Святой дух – это всеобщий или первый разум, первое творение Аллаха после света Мухаммада и рода Мухаммада, белый свет и верхний правый столп Трона, первая ветвь древа вечности, имя Аллаха, «которым озарились небеса и земля», «письменная трость» в суре «Калам»: «Клянусь письменной тростью и тем, что пишут» и положение «каба каусейн»: «И был на расстоянии двух луков и даже ближе».
Когда Аллах напоил «тяжёлые облака», которые есть Замысел (машийа), и направил их на «мёртвую» или «бестравную» землю, которая есть возможное бытие, и она стала «напоёнными садами», выращенными десницами Ахль уль-Бейт, как говорится в хадисе от Имама Аскари (А), — первым, кто вкусил плоды от этих садов творения, был всеобщий разум (акль кулли), или первый разум, и он – белый свет, и он – верхний правый столп Трона, и это и есть Святой Дух, который «от повеления моего Господа» (17: 85) и поддерживает пророков и посланников, являясь разумом Мухаммада и рода Мухаммада: «видят посредством него то, что на Востоке и на Западе». Как сказал Посланник Аллаха (С): «Первое, что сотворил Аллах, — мой дух», и в других хадисах: «...мой разум», и тут имеется в виду не первое творение вообще, а первое творение в ограниченном бытии (бытии ниже света Мухаммада и рода Мухаммада), которое и есть этот разум, или Святой Дух.
В «Басаиру дараджат» от Исхака Харири приводится: «Я был возле Имама Садыка (А) и слышал, как он сказал: “Есть у Аллаха колонна из света, сокрыл Он ее от всего творения. Одна ее сторона у Аллаха, а другая у Имама, и это тот Свет и Дух, который внушен ему”». И этот Дух сейчас с Каимом, Имамом Махди, да ускорит Аллах его приход! Этот Дух – тот самый разум, которому Аллах сказал: «Отдались» — и он отдалился; «приблизься» — и он приблизился, как приведено в «Кафи», и Аллах сказал: «Я не сотворил творения более любимого Мной, чем ты. Через Тебя я награждаю и караю». Этот разум – одна из сторон или обликов реальности Мухаммада. Он есть разум Ахль уль-Бейт (мир им), и его отношение к ним – как отношение наместника к царю. Как сказал Имам Аскари (А): «Святой дух (рух кудус) вкусил из наших орошённых садов» («Бихар», том 26, С. 264), то есть вкусил первые плоды сотворённого бытия.
Аллах сказал: «И так Мы внушили тебе Дух из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Книга и что такое вера, но Мы сделали это светом...» (Шура, 52). Слово «это» означает Коран, которому не было упоминания прежде сотворения Духа, то есть первого разума — разума Мухаммада и рода Мухаммада (С). Посланник Аллаха (С) сказал: «Первое творение Аллаха — мой разум», и в другом хадисе: «Первое творение Аллаха — мой дух» (Тафсир Кумми, том 1, С. 17), «первое творение Аллаха — мой свет», «первое творение Аллаха — письменная трость (калам)» (Тафсир Нуру Сакалейн, том 5, С. 389). И всё это — одно и то же, одна и та же реальность, которая и есть Святой Дух, или разум Мухаммада и рода Мухаммада (С). Согласно вышеприведённому аяту, его и внушил Аллах Пророку (С) в его земном обличии в виде Корана: «И так Мы внушили тебе Дух из Нашего повеления». Этот разум или Святой дух есть зеркало мухаммадовой реальности, от которого берёт начало Коран. Мухаммадова реальность в суре «Свет» уподоблена «маслине», чьё "масло готово возгореться, хотя бы его и не коснулся огонь". И когда огонь Воли Аллаха (машийа) касается этой «маслины», рождается «светильник», также упомянутый в суре «Свет», и это и есть первый разум или Святой дух. Что же касается Джабраила, то он является посредником между этим «светильником» и земной реальностью Мухаммада (С). Таким образом, Джабраил в действительности брал знания из реальности Мухаммада и передавал их внешности Мухаммада, то есть его земной оболочке. Это подобно тому, как человек берет свои знания из духа и передает их мозгу при посредстве мысли. (Подробнее об этом – здесь).