Почему Бог допускает страдание?

Православный христианин
Я спорил с одним человеком.
Он говорит если бы я мог, то да же я грешник никогда ни допустил бы страдания людей, и вообще существ.
Значит, говорит он, у Бога нет сострадания или не много сострадания или он не всесильный ? Что ему ответить?

И второй вопрос. Что значит волос не упадет с твоей головы без желания Бога, и с другой стороны пошел
против воли Бога? Что то сделал против воли Бога и в то же время Бог что-то попускает?
 
Православный христианин
Я имею ввиду когда мы говорим пошел против воли Бога, то получается Бог этого не хотел и в то же время
это случилось, а с другой стороны на все воля Божия
 
Интересующийся
Я имею ввиду когда мы говорим пошел против воли Бога, то получается Бог этого не хотел и в то же время
это случилось, а с другой стороны на все воля Божия
 
Интересующийся
Я спорил с одним человеком.
Он говорит если бы я мог, то да же я грешник никогда ни допустил бы страдания людей, и вообще существ.
Значит, говорит он, у Бога нет сострадания или не много сострадания или он не всесильный ? Что ему ответить?
Ответ взяла из описания под видео, сам ролик не смотрела. Но, вдруг, вам будет интересно.

"Классическая апория: Бог-Любовь vs реальность зла. Решение антиномии – разрушить одно из положений. Варианты:
1) Зло несущностно/несубстанциально, оно есть недостаток добра уклоняющихся от добра свободных воль. («Люди они хорошие, только квартирный вопрос их испортил»). Эта теория толком ничего не объясняет.
2) Некоторые философы-экзистенциалисты высказывались в том смысле, что Бога следует мыслить по ту сторону добра и зла. Стало быть, все наши рассуждения о Его моральности есть непозволительный антропоморфизм.
3) Бог не всемогущ. К этому склоняются часть современных богословов. Известен афоризм Николая Бердяева: «перед свободой человека у Бога меньше власти, чем у полицейского». Отсюда ответ о зле: Бог Сам страдает как любящий Отец и как распятый за нас Сын: «Иисус пребудет в агонии до конца мира» (Б.Паскаль). Но: к такому объяснению лучше бы подошёл не христианский монизм, а зороастрийский дуализм.
4) Отсылка к эсхатологии: сейчас мы в недоумении, но в Конце всё увидим и поймём: см. Евр.12,7, 10-11.
ВОЗРАЖЕНИЯ:
А) Но если одни спасутся, другие погибнут, то погибшим так ничего и не откроется.
Б) Преп. Иоанн Дамаскин: (ТИПВ 4, 21): «Почему наперед знающий всё Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?». Ответ Дамаскина: «Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию». Это не ответ. Ну, пусть бы и победило тем, что не состоялось, а так, получается благость Божия победила зло тем, что последнее состоялось, и будет далее.

Модус того же ответа – гипотеза становления: мы в процессе 7-го дня. Созидание человека не закончилось вечером шестого дня. За «всё хорошо весьма» следует: «не хорошо быть человеку одному». Первое «хорошо» оказывается полезным лишь на время. История человечества есть необходимый этап становления свободного человека. Это не умаляет трагичности данного этапа.

5) Апокатастасис.

6) Проблема теодицеи – проблема богословской ШКОЛЫ. Богословская ШКОЛА бессильна решить эту задачу.
В Книге Иова эта проблема «решена» встречей, т.е. экзистенционально. А задаётся она социально.

7) Проблема теодицеи – чисто христианский вопрос.
В дуалистических учениях (зороастризм, манихейство, гностицизм и т.п.) этот вопрос не проблематичен: идёт борьба двух равных начал – добра и зла.
В магистральных линиях иудаизма и ислама (т.е. не в каббале, хасидизме или суфизме) Бог уже не есть Любовь, а Справедливость. Человек не может спрашивать у Него «зачем?», «доколе?» и т.п. Вопросы теодицеи в этих традициях неуместны: долг человека – служение и покорность Богу.
В буддизме и индуизме даже намёка на эту проблему не возникает: там нет Бога-Любви, нет несправедливых страданий, ибо карма и реинкарнация теоретически обеспечивают то положение, что страдающий всегда сам виноват.
Нет этой проблемы и в пантеизме, деизме, материализме и т.п.: если нет личного Бога, то и не с кого спрашивать, да и зло теряет свой зловещий, личный, «творческий» характер, обретая характер стихийного бедствия.
Таким образом, по мере удаления от христианства теряется и острота вопроса. Если мы христиане, мы должны жить с этим и не решать его, т.к. мера его разрешения будет мерой удаления от христианства.
Христос только обострял этот вопрос: башня в Силоаме упала на людей не по закону кармы или гневу Бога на грешников, слепорождённый НЕ согрешил ни до, ни после, убийцы Иисуса НЕ будут покараны «прости им!», Израиль НЕ получит реванша и т.п.

Юрий Вестель: «Для меня нечто вроде ответа состоит в самой невозможности дать непротиворечивый концептуальный ответ».

Л. Шестов: «Спрашивают: откуда зло?... Не нужно никакого объяснения, никаких ответов. Не нужно и утешений. Иов проклинает пришедших к нему друзей, и именно за то, что они друзья и, как друзья, хотят "облегчить" его, - насколько один человек может облегчить другого. Для Иова хуже всего это "насколько". Если уж нельзя помочь - то и утешать не нужно. Иначе говоря: можно спросить (иной раз, как у Иова, необходимо спросить): откуда зло? Но отвечать на этот вопрос нельзя. И лишь тогда, когда философы поймут, что ни на тот вопрос, ни на многие другие вопросы нельзя отвечать, они узнают, что не всегда вопросы ставятся затем, чтобы на них давались ответы, что есть вопросы, весь смысл которых в том, что они не допускают ответов, ибо ответы их убивают» (Афины и Иерусалим)."

И ещё :
"
Мы говорим: «Бог свободен творить всё». Уже тут Его творчество попадает в человеческую логику и должно пониматься как: Бог свободен творить всё, кроме того, что невозможно само по себе (логически). А именно: Бог не может переместить и не переместить один и тот же камень в одном и том же отношении (2 закон логики). Это может быть что угодно: умножение камней (перемещаемого и оставляемого), умножение параллелей действия или точек отсчёта, но перемещение и не перемещение одного и того же камня в одном и том же отношении невозможно настолько, что даже если бы и произошло, не было бы воспринято. (Квантовая физика не в счёт. Там не та логика, физика и доказательность).

Таким образом, Бог может создать свободного человека, но создать свободного человека без зла, имплицитного в параметре свободы Он не может. То есть, свобода Бога ограничена онтологией создаваемого сущего.

Да, Он может создать другую онтологию. Может и уже 100 раз создал, но нас там нет по определению (она - другая). И вопрос о другой онтологии как альтернативе применительно к решению проблемы зла на земле сводится к её аннигиляции (nihil – ничто). Бог может 100 раз решить проблему зла через смену онтологии, но нас тогда/там уже не будет. Для нас это будет просто умножение на 0!
Выбор только в том, быть или не быть? И (тут внимание!) человек решает всему быть! Возьмите любой город, страну, расу. В них много гарантированного зла было есть и будет. Вопрос: уничтожить ли их по этой причине (мгновенно/безболезненно)? – Нет. Это говорит человек, и не надо сваливать на Бога издержки своего собственного выбора.
«Мы живём в лучшем из миров», так как все гипотетические альтернативные миры содержали бы не нас.
***


 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Я хотел бы уточнить:
"В буддизме и индуизме даже намёка на эту проблему не возникает: там нет Бога-Любви"
В буддизме есть Бог - Брахма, но он не считается Творцом, Но любовь, сострадание, сорадование, равносность в нем развито
максимально. (согласно буддизму я повторю). Ксати эти четыре качества максимально развиты в Будде.
В индуизме Бог (не знаю применительно к индуизму надо ли писать слово Бог с большой буквы)
обладает качествами любви - Кришна например
Все это с точки зрения этих философий
 
Православный христианин
Я хотел бы уточнить:
"В буддизме и индуизме даже намёка на эту проблему не возникает: там нет Бога-Любви"
В буддизме есть Бог - Брахма, но он не считается Творцом, Но любовь, сострадание, сорадование, равносность в нем развито
максимально. (согласно буддизму я повторю). Ксати эти четыре качества максимально развиты в Будде.
В индуизме Бог (не знаю применительно к индуизму надо ли писать слово Бог с большой буквы)
обладает качествами любви - Кришна например
Все это с точки зрения этих философий
Советую для начала прочитать откровения, человека, на личном опыте убедившемся, кто есть кто.
«...Чем больше я проникал в тайны буддийских духовных практик, тем сильнее ощущал, что в них живет нездоровый нигилизм. «Нет, в этом нет истины», — в итоге сказал я себе и решил уйти из монастыря и продолжить поиски в другом месте. Я стал делать вылазки в другие обители и чаще бывал в Бангкоке, пытаясь понять, смогу ли применить в мирской жизни то, чему научился во времена отшельничества.
Все это вызвало недовольство у окружавших меня монахов. Они злились, отпускали насмешливые замечания и колкости в мой адрес. Но это лишь прибавило силы моему разочарованию.
Куда же делась мудрость и сдержанность, которые они так старательно взращивали в себе?
Мне все чаще думалось, что в этой общине никто никого не любит. Любовь существует лишь в богословских теориях. И тогда монастырь показался мне концлагерем. Однажды я выбрался за территорию общины, для чего перелез через стену (через ворота можно было пройти, предварительно получив разрешение), и после недолгой прогулки увидел, как отец из соседней деревни жестоко избивает своих сыновей — мальчиков лет десяти-двенадцати. Все разговоры о сдержанности и милосердии кончались за монастырской оградой.
И я подумал: «Довольно с меня буддийских добродетелей. Пора возвращаться к реальности».…
(“2000000 километров до любви. Одиссея грешника – Клаус Кеннет”; Глава 5).
Читать часть книги.
 
Православный христианин
«...Чем больше я проникал в тайны буддийских духовных практик, тем сильнее ощущал, что в них живет нездоровый нигилизм.
В Буддизме нет нигилизма. Смешно читать. Я изучал Буддизм 22 года. Разрешите не цитировать буддийские тексты
"Мне все чаще думалось, что в этой общине никто никого не любит"
Прочитайте что такое метта на пали. В Викепедии что-ли.
Все это может выльйется в то что я буду защищать Буддизм. Но не на православном форуме. Здесь это не к чему
 
Православный христианин
"недовольство у окружавших меня монахов. Они злились, отпускали насмешливые замечания и колкости в мой адрес"
Недовольство, злость, насмешки, колкости - Все это неблагие действия ума. В буддизме такие "клеши" осуждаются и
стараются их избегать.
 
Крещён в Православии
Значит, говорит он, у Бога нет сострадания или не много сострадания или он не всесильный ? Что ему ответить?
Кто ж знает, что ему ответить?!
Я бы покрутил пальцем у виска и пошел по своим делам, например.
Я знаю?! Зависит что за человек, и кто Вы.
Ну можете подискутировать, снять "не хочет"(так как Бог пострадал за людей, "не так давно"), поразмышлять над "не может".
Можете песню поставить какую-нибудь, доносящую до Вашего знакомого в понятных ему выражениях мысль о заботе Бога о мире, главное с многозначительным мудрым видом песни ставить.
 
Москва
Православный христианин
Я больше склоняюсь к пунктам 3. и 4.
Бог НЕ всемогущ, если под этим подразумевать, что Он ограничен в своих действиях по отношению к тварному миру рамками своей природы ( т. е. Бог не может согрешить, не может нарушить свободу воли человека, не может уничтожить то, что создал...итп)
И вариант, что действительно, все тайны мироздания будут открыты Богом на( после) Страшного суда, возможно что и не всем.
Теория апокастасиса весьма привлекательна , но...лучше готовится к "худшему" ортодоксальному варианту, что спасутся не все.
Дамаскина перечитала раз восемь. Честно, многие его постулаты неудовлетворительны для моего разума.
 
агностик
Б) Преп. Иоанн Дамаскин: (ТИПВ 4, 21): «Почему наперед знающий всё Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?». Ответ Дамаскина: «Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию». Это не ответ. Ну, пусть бы и победило тем, что не состоялось, а так, получается благость Божия победила зло тем, что последнее состоялось, и будет далее.
Рад видеть, что не мне одному такое объяснение кажется, мягко говоря, довольно странным.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я хотел бы уточнить:
"В буддизме и индуизме даже намёка на эту проблему не возникает: там нет Бога-Любви"
В буддизме есть Бог - Брахма, но он не считается Творцом, Но любовь, сострадание, сорадование, равносность в нем развито
максимально. (согласно буддизму я повторю). Ксати эти четыре качества максимально развиты в Будде.
В индуизме Бог (не знаю применительно к индуизму надо ли писать слово Бог с большой буквы)
обладает качествами любви - Кришна например
Все это с точки зрения этих философий
К чему Вы рассказываете нам о заблуждениях индуистов?
 
Православный христианин
"К чему Вы рассказываете нам о заблуждениях индуистов"
Объясняю: вот что написал Сергей:
Советую для начала прочитать откровения, человека, на личном опыте убедившемся, кто есть кто.
Я с этим не согласился. Сергей написал что у буддистов и индуистов нет любви
Я ответил что это неправда. Могу с цитатами. Но т.к. это Православный форум, то цитаты приводить не буду.
В любом случае мотивация мою я описал, а узнать что-то о буддизме или индуизме это ваше дело.
 
Православный христианин
Не хотел никого обидеть. Вы вправе не читать.
О том что индуисты или буддисты заблуждаются мы можем почитать у Святых Отцов.
И в Библии.
Но передергивать я думаю то же не стоит. Вроде того что если это ересь, то значит там вообще все плохо
нет любви, один нигилизм, монахи между собой деруться и сквернословят
 
Православный христианин
А вообще заблуждение это или нет, я до сих пор не могу понять и до конца оставить мысленно буддизм (ключевое слово до конца).
Стараюсь полагаться на Господа,
Я провел 22 года в буддизме и теперь понять что это от дьявола мне очень сложно
потому что у меня там остались друзья, и вообще царила дружеская атмосфера,
ко мне хорошо и с состраданием относились наставники. И к Будде я с уважением отношусь.
Просто думаю что он ошибался насчет Бога-Творца.
Не хочу тут никого обидеть.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Еще хотел спросить. (это чтобы не плодить темы, если Модераторы посчитают иначе то начните новую тему
У меня вообще психическое заболевание. Но это вот к чему: Иногда мне кажется что моя жизнь
повторяется с 2015(2018) годов до 2023 или даже до 2024 и потом снова.
Если бы я умер то у меня не было бы физического тела. я мог бы проходить сквозь стены и т.д.
Но физическое тело у меня есть
Остается два варианта - или все что я вижу галлюцинации, но почему тогда они обладают плотностью?
С другой стороны если уже было 2-ое пришествие Христа и все воплотились в своих телах,
то я явно не в Раю, т.к. за это время что я сказал, я мог быть мучим разными мучениями
Но и не в Аду, т.к. я хожу в церковь, Спас на Каменке, Живоносный источник, Храм Николая Чудотворца
Могут ли быть в аду Православные храмы? Видимо нет.
Дак вот где я и что со мной я немогу определить.
Что Вы думаете?
Да у меня мысли возникают что я давно совершил самоубийство, и вот когда я живу в этих промежутках времени
То бывало я совршаю самоубийство, оживаю и опять.
Посоветуйте что мне делать?
Да есть еще один вариант - это как будто я нахожусь под сильным гипнозом, своих недругов, которых я сильно обидел.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Интересующийся
Священник Вячеслав Рубский запрещён в служении! Вопрос почему запретили не изучал.
Я только недавно о нем узнала. Погуглила, вроде восстановили уже.

А вы не могли удалить в том сообщение последний абзац после ***.
Понятно дело, это сказано для здоровых психически людей, а вот как воспримут больные. Я только сейчас задумалась, после сообщений Ивана.
 
Сверху