Почему епископ не женат?

Флорида,США
Православный христианин
Почему епископом может быть только неженатый?
Апостол Павел писал,что епископ - одной жены муж.
Как так случилось,что высшее духовенство монахи?
 
Москва
Православный христианин
Почему епископом может быть только неженатый?
Апостол Павел писал,что епископ - одной жены муж.
Как так случилось,что высшее духовенство монахи?
Епископ может и сейчас быть мужем одной жены - только бывшим. Вспомните, что и апостолы поступили так, ради того, чтобы всецело служить Господу - апостол Павел пишет об этом:

" Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?"
(1 Кор. 9, 5)

Для такого исключительного служения единому Богу и установлено безбрачие епископов Трулльским Собором. 12-м прав. Собор строго запретил брачное сожительство епископам: "Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устрояти к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание".

Причина введения безбрачного епископата заключалась в том, что в эпоху Собора большое распространение получило монашество, и было много кандидатов на архиерейство из числа монашествующих, а по слову апостола Павла, "неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1Кор 7. 32-33). Отцы Собора, однако, не требовали, чтобы кандидат в епископы был непременно из числа безбрачных; они только настаивали, чтобы "жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа" (48-е прав.).
 

Арсентий

Заблокирован
Москва
Интересующийся
Монашество стало в Церкви новой силой,с которой нельзя было не считаться. В то же время к священноначалию отношения у монахов были настороженными. Это движение грозило выйти из под контроля, для преодоления чего и был придуман довольно изящный способ- епископат из числа монашествующих.
 
Армавир
Крещён в Православии
Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1Кор.7:33)
Здравствуйте.
Если взять эгоистов или самоотверженных, то без разницы, женатые они или холостяки. Зри в корень это говорил Козьма Прутков.
Спасибо.
 
Спасибо за разьяснения.Выходит,что высшему духовенству всё-же необходимо быть безбрачным?
кажется, в канонах об этом речь не идет. Говорится о том, что жена епископа должна удаляться в монастырь, но не говорится, что она должна принять монашество. И апостол Павел пишет (1Кор 7):

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.


т.е. единственная возможная причина для развода - отсутствие мира в семье, в частности из-за различий в вере или прелюбодеяния

еще есть 30е правило 5-6 всел. собора:
Желая вся творить к созиданию Церкви, рассудили мы и в иноплеменнических церквах обретающихся священников благоустроить. Того ради, Если они за должное вменяют далее поступать Апостольскаго правила (5) запрещающаго изгонять жену свою, под видом благоговения, и более установленнаго творить мнят, и сего ради, по согласию со своими супругами, удалятся от сообщения друг с другом: определяем, да не имеют более сожительства с оными, ни под каким видом, дабы сим образом явили они нам совершенное доказательство своего ответа. Сие же попустили им, не ради чего иного, разве только ради малодушнаго помысла их, и еще чуждых и неблагоустроеных нравов.
здесь непонятно, что значит "поступать апостольского правила". Может быть, правильно будет "преступать апостольское правило" или "поступать против"?
5 правило свв. апостолов:
Епископ, или пресвитер, или диакон, да не изгонит жены своей под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного; а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина.
 
Я был недавно в Банченах, в Свято-Вознесенском мужском монастыре, и там настоятель монастыря епископ банченский Лонгин, у которого трое детей.
В 2011 году Патриарх Кирилл приезжал освятить Свято-Троицкий Собор этого монастыря.
Вы не представляете, как великолепно расписан этот Собор, что его сравнивают с Владимирским Собором в Киеве. Разговорившись с монахом я узнал, что настоятель не благословляет пользоваться ни сотовыми телефонами, ни интернетом, для того, чтобы не отвлекались от молитвы.
Теперь вы можете убедиться, после этого вступления к чему приводит нарушение целибата в отношении епископов.
Ведь не открытия плохи, что ими пользоваться нельзя, а внутренний настрой верующего плох, если он будет отвлекаться на все это, и забывать о молитве. Понимаете теперь разницу в запрете интернета, например, и в том, чтобы с пользой применять его для духовных нужд, а не для развлечения.
Очень важно понять, что первое время, для новоначальных, надо строго воздерживаться от всего мирского, чтобы укорениться в духовном делании. Но монах, или послушник, раз он твердо решил уйти от мира, ну никак не может быть новоначальным. Вывод простой: только тот, кто не обременен семьей может посвятить себя Богу так, что и братии будет давать душеполезные советы и наставления. Понятно о чем я?
Спаси и сохрани, Господи!
 
Очень важно понять, что первое время, для новоначальных, надо строго воздерживаться от всего мирского, чтобы укорениться в духовном делании. Но монах, или послушник, раз он твердо решил уйти от мира, ну никак не может быть новоначальным. Вывод простой: только тот, кто не обременен семьей может посвятить себя Богу так, что и братии будет давать душеполезные советы и наставления.

в общем мне ваш пост понятен
однако, с последним утверждением я категорически не согласен
 
То есть конечно согласен, если обременен в том смысле, что семья ему мешает. Но имхо даже если в семье много детей, это не должно ему мешать. Совершенно ненормальная ситуация, когда у епископа в подчинении такое количество священников, и при этом он отвечает буквально за все. Тут, действительно, его не только на семью бы не хватило, удивляешься как вообще в церкви что-то работает. Но это уже моё мнение.
 
Но ведь слова Христа непосредственно относятся к епископу, а именно:
"... а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою."(Мф 20, 26)?
Значит епископ должен о всех заботиться(как вы правильно написали), и за всех ответ держать. Как же успеть ему еще и семью свою обеспечивать, воспитывая детей в православии?
Для епископа верны слова Христа: "Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;"(Мф 12, 48-49).
Иными словами семья епископа, это паства вверенная ему Господом.
Спаси и сохрани, Господи!
 
Но ведь слова Христа непосредственно относятся к епископу, а именно:
"... а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою."(Мф 20, 26)?
Значит епископ должен о всех заботиться(как вы правильно написали), и за всех ответ держать. Как же успеть ему еще и семью свою обеспечивать, воспитывая детей в православии?
Для епископа верны слова Христа: "Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;"(Мф 12, 48-49).
Иными словами семья епископа, это паства вверенная ему Господом.
Спаси и сохрани, Господи!
В апостольские времена епископы ведь содержали семьи. Почему же сегодня это стало невозможно?
Епископ отвечает за священников, за епископов отвечает архиепископ и\или митрополит, есть еще и патриархи.
Возможно, приход функционировал бы лучше, если бы его возглавлял полномочный архиерей - понятия "протоиерей" в канонах я не встречал.
Хотя скорее всего, такие крупные приходы - тоже ненормальное явление. На приходе должен служить один священник, и таких небольших храмов должно быть много. Богослужения в них должны совершаться всей общиной (собираясь на вечерю, друг друга ждите - 1Кор11,33), и совсем не обязательно ежедневно. Но это уже совсем другая тема.

1Тим 3:
1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Деян 20:28
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, Тит 1:7
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, Лев 10:9; 1Петр 5:2
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.


Имхо, под хорошим управлением домом и содержании чад в послушании можно понимать опыт управления монашеской общиной, хотя монашества в те времена еще не существовало
 
Для такого исключительного служения единому Богу и установлено безбрачие епископов Трулльским Собором. 12-м прав. Собор строго запретил брачное сожительство епископам.

Причина введения безбрачного епископата заключалась в том, что в эпоху Собора большое распространение получило монашество, и было много кандидатов на архиерейство из числа монашествующих, а по слову апостола Павла, "неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1Кор 7. 32-33). Отцы Собора, однако, не требовали, чтобы кандидат в епископы был непременно из числа безбрачных; они только настаивали, чтобы "жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа" (48-е прав.).
в 12м правиле 5-6 собора ясно говорится о том, что причина или цель его (правила) введения - избежать соблазна пастве, церковный мир. И этим правилом запрещается не белый епископат, а нарушение этого мира. По крайней мере, имхо, такое толкование возможно, тк отменить Апостольское законоположение отцы 5-6 собора не могли.

12 правило 5-6 собора:
Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устроить к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению, или превращению Апостольскаго законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание. Ибо глаголет Божественный Апостол: вся во славу Божию творите; безпреткновенны бывайте Иудеям, и Еллинам, и Церкви Божией, якоже и аз во всяком всем угождаю, не ища своей пользы, но многих, да спасутся. Подражатели мне бывайте, якоже и я Христу. Если же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен.

48 правило 5-6 собора:
Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойна явится: да возведется в достоинство диакониссы.
 
"5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?"

Конечно здесь апостол Павел говорит о семье. Павел был девственником, как он сам о себе говорил, а поэтому о семье знал со стороны. А ведь любому понятно, когда кто-то о чем-то знает со стороны, а другой знает об этом из личного опыта, и таким образом такого человека слова более весомы. Семья отнимает львиную долю времени в жизни человека, а время ну никак не увеличишь, потому что столько сколько его есть не от нас зависит. Поэтому, или ты это время посвящаешь главному, той цели, которую выбрал в жизни, либо разбазариваешь время в пустую, когда гоняешься более чем за двумя зайцами. Понятно вам?
Спаси и сохрани, Господи!

P.S. Христос показал нам на Собственном примере, что можно быть не семейным, но жизнь положить за други свои, т.е. относительно епископа(который есть олицетворение Самого Христа) жизнь свою посвятить пастве своей, вплоть до смерти, если это понадобится.
 
Последнее редактирование:
Сейчас монахи не имеют в церковной жизни такого значения, как во времена 5-6го вселенского собора, не склонны бунтовать и бороться с церковной властью, их идеология всецелого служения непосредственно Христу в нашей культуре уже не так популярна.

Женатые епископы сегодня вряд ли могут быть соблазном для кого-либо,
даже наоборот, можно избежать отвратительных слухов о "голубых епископах", которые ходят большей частью в околоцерковных и враждебных церкви кругах.
К тому же, наверняка, каждый воцерковленный человек знает немало достойнейших представителей белого духовенства.

Может быть, действительно, это правило утратило силу?
Имхо было бы здорово думать, что на самом деле в церковных правилах противоречий нет, что епископы могут быть женатыми, также как и мы.
 
Сейчас монахи не имеют в церковной жизни такого значения, как во времена 5-6го вселенского собора, не склонны бунтовать бороться с церковной властью;
женатые епископы в наше время вряд ли могут быть соблазном для кого-либо,
даже наоборот, можно бы избежать отвратительных слухов о "голубых епископах".

"К тому же, наверняка, каждый воцерковленный человек знает немало достойнейших представителей белого духовенства.

Может быть, действительно, это правило утратило силу?
Имхо было бы здорово думать, что на самом в церковных правилах противоречий нет, и что епископы не обязаны быть безбрачными, также как и мы."

Отвечаю вам по пунктам: никакой слух не может иметь какого-либо значения для верующего человека(это относительно слуха о "голубых епископов").
Мы не имеем права судить о ком-либо, поэтому не можем знать кто достойный, а кто нет(это относительно достойных представителей белого духовенства).
Все учение Христа направленно на созидание новой твари(по слову апостола Павла), а это значит всякая страсть и плотское влечение не должны обладать новым человеком(тем, кто наследует Царство Божие). Епископ есть пример своей пастве, и никак не может быть семейным(это относительно того, что епископы не обязаны быть безбрачными).
Знаете, что Христос сказал ученикам( а в их лице, епископам, ну и всем нам конечно):
"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям."(Мф 5, 13).
В настоящее время такое и происходит, что видно невооруженным взглядом, когда Церковь Божью попирают со всех сторон. Это потому происходит(что я писал ранее) невозможно новоначальному встать на духовный путь, если он не отречется от мира, чтобы укрепившись на этом пути не идти потом на поводу у мира, а понимать(различать)добро и зло. Когда же этого не происходит с новоначальным, то он легко идет на компромиссы с миром, который, как известно, лежит во зле. И таким образом, как очень правильно в своих лекциях указывает проф. Осипов А.И., Христианство обмирщляется, превращаясь в язычество, а это как раз и есть секулярный гуманизм, это, если хотите, есть экуменизм - ересь всех ересей, как его назвал Иустин (Попович), святой, прославленный Церковью.
Спаси и сохрани, Господи!
 
Православный христианин
Валерий 2010
Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене(1Кор.7:33)
Дружба с миром -- вражда против Бога, а тут угождение миру. Не против ли Бога? Я не помню, чтобы где-то когда-то Бог говорил, что брачные союзы -- угождение миру, неугодное Ему, и что тот, кто имеет жену/мужа, не угождает Богу. Примеров полного угождения Богу при наличии семьи -- в Писании предостаточно. Даже в Новом завете. Петр, например, и другие апостолы имели жен.

Иисус повелел в Новом завете любить друг друга как Он.
Чем жена или муж могут помешать исполнять завет с Богом?
Их любить как Иисус -- не надо? Только чужих нужно любить как Бог?
Как раз таки -- любить жену как Бог или любить мужа как Бог -- это невероятно тяжело. Намного легче любить чужих вне семьи.
 
Православный христианин
Семья отнимает львиную долю времени в жизни человека, а время ну никак не увеличишь, потому что столько сколько его есть не от нас зависит. Поэтому, или ты это время посвящаешь главному, той цели, которую выбрал в жизни, либо разбазариваешь время в пустую
Любить друг друга как Иисус (согласно Его заповеди) -- это разбазаривать времени впустую? Бог сказал: "не хорошо человеку быть одному" и привел к мужчине женщину -- для того, чтобы они оба разбазаривали время впустую и не посвящали себя главному? Вы можете сказать, что первое Бог сказал мужчине и женщине, сотворив их?

P.S. Христос показал нам на Собственном примере, что можно быть не семейным, но жизнь положить за други свои, т.е. относительно епископа(который есть олицетворение Самого Христа) жизнь свою посвятить пастве своей, вплоть до смерти, если это понадобится.
Вы не имеете никакого права приравнивать любого человека ко Христу, потому что Он пришел на землю как Спаситель ВСЕГО человечества: ВСЕХ мужчин и ВСЕХ женщин. Иисус вобрал в себя всё человечество. Любой мужчина в Нём и любая женщина в Нём. Только по этой причине --- по причине ПОЛНОТЫ человека: мужчины и женщины, как олицетворения их --- Иисус был неженатым. Потому что к полноте прибавлять ничего нельзя.

А вот Адам полнотой ЧЕЛОВЕКА не был.
К нему можно было запросто привести женщину для брачного союза, для ПОЛНОТЫ. И каждый человек на земле тоже -- не является той самой ПОЛНОТОЙ, о которой идёт речь в 1 гл. Бытия: "и сотворил Бог ЧЕЛОВЕКА по образу Своему: мужчину и женщину сотворил их.". В 5 гл. Бытия тоже сказано: "мужчину и женщину сотворил их, и нарёк им имя: ЧЕЛОВЕК, в день сотворения их."

Как ЧЕЛОВЕК Иисус и пришел на землю, чтобы спасти этого ЧЕЛОВЕКА.
Иисус Собой олицетворял этого ЧЕЛОВЕКА перед Богом.
Поэтому не только мужчины распяты в Иисусе на кресте, но и женщины.
Не только мужчины воскресли во Христе, но и женщины.
Не только мужчины пребывают во Христе, но и женщины.


относительно епископа(который есть олицетворение Самого Христа)
Насколько я помню, то в Святом Писании написано, что каждый верующий подобен образу Христа. Наверное потому что каждый во Христа крестился и во Христа облёкся (надел Его на себя).

В материальном мире на ваше тело надета одежда: рубашка, брюки.
В духовном мире -- на вас надет Иисус Христос. И глядя на вас, все в духовном мире видят в первую очередь Иисуса Христа, внутри Которого вы находитесь.
 
Православный христианин
Отцы Собора, однако, не требовали, чтобы кандидат в епископы был непременно из числа безбрачных; они только настаивали, чтобы "жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим,
"Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; " ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
" (1Тим.3:2-5)

"Хорошо управляющий своим домом", а не "хорошо управлявший своим домом".
И "хорошо содержащий детей", это не "хорошо содержавший детей".
"Управляющий и содержащий" -
- это время настоящее, то что совершается в данный момент времени.

"Епископ должен быть МУЖ.. жены.. ".

"Епископ должен быть хорошо управляющий своим домом и содержащий детей в послушании".


В стихах речь идёт о наличии у епископа дома, жены и детей -- и это не подлежит сомнению. Вы же не назовёте человека мужем его жены, если у него НЕТ жены? Нельзя неженатого называть мужем женщины. А Павел назвал епископа -- МУЖЕМ жены. И слова "бывшим" в словах апостола НЕТ.

Я тоже не понимаю -- откуда взялось учение об обязательном безбрачии епископов, если в Писании написано обратное. Не в смысле, что епископа обязательно должны быть женатыми. Но как видите, женатые были во времена апостола Павла и он учил таковых епископов хорошо управлять своим домом/и детей своих содержать в послушании, и так же заботиться о Церкви Божией. Я не вижу в словах апостола призыва -- епископам срочно развестись с женами и оставить своих детей.
 
Сверху