СВЕЧÁ ЦЕРКÓВНАЯ

СВЕЧÁ ЦЕРКÓВНАЯ – символ молитвы верующего человека; изготовленная из воска – вещества самого чистого и благоуханного, получаемого от цветов, – она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу. Впоследствии состав Ц. С. изменился, но в Русской Православной Церкви чистый воск входит в них неотъемлемой частью.

Каждая церковная служба совершается при возжженных С. и светильниках, и мы видим многообразие духовно-символического значения возжигания их – в ознаменование того, что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озаряет наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в Лице Иисуса Христа (2Кор. 4, 6), просвещающего мир светом духовным (Ин. 1, 9; 8, 12). Горящие в храме С. являются также выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу и вместе с тем радости и духовного торжества Церкви, напоминая своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.

В Ветхом Завете, когда был устроен первый Божий храм на земле – скиния свидения, службы совершались там со светильниками, как повелел Сам Господь (Исх. 40, 4, 25). По образу Церкви Ветхозаветной возжжение С. и лампад с елеем стало непременной принадлежностью богослужений Новозаветной Церкви.

В Деяниях апостолов говорится о возжжении светильников за богослужебными собраниями в апостольское время. Так, в Троаде, где собирались ученики Господа в первый день недели – воскресенье для преломления хлеба, то есть для совершения Литургии, в горнице было много светильников (Деян. 20, 8). Упоминание о большом количестве светильников говорит об их применении не просто для освещения, но в духовном значении.

На основе древнехристианского обряда внесения светильника на вечернем богослужении исторически сложилось современное последование богослужения вечерни с вечерним входом и пением древнего церковного гимна «Свете тихий», в котором нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе – Источнике благодатного света. Последование утрени также связано с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «Никогда не совершается у нас богослужение без С., – говорит Тертуллиан (II в.), – но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, Литургия совершается у нас и при свете дневном, но для того, чтобы изобразить через это (горящие С.) Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». «Во всех Восточных Церквах, – пишет блаженный Иероним (IV в.), – когда следует читать Евангелие, возжигаются С. и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости... чтобы под образом чувственного света показать тот Свет, о котором говорится в Псалтири: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118, 105)». «Лампады и С. суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII в.). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением С. Блаженный Симеон Солунский (XV в.) пишет, что «возжигаются С. и пред иконами святых, ради добрых дел их, сиявших в мире...»

Православные люди, посещая храм Божий и вступая во внутреннее молитвенное единение с Господом, Его Пречистой Матерью и святыми, возжигают пред их иконами С. Горящая пред иконой С. – это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его. Возжженная С. – символ и нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу.

Церковный Устав содержит указания, когда и где возжигаются С. за вечерней и утреней и прочими службами (Типикон, глл. 24, 25). Во время некоторых нарочитых (особых) богослужений молящиеся не только ставят С. пред иконами, но и сами стоят с горящими С. в руках. Так, в Типиконе под 26 сентября – служба апостолу Иоанну Богослову – говорится: «даются свети братии» (на полиелее).

В праздник Входа Господня в Иерусалим, на утрени, после чтения Евангелия и освящения верб, вместе с вербами – знамением Воскресения – мы держим в руках зажженные С., изображая этим величие торжества праздника и немеркнущий свет нашей веры в Воскресение для жизни вечной.

Во время чтения на утрени Великой Пятницы (обычно в четверг с вечера) 12 Евангелий Святых Страстей молящиеся при слушании зажигают С. и держат их в руках, переживая страдания Господа и пламенея духовной любовью к Нему. У русских верующих людей издавна принято нести в дом свой зажженную С. от утрени Страстей Господних и начертывать ею крест на дверях своих в воспоминание страданий Господа и в знак ограждения от зла.

В Великую Пятницу на вечерне при выносе из алтаря Плащаницы Христовой и во время утрени на погребении Христа Спасителя в Великую Субботу все, находящиеся в храме, стоят пред Плащаницей с зажженными С. в знак любви к Господу, распятому и умершему, и веры в Его Светоносное Воскресение.

В праздник Святой Пасхи, с момента крестного хода вокруг храма в память шествия со светильниками жен-мироносиц ко Гробу Спасителя верующие держат в руках зажженные С. до окончания Светлой заутрени, знаменуя этим величайшую радость и духовное торжество – «Христос бо воста, веселие вечное».

При архиерейских служениях издревле употребляются особые светильники со С. Верующие с благоговением преклоняют главы, когда архиерей осеняет – благословляет возжженным дикирием (двусвещником), знаменующим два естества Господа Иисуса Христа – Божеское и человеческое, и трикирием (трехсвещником) – во образ Святой Троицы. Кроме того, возжигается примикирий (лампада), с которым иподиакон стоит у царских врат. против посошника. При совершении святых Таинств также возжигаются С. Последование святого Крещения совершается по облачении священника, «вжигаемым всем свещам». У купели крещаемого ставятся три С. в знак того, что Крещение совершается во образ Пресвятой Троицы. Крещаемый и восприемники при обхождении вокруг купели, по миропомазании держат зажженные С., выражая этим радость, что в спасительную ограду церковную, в вечный союз со Христом вступает новый член Церкви.

По существующему издревле обычаю в Русской Православной Церкви, во время Таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит незажженную С. как дар Богу и в знак надежды восприятия от Господа прощения.

По обручении жениха и невесты священник «назнаменует их» главы трижды и дает им свещи возжены», и они входят в храм для совершения таинства Брака, держа в руках горящие С. в знак сердечной любви друг к Другу и желания жить по благословению Церкви – светло, чисто и радостно.

В Таинстве Елеосвящения по древнему обычаю возжигаются семь С. над елеем в ознаменование благодатного действия даров Духа Святого. Болящий, по возможности, и все молящиеся держат в руках зажженные С., выражая веру и надежду, что болящего осенит благодать Божия и ему будет ниспослано здравие душевное и телесное.

Когда приносится в храм тело почившего, то вокруг гроба ставятся четыре С., во образ Креста, как свидетельство, что умерший был христианином. Во время панихид, парастаса и отпевания все молящиеся стоят с зажженными С. в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное – в невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю С. гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...»

В знак молитвенного общения с почившими мы за церковными службами и в память их, по общепринятому обычаю, ставим С. «на канун», столец с изображением Распятия, на который поставляются приношения в память усопших, прежде всего свечи и кутия.

Можно отметить еще некоторые богослужения, на которых свечи употребляются в специальном значении. Так, на вечерне, начинающей Литургию Преждеосвяшенных Даров, иерей по прочтении первой паримии дня осеняет народ возжженной С. и кадилом, возглашая: «Свет Христов просвещает всех».

Возжигаются также С. пред Крестом и Плащаницей Спасителя и Божией Матери в дни поклонения им и пред Святыми Дарами на Преждеосвященной Литургии. В сочельники Рождества Христова и Богоявления мы видим среди храма зажженную С., в напоминание рождения и явления миру Христа Спасителя – Подателя Света, и слышим радостное пение священнослужителями и хором тропаря и кондака празднику.

«Известие учительное» при Служебнике особо предупреждает совершителей Литургии: «Свещы горящыя... да будут.. на престоле, на жертвеннике... аще кроме (без) свещ литургисати дерзнет иерей, смертно согрешит». На жертвеннике возжигается С. или лампада пред Святыми Дарами по перенесении Даров с престола на жертвенник.

За Литургией после возгласа предстоятеля «Святая святым» пред царскими вратами ставится возжженная С. «к благоговейному поклонению Святому Агнцу, горе тогда воздвизаемому» и в напоминание причастникам, чтобы они, как мудрые евангельские девы, со страхом Божиим приступили к сретению Господа с горящими светильниками веры.

Богоявленская С., возжженная во время водоосвящения, часто хранится православными как святыня. Многие благоговейно хранят С. от утрени святых Страстей и Светлой заутрени. Иные сохраняют крещальные и венчальные С. с крещальной срачицей и венчальной одеждой для положения в гроб свой.

Ц. С., как и все, что относится к богослужению, освящаются Церковью для их употребления. Есть особый чин освящения С. Среди храма на приготовленном столе полагаются С. Священник в епитрахили и фелони возглашает: «Благословен Бог наш», чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже...», «Царю Небесный» и проч. По «Отче наш» клир поет «Свете тихий», а священник крестообразно кадит С. и предстоящих. Затем он возглашает: «Господу помолимся» и читает молитву: «Господи Боже сил, Иже вся добре зело сотворивый, очищаяй Именем Твоим всякую скверну и нечистоту и освящаяй вся, Сам и ныне, Владыко, прииди в настоящий час и освяти свещы сия Духом Твоим Святым. Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Затем священник кропит С. святой водой, возглашая: «Благословляются и освящаются свещы сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И бывает отпуст. См. с. 15, 76–79.

Комментарии для сайта Cackle