О мытарствах и исповеди

Православный христианин
Добрый день, о. Олег!

Пытаюсь стать настоящим православным христианином и жажду спасения. Для этого изучаю возникающие вопросы, в основном в Интернете, на данном и ряде других сайтов - получается плохо, т.к. то могу уделять времени Богу, то забываю, оправдывая себя житейскими заботами и нехваткой времени. Кроме того не всегда понимаю суть написанного. К сожалению очень редко хожу в Храм.

В своей жизни я исповедовался и причащался всего лишь два раза. После того как прослушал Ваши лекции о мытарствах понял, что и это делал неправильно, с формальным осознанием грехов и без раскаяния. Хочу исправить всю ситуацию в целом. Для начала хочу исповедоваться с осознанием грехов и раскаяться в них искренне, всей душой. Планирую выписать грехи, в соответствии с мытарствами, но вот тут у меня возникает некий ступор: в храме Христа Спасителя, я взял лист с описанием мытарств (прилагается к теме), по каждому из мытарств перечислено множество грехов, например:

Словом: неправдоглаголание; многословие; пустословие; празднословие; суесловие; злословие; сквернословие; анекдоты; непристойности; пошлости; искажение слов; упрощения; велеречие; нелепости; насмешки; хохот; смех; обзовы; пение страстных песен; кривотолки; сварливость; косноязычие; кощунство; поругание человеков и имени Божьего; поминание в суе; хамство

Не очень понятно следующее:
1. Такая подробность необходима на исповеди, или же стоит как-то ограничиваться?
2. Если я длительное время, почти всю жизнь, грешил, например многословием, то на исповеди я должен каяться по каждому случаю? Ведь в реальности, за всю жизнь, с детства и до настоящего времени все и не упомнишь...
3. Если я не понимаю как трактуются некоторые из грехов и не могу найти их описание, например суесловие, как быть в таком случае?
4. Что такое неправдоглаголание - я так понимаю это ложь? Но тогда этот грех пересекается с мытарством №10 - неправда?
5. Чем отличаются друг от друга многословие, пустословие и празднословие? На мой взгляд это примерно одно и то же.

Посоветуйте пожалуйста как быть, когда не знаешь как подступиться к "списку" своих грехов, чтобы раскаяться в них на исповеди?

Заранее спасибо!
 

Вложения

  • 20 мытарств1.jpg
    20 мытарств1.jpg
    696,3 KB · Просмотры: 2.951
Москва
Православный христианин
Исповедоваться надо по 10 заповедям. Так, как есть только 10 грехов, а все остальное - их разновидность. + Заповеди блаженств, ибо в христианстве грех - это не только действие (в случае проступков), но и его отсутствие (в смысле добродетелей).
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Павел, на "Азбуке Веры" есть возможность ознакомиться с опытом построения исповеди по 10 заповедям и по заповедям блаженств.

о. Олег, прошу прощения, что не в своей юрисдикции :)
 
Москва
Православный христианин
Об актуальности 10-ти заповедей, цитата от Августина: "Моисей на горе получил Закон, написанный на каменных досках перстом Бога, чтобы дать его народу. Закон состоит из десяти заповедей, в которых не было заповедано ничего об обрезании, о жертвоприношениях животных, которые христиане теперь не совершают. В этих десяти заповедях, за исключением соблюдения субботы, мне говорится о том, чего христианин делать не должен: создавать и почитать идолов и любых других богов, кроме единого истинного Бога, произносить имя Бога всуе, не почитать родителей, развратничать, убивать, воровать, лжесвидетельствовать, прелюбодействовать, желать чужого. Кто скажет, что христианин не должен соблюдать этого? Пожалуй, не об этом законе, который записан на этих двух скрижалях, говорит апостол, что буква убивает (2 Кор 3:6), но о законе об обрезании и прочих древних и уже упраздненных обрядах" (Августин Иппонский, О духе и букве). Таким образом мы и устанавливаем, что был отменен обрядовый закон, но не нравственный и моральный.
 
россия
Православный христианин
О.олег меня давно беспокоит вопрос о монашеском постриге, монашеский(иноческий) постриг это таинство?прощаються все грехи?(как в крещении),где обэтом можно по подробней почитать?
 
Москва
Православный христианин
Безбрачие в Церкви установлено для тех, «кто может вместить», как сказано: «Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). Цель безбрачия — целесообразность в деле церковного служения. Ап. Павел ясно высказался по этому вопросу: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене…» (1 Кор.7:32-33); и выше он сказал: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1 Кор.7:28-29). Мы не умаляем значение брака, но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:8-9).
С другой стороны, благодать действует и чрез недостойных. Сказано: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп.1:18). Господь Иисус Христос однажды сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф.23:2-3). Апостолы не идеализировали и самих себя. Так, например, ап. Иаков говорил: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем…» (Иак.3:1-2). Ап. Павел подчеркивал, что служители не всегда соответствуют тому, чем они должны быть. Иначе, он говорил о фактическом несоответствии: «…для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» (2 Кор.13:7). Вера в собственную безгрешность, свойственную, кстати, многим сектам, апостолы почитали лживым лицемерием: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин.1:10). А о себе самом ап. Павел говорил: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:15-19).
Монашествующий ищет, именно как угодить Богу, и это, самый тяжелый, но и самый короткий путь в Небеса "Кто может вместить, да вместит".
Я мечтаю о монашестве, но пока не дозрел.
 

*Жанна*

Заблокирован
протоиерей Олег Стеняев написал(а):
А о себе самом ап. Павел говорил: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:15-19).
Отец Олег, а мне думается, что апостол Павел эти слова говорил для слушающих его людей, для тех кому он проповедовал, т.е. это он о них говорил, зная что ими движет и почему так трудно быть добрыми. Он чувствовал и осознавал себя членом Тела Христова и воспринимал склонность ко греху других членов Церкви, как будто эта болезнь и его тоже - когда один член в теле страдает, то всему телу тяжело.

Т.е. я предполагаю, что сам апостол Павел явных грехов уже не делал, он был в том редком числе освобожденных Христом людей, живущих в Духе Святом, что можно понять из других его высказываний:
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. (1-е Кор, 4)


19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал,2)


Слова апостола Иакова (Иак.3:1-2) наверное также можно понимать в этом смысле. Едва ли он сам много грешил, как то мне не верится в это.
Апостолы были практически всецело преданы Христу, и при таком устроении и стремлении сердца места греху в нем уже не остается, или почти не остается.
 
Москва
Православный христианин
НЕТ! Во всех подобных случаях, святые говорят о себе правду.
Как луна не является источником света, но только отображает его, и только, в той мере в какой он падает на нее от солнца; так и любой святой, становиться таковым, только по милости (благодати) Божией.

Иероним в Dialogue contra Pelagianos, кн. 1, отметил: «Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками, и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в помиловании Божием».

ПРАВИЛА КАРАФАГЕНСКОГО СОБОРА 418 г.:
Правило 128
:
Такожде определено относителыю изречения святого Иоанна апостола: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1Иоан. 1:8). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати, яко греха не имамы, а не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды (1Иоан. 1:9). Здесь весьма ясно показано, что сие говорится не по смиренномудрию токмо, но по истине. Ибо апостол мог бы рещи: аще речем, не имамы греха, себе возносим, и смирения несть в нас, но когда рек: себе прельщаем, и истины несть в нас: тогда ясно показал, что глаголящий о себе, яко не имеет греха, не истинствует, но лжет.
(III всел. 1, 4: карф. 109-113, 115, 116).


Правило 129:
Определено и сие: аще кто речет, яко святые, в молитве Господней, оставя нам долги наша (Мф. 6:12), не о себе глаголют, поелику им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и яко не глаголет каждый из святых особо, остави мне долги моя, но оставя нам долги наша, так чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нем самом: таковый да будет анафема. Свят и праведен был Иаков апостол, когда рек: много бо согрешаем вси (Иак. 8:2). Ибо для чего приложено сие слово: вси, аще не ради того, чтобы мысль сия согласна была со псалмом, в котором читается: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142:2). И в молитве премудрого Соломона: несть человек, иже не согреши (8 Цар. 8:46): и в книге святого Иова: в руце всякого человека знаменает, да познает всяк человек немощь свою (Иов. 87:7). Посему такожде и святый и праведный Даниил пророк, в молитве, множественно глаголал: согрешихом, беззаконновахом (Дан. 9:5), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, как некоторые разумеют, яко он глаголет не о своих, но паче о грехах людей своих: то он по сем рек, яко молихся и исповедах грехи моя, и грехи людей моих Господу Богу моему (Дан. 9:2). Не хотел рещи, грехи наша, но рек: грехи людей своих, и грехи свои: поелику пророк как бы провидел, что явятся таковые люди, худо разумеющие сие.

Правило 130:
Определено и сие: аще кто полагает, яко самые слова молитвы Господней, в коих говорим: оставя нам долги наша, святыми произносятся по смирению, а не по истине: да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но самому Господу? Устами своими говорил, яко хощет имети отпущение, сердцем же глаголал, яко не имеет грехов, которые надлежало бы отпустити ему.
(III всел.1, 4; карф. 109-115).

Амвросий [Медиоланский] отметил в De Jacob et vita beata, гл. 6: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос -мой заступник перед Отцом, и потому, что Кровь Христова излита за меня».

ЕДИН СВЯТ! ГОСПОДЬ БОГ!
 
Последнее редактирование модератором:

*Жанна*

Заблокирован
Прости, Господи! если прогневила Тебя мыслями моими о малогрешности святых.

Отец Олег, чем же отличается от нас апостол Павел или апостол Иаков, если и они "много грешили"?
Почему они могли чудеса творить силою Божией, а мы не можем?
Почему про праведного царя Давида сказано, что он за всю жизнь только один раз пред Богом согрешил (или два раза, я не помню точно)?
 
Москва
Православный христианин
Уважаемая Серафима! Состояние абсолютной святости, переживает каждый православный христианин, каждое воскресение, - когда и преступает "со страхом Божиим и верою" к Святым Дарам, которые и предлагаются нам, как "Святая святым". - Другой святости нет и быть не может, по определению.
Но! Наше отличие от подлинно святых,все же существует. И оно заключается в том, что мы, получив состояние святости, не можем долго его сохранять.
Например! Мария Египетская, причастившись, прибывала в состоянии святости 40-к лет! Мы, начинаем все терять, еще не покинув храм Божий. Следовательно, настоящая жизнь христианина, это оберегать этот залог спасения от причастия к причастию, и иметь, навык святых не расставаться с благостью Святаго Причастия, как можно более.
Это и означает стяжать благодать Духа Святаго, ибо все Таинства Церкви и совершаются Духом Святым.
Кстати! Марии Египетской, по прошествии 40-ка лет, потребовалось восстановить залог спасения в ее предсмертном и напутствующем причастии.

В своем комментарии на Псалом 30, Блаженный Августин, писал: «Кто такие блаженные? Не те, в ком Бог не находит никакого греха. Ведь Он находит его во всех, ибо "все согрешили и лишены славы Божией". Но если греховны все, это означает, что блаженны только те, чьи грехи прощены. Это Апостол и выразил следующими словами: "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность". Также: "Если по благодати, то даром". Что означает "даром"? Это означает отсутствие всякой платы. Ты не сделал ничего доброго, но тебе даруется прощение грехов. Твои дела рассмотрены и найдены злыми. Если Бог воздаст за эти дела так, как они того заслуживают, то Он безусловно осудит тебя. Бог не воздает тебе справедливое наказание, но дарует незаслуженную благодать».
 

*Жанна*

Заблокирован
протоиерей Олег Стеняев написал(а):
Например! Мария Египетская, причастившись, прибывала в состоянии святости 40-к лет!
Несовсем так. Из жития святой Марии Египетской:
Опять спросил авва Зосима: «Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?» - «Верь мне, авва Зосима, - отвечала преподобная, - 17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.

Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления.

Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною».
 

*Жанна*

Заблокирован
Я читала о том, что люди святой жизни каются даже за принятие прилогов злых мыслей (т.е. приблизилась к ним скверная мысль и они распознали ее приближение, но помедлили ее отогнать), и благодарят Бога за то, что Он удерживает их благодатью Его от впадения в более серьезные грехи.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Выходит, что разница в нашем отношении ко греху, стремлении очистить сердце.

Для святых и самый малый грех в самих себе видится большим и отвратительным.
А для еще не сподобившихся святости и большой грех может казаться небольшим.
 
Москва
Православный христианин
Серафима, святость не исключает борьбы.
Святость, это и есть борьба ("брань")! Читаем: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12:7-9).

Святые люди, это те, которые видят порочность своих добродетелей.
И каются в добродетелях так, как мы каемся в грехах, ибо и их святость "совершается в немощи".
Это и есть, настоящее а не лубочное ХРИСТИАНСТВО.
 

*Жанна*

Заблокирован
Отец Олег, я считала, что духовная борьба - это путь к святости.
А святость - это дар Божий, плод упорных трудов Христа ради, т.е. это обретение Царства Божия в самом себе - пока шел человек и искал было трудно, а когда дошел до заветной цели стало легко и радостно.
Как рассказано об этом в житии Марии Египетской - 17 лет жесткой борьбы со страстями и после сподобление святости по милости Божией, плоды которой - смирение и любовь, самоотверженная верность Богу, молитвы, во время которых она поднималась над землей, ходила по воде и т.п.
Святость - это соединение с Господом, пребывание в Духе Святом, безразличие души ко всем земным наслаждениям, глубокая бескорыстная преображенная Духом Святым любовь к Богу и людям.

Думаю, есть ступени святости.
Высшая ступень святости - бесстрастие, совершенная любовь, в которой нет страха.
Преподобный Серафим Саровский говорил о себе, что он ко всему земному мертв. Батюшка видел Христа и Богородицу, чудеса мог творить силой Божией, исцелял людей.

Есть разные толкования про "жало в плоть" у апостола Павла:
Иеромонах Иов (Гумеров):
Апостол Павел сподобился многочисленных откровений от Господа. Чтобы он не возносился этим, для смирения было попущено сатане уязвлять его – «дано мне жало в плоть». Буквальное значение этих слов в греческом тексте означает острую колючку, глубоко впившуюся в плоть. Существуют различные толкования этого. Святитель Иоанн Златоуст говорит о внешних скорбях: гонениях и неприязни со стороны врагов Евангелия, которые являются орудиями сатаны. Другие исследователи видят здесь указание на телесную болезнь, от которой постоянно страдал апостол. Святитель Амвросий Медиоланский говорит о гонениях и последствиях телесных побоев, каким подвергался апостол Павел во время преследований.

Святые наверное видят в себе все возможные грехи, которые может совершить человек, страшное греховное повреждение человеческой природы общее для всех людей, но у святых грех связан верностью Богу и не имеет над ними власти. И все же они плачут о том, что имеют это греховное повреждение, которое подобно ядовитому жалу вросло в нашу плоть.

Не напрасно же говорят, что крещенный человек может грешить, а может и не грешить.
Грех в нас остается до самой смерти, но мы можем не грешить, если захотим быть с Богом больше всего иного. Господь свяжет грех, а после смерти окончательно освободит от него.
Слава Господу!
 
Москва
Православный христианин
Прежде всего, обратите внимание на эти тексты: «Итак помилование зависит не от желающего (т.е. не от нашей свободной воли – О.С.) и не от подвизающегося (и не от наших усилий – О.С.), но от Бога милующего (т.е. спасение это Дар Божий – О.С.(Рим.9:16); и еще: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно (т.е. любые наши усилия, не увенчаются успехом – О.С.), Богу же все возможно (т. е. даром и по благодати – О.С.(Мф.19:25-26).

Теперь о пути святости:​
В Православной Церкви спасение понимается совершенно иначе, нежели в католической или протестантской традициях. В отличие от протестантов, у нас нет учения о «личном» спасении — в их понимании этого вопроса. Да, в Писании говорится о личной ответственности человека перед Богом: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Мф.16:26), и Откровение, представляя картину Суда Божия, гласит: «… и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:13). Но протестанты учат, что человек для спасения не нуждается ни в Церкви, ни в ее иерархии — ни в чем и ни в ком. Согласно же Православному учению, человек спасается в Церкви и только в ней; в Православии спасение личности не мыслится вне Церкви, вне ее соборности. Вообще идея соборности пронизывает собой в Православии всё. Посмотрите, например, что сказано Апостолом о частной, казалось бы, семейной жизни человека: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Получается: то, что мы могли бы назвать своим «личным спасением», зависит и от наших взаимоотношений с ближними, от наших взаимоотношений в семье. Впрочем, все заповеди Божии регулируют взаимоотношения между человеком и человеком, или между человеком и Богом.​
С другой стороны, католическое учение об особой роли иерархии в деле спасения — тоже неприемлемо для православных. Клирики не спасают Церковь: они сами спасаются в ней вместе с остальной частью народа Божия. А единственный Спаситель всех — Господь Иисус Христос.​
В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это: искупление, освящение, об́ожение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели — вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.​
Рассмотрим эти три ступени подробно.​
Первая ступень — искупление. Искупление осуществляется Кровью Агнца Божия, Кровью Господа Иисуса Христа. В Библии говорится, что после грехопадения наших прародителей Господь сделал им кожаные одежды (Быт.3:21). По толкованию святых Отцов, это означает, что тогда была принесена первая кровная жертва, пролита первая жертвенная кровь, которая прообразовывала собой грядущее искупление человечества Кровью Сына Божия. И люди оделись в кожаные шкуры принесенных в жертву животных в знак постоянного напоминания, прежде всего, о грядущей жертве. Этапу искупления соответствует библейская добродетель — вера. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть» (Евр.11:6). Так сказано в Писании. И этой ступени соответствует, в свою очередь, «социальное» положение, описанное в Библии, — раб. Раб не надеется на награду. Приходящий к Богу грешник надеется только на милость. Можно сказать, что весь протестантский мир в своих умствованиях остановился только на этом уровне, хотя по-настоящему протестанты даже и на эту ступень не поднялись, а только еще более удалились от тайны Искупления. Для них искупление через веру и есть самое главное в спасении. «Только верой спасается человек», — учил ересиарх Мартин Лютер. (Кстати, если следовать этой порочной логике, то должны спастись и бесы. Ведь сказано же в Писании: «и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Впрочем, это — тема для другого разговора.)​
Вторая ступень — освящение. В Библии говорится: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1Фес.4:3). Этой ступени соответствует другая библейская добродетель — надежда. Человек не просто верит, он надеется, он опирается на плоды своей веры, той веры, которая «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Это, прежде всего, труд, это — образ жизни. Человек здесь — наемный работник. Достигая в своей деятельной вере некоего совершенства, он уже может опираться на то, чего достиг своими молитвами, постом и добрыми делами. На этой ступени остановился католический мир...​
Третья ступень в деле спасения — об́ожение, понятие, известное только православному восточному христианскому богословию. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Мы можем рассуждать с вами, в чем заключается, например, совершенство Моисея: он не воровал, не прелюбодействовал, был праведен, благочестив… Но когда нас призывают к совершенству Бога?! В чем оно заключается? Мы не знаем, что и сказать в ответ, а Господь призывает нас быть такими!..​
В Библии сказано: «Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Любовь и является мистическим вхождением в жизнь Святой Троицы. Этой ступени спасения соответствует уже не «социальное», а приближенное, «семейное», родственное отношение человека к Богу — сын.​
Итак, спасение — это восхождение в благодати по ступеням: раб, наемник, сын через добродетели веры, надежды, любви. Ни один православный человек не может сказать о себе: «я спасен». Спасение — это дело всей его жизни, и прежде всего Дар Божий. - Ибо и вера дар Божий, и христианская надежда, дар Божий, и тем более любовь, дар Божий. Читаем: "...Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься (т. е. как чем то своим - О.С.), как будто не получил (т.е. как будто не получил даром - О.С.)?" (1Кор.4:7).

Но! Не один из этапов спасения, не доступен человеку, автономно от Бога (Ин.15:5). То есть, человек может оберегать дар спасения (1Фес.5:19), и только (Еф.2:8), это и есть путь святости (Рим.8:24).

Августин в Ad Bonifacium, кн. 1, гл. 21, указал: «Вы можете провозглашать, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасла только вера в Посредника, излившего Свою Кровь во оставление грехов». Там же, в кн. 3, гл. 5, он отметил: «Пелагиане полагают, что они прославляют святых, когда не решаются говорить, что те были людьми несовершенной праведности, хотя избранный сосуд признал: "Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился" (Филип.3:12). Однако вскоре тот же человек, отрицавший, что он совершенней, сказал: "Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить..." (3:15), дабы показать, что в этой жизни существует бесспорное совершенство, принимаемое во внимание, если человек осознает свое несовершенство. Ибо кто в среде древнего народа был совершеннее первосвященников? И все же Бог повелел им прежде приносить жертву за их собственные грехи. И кто в среде новозаветного народа был более свят чем Апостолы? И все же Господь повелел им молиться: "Прости нам долги наши". Итак, для всех праведников, которые воздыхают под спудом своей испорченной плоти и немощи этой жизни, остается одна надежда, что "мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши"».

 
Последнее редактирование модератором:
СПБ
Православный христианин
Отец Олег,Доброе время суток!Скажите если человек,например делал в своей жизни такие дела,которые даже после его смерти продолжают жить,например художник рисовал картины,писатель писал книги,музыкант играл музыку и эти дела негативно действуют уже на другие поколения.Будет ли усугубляться его участь за гробом??и какие пути решения этого?
 
Москва
Православный христианин
Любое зло и любой грех, всегда оставляет круги на воде.
Если бы Бог только прощал, или только миловал нас, то нам было бы тяжело остановить те дурные влияния, которые мы оставляем после себя.
Но! Господь принес в наш мир, нечто более значимое, чем милость или прощение, и благодаря этому, грех и можно реально остановить.
Попробуйте, ответить на вопрос, что более значительнее божественного прощения и божественной милости?
 
СПБ
Православный христианин
Господь принес Себя Самого т.е. Бог Слово стало плотью и обитало с нами полное благодати и истины...То чего не было у древних это причастие Тела и Крови.я так предполагаю,что ответить на вопрос, что более значительнее божественного прощения, и божественной милости?Это Крестная Жертва Господа Нашего Иисуса Христа взявшего на себя грехи мира.и оставление Его Божественного Тела и Крови во все дни до скончания века.Прошу поправить меня если ошибаюсь.
 
Москва
Православный христианин
Да! Вы правы! Но, это слово, то что обеспечило нам всецело освобождение от власти греха и его последствий: ОПРАВДАНИЕ. Читаем: "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его" (Рим.5:8-10).

Что значит прощение?
Ты виновен, - но тебя прощают.
Что значит милость?
Ты виновен и заслужил наказание, - но тебя милуют.
Что значит оправдание?
Ты никогда не был виновен!
Читаем: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их" (Рим.8:33); и еще: "...Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Ис.1:18).
 
Сверху