Нужны ли свечи в церкви в 21 веке?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Армянская Апостольская церковь
Вопрос о том, есть ли смысл использовать свечи в церквях? А конкретно – зажигать их прихожанами? То есть, во время литургии, конечно, священник может их использовать, как элемент обряда и богослужения. Но священник использует как правило несколько свечей, не много.

Другое дело, когда свечи зажигают прихожане церкви. И тут возникает проблема – сажа и копоть, которые в огромных количествах оседают на стены, на алтарь, на иконы и вообще на всё, что есть внутри церкви.

Прихожане, в отличие от священника, зажигают свечи по сто, двести и более штук. Все мы знаем, что у восковой свечи при горении возникает большое количество сажи. Достаточно быстро провести пальцем над пламенем свечи, как он моментально чернеет.

Свечи использовались до 20 века в церквях с единственной целью, собственно говоря ничего сложного и неожиданного, – для образования света внутри церкви. А прихожане до 20 века зажигали свечи перед иконой в церкви, чтобы на молитвослов, который находился у них в руках, падал свет и они могли бы читать молитвы. Как и дьякон и священник также использовали свечи, чтобы видеть текст различной духовной литературы, используемой во время литургии и служб.

Но вот 21 век на дворе. И сейчас в абсолютном большинстве церквей проведено электричество. И можно сказать, что более 95% света в церкви однозначно создаётся электрическими устройствами.

И свечи сегодня остаются в церквях скорее как традиция и милостыня, а не метод создания света. Свеча является и важным элементом милостыни церкви. Прихожанин, покупая свечу, совершает милостыню церкви, помогает церкви осуществлять свою деятельность, покрывать затраты на то же электричество и т.п. Поэтому зажигание свечи в церкви в 21 веке используется больше не для создания света а для преподношения милостыни церкви. Но лучше прямо давать милостыню, например положа деньги сразу в ящик для пожертвований, который есть в большинстве церквей или купив книгу или любым иным способом, что предостаточно, чем покупать свечи и зажигать их внутри церкви.

Почему мною поднята данная тема актуальности использования свечей в 21 веке? Потому что я сам был свидетелем, соседний пример вам приведу, как в армянской церкви, построенной в 21 веке, из-за не очень хорошо продуманной системы вентиляции, внутри церкви, после нескольких лет зажигания свечей прихожанами, образовалось настолько много сажи и копоти, что пришлось выделить неделю на генеральную уборку и в церковь был привезён мощный промышленный парогенератор на 110КВат, который даже от электрощитка невозможно было запитать, из-за нехватки мощности, и пришлось отдельно привозить на территорию еще дизельный электрогенератор на 200Кват размером с миниавтомобиль. И к этому парогенератору был присоединен шланг с водой с одной стороны, а с другой из трубы он большим потоком выдавал пар, струя которого вылетала на несколько метров из трубы. И вот этим паром вся сажа и копоть были внутри церкви растоплены и смыты начиная с потолков, заканчивая полом.

После этого церковь преобразилась и стала как новая, настолько сильно она была затемнена в результате горения свечей. После этого, свечи сначала зажигались на улице, а потом снова внутри церкви, но в специальных небольших комнатках, что по бокам.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мил человек, я бы вам советовал, прежде чем нести отсебятину?
ОЗНАКОМИТЬСЯ прежде:
 
Армянская Апостольская церковь
Мил человек, я бы вам советовал, прежде чем нести отсебятину?
ОЗНАКОМИТЬСЯ прежде:
Я ознакомился, там говорится о двух вещах - символе, что несёт с собой свеча и о службах, на которых используется свечи. Про службы я писал, что пускай останутся свечи как элемент обряда. А вот о символах, то это уже вопрос более абстрактный, а не практический. В присланном вами источнике, например говорится: "Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света." Здесь пример символа, что несёт в себе свеча. Вот кстати фото из Храма Христа Спасителя в Москве, где есть так называемые электронные свечи - электрические лампы в форме свечей. Электролампы тоже могут нести символ. И вот выбор - можно ли символ перенести на электрическую форму, чтобы сажа и копоть не собиралась?
яя21.jpg
 
Православный христианин
Я ознакомился, там говорится о двух вещах - символе, что несёт с собой свеча и о службах, на которых используется свечи. Про службы я писал, что пускай останутся свечи как элемент обряда. А вот о символах, то это уже вопрос более абстрактный, а не практический. В присланном вами источнике, например говорится: "Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света." Здесь пример символа, что несёт в себе свеча. Вот кстати фото из Храма Христа Спасителя в Москве, где есть так называемые электронные свечи - электрические лампы в форме свечей. Электролампы тоже могут нести символ. И вот выбор - можно ли символ перенести на электрическую форму, чтобы сажа и копоть не собиралась? Посмотреть вложение 34822
Странные рассуждения у вас мил человек, если на протяжении столетий, не возникало желание отказаться от "копати", как вы тут талдычите, то почему это у вас сейчас вызывает протест?
 
Армянская Апостольская церковь
как вы тут талдычите, то почему это у вас сейчас вызывает протест?
Нет ни "талдычания" ни "протеста". Есть тема и обсуждение вопроса. А на фото показано, как в храме используются электронные свечи и думаю по причине того, чтобы не собиралась сажа и копоть. Потому что в храме много фресок и логично, что их затемнение из-за горения свечей - это нежелательное явление.
 
Православный христианин
Нет ни "талдычания" ни "протеста". Есть тема и обсуждение вопроса. А на фото показано, как в храме используются электронные свечи и думаю по причине того, чтобы не собиралась сажа и копоть. Потому что в храме много фресок и логично, что их затемнение из-за горения свечей - это нежелательное явление.
Мил человек, вы зачем несете отсебятину?
Где в указанном вами свечи электронные?
Это освещение в виде свечи.
 
Армянская Апостольская церковь
Где в указанном вами свечи электронные?
Это освещение в виде свечи.
Называйте как хотите, смысл не меняется. По этой ссылке можете храм в 360 гр. посмотреть (виртуальный визит). Обратите внимание, что есть небольшое число кандило (подсвечников) и свечи не горят. Опять таки думаю по этой причине:
Потому что в храме много фресок и логично, что их затемнение из-за горения свечей - это нежелательное явление.
 
Православный христианин
Называйте как хотите, смысл не меняется. По этой ссылке можете храм в 360 гр. посмотреть (виртуальный визит). Обратите внимание, что есть небольшое число кандило (подсвечников) и свечи не горят. Опять таки думаю по этой причине:
Вы можете талдычить как хотите.
НО!!!
...Церковный Устав содержит указания, когда и где возжигаются С. за вечерней и утреней и прочими службами (Типикон, глл. 24, 25). Во время некоторых нарочитых (особых) богослужений молящиеся не только ставят С. пред иконами, но и сами стоят с горящими С. в руках. Так, в Типиконе под 26 сентября – служба апостолу Иоанну Богослову – говорится: «даются свети братии» (на полиелее)...
Кто изменил Церковный Устав?
 
Армянская Апостольская церковь
Вы можете талдычить как хотите.
НО!!!
У вас какое-то странное отношение к форуму. Вам всё мерещится будто с вами кто-то пытается вступить в конфронтацию. Об этом мы уже говорили в другой теме. Если хотите изложить вашу точку зрения, то пишите спокойно её. Хотите сказать, что есть Церковный Устав, где сказано когда и как нужно зажигать свечи, так и пишите. Я вас услышал, увидел вашу точку зрения. Присланные ссылки приму к сведению. Помимо устава хотелось бы ещё рассмотреть вопрос, который также поднят - сажа и копоть от свечей: что с ними делать? Нужно ли что-то делать или нет? Насколько актуален этот вопрос? Вдобавок, напомню, что вы снова написали про обряд, о котором я говорил, что свечи в нём можно оставить. Я же больше задавался вопросом о ситуации - повседневном зажигании свечей, вне службы и литургий. Вот во время этих повседневных зажиганий и происходят большое число горений свечей. И от повседневных зажиганий основная сажа и копоть и собирается внутри церкви. Когда человек пришёл, к примеру, после работы и зажёг сразу 10 свечей (хотя мог бы 1 большую зажечь). И я много видел, как эти по 10 зажжённых свечей, ещё и расположенные рядом, горят а сверху после пламени уже виднеется поднимающаяся вверх сажа. А что потом происходит с этой сажой - известно.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Помимо устава хотелось бы ещё рассмотреть вопрос, который также поднят - сажа и копоть от свечей: что с ними делать?
СВЕЧÁ ЦЕРКÓВНАЯ – символ молитвы верующего человека; изготовленная из воска – вещества самого чистого и благоуханного, получаемого от цветов, – она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу...
Если свеча символ и во славу Божию, то и убирайте сажу и копать во СЛАВУ БОЖИЮ!!!
 
Армянская Апостольская церковь
Если свеча символ и во славу Божию, то и убирайте сажу и копать во СЛАВУ БОЖИЮ!!!
С этим могу согласиться, что любой труд в церкви, в том числе уборка, - всё во славу Божию и на благо самого трудящегося и убирающегося.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Вопрос о том, есть ли смысл использовать свечи в церквях? А конкретно – зажигать их прихожанами? То есть, во время литургии, конечно, священник может их использовать, как элемент обряда и богослужения. Но священник использует как правило несколько свечей, не много.
Христос Воскрес.
Вы верно провели параллели - священники -прихожане - свечи. Теперь давайте вспомним Ветхий Завет.
Дело в том, что Иерусалимском храме, священник, возжигал светильники вечером - после вечерней жертвы. Это мог делать, только первосвященик.

..................В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх.30:8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь..................

Мы же знаем, что Жертва уже принесена и читаем у апостола.
- Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; (1Пет.2:9)
Вот мы, мирские люди, и зажигаем свечи, чего не мог сделать ветхозаветный верующий. Как видим, то и прогресс и 21 век, тут совершенно не причем. Дело, совсем, не в этом!
А по поводу электрического освещения, то это просто удобно, но не более и совершенно не означает, что нужно отказаться от свечек.
 
Последнее редактирование:
Армянская Апостольская церковь
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх.30:8).
Воистину Воскрес!
Спасибо за присланную литературу! Нашёл для себя из неё следующее: "Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна".
То есть, помимо зажигания свечи, важно чтобы человек совершал и молитву, так как просто свечи "не имеют никакого значения, жертва наша напрасна". Это что касается, когда прихожане зажигают свечи вне служб и литургий. Об остальном, что написано в источнике о зажигании свеч и лампад во время служб, то это ясно, что должно быть, так как является неотъемлемой частью обряда.
Вот еще: "Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу", - речь идёт о свече как пожертвовании на нужды и благо церкви.
И вот последнее еще: "Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия"
Как мы видим у свечи есть 3 функции: 1) часть обряда и Церковного Устава, где прописано когда и как они должны зажигаться 2) символ, что он с собою несёт 3) пожертвование - покупая свечу, человек делает милостыню и пожертвование на благо церкви.
Дальнейший разговор по теме можно делить на 3 части: обряд, символ и пожертвование.
Как обряд, свечи, по общему консенсусу, должны оставаться. Как пожертвование, считаю что можно купить большую свечу в церкви и отнести домой или зажечь в церкви, помолиться и потушить её, сразу после молитвы, так как большие свечи горят дольше и сажи выделяют больше. А малые свечи дают малое пожертвование в церкви. Поэтому если делать пожертвование, то лучше покупать большую свечу, но не оставлять её гореть, после того как молитва окончена. Такой вот вариант-идея с моей стороны. Как символ, здесь вопрос абстрактный, духовный и как было рассмотрено выше, что без молитвы "свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна". Символ - это абстрактное понятие и конкретное практическое решение по нему невозможно дать, как в случае с обрядом и пожертвованием. Он, символ, автоматически присутствует вместе с объектом. И присутствует автоматически и в обряде и в пожертвовании. Вопрос в том насколько символ является, как правильно бы сказать, таким, что невозможно поменять его физическую форму, то есть воск поменять на электролампу? Иными словами, к символу отдельный вопрос об отношении человека к нему и насколько принципиален символ, что объект, который его носит, не может быть изменён (воск на электричество)?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Воистину Воскрес!
Спасибо за присланную литературу! Нашёл для себя из неё следующее: "Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна".
То есть, помимо зажигания свечи, важно чтобы человек совершал и молитву, так как просто свечи "не имеют никакого значения, жертва наша напрасна". Это что касается, когда прихожане зажигают свечи вне служб и литургий. Об остальном, что написано в источнике о зажигании свеч и лампад во время служб, то это ясно, что должно быть, так как является неотъемлемой частью обряда.
Вот еще: "Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу", - речь идёт о свече как пожертвовании на нужды и благо церкви.
И вот последнее еще: "Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия"
Как мы видим у свечи есть 3 функции: 1) часть обряда и Церковного Устава, где прописано когда и как они должны зажигаться 2) символ, что он с собою несёт 3) пожертвование - покупая свечу, человек делает милостыню и пожертвование на благо церкви.
Дальнейший разговор по теме можно делить на 3 части: обряд, символ и пожертвование.
Как обряд, свечи, по общему консенсусу, должны оставаться. Как пожертвование, считаю что можно купить большую свечу в церкви и отнести домой или зажечь в церкви, помолиться и потушить её, сразу после молитвы, так как большие свечи горят дольше и сажи выделяют больше. А малые свечи дают малое пожертвование в церкви. Поэтому если делать пожертвование, то лучше покупать большую свечу, но не оставлять её гореть, после того как молитва окончена. Такой вот вариант-идея с моей стороны. Как символ, здесь вопрос абстрактный, духовный и как было рассмотрено выше, что без молитвы "свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна". Символ - это абстрактное понятие и конкретное практическое решение по нему невозможно дать, как в случае с обрядом и пожертвованием. Он, символ, автоматически присутствует вместе с объектом. И присутствует автоматически и в обряде и в пожертвовании. Вопрос в том насколько символ является, как правильно бы сказать, таким, что невозможно поменять его физическую форму, то есть воск поменять на электролампу? Иными словами, к символу отдельный вопрос об отношении человека к нему и насколько принципиален символ, что объект, который его носит, не может быть изменён (воск на электричество)?
Самвел, а мне нравится, что мы возжигаем свечи и лампады в Храме, точно так же, как это делали поколения Православных Христиан до нас. И запах ладана, плавящегося на углях в кадиле, нравится.

И мне непонятна Ваша трогательная забота о деталях и традициях Православного Богослужения.

У себя в Армянской Церкви Вы можете делать что угодно, не думаю, что Вам это повредит. Можете заменять свечи и лампады электролампами и светодиодами, священника - магнитофонной записью - что угодно!

А мы будем делать так, как нам нравится. Без обид.
 
Москва
Православный христианин
Зажигая в храме перед иконой купленную свечу, важно помнить о том, что наша благодарность Богу имеет не количественное, а качественное выражение, и что настоящим подарком, прошением, благодарностью, молитвенностью, поминовением кого-либо, служат не свечи или какие-либо иные материальные ценности, а наше сердце.

Зажигание свеч перед иконами дома ли, в Храме, - это внутренняя человеческая потребность во внешнем выражении благодарности, молитвенности, покаяния, прошения, поминовением кого-либо - перед Богом.

На электричество заменены - паникадила и светильники на стенах ( в форме свеч ). Поэтому свеча нужна перед иконами ( см. выше - почему ). В частности она настраивает на молитвенный лад во время Литургии, Всенощного бдения и когда человек заходит после служб в Храм, просто поставить свечу, помолиться. Ему для этого нужна будет - свеча.
Свечи нужны так же, как и Кресты на паникадилах, которые видишь, когда поднимаешь голову и смотришь на паникадила. Когда видишь Кресты на паникадилах и везде в Храме, то - не забываешь о Крестной жертве Христа, о Христе, о Голгофе.
Cвечи нужны так же как и иконы, которые помогают людям находится в присутствии Божием, Божией Матери и всех Святых.

Огонь свечи несёт - тепло. Тепло и любовь наших душ и сердец. Пусть это и внешнее их выражение, в виде свеч перед иконами.
 
Последнее редактирование:
Армянская Апостольская церковь
И мне непонятна Ваша трогательная забота о деталях и традициях Православного Богослужения.
Никакой "трогательной заботы" с моей стороны нет. Я пишу не ради заботы. Я обозначил проблему - сажа от свечей и предложил её обсудить на форуме.
А мы будем делать так, как нам нравится. Без обид.
Я вас услышал, но по существу темы вы не высказались. А конкретно о проблеме, которая была описана. Хотя могу засчитать за ответ и то, что вы ранее написали. То есть, ваша позиция, что ничего менять не надо - могу так оценить ваш ответ.
 
Православный христианин
Я обозначил проблему - сажа от свечей и предложил её обсудить на форуме.
Эта проблема только в вашей голове.
Церковь же Христова, как пользовалась так и будет использовать свечи при Богослужении.
 
Православный христианин
Вопрос о том, есть ли смысл использовать свечи в церквях? А конкретно – зажигать их прихожанами? То есть, во время литургии, конечно, священник может их использовать, как элемент обряда и богослужения. Но священник использует как правило несколько свечей, не много.

Другое дело, когда свечи зажигают прихожане церкви. И тут возникает проблема – сажа и копоть, которые в огромных количествах оседают на стены, на алтарь, на иконы и вообще на всё, что есть внутри церкви.

Прихожане, в отличие от священника, зажигают свечи по сто, двести и более штук. Все мы знаем, что у восковой свечи при горении возникает большое количество сажи. Достаточно быстро провести пальцем над пламенем свечи, как он моментально чернеет.

Свечи использовались до 20 века в церквях с единственной целью, собственно говоря ничего сложного и неожиданного, – для образования света внутри церкви. А прихожане до 20 века зажигали свечи перед иконой в церкви, чтобы на молитвослов, который находился у них в руках, падал свет и они могли бы читать молитвы. Как и дьякон и священник также использовали свечи, чтобы видеть текст различной духовной литературы, используемой во время литургии и служб.

Но вот 21 век на дворе. И сейчас в абсолютном большинстве церквей проведено электричество. И можно сказать, что более 95% света в церкви однозначно создаётся электрическими устройствами.

И свечи сегодня остаются в церквях скорее как традиция и милостыня, а не метод создания света. Свеча является и важным элементом милостыни церкви. Прихожанин, покупая свечу, совершает милостыню церкви, помогает церкви осуществлять свою деятельность, покрывать затраты на то же электричество и т.п. Поэтому зажигание свечи в церкви в 21 веке используется больше не для создания света а для преподношения милостыни церкви. Но лучше прямо давать милостыню, например положа деньги сразу в ящик для пожертвований, который есть в большинстве церквей или купив книгу или любым иным способом, что предостаточно, чем покупать свечи и зажигать их внутри церкви.

Почему мною поднята данная тема актуальности использования свечей в 21 веке? Потому что я сам был свидетелем, соседний пример вам приведу, как в армянской церкви, построенной в 21 веке, из-за не очень хорошо продуманной системы вентиляции, внутри церкви, после нескольких лет зажигания свечей прихожанами, образовалось настолько много сажи и копоти, что пришлось выделить неделю на генеральную уборку и в церковь был привезён мощный промышленный парогенератор на 110КВат, который даже от электрощитка невозможно было запитать, из-за нехватки мощности, и пришлось отдельно привозить на территорию еще дизельный электрогенератор на 200Кват размером с миниавтомобиль. И к этому парогенератору был присоединен шланг с водой с одной стороны, а с другой из трубы он большим потоком выдавал пар, струя которого вылетала на несколько метров из трубы. И вот этим паром вся сажа и копоть были внутри церкви растоплены и смыты начиная с потолков, заканчивая полом.

После этого церковь преобразилась и стала как новая, настолько сильно она была затемнена в результате горения свечей. После этого, свечи сначала зажигались на улице, а потом снова внутри церкви, но в специальных небольших комнатках, что по бокам.

Что такое для человека зажечь свечу перед иконой в молитве - вам наверное непонятно.
Насчёт копоти про которую вы усугубляете - молиться надо не на храм, а в храме - "не человек для субботы, а суббота для человека".
Что касается 21-го века - так чë уж на лампочках останавливаться - молитесь через интернет он-лайн, пожертвования на карту - в храме ни убираться не нужно будет, ни ремонт делать.
Честно скажу - надеюсь у нас не будет таких прогрессивных новаторов.
 
Армянская Апостольская церковь
Эта проблема только в вашей голове.
Церковь же Христова, как пользовалась так и будет использовать свечи при Богослужении.
Опять решили перейти к агрессивному стилю общения и оскорблениям? Мне ограничить с вами взаимодействие?
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху