Нет сил и желания молиться (Как быть?)

Лёжа читать Слово Божие нельзя, это Вам скажет любой священник. Речь, конечно, не идёт о лежачих больных.
Сидя читать можно, но, предварительно помолясь и - с благоговением.... То есть не "как придётся".
В таких деталях, мне кажется, лучше каждому человеку поступать соответственно личному духовному состоянию, настроению, голосу совести.
Я, впервые серьезно взявшись за чтение Евангелия, читал Его, как любую читаемую мной книгу, преимущественно лёжа. Так перечитал его несколько раз, так же, дёжа прочел Ветхий Завет
 
Москва
Православный христианин
В таких деталях, мне кажется, лучше каждому человеку поступать соответственно личному духовному состоянию, настроению, голосу совести.
Наше духовное состояние - бедственное, наше настроение - в плену страстей, наша совесть немощна от грехов. Как руководствоваться ими тому, кто не хочет грешить? Нет, на то нам и даны духовные книги и наставники, чтобы мы поступали верно, а не прилагали грехи ко грехам. Послушайте если не меня, то священников:

Вопросы священникуЧтение Священного Писания
Чтение Священного Писания
Автор: ирина Дата: 30.10.2009 в 20:20
— Отец Андрей!
Скажите, пожалуйста, можно ли дома читать Священное Писание лежа?
Нет, хотя бы сидя. Спаси Господь!


10. Можно ли Библию читать лежа?
Конечно, в зависимости от условий и состояния здоровья. Если человек болен и не в состоянии быть в соответствующем положении тела, то он может - и даже это нужно приветствовать, что Слово Божие для него дорого, и он читает его лежа в постели.
Но ведь состояние здоровья может быть так немощно, что больной будет лежа кушать, и отправлять нужды тоже лежа, и за это никто не осудит. Но если человек здоров, и из-за лености будет поступать так, то, наверное, получит упрек.
Библия - это не простая книга, не учебник и не роман или детектив, чтобы при чтении ее проявлять небрежность. В ней Бог говорит с читающим и слушающим, которые, благоговея пред Всевышним, почтят Его не только вниманием, но и положением тела. "И принес священник Ездра закон пред собрание... книжник Ездра стоял... И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа... И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа, Бога великого. И весь народ отвечал: "аминь, аминь", поднимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли" (Неем. 8:2-6).
(Христианин! Знаешь ли ты,
как должно поступать в доме Божием?)
11. Как нужно читать Библию. Отец архимандрит Спиридон (Ефимов) (1902-1984 гг.), духовный отец пишущего эти строки, учил что перед чтением нужно помыть руки и перекреститься. Таким образом мы просим Господа Бога помочь нам правильно понять Его Священное Писание. Конечно ... нужно читать сидя или стоя и не в коем случае лежа.

 
Наше духовное состояние - бедственное, наше настроение - в плену страстей, наша совесть немощна от грехов. Как руководствоваться ими тому, кто не хочет грешить? Нет, на то нам и даны духовные книги и наставники, чтобы мы поступали верно, а не прилагали грехи ко грехам. Послушайте если не меня, то священников:...
Я понимаю. Для христианина не недельной давности, хоть и худого, здесь вопросов не должно быть. Что касается меня, то лежа Бибилию я читал в то время, когда еще не ходил в церковь, и потом первые полгода, читал много (не мог оторваться) и читать даже сидя было очень утомительно. И даже когда я уже знал, что, скажем так, лучше читать хотя бы сидя, это меня немного раздражало и отвлекало.
Но даже при таком чтении я в скором времени оказался в церкви, а не там где был раньше. Хотя, конечно, сейчас с вашей точкой зрения я спорить не намерен, так как сейчас она и моя тоже.
 
Москва
Крещён в Православии
А по мне так спасибо хоть лежать вообще не запрещено.
Да, Татьяна, можно и стоять, и сидеть, и даже лежать, ОДНАКО:
"Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". (1Кор.6:12)
 
"Каждое человеческое тело - это Храм Божий, а Бог внутри его". Так говорил Апостол Павел. Вот, когда уразумеем это состояние, тогда и лежи и сиди перед Богом, как сочтешь нужным. Католики сидят при молитве. Православные - стоя, на коленях. Есть люди, которые к Храму на коленях ползут.
 
