Можно ли молиться своими словами?

Это Вам решать. Могу лишь посоветовать, например, то, что советовал св. Феофан Затворник: прочитайте всю Псалтирь и выберете для себя те псалмы, на которые особенно отзывается сердце.
Ещё можно опереться на церковную практику. Так, чаще всего читаются псалмы 50, 90, 26... Посмотрите церковные службы: на утрене читается
Шестопсалмие....................

Последую первому совету.
 
Взять благословение у Священника Вашего прихода на совершение Иисусовой молитвы.
Лучшей краткой и сильной молитвы чем:"Господи, помилуй!","Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго!" и Иисусовой нет.
Молиться надо всегда и везде, кратко и внутри себя, не привлекая внимания. Бог слышит и благословляет, а в тонкости помыслов лучше не вдаваться чтобы не погрешить.
Гоните их молитвою!
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Известный богослов о молитве своими словами…

15987.jpg

"Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни", – отметил насельник Сретенского монастыря кандидат философских наук, кандидат богословия иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на вопрос: " Скажите, пожалуйста, можно ли молиться Богу своими словами, как я делала раньше, или же Бог слышит только (в чем я сомневаюсь) те молитвы, которые написаны в молитвословах?", заданный читателем портала Православие.Ru.

"Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени" (Слово о келейном молитвенном правиле). Даже апостолы просили Господа: "Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих" (Лк. 11: 1). Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву "Отче наш". Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – "пою") пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви. Слова апостола Павла: "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами. Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами: "В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке" (1 Кор. 14: 19)", – сказал священник.

"В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, – продолжил богослов, – но и собственными: "Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа" (святитель Иоанн Златоуст). Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник: "Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их" (Лествица. 28: 9); "не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его" (Лествица. 28: 10)".

"Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет: "В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего" (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве). Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: "Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых" (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Об этом говорит и святитель Феофан Затворник: "Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца" (Письма. Вып. 7. Письмо 1083)", – цитирует высказывания русских святых иеромонах Иов (Гумеров).
 
Самая лучшая и настоящая молитва так которорая даже пусть изложенная самыми простыми словами но за то своими и от Души . Т.к. молитва это орбращение ко Господу.и она быстрей дойдет)
 
Москва
Крещён в Православии
Самая лучшая и настоящая молитва так которорая даже пусть изложенная самыми простыми словами но за то своими и от Души . Т.к. молитва это орбращение ко Господу.и она быстрей дойдет)
Дойти-то она дойдет, да только, если в сердце сокрушения о грехах нет, а мольба к Богу без смирения, то как бы подзатыльник не получить :)
Когда мы молимся святыми молитвами Церкви, то они исправляют наше сердце от страстей, научают покаянию, смирению, учат правильно славить Бога. Каждая церковная молитовка, это бездна богословской мудрости. Не зря святые говорили, "кто богослов, тот правильно молится и кто, правильно молится, тот богослов". Поэтому не следует спешить переходить на молитвы своими словами, особенно неофиту, их можно лишь прикладывать в святым и освещенным молитвам Церкви.
 
Святая Русь
Православный христианин
И еще добавлю от себя. Молится Иисусовой молитвой одним умом и сердцем могут только совершенные и средние подвижники. А мы, начинающие, должны обязательно еще повторять и устами, хотя бы шепотом, это убережет от повреждения наш нетренированный в молитве ум. (Это для тех, кто молится долго и монотонно.Раз или два повторить можно одним умом)
 
Московская область
Православный христианин
И еще добавлю от себя. Молится Иисусовой молитвой одним умом и сердцем могут только совершенные и средние подвижники. А мы, начинающие, должны обязательно еще повторять и устами, хотя бы шепотом, это убережет от повреждения наш нетренированный в молитве ум. (Это для тех, кто молится долго и монотонно.Раз или два повторить можно одним умом)
Простите Валерий, но с ваших слов выходит следующее:

1. Кто такие "средние подвижники" и каким образом происходит распределение?

2. Как узнать, что я "средний подвижник"?

3. Всякий мирянин не может молиться от сердца т.к. это свойственно только некоему высшему уровню подвижничества.

4. Каким образом можно натренировать ум если молитва есть атрибут сердечный, а ум является инструментом сознания человека?

5. Подобный взгляд есть лишение человека здорового общения (молитвы).

:confused:
 
Москва
Православный христианин
1. Кто такие "средние подвижники" и каким образом происходит распределение?
2. Как узнать, что я "средний подвижник"?
3. Всякий мирянин не может молиться от сердца т.к. это свойственно только некоему высшему уровню подвижничества.
4. Каким образом можно натренировать ум если молитва есть атрибут сердечный, а ум является инструментом сознания человека?
5. Подобный взгляд есть лишение человека здорового общения (молитвы).:confused:
Надеюсь, что Ваши недоумения рассеет наставление пр. Амвросия Оптиского:

Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились.

Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной.



 
Последнее редактирование модератором:
Святая Русь
Православный христианин
Простите Валерий, но с ваших слов выходит следующее:

1. Кто такие "средние подвижники" и каким образом происходит распределение?

2. Как узнать, что я "средний подвижник"?

3. Всякий мирянин не может молиться от сердца т.к. это свойственно только некоему высшему уровню подвижничества.

4. Каким образом можно натренировать ум если молитва есть атрибут сердечный, а ум является инструментом сознания человека?

5. Подобный взгляд есть лишение человека здорового общения (молитвы).

1. Совершенные - это духоносные старцы. Средние - это монахи, священники и некоторые миряне с очень большим опытом и рассуждением, но не достигшие еще уровня духоносных старцев. Все остальные новоначальные: кто в первый класс пошел, кто во второй, кто в третий - но все в начальной школе.

5. Я с Вами не согласен, но можете к моему мнению не прислушиваться - я не настаиваю.
 
Святая Русь
Православный христианин
Надеюсь, что Ваши недоумения рассеет наставление пр. Амвросия Оптиского:

Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились.

Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной.
Спасибо, Тина, за подсказку, я читал, а где не мог вспомнить.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Молясь своими словами,человеку простому очень легко ошибиться, попросить неполезное,например...или восславить неверно.
Господь читает в нашем сердце,но не мы сами. А произнося слова нам свойственно их слушать(пусть даже и мысленно).Можно ли сказать,что Господь говорит нам через нас в молитве??
Если же мы обращаемся к Нему своими словами,необходимо помнить прежде всего о том,что все по Его воле и Он есть Любовь. Желая добра,уповать на Него.И тогда слова наши станут ближе к истине,а вероятные ошибки Господь увидит и исправит. Но сердце...сердце при этом должно быть чисто. А кому сие доступно вполне? Кому доступно,тому,конечно,полезнее молиться своими словами...
А кому недоступно пока, существует чудесный выход-читать так,как записано людьми более мудрыми и близкими к Богу.Читая составленные молитвы,можно обнаружить,что они соответствуют прямо чувствам любого молящегося,настолько они универсальны для каждого. Мне кажется,так просто проще.
Кроме того,дорогие форумчане,насколько я разумею,молитвы (не в переводе) мы читаем не на старославянском,и тем более не на церковнославянском(он еще древнее),а скорее на древнерусском.В старославянском состав слов совсем другой,а произношение и подавно. Сейчас,наверное, этот язык уже можно назвать языком православомолитвенным :),поскольку и древнерусский отличается от того,что можно видеть в молитвословах...
 
Гы )) А можно я влезу? ))
Если мне не изменяет память, Иисус, согласно евангельским текстам, заповедовал читать, при желании, всего одну несложную молитву, потому как "Бог видит сокрытое" и так или иначе сумеет понять, чего конкретно жаждет молящийся:
"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так..." (с). Ну и далее, собственно, текст. Молитва, кстати, для запоминания несложная. "Отче наш" называется ))
Кстати, современникам-соотечественникам Иисуса повезло больше: им данную молитву запомнить было легче, потому как текст её на арамейском звучти как стих, пусть и с немного нестройным ритмом:

"Аввун дбишмайя, ниткаддах шиммух,
Тете мальчутух, неве совьянух,
Эйчана дбишмайя аб пара.
Ха ла лахма дсунканан юмана.
Вушюх лан хобэйн,
эйчана дап ахнан шуклан хайявейн.
Вула таалан лнисьюна,
Элла пасан мин бишя.
Мудтуль дилух хай мальчута,
Ухэйла, утишбухта.
Л’алам алльмин.
Амин.

Не... Я бы на таком наречии, конечно, даже слова бы не выговорила - не то что стихами шпарить (ИМХО))
 
Православный христианин
Если мне не изменяет память, Иисус, согласно евангельским текстам, заповедовал читать, при желании, всего одну несложную молитву, потому как "Бог видит сокрытое" и так или иначе сумеет понять, чего конкретно жаждет молящийся:
"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так..." (с). Ну и далее, собственно, текст

Верно.Но если Вы обратите внимание на прочие молитвы,то увидите,что все они являются просто расширенным вариантом "Отче наш".С подробностями, так сказать. Вот что делать,если человеку требуется постоянное богообщение? Повторяя ежеминутно "Отче наш", человек так или иначе уходит в импровизацию. А вариантов столько,сколько и личностей.Пришлось составить "универсальные вариации" :).
 
Верно.Но если Вы обратите внимание на прочие молитвы,то увидите,что все они являются просто расширенным вариантом "Отче наш".С подробностями, так сказать. Вот что делать,если человеку требуется постоянное богообщение? Повторяя ежеминутно "Отче наш", человек так или иначе уходит в импровизацию. А вариантов столько,сколько и личностей.Пришлось составить "универсальные вариации" :).

Отсюда мораль: учить людёв чему-то - труд неблагодарный )) Во-первых, не послушают, посмеются и распнут, не спросив твоей фамилии. Во-вторых, даже поверив, всё равно всё сделают по-своему, "с вариациями", так сказать )))
 
Православный христианин
Нда...ну это,правда,относится только к молитвам непосредственно к Богу.А к другим Святым или к Божьей Матери...Наверное, это от человеческой потребности сохранять связь с духовным миром.
Когда Иисус заповедовал молитву,еще не было тех Святых,с которыми человечество возымело возможность общаться. Церковь предлагает молитвы.А обязательны они потому,что иначе гораздо сложнее.И чем агрессивнее мир вокруг,тем больше требуется молитв.
Тем не менее,все они(и не только к Богу) составлены на основе "Отче наш".
 
Православный христианин
Отсюда мораль: учить людёв чему-то - труд неблагодарный )) Во-первых, не послушают, посмеются и распнут, не спросив твоей фамилии. Во-вторых, даже поверив, всё равно всё сделают по-своему, "с вариациями", так сказать )))

Не,эт Вы зря ). Если профессор преподал несколько уроков в младших классах и напутствовал изучать..скажем, математику,самостоятельно, так будет только рад встретить учеников на пороге аспирантуры.Какая же разница в этом случае,по его учебникам они учились или сами додумались до алгоритмов? Но вот засада - вряд ли кто-нибудь из них был способен до алгоритмов додуматься сам.
 
Москва
Крещён в Православии
Гы )) А можно я влезу? ))
Если мне не изменяет память, Иисус, согласно евангельским текстам, заповедовал читать, при желании, всего одну несложную молитву, потому как "Бог видит сокрытое" и так или иначе сумеет понять, чего конкретно жаждет молящийся...
Где в Евангелие сказано, что Христос заповедовал молиться только одной молитвой? :eek:
Сам Господь молился Отцу Небесному разными молитвами, взависимости от обстоятельств Его земной жизни. А так же, как и всякий иудей, Он воспевал псалмы, которые были приличны в тот или иной день по иудейской традиции для воспевания. Огромное множество кратеньких молитв можно увидеть в евангельских историях. Это молитва мытаря, которую так же озвучил Христос: "Господи, помилуй меня грешного!" Это молитва маловерного отца: "Верую, Господи, помоги моему неверию!", молитва кровоточивой: "Верю, что если только прикоснусь к ризе Твоей - исцелюсь", молитва прокаженного: "Господи, если хочешь очисти меня!" и много других.
А если мы откроем Ветхий Завет? Да, там множество молитв и не только царя Давида. Христос их не отменял, Он только сказал, что когда молитесь, не будьте, как язычники. Язычники, когда молятся своим богам (идолам), то всё им рассказывают о себе, как не знающим, Бог же истинный знает все наши дела, а так же чувства и помыщления и потому Ему об этом рассказвать не надо, но говорить по существу. Многие православные молитвы имеют ту же структуру, что и "Отче наш". Можно сказать, это особый жанр, согласно которому в первых словах молитвы должно быть исповедание Бога и, вот, здесь нужно иметь богословское знание о Боге и вере, когда наше молитва не церковная, а от нашего сердца идущая. Если исповедовать неправильно, то можно в некоторых случаях помолиться не тому богу.
 
Московская область
Православный христианин
Надеюсь, что Ваши недоумения рассеет наставление пр. Амвросия Оптинского:

Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились.

Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной.

Очень хорошие цитаты, спасибо, но как они отвечают на поставленные вопросы я не понял... .

Из Евангелия мы знаем пример истинной молитвы:
"два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лук.18:10-13)

Вот как пишет об этом событии Святитель Филарет Московский "Слово о мытаре и фарисее".

"Мытарь не хочет и очей возвести на небо. Что сие значит? – Смирение. Итак, имей смирение в молитве: и будешь иметь молитву оправдывающую.
Мытарь биет себя в перси. Что сие значит? – Сокрушение сердца о грехах и покаяние. Итак, имей и ты сии чувствования. – Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

И так, вывод однозначный. Главный признак молитвы сердечной, это сердце сокрушенное и смиренное.

Простите, но если это возможно мытарю, а подчас подобным мытарем являемся именно мы, то как же вы лишаете такого состояния простых людей, отдавая предпочтение святым и неким "средним подвижникам"?
"некорректное высказывание в адрес святых" - удалено модератором

С другой стороны, говоря о невозможности иметь сердечную молитву, тем самым исходя из слов свт. Филарета, мы не имеем сокрушение в грехах, а значит и покаяния.
Думаю абсурдность очевидна.

Однако когда преп. Амвросий Оптинский пишет о различии молитв, подчеркивая осторожность в подходе к устной молитве, он имеет в виду именно возможность впасть в прелестное состояние, что есть противоположность молитвы Мытаря и о чем пишет свт. Филарет.

Вывод: Молитва сердечная нам доступна (свт. Филарет Московский), но нужно быть на стороже, чтобы не впасть в прелесть (преп. Амвросий Оптинский).

Надеюсь в данном вопросе вам поможет предложенный синтез двух святых...
 
Последнее редактирование модератором:
Святая Русь
Православный христианин
Молитва без внимания и без чувств - то же что кадило без фимиама. Как хотим мы, чтобы нас услышал Господь, если мы сами себя не слышим? Естественно, что нужно понимать слова молитвы, а понятое - чувствовать (т.е. подключать сердце). (См. Иоанна Кронштадