Об освящении икон

Крещён в Православии
Здравствуйте!
Куда ни посмотрю, во многих местах пишут - икона обладает благодатью потому, что на ней рисунок канонический и надпись правильная, а обряд освящения - это нечто необязательное, просто как способ подтверждения того, что икона правильная.


И только в одном месте:
Освящение иконы призвано к признанию образа Церковью, благословению на использование иконы для богообщения, на участие в литургической жизни Церкви, очищению, призванию благодати, приданию святости, установлению духовной связи между образом и изображаемым.

Скажите пожалуйста, насколько единогласно святые отцы придерживаются первой точки зрения? Ведь это как магия, колдовство - нарисовал правильный рисунок, написал правильную надпись - и благодать полилась.

Спасибо.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Доброго дня!

Все пишут правильно. Византийская практика, как минимум до VIII века, не знала чина освящения икон. Об этом есть прямое указание в текстах иконоборческого собора 754 года, который как раз и обосновывает запрет на изображение отсутствием чина их освящения: "нет также и священной молитвы, освящающей их, чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми".

Икона, по учению св. Иоанна Дамаскина и VII Вселенского собора освящается посредством тождества образа и имени (ну или совсем по умному:"тождеипостасностью" и "соименностью") с Личностью на ней изображенного.

Вот соборное постановление в ответ на приведенный выше аргумент иконоборцев:
"Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. <...> Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. <.. .> То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение".
(цитаты приведены по сборнику Деяний Седьмого Вселенского собора: Деяние шестое: "Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения")

А имеющийся чин освящения икон позднего происхождения и появился под сильным католическим влиянием (судя по всему через Киевскую Духовную Академию XVII века). С этим, кстати, пытался бороться, правда безуспешно, патриарх Иерусалима Досифей, написавший в конце XVII века, что латиняне выдумали какую-то специальную молитву для освящения икон и не считают икону священной саму по себе.
 
Крещён в Православии
1.
Византийская практика, как минимум до VIII века, не знала чина освящения икон.
Чин бракосочетания тоже не сразу появился, но это не означает, что церковного бракосочетания до того не было. Митрополит Иларион написал:
в Древней Церкви не было специального чина освящения икон. В Византии существовал обычай помазания новонаписанной иконы святым миром
Помазание святым миром - это тоже освящение. Чина не было, а освящение было ("обычай"). То же самое в приведенном Вами соборном постановлении:
образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы
Здесь сказано об отсутствии особой молитвы, а не освящения.

2. Имеет ли соборное постановление силу догмата? Это не орос.

3. Если икону делает святой изображение и надпись, не могли бы Вы привести ссылку на текст, дающий полный набор условий ее святости? Например, если икону нарисует и надпишет некрещеный атеист, она все равно святая?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
1. А я и не говорил, что освящение икон не нужен. Просто его не было в Византии.

2. Соборное постановление по догматическому вопросу имеет приоритет перед любым другим мнением, как святоотеческим, так и частным богословским.

3. Такого текста нет, поскольку это скорее традиция, чем четко сформированное правило из определенного количества пунктов.

4. Если икону напишет атеист, она все равно будет святыней, если образ будет четко узнаваем (т.е. достигается указание на конкретную ипостась). Мы ведь сейчас используем иконы размноженные на типографии, не требуя исповедания веры от каждого ее работника. Или же фотография святого последних ста лет может использоваться как икона (такие случаи не редки) без требования к фотографу как к иконописцу.

А что по Вашему делает икону святыней? Формальное чинопоследование из требника? Такое мнение намного больше подходит под критерии "магия" и "колдовство". Особенно учитывая современную практику, когда священник скороговоркой в алтаре пробегает по тексту освятительной молитвы, кропит ее и относит очередному желающему "посвятить иконку".
 
Сверху