Москва
Православный христианин
"Каждое человеческое тело - это Храм Божий, а Бог внутри его". Так говорил Апостол Павел. Вот, когда уразумеем это состояние, тогда и лежи и сиди перед Богом, как сочтешь нужным. Католики сидят при молитве. Православные - стоя, на коленях. Есть люди, которые к Храму на коленях ползут.

Не о "каждом" и не о "теле" писал апостол. Апостол Павел говорил не так. Посмотрим точные его слова:

Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
(2 Кор. 13, 5)

Мы видим, что апостол Павел призывает нас трезвенно относиться к себе. Он пишет, что Господь Иисус Христос в нас, если мы - истинные христиане, исполняющие Его заповеди. Если же это не так, и мы - не то, чем должны быть, не имеем чистых сердец, живущих верой, то и Бог не будет в наших сердцах. Он не соединяется ни с чем нечистым.
Стяжать обожение - это подвиг всей жизни, это не "уразуметь" надо, а именно стяжать исполнением заповедей Господних, аскетическим подвигом самоотвержения. Когда человек этого достигнет - да, он свят, - и он никогда не будет неблагоговейно относиться к Слову Божию. Имея силы, святые не читали Св. Писание лёжа. Они дали нам совсем иные наставления и примеры.
 
"Каждое человеческое тело - это Храм Божий, а Бог внутри его". Так говорил Апостол Павел
Так в проповеди (возможно, перефразировал) Патриарх Кирилл. Он даже дважды остановился именно на этом выражении. Я сразу, даже как - то подтянулась. Ведь, когда заходишь в Храм, то его чистота бросается в глаза. Даже пыли нет по углам, а ведь людей проходит по храму очень много, особенно в центре города Москвы, Минска. По проходимости, людей не менее, чем на вокзале, а вот в Храме, всегда чисто. Я это как - то отметила, даже если идет дождь. Вот и после этих слов Кирилла, мне стало более понятно с определением греха. Углы души надо вычищать обязательно. Мне понравилось в Минске. Люди, идут с работы и заходят в Храм на службу. И что интересно, там на площади три Храма: Костел, Собор и Церковь и все полные людей. В Костеле, хотя и сидят, но какие - то песни поют стоя, а причащаются все стоя на коленях. Мне пришлось быть на ведении службы покойного Патриарха Алексия II, то впечатление осталось самое незабываемое. А вот прихожане, очень многие пришли "по - вытрешки". Разума у Бога, просить надо.
 
Обращаюсь ко всем, кому трудно читать молитвы (молитвенные правила) стоя или Евангелие хотя бы сидя... Сама больна этим грехом и называю это ленью (кстати, смертный грех!), теплохладностью и нерадивостью. Но последнее время мне удается преодолеть этот плен ассоциативным путем - мы прибегаем к Господу Богу с молитвами и просим о помощи, о прощении, благодарим Его. А теперь пример из жизни - когда мы идем к начальнику земному с каким-то прошением, заходим в его кабинет, удобно садимся, откидываясь на спинку (подушечку подкладываем) и начинаем излагать свою просьбу, свое прошение??? Нет! А уж про то, чтобы лечь и просить?!! Мы никогда не позволим себе такого неуважения по отношению к пусть и начальнику, но смертоному человеку!!! Тем паче к Господу Богу, Господу Иисусу Христу, Духу Святому и нашим скоропомощникам Святым! Как только я подумала так, мне стало нестерпимо стыдно. И когда лень меня опять обволакивает я представляю, как опечалю я Того кто умер за нас. И еще - лень страшный грех и с ним очень трудно бороться и тогда я подумала про тех, кто страдает от еще большей зависимости - пьянства и наркомании, и мне стало их нестерпимо жаль. Потому что раньше я думала о них иначе. А теперь вижу, ежели я лень побороть в себе не могу, то какого им приходится!!! Господи, помилуй нас грешных.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Лена и Любовь, можно включиться репликой по поводу мяса (ням-ням)?
Лена, Господь наш вкушал мясо. Что есть ветхозаветная пасха? Агнец (ягненок). А Господь соблюдал все, что предписывалось Ветхозаветной церковью. :)
Помните, даже накануне Крестного пути Он повелел Апостолам пойти и приготовить пасху?
Ой, Любовь уже ответила. И гораздо подробнее. ;)
 
Москва
Крещён в Православии
Дорогая Любовь, спасибо за разъяснение и утешение! Дело в том, что в православии я новичок, хотя с христианством я знакома давно. И Евангелие я перечитывала много раз. Но относительно недавно, здесь на сайте, прочитала у святых отцов, (увы сослаться точно не могу, потому как читаю очень много и по разным темам, благодаря сайту стала доступна бесценная информация) что есть так называемые смертные грехи, на память скажу, что их восемь и лень один из них. И я конечно же верю, что Господь Бог по великой милости простит нам их, НО без нашего участия здесь никак не обойтись. И еще, у меня к Вам, как к более опытной православной христианке, есть вопрос, правда не по теме - я пытаюсь поститься каждую среду и пятницу, но пока увы формально, в эти дни я не вкушаю никакой животной пищи, НО не посвящаю Богу эти дни в полной мере (т.е. не молюсь или выполняю только молитвенные правила, но не более), а только читаю духовную литературу, стараюсь не смотреть телевизор, и не посещаю в инете страниц, кроме "Азбуки". А мясо я не ем вообще, только рыбу, потому как не помню чтобы в Евангелии упоминалось о том, что наш Господь Иисус Христос вкушал мясо, а вот рыбу да. Теперь суть вопроса - угоден ли Господу мой пост или я оскорбляю Его? Потому как знаю, что пост не в ограничении пищи, а в молитве... Может прекратить "такой" пост и потом, когда буду духовно готова 100-процентно, опять возобновить? (Не молюсь, иногда из-за все той же лени, а потом быт съедает - дети, муж, готовка и т.д.) Да и в семье я одна верующая. Буду очень рада получить от Вас ответ!
Леночка, вы ошибаетесь, это у католиков есть учение о семи смертных грехах, в православии такого учения нет, но каждый нераскаянных грех является смертным, все же остальные грехи Господь покрывает Своим милосердием и искупает Голгофской Жертвой, если человек имеет покаяние неложное и исповедовал свои грехи священнику.

Однако в Православии есть классификация страстей, а именно восемь страстей являются матерними для всех прочих грехов. Вот, например, у свт. Игнатия Брянчининова дано очень подробное описание их:
Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями

Насчет поста не дерзаю давать вам советы, это уже духовнические вопросы и советоваться надо со священником и лучше всего на своем приходе. Вы не ставьте себе очень высоких планок, у вас семья и вы не сможете всю жизнь ходить с высоко поднятыми ногами, претыкнетесь. Ищите для себя подъемное правило религиозной жизни, которое могли бы носить всю жизнь без переутомления. Изнурение себя постами, молитвами и другими обязательствами может привести вас к немощи и бесчувствию, хотя бесспорно правила можно увеличивать и усложнять по мере духовного возрастания. Однако опять повторюсь, вопрос этот надо решать с духовником.

А про Христа вам совершенно точно могу сказать, что в Пасху Он вкушал праздничного агнца (ягненка), ибо если бы Он не вкушал жертвенной пищи, которую вкушали все иудеи, об этом непременно было бы сказано, как сказано о том, что Иоанн Креститель был постником. Напротив, фарисеи укоряют Господа, что он ест с мытарями и другими грешниками, а уж мытари и грешники точно постниками не были. Да, и ученики Христа не постились, что так же косвенно указывает на то, что Христос не постился подобно Иоанну.

1.
Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? (Матф.9:11)


2.
Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? (Мар.2:18)

Но перед выходом на Проповедь Господь постился 40 дней в пустыне.

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. (Матф.4:1,2)
 
Дорогая Елена Анатольевна, допускаю мысль, что теоретически Господь Иисус Христос мог вкушать мясо, будучи неоднократно приглашенным и фарисеями, и мытарями на обед. Но, у меня отвращение к мясу. А в Ветхом завете есть уточнения, которые Господь дал Моисею относительно животной пищи, а также как правильно забивать животных. Эти правила с недавнего времени не исполняются. И еще я читала житие Антония Великого и была потрясена его верой, аскетизмом. Абсолютно не претендую на подвиг. А со здоровьем как-то полегче стало. Слава Господу Богу нашему!
 
Дорогая Любовь, спасибо большое!!! Насчет завышения планки - вполне обоснованно, интуитивно понимаю что в крайности впадать нельзя, но и золотую середину найти пока не получается. В церковь идти надо, но пока не выходит. Еще раз спасибо, за участие. Храни Вас Господь.
 
Москва
Крещён в Православии
Дорогая Любовь, спасибо большое!!! Насчет завышения планки - вполне обоснованно, интуитивно понимаю что в крайности впадать нельзя, но и золотую середину найти пока не получается. В церковь идти надо, но пока не выходит. Еще раз спасибо, за участие. Храни Вас Господь.
Ну, раз не можете, то начинайте с минимальных правил, которые потом по-тихонечку усложняются. Знаете, как альпинист на гору лезет? Он проползет чуток наверх и укрепляется на высоте, а как прочно зафиксируется, лезет дальше. Не спешит, но рассчитывает каждые выступ, каждую опору наперед и лишь потом опирается, зная, что фиксатор держит и камень под ногой не сорвется.
Успехов вам! А в храм все-таки ходить надо, без Таинств и молитв Церкви сомнительно, что можно преуспеть в спасении.
 
Пенза
Православный христианин
Когда приходит уныние, бывает нет сил и желания молиться. Подходишь к иконам, пытаешься что-то сказать, но каждое слово молитвы ощущается как ложь Богу. В такие периоды хочется просто молча постоять, ничего не говоря. Знаю, что правило молитвенное оставлять нельзя. Но иногда это делаю,ограничиваясь коротким "Господи, помилуй" Батюшка советует возгревать молитву чтением Евангелия или Св. Отцов. Тоже не всегда помогает, и чтение Евангелия только еще увеличивает сознание своей пустоты. А что делаете вы в таких случаях чтобы не потерять молитву?
Были в моей жизни ситуации, когда я не могла совершенно канонически молиться. Вместо правила я читала короткое правило преп. Серафима Саровского, если и его не могла, то - Иисусову молитву. Бывает такая брань, когда не можешь Отче наш прочитать. Тогда я разговариваю с Господом, как с отцом, также с Царицей Небесной, как с матерью, и со святыми, как с наставниками и утешителями. Изливаю сердце, скорби, всю душевную боль, все проблемы и напасти. И приходит облегчение и помощь. Иногда, когда сильно плохо, душа томится, я прислушиваюсь к себе: какую книгу святых отцов или жития, или проповеди я хочу почитать. И в процессе (а порой читаю совсем немного) я чувствую, как душа успокаивается, умиротворяется. Насчет молитвы сидя, святитель Филарет Московский говорил, что лучше сидя думать о молитве, чем стоя о ногах. Кто-то из святых говорил, не помню к сожалению кто: "Молитесь стоя, молитесь сидя, молитесь хоть лежа, только молитесь". Архимандрит Тихон Агриков /старец, профессор МДА) благословил Евангелие читать только стоя, хоть ползком, но стоя. Хотя возможно, он не имел в виду лежачих больных. А вообще в таких состояниях внутренней пустоты, очень помогает церковная служба и Иисусова молитва. Это вражеское наваждение, и порой достаточно сделать шаг, преодолеть себя и все это отступает. У меня было время, когда во время чтения утренних молитв начинала сильно болеть голова, невыносимо. Заканчивала молиться - боль проходила мгновенно. Священник сказал: "Терпи и молись". Действительно, перетерпела и все прошло. Было время, когда я пришла к духовному отцу и сказала: "У меня физическое отвращение к молитве, до тошноты". Духовник ответил: "Это они тебя ломают, надо преодолеть себя". Я молилась и терпела, через не хочу и не могу, и скоро это наваждение прошло. Мы христиане, наша жизнь битва. Молиться и быть преданным Христу несмотря ни на что - это подвиг веры. Старца схиигумена Иеронима Санаксарского спросили: "Батюшка, апостол Павел говорит: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. Духа не угашайте". А как сделать, чтобы дух не угасал?" - "Не греши, ответил батюшка. - Когда грешишь, благодать отходит от человека и вера ослабевает". Еще о. Иероним говорил: "Силой заставляй себя молиться".
 
Когда приходит уныние, бывает нет сил и желания молиться. Подходишь к иконам, пытаешься что-то сказать, но каждое слово молитвы ощущается как ложь Богу. В такие периоды хочется просто молча постоять, ничего не говоря. Знаю, что правило молитвенное оставлять нельзя. Но иногда это делаю,ограничиваясь коротким "Господи, помилуй" Батюшка советует возгревать молитву чтением Евангелия или Св. Отцов. Тоже не всегда помогает, и чтение Евангелия только еще увеличивает сознание своей пустоты. А что делаете вы в таких случаях чтобы не потерять молитву?
У меня грешного такие же проблемы. Господь подсказал мне способ в своей первой заповеди "Блаженны нищие духом ибо их есть Царствие Небесное" Какое простое правило даёт Господь. Я представляю себя(свою грешную душу) стоящим перед Господом нагим, грязным, в струпьях и ранах от грехов. И со вниманием и покаянием молюсь. "Господи, видешь мою нищету, не чего не могу зделать без Тебя, помоги Господи. Видешь мою немощь да же в молитве к Тебе, помоги Господи" Опытом узнал как благ Господь в следующее мгновение соединяя мой грешный ум с Умом Отца. И ещё в "немощи нашей есть сила Бога" ап. Павел. Нужно понять что мы люди без Бога пыль, тлен и.т.д. и Бог знает что мы немощны. Признав себя нищим и веди себя как не имеющий не чего. Проси у Бога, а Он верен в свём Слове всегда поможет. Да будет воля Твоя и на нас грешных.
 
стоящим перед Господом нагим, грязным, в струпьях и ранах от грехов.
Это так же может быть и от тщеславия. Возможно, чтобы меньше было такой возможности собою гордиться, надо стремиться таким себя видеть прежде всего перед людьми, а потом уже и перед Господом. Это моё предположение.
 
Это так же может быть и от тщеславия. Возможно, чтобы меньше было такой возможности собою гордиться, надо стремиться таким себя видеть прежде всего перед людьми, а потом уже и перед Господом. Это моё предположение.
Я не горжусь и не тщеславлюсь что я такой(хотя тонкий помысел дьявола действительно можно уловить) Я благодарю Бога, что Он открыл мне мой падший разум видеть в каком истином состоянии находиться моя душа. Я благодарю Бога, что Он, видя немощь мою и нищету помогает мне. До конца дней своих я в неоплатном долгу перед Богом. Люди есть образ Бога и я молюсь Господу о спасении всех людей (помилуй нас всех) и даже антихриста, потому что я последний из грешных, не спасётся он, не спасусь и я.
 
Я не подозреваю лично вас ни в чём, я просто рассуждаю о такой молитве. Об Антихристе я бы хотел немного изменить вашу мысль, а именно если Бог не будет при обращении к Нему спасать Антихриста, то Он не будет спасать и нас. Вы, может быть, имеете иное понятие Антихриста? Антихрист у вас идентичен Разбойнику? Антихрист, как я понимаю, в отличии от человека, всегда будет считать себя богом и в Боге нуждаться не может, он будет отделяться от Бога, быть в аде, чтобы быть только самим богом, хотя это и иллюзия. Антихрист это такая сущность, которая всегда будет отвергать Бога. Не Бог не простит Антихриста, он сам будет отвергаться Его прощения. Вот как то так, вроде бы. Поэтому молитва об прощении Антихриста теперь для меня это просто пустая молитва. А раньше я молился о Сатане.
 
Сверху