческой фирме. Потому что армия как организация заточена на действия в условиях, когда всех ее членов хотят физически уничтожить. Коммерческая организация действует в намного более мягких условиях. Наконец, в каком-нибудь клубе по интересам власть руководителя может быть вообще номинальной, или даже может не быть формального руководителя вообще.
— От качества человеческого материала. Чем оно ниже, во всех смыслах, тем власть будет жестче. Например:
В армии, состоящей из людей с тремя классами образования, порядки будут несравнимо жестче, чем в армии, состоящей из интеллектуалов с двумя дипломами.
...
Таким образом, чем хуже человеческий материал в обществе, тем оно более иерархично и тем жестче власть в иерархии. Под словом "жестче" в данном случае надо понимать, одновременно, и строгость власти (невозможность действий вопреки приказу вышестоящего), и малую степень свободы действий, и жестокость вышестоящих по отношению к нижестоящим.
Это к вопросу "демократия в Аду". "Демократия в Аду" - это оксюморон, как "сухая вода" или "горячий лед".
...
Возможно, кто-то скажет "а как же Бог?". Как же Небо может не быть Царством, если у него есть Царь?
А вы задайтесь вопросом — зачем Богу доминировать? Зачем Ему власть над другими? Зачем Ему иерархия на Небесах? Смотрите выше — это может потребоваться Богу лишь в трех случаях:
- Если Ему что-то всерьез угрожает;
- Если Он занят (причем на постоянной основе) выполнением некоей очень сложной задачи, причем Он не в состоянии справиться с ней Сам.
- Если Он получает удовольствие от власти над другими.
С точки зрения классических церковных представлений о Боге (всеблаг, всемогущ), все три варианта исключены.
https://greenorc.livejournal.com/693933.html
Сотня человек идет по тропинке. Представим себе три варианта этого события:
- Это организованная группа туристов, идущих по маршруту.
- Это рота солдат-контрактников, идущая на боевое задание.
- Эта группа состоит из захватчиков и их пленников, которых первые гонят на рынок рабов для продажи.
В чем принципиальная разница между этими группами? Какое явление последовательно нарастает от первого варианта к третьему?
Разница между группами в количестве власти.
В первой группе власти, как таковой, нет. Безусловно, группа в сто человек на маршруте требует организации и управления: можно не сомневаться, что в группе есть руководство, есть лидер, есть писаные и неписаные правила поведения. Но власти — нет. Члены группы, хотя и занимаются организованно общим делом, однако же совершенно свободны.
Руководителей похода они выбрали сами (либо даже попросились к ним в отряд, еще вероятно и заплатили взнос), подчиняются им добровольно. В любой момент могут отказаться подчиняться, и им ничего за это не будет — их не расстреляют, не будут судить, не побьют и тд. Члены группы либо сами выбрали маршрут, либо осознанно согласились на него.
Замечу также, что лидер группы может быть человеком мягким или жестким до грубости, демократичным или властным — однако ему подчиняются добровольно, а он сам жестко ограничен этой добровольностью. Он не может переступить границу, за которой люди просто откажутся с ним идти. У него может быть высочайший авторитет, так что группа пойдет за ним в огонь и воду, но у него НЕТ ВЛАСТИ над ними.
Во второй группе власть уже есть. Солдаты обязаны подчиняться приказам командира. У командира ЕСТЬ ВЛАСТЬ над ними. За неподчинение командиру солдатам светит суровое наказание, в боевых условиях — вплоть до расстрела на месте. Они не выбирали ни маршрут, ни командира, ни боевую задачу. Возможно даже, что они несогласны с задачей.
Однако власть человека над человеком, в этой ситуации, все же ограничена: эти солдаты — контрактники, они сами выбрали свой род занятий. Они не против воевать на стороне того государства, которому они служат. Они могут уволиться, в крайнем случае. Наконец, в самом уж крайнем случае — это ведь люди с оружием в руках, и их командир это, безусловно, учитывает. Его власть над солдатами весьма велика, но все же небезгранична.
В третьей группе власти намного больше. Власть захватчика над пленным, рабовладельца над рабом практически неограничена. И сам маршрут, которым идет группа, и его цель, и обращение захватчиков с рабами на маршруте — суть одно сплошное насилие. В этом примере ВЛАСТИ ОЧЕНЬ МНОГО.
В этом примере она почти достигает своего абсолюта, до него остается еще совсем немного.
...
https://greenorc.livejournal.com/850750.html
Мысли автора я нахожу весьма разумными. Более того, очень жёсткую критику монархии выдал ещё Сам Господь.
4 И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, 5 и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. 6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. 7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; 8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; 9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.
1 Цар 8:1-22
И далее подробно Самуил описал какого царя запросили себе люди.
Но вернёмся к Господу, Царю нашему Иисусу.
И тут удивительная картина.
Думаю ни для кого не секрет, что исламский Аллах требует абсолютного подчинения, вообще как утверждает бог ислама в Коране:
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
Власть Аллаха в исламе предельна, вплоть до предопределения Аллахом всех вещей, событий, поступков и мыслей людей. Человек по факту и не имеет свободной воли, она ему только кажется.
С первых же страниц Библии мы видим совсем другую картину.
Бог создаёт человека образом вечного бытия Своего. Создаёт человека разумный и свободным, то есть как подробно обосновывает
Иоанн Дамаскин,
обладающем властью.
http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_25.html
http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_27.html
Мы видим, что Всемогущий Бог ограничивает Свою власть, по факту Он остаётся Всемогущим, и всё существующее вообще существует только потому, что Он волит тварям существовать; но по воле Бог ограничивает применение Своей власти, сотворив другое разумное, свободное и властное существо.
Более того, Бог требует от человека, заповедует ему свою власть проявлять. Первая Заповедь Адаму: возделывать Сад и нарекать животных. Наречение имени на библейском языке - это утверждение своей власти. Весь мир был вручён в руки Адаму.
Естественный вопрос: зачем Бог это делает? Зачем Бог ограничивает Свою власть, создаёт разумное, свободное и властное существо и более того настоятельно ждёт от него проявления его власти?
Новый Завет даёт нам ответ с полной ясностью:
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. ...17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
Любовь может быть только добровольной. Добровольность требует свободы. А свобода возможна только когда у тебя есть власть. Власть желать, мыслить, действовать.
Бог не может перестать быть Богом, перестать быть Всемогущим. По факту Он Абсолют и Объективность. Всё сущее физически зависит от Него.
Но Господь последовательно ведёт от подчинения Ему по факту Его Силы и Всемогущества, зависимости от Него, к подчинению добровольному.
Бог называет людей Своими друзьями, а дружба это уже о равных.
И Бог постоянно делегирует власть. И в пределе Бог говорит:
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
То, что дьявол хотел восхитить, Бог даром даёт любящим Его.
Бог делится властью, даёт власть, до предела, как раз в силу того, что Он - власть имеющий.
Теперь же, рассмотрев это, что скажем об отношениях мужа и жены?
Если отношения мужа и жены должны быть по образу отношений Христа и Церкви, то...
Правильно. Вы уже всё сами поняли.
Церковь физически зависит от Христа, без Христа Церковь не может существовать в принципе.
Но Христос говорит:
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
И прямо намекает на то, какие отношения Он хочет видеть:
вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
Бог ждёт от человека добровольного подчинения, добровольного следования Ему, Он делегирует человеку власть, даёт ему свободу и разум. Абсолютный Владыка моет ноги Своим рабам и хочет, чтобы они с Ним дружили.
А теперь, мужья, подумайте, насколько вы меньше Бога. Вас действительно ущемляет свобода жены? Вы не можете терпеть свободу и власть своей же плоти? Уверены ли вы тогда, что власть у вас вообще есть? Имеющий власть может власть делегировать. А у не имеющего отнимется и то, что он думает иметь.
И вы, жёны, смотрите, как щедро Бог даёт любящим Его и свободу, и честь, и славу, и наследство, и власть.
Всё это рабы Божии получают даром. А враг, желающий восхитить себе власть и завидовавший Богу и человеку, остался ни с чем.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
...
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.