О смысле жизни как получении удовольствий

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Добрый день! Очень было бы интересно услышать мнения уважаемых членов форума по вопросу смысла жизни. Если из жизни вычеркнуть все то, что нам в ней приятно и интересно (и ожидание этого), тогда мрачные и серая безысходность - это вряд ли то, ради чего стоит жить. Следовательно, удовольствия, в разном понимании, будь то дети или карьера или научные открытия, или иногда просто водочки с друзьями попить, как раз и составляют этот смысл. Так очень по-житейски и банально. Мы же все просто люди со своими маленькими добродетелями и недостатками. Может, не надо усложнять и все и есть так просто?
 
Водочки может и не плохо, кому как :) но смысл ВСЕГО, не только жизни, но и дел всяких - в КОНЕЧНОМ результате. КАКОЙ смысл копать яму от забора и до вечера? Смысл есть в этом занятии если ты ТВЁРДО веришь ,что в этой яме найдёшь что-то нужное тебе или получишь за работу вознаграждение. Какой смысл в жизни на земле, если ты не ждешь ничего в конце этой жизни?
Атеизм говорит, что в конце жизни человека ждет СМЕРТЬ, а христианство утверждает, что ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, но... для того,что бы проверить правильность атеизма можно ничего не делать, просто ждать или жить, руководствуясь своим желаниям и привычкам. А вот чтобы проверить правильность христианства, то надо что-то делать, а что - это уже другой вопрос и другой ответ...
Самое странное в человеке,что ему подавай радости жизни сейчас и без усилий. Он готов ямы копать годами ради ВРЕМЕННОГО удовольствия и пальцем не пошевелить, ради ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ...
 
Уважаемый Евгений!
Как-то сразу в памяти всплыло: "Все хорошее, что есть в жизни или противозаконно, или аморально или ведет к ожирению". Если рассматривать жизнь под таким углом зрения, действительно веселого мало, человек выглядит «покойником в отпуске» - из пустоты родились, в пустоту уйдем, надо хотя бы какие-то радости получить на земле. Если отвечать на Ваш вопрос поверхностно и формально, то можно просто сказать, что христианство не отрицает земные радости и благополучие, но показывает, что не стоит относиться к ним всерьез, дает принципиально другую систему координат. Поверьте, никто из нас не остался бы в Церкви с ее постами и долгими службами, если хотя бы изредка не находил в ней такую радость, по сравнению с которой радости “бытовые” оказываются просто безвкусными.
Мне кажется, что вопросов в Вашем письме, на самом деле, два: «Есть ли жизнь после смерти, то есть существует ли Бог?» и «В чем смысл жизни? Зачем мы живем?». Потому что ответ на второй вопрос просто является следствием ответа на первый. К сожалению, не знаю Вашего отношения к религии, поэтому попытаюсь ответить с точки зрения логики. Если Бога нет, то смысла жизни не существует в принципе. Для жизни, также как и для всякой вещи, применимо общее логическое правило: цель, осмысливающая данную вещь, находится не в ней самой, а вне нее. Например: цель, осмысливающая всякое научное исследование, находится не в нем самом, не в исследовании ради исследования, а в тех истинах, которые открываются этим исследованием. Цель, осмысливающая любую работу, находится не в ней самой, а вне нее, в ее результатах. Они могут состоять или в каких-либо преобразованиях, производимых нами в вещах, в деньгах, получаемых за эту работу, или же просто в устранении скуки посредством этой работы; но как в том, так и в другом случае цель, осмысливающая нашу работу, находится не в ней самой, а вне ее.
Что касается верующих людей, то смысл жизни они видят в том, чтобы подготовить себя для неба. Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной. Когда человек движется в плоскости христианской жизни, он всему радуется. Тому, что живет. Тому, что предстоит умереть. Не потому радуется, что он устал от жизни, нет, он радуется тому, что умрет и пойдет ко Христу.
Мне кажется, что вопрос о смысле жизни взрослый человек задает себе, когда он еще "жив" и не прячет голову в песок, ведь огромное большинство людей считает нужным отмахиваться от этого вопроса, прятаться от него и находить величайшую жизненную мудрость в такой "страусовой политике". Они называют это "принципиальным отказом" от попытки разрешить "неразрешимые метафизические вопросы", и они так умело обманывают и всех других, и самих себя, что не только для постороннего взгляда, но и для них самих их томление остаются незамеченными, быть может, до самого смертного часа...
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Когда я впервые стал читать богословскую литературу, то первое, что меня поразило было то, что все мои представления в религиозной сфере и мировоззренческие установки на самом деле оказались поверхностными размышлениями о вопросах, которые много веков назад детально были осмыслены и классифицированы живущими до меня поколениями. Как говорят сотрудники ГАИ - "правила дорожного движения написаны кровью", так и путь поиска человеком счастья вне Бога усеян человеческими жизнями.

Ваше мировоззрение называется гедонистическим (оно возникло в IV в. до Р.Х. в Греции), это этическая и поведенческая установка, согласно которой основой природы человека является его стремление к наслаждению. Это греческое слово, подобно русскому "счастье", обозначает, во-первых, состояние удовлетворенности, во-вторых - условия, так называемые внешние блага, вызывающие состояние удовлетворенности (здоровье, богатство etc.). Хотя оба эти элемента, обыкновенно тесно связаны, однако человек может быть несчастным при наличии всех объективных данных, обусловливающих счастье, и наоборот.

Вот как характеризует это мировоззрение прот. Зеньковский в «Апологетике»:
Очень показательна эволюция моральных идей в античной Греции - здесь мы встречаем и примитивный культ удовольствий (так назыв. гедонизм, от греческого слова hedonе - удовольствие) и более высокий, хотя и расплывчатый культ радости (так наз. эвдаймония) и мораль достоинства и долга (в школе стоиков) и мораль благоразумия и соблюдения во всем меры (Аристотель). Наиболее высокой является мораль, которую развивали Сократ и Платон - они выдвигали на первый план идею добра.
Совсем иной подход к вопросам морали находим мы в Ветхом Завете – и в десяти заповедях Моисея и в обличениях пророков. Здесь моральная жизнь ставит людей перед лицом Божиим; не правда человеческая, как бы ни была она возвышена, а правда Божия, признается здесь целью нашей жизни.

Что же прячется за гедонистическим мировоззрением в наше время? Отрицание Бога, ведь уже 2000 лет назад «Бог явился во плоти»; взгляд на мир, как случайность; обожествление своего тела и чувств, как объекта, которому подчинена цель жизни (фактически они становятся объектом служения).
Мимолётность и тленность этих целей очевидна. Вспомните моменты, когда Вы получали максимальное удовольствие. Обрывки воспоминаний и всё… И чем старше мы становимся, тем меньше удовольствия получаем, всё «приедается». И впереди – пустота. Стоит ли за это отдавать жизнь, закрывая глаза на вечность?

Предвижу следующий вопрос: так что – пожертвовать всем ради бездоказательных перспектив, посвятить жизнь тому, что возможно является мифом? На вопрос чем пожертвовать я ответил выше. А вот ради чего - это значительно более важно! Христианство – это мир опыта, мир постижения Бога уже в этой жизни. Любые теоретические выкладки (как и это моё письмо), лишь слабый отблеск того, что можно постичь в духовной жизни. Есть такой анекдот. После полёта Гагарина объявили, что Бога нет, т.к. космонавт его не видел. Один батюшка ответил так: «Если он не встретил Бога на Земле, то не стоило и пытаться для этого лететь в космос».

Согласен с Вами «мрачная и серая безысходность - это вряд ли то, ради чего стоит жить», недаром в Библии сказано «всегда радуйтесь». Но гедонизм – это всего лишь попытка подменить вечное и абсолютное кажущимися на первый взгляд яркими, но в реальности обманчивыми суррогатами счастья.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христианство – это не система запретов. Это путь, который должен отнимать у человека само побуждение ко греху. Многие вещи становятся просто неинтересными, «безвкусными».

Если предельно сократить Ваш вопрос, то речь пойдет о 2-х системах ценностей, одна из которых всецело видит смысл существования в устроении кратковременной земной жизни, а другая рассматривает эту жизнь как этап и как период подготовки к дальнейшему развитию вечности.

Боюсь, что сравнение «удовольствий» для невоцерковленного человека будет не очень убедительно. Ведь ему кажется, что он должен будет расстаться с таким уютным и близким мирком, где все знакомо и испытано, а взамен получить хоть и высший, но неведомой ему опыт. Но! В этом и заключается развитие – в изменении себя, в получении новой жизни и совершенствовании.
Обретя смысл жизни, человек меняет систему ценностей, находит высшую радость и уже не хочет сбиваться с пути и калечить свою душу непотребными действиями (которые казались ему раньше невинными шалостями). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, а к святости» 1 Фес (4;7).
 
Последнее редактирование:
Skazhite kakova cel toi zhizni, zhizni posle smerti? Vechnoe blazhenstvo? Radi chego? Rano ili pozdno vse priedaetsia, vse stanovitsia neinteresnim. To est mi budem, nashi dushi, kak rastenia mi ne budem ni k chemu stremitsia, nas nichto ne budet interesovat, mi budem blazhenstvovat vechnost,vdumaites, popitaites predstavit kakovo eto. ne znaiu kak vas, a menia takaia perspektiva ne ochen prilschaet.

______________________________________________________
Скажите какова цель той жизни, жизни после смерти? Вечное блаженство? Ради чего? Рано или поздно все приедается, все становится неинтересным. То есть, мы, наши души будут, как растения, мы не будем не к чему стремиться, нас ничто не будет интересовать, мы будем блаженствовать вечно. Вдумайтесь, попытайтесь представить каково это. Не знаю как вас, а меня такая перспектива не очень привлекает.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Skazhite kakova cel toi zhizni, zhizni posle smerti? Vechnoe blazhenstvo? Radi chego? Rano ili pozdno vse priedaetsia, vse stanovitsia neinteresnim. To est mi budem, nashi dushi, kak rastenia mi ne budem ni k chemu stremitsia, nas nichto ne budet interesovat, mi budem blazhenstvovat vechnost,vdumaites, popitaites predstavit kakovo eto. ne znaiu kak vas, a menia takaia perspektiva ne ochen prilschaet.

______________________________________________________
Скажите какова цель той жизни, жизни после смерти? Вечное блаженство? Ради чего? Рано или поздно все приедается, все становится неинтересным. То есть, мы, наши души будут, как растения, мы не будем не к чему стремиться, нас ничто не будет интересовать, мы будем блаженствовать вечно. Вдумайтесь, попытайтесь представить каково это. Не знаю как вас, а меня такая перспектива не очень привлекает.

Уважаемый Михаил.

Мы попытались дать ответ на Ваш вопрос на сайте АЗБУКА ВЕРЫ,

см. ЭПЕКТАЗИС

см. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Уважаемый Евгений.
Можно встречный вопрос?
А что Вы считаете придётся "вычеркнуть", от каких радостей придётся отказаться, если доверять не только чувственно-телесным ощущениям в вопросе смысла жизни?

Среди невоцерковлённых людей бытует мнение, что обретению связи с Богом (что и происходит в церковных Таинствах) автоматически предшествует коренная ломка устоявшегося образа жизни, привычек, отношений с родственниками и друзьями...
Это не так, воцерколение - довольно длительный процесс, недаром новоначальным христианином считается человек первые 10 лет церковной жизни. Это должно быть глубоко осознанным и опытно пережитым, т.е. отказываться от чего-то можно только после того, как поймёшь для чего и ради Кого ты это делаешь.
 
Когда-то одному святому было дано Господом увидеть кусочек Рая. И когда это случилось, святой сказал, что разум человеческий не может постичь всего великолепия вечной жизни. Нет таких слов на земле, чтобы описать всю прелесть увиденного. Но ради этого стоит прожить земную жизнь в страданиях и увечья, гнить заживо и быть съеденным червями. И все равно этого будет мало.
 
Россия
Православный христианин
Добрый день! Очень было бы интересно услышать мнения уважаемых членов форума по вопросу смысла жизни. Если из жизни вычеркнуть все то, что нам в ней приятно и интересно (и ожидание этого), тогда мрачные и серая безысходность - это вряд ли то, ради чего стоит жить. Следовательно, удовольствия, в разном понимании, будь то дети или карьера или научные открытия, или иногда просто водочки с друзьями попить, как раз и составляют этот смысл. Так очень по-житейски и банально. Мы же все просто люди со своими маленькими добродетелями и недостатками. Может, не надо усложнять и все и есть так просто?
1.Смысл жизни для человека верующего и атеиста различен. Атеист (к ним отнесу всех, кто сознательно не допускает наличие Божественного промысла во всем) ищет смысл жизни в материальных или духовных, или просто доступных сознанию возможностей обмениваться с окружающим миром информацией, энергией...вобщем получения "положительных эмоций".
2.Деление жизни на "мрачную безысходность" и "счастливые часы" также относиться к язычеству, к пониманию мира на уровне инстинктов - от того то получил удовольствие (дети, хорошая работа, престиж, здоровье, слава..) - это закрепляется на уровне инстинктов - продолжай получать это и дальше... А если неприятности - то избегай этого , или "око за око"...
3.Но у каждого наступает момент, когда способности, здоровье или богатство становятся преходяще...Сейчас похоже на всей Земле наступает время, когда язычество становится невозможным для выживания человечества...Поклонение западным ценностям, когда священным считается не Душа человека, а его телесная оболочка (так называемые "права") и есть язычество. Единобожие (которое дано чрез Иисуса Христа) есть ПОСОБИЕ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Могу сказать, что данный вопрос о смысле жизни подразумевает, что у автора начинается непростой период в жизни, когда старые понятия об устройстве мира и вселенной не дают успокоения его ДУШЕ. Есть замечательная книга Виктора Вейника- "ПОЧЕМУ Я ВЕРУЮ В БОГА". Это путь абсолютного атеиста-ученого, практическим путем пришедшего в Православие. Рекомендую, может реально помочь.
 
.....обмениваться с окружающим миром информацией, энергией...вобщем получения "положительных эмоций".
Все великие ученый и не только великие, и не только ученые, а просто ищущие люди находят большое счастье в озарениях, переходящих в осознание событий, явлений. А новое понимание увеличивает способность человека для новых озарениях, происходит рост, увеличение души! И этот путь зачастую переходит от материального поиска, к духовному, от материализма к Богу.

А вот слова СЕРАФИМА САРОВСКОГО, по моему разумению - это подтверждение этой мысли. Ведь Бог - это все что окружает нас, совмести, объедини это все и получешь слово БОЖЬЕ:
Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего....
... Стяжание все равно что приобретение...
 
О Смысле Жизни поднимают вопрос на многих форумах, но почему-то в основном всё сводится не к Смыслу а к цели жизни, которая в настоящее время у каждого своя. Смысл же Жизни, по моему, не может быть разным, т.е. у каждого свой, он должен быть Един для всех. Это должно быть Тем, куда устремляется всё разумное человечество и это должно быть Тем, что даёт право на существование Истинной (Божественной) Жизни Человека. Может быть путаница Смысла с целью идёт из-за того, что в настоящее время Смысла Жизни не существует, т.к. сейчас очевиден процесс деградации, что и приводит нас к болезням и смерти. Большая часть человечества знает о т.н. другой Жизни, но и она, в настоящее время, ещё до конца не Осознаёт, как правильно выйти на Единственный, Данным Создателем Путь. Поэтому и путей к Истине предлагается достаточно много, где каждый, в лучшем случае, предлагает свой вариант развития.
Я же придерживаюсь в настоящее время следующего определения Смысла: Смысл Жизни - в постоянной Эволюции Её.
С Искренним Уважением.
 
А какая разница между смыслом жизни и целью? Смысл-ради чего живёшь, а цель-чего хочешь достигнуть? Не одно ли и то же? Да, многие сейчас теряют смысл жизни, они не знают ради чего жить, что приводит к духовному обнищанию и деградации. Смысл жизни человека-в постоянном духовном совершенствовании при помощи Божией, не полагаясь только на собственные силы. Жизнь ради удовольствий и развлечений бесцельна, она приводит лишь к иллюзии заполненности жизни, а в конечном итоге к духовной трагедии. Православие предполагает осмысленность своих действий-служение Богу, ближнему, духовное совершенствование, дела милосердия и т.д. Это есть смысл и цель христианина.
 
Уважаемый Сергей Викторович! В моём понимании разница в этих категориях следующая: Цель Жизни определяет сам человек, поэтому цели могут быть в настоящее время быть разными из-за разных понятий, а Смысл Жизни Определяет для нас, Тот, Кто и Предложил нам Жизнь, т.е. - Создатель, поэтому, в Идеале, для всего человечества Он - Один. Здесь же я попытался сформулировать своё понимание данного понятия.
С Искренним Уважением.
 
Хорошо, цель определяет сам человек, когда у него появляется возможность самостоятельно мыслить. Но что касается смысла, то мне думается, что молодые сами устанавливают его для себя, поэтому часто теряют и мечутся в поисках ответа на свои вопросы. Для христиан всё понятно: есть Евангелие, учение Христа, Спасителя, которому надо следовать, чтобы получить "жизнь вечную". Но многие живут теми ценностями, которые им выгодны и интересны, в этом и реализуется для них принцип свободы. У христианина жизнь посвящается совершенствованию во Христе, а свобода-для противостояния греху. С уважением, С.В.
 
Здравствуйте Уважаемый Сергей Викторович! В моём понимании Смысл Жизни не является сиюминутной категорией, т.е. сегодня есть смысл , завтра нет и т.д. Смысл Жизни, по-моему, можно только приобрести при Осознанном выборе Правильного Пути, т.е. того Пути, который Предлагается нам Создателем. Все остальные выборы пути совершенно безсмысленны. И Смысл Жизни становится очевиден тогда, когда человек ежеминутно работает над своим совершенствованием, познавая Учение Бога. Определение же Смысла Жизни вытекает из определения Самой Жизни. Разобравшись с Историей Жизни Человека легко выйти на понятие Самой Жизни, откуда уже и вытекает Её Смысл.
С Искренним Уважением.
 
О смысле жизни может говорить человек с уже устоявшимся мировоззрением, который осмысленно работает над духовным совершествованием, ведомый, естественно, Христом. Для других людей(большей частью молодых или "детей перестройки") смысл как раз заключается в получении набора удовольствий. Не умаляю достоинств той молодёжи, которая встаёт на путь поиска правильного пути, приходя к вере христианской путём блуждания в потёмках лжеучений. Правда, в поиске смысла жизни проводят свою жизнь и не только молодые, но и те, кто вырос в безбожное время.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый день! Очень было бы интересно услышать мнения уважаемых членов форума по вопросу смысла жизни. Если из жизни вычеркнуть все то, что нам в ней приятно и интересно (и ожидание этого), тогда мрачные и серая безысходность - это вряд ли то, ради чего стоит жить. Следовательно, удовольствия, в разном понимании, будь то дети или карьера или научные открытия, или иногда просто водочки с друзьями попить, как раз и составляют этот смысл. Так очень по-житейски и банально. Мы же все просто люди со своими маленькими добродетелями и недостатками. Может, не надо усложнять и все и есть так просто?

Прошу прощения, тема старая... Прочитал внимательно первое высказывание и понял, что мне оно нравится. Всему свое время: и детям, и карьере, и водочке с друзьями. Если внимательно Проповедника прочитать, то тоже такой вывод напрашивается: все суета - смысл жизни в маленьких радостях. Бог он ведь везде присутствует, в каждой момент рядом и всех любит. Даже неверующий человек это чувствует. Встречал людей нецерковных, которые, как будто, какой-то секрет в жизни знали - все у них так ладно получалось и такими они счастливыми были.
 
Россия
Православный христианин
смысл жизни в маленьких радостях. Бог он ведь везде присутствует, в каждой момент рядом и всех любит. Даже неверующий человек это чувствует.
Существует восточная притча о том, как несколько незрячих людей ощупали слона и сказали- это столб (нога слона), -это корова (...соответственно) и так далее, я это к тому- что непостижимость Бога ,как Абсолюта каждый может выражать в частностях, например ,что счастье в маленьких радостях. По-моему поиск смысла жизни и есть способ познания Творца.
Встречал людей нецерковных, которые, как будто, какой-то секрет в жизни знали - все у них так ладно получалось и такими они счастливыми были.
Я бы это объяснил богатством их души, то есть КОЛИЧЕСТВОМ ЛЮБВИ данной Господом. Но согласитесь, что наряду с подобными людьми есть и убогие душой люди, обделенные качествами широты и доброты, такие люди тоже ведь по жизни получают свои "уроки" судьбы, и всегда имеют возможность поступить "по сердцу" или как "хочется". Ограничение своих низменных желаний и хотений, приводит к РОСТУ их души, тогда как удовлетворение "хотелок" ограбляет их. Отсюда у меня почему то возникает странный вывод- люди, которые как бы "знают" секрет жизни, являются в душе глубоко верующими,пусть и не ходят в церковь, непробиваемое добродушие таких людей, оптимизм и человеколюбие может быть дано только Творцом, а вот почему они внешне неверующие для меня остается тайной.
 
Почему бы и не выпить? Вопрос как и где. Вино церковными канонами не запрещено, осуждается опивство. Другое дело, если человек в течение жизни не делает ничего другого, кроме как гоняется за удовольствиями. Это уже гедонизм, который не имеет под собой никакой прочной основы. Тогда человек прожигает свою жизнь в поисках всё новых и новых ощущений. К сожалению, сейчас этим заражены многие. С другой стороны, живя в миру, мы не можем полностью избавиться от его влияния, отсюда и желание получить какие-то радости. Главное, чтобы это не переросло в постоянную потребность.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху