Церковь — тело Христово. Это великий союз верующих во Христа, поистине соединенных любовью Христовой и живою личностью Христа в творческий сильный божественный организм спасения.
Церковь — тело Христово. Господь Христос, спасши Своею смертью род человеческий, примиривши людей с Богом, соединил с Собой человечество, привил его к Себе, как к плодоносной лозе прививаются ветви.
Жить во Христе — значит жить в Церкви. Только протестантская ложь может утверждать, что с Христом возможно лишь личное общение, без единства в единстве Церкви. Отдавши кровь Свою за человечество, за объединение его в любви, Господь дарует милость Свою и спасение объединенным любовью, друг за друга молящимся, рука с рукой под водительством Христа идущим к спасению.
В Церкви Он со Святым Духом дает откровения истины — силу хранить тайны веры: дает взаимной любви христиан. Особенно и вполне эта истина дается Вселенскому Собору, но и постоянно Церковь питается дарами Духа.
В Церкви христианин, сознающий свои падения и греховность, кается при молитве всей Церкви и получает обновление своих сил.
В Церкви, как «союзе верных», он приступает к евхаристии, которая есть центр и крайняя опора спасения.
Сама евхаристия и литургия и есть проявление и место «общения» (?????????? — общее служение). Она есть вместе с тем совершенное соединение с Христом, Лозой небесною, и с церковью в лице прихода и всего народа христианского, вкушающего «от единого хлеба», по словам апостола (1 Кор. 10. 17, 18). «Как хлеб, составляясь из многих зерен, делается единым, так, что хотя в нем есть зерна, но их не видно, и различие их неприметно по причине соединения, так и мы не кажемся только, не представляемся телом Христовым, а есмы тело Христово», — говорит
Иоанн Златоуст. Таким образом, благодаря именно евхаристии в особенности, соединяющей верующих в одно тело Христово, Церковь становится телом Христовым, так что без евхаристии не было бы и Церкви. Св. евхаристией устанавливается действительное, реальное единение человечества с Богом во Христе; ею образуется и поддерживается Церковь, святой организм искупленного кровию Христовою человечества. Окончательное объединение верующих в цельный организм святости и любви друг к другу и Богу (=Церковь) осуществляется только в евхаристии: а) нравственно живым воспоминанием, с любовью, ? центральном событии дела Христова, ? Кресте и Распятом на нем, ? любви Божией; б) реально усвоением полноты благ искупления и воплощения Сына Божия чрез соединение с Ним, причастием единой Божественной жизни и Божественного естества.
Не стоящий в Церкви стоит за пределами спасения, не только как раздорник, разрывающий тело Христово, но и как человек, лишенный таинственного единения с Христом в священнодействии, где Церковь реально, вещественно соединяется с телом Христовым.
В то же время Церковь есть Божья организация и земного доброго благоустроения царства Божия на земле.
Белая башня апостола из 70-ти Ермы велась к небу, но стояла на земле: иеросалимская община была уголком Божия царства, образцом того, какой должна быть вообще христианская жизнь: тайна подлинного земного жития дана в тайне Церкви.
Идея власти воплощена в идее иерархии, власти, спаянной с народом до единства духа и воли (в идеале и идее).
Церковь — живое Божье царство, оазис новой жизни в юдоли греха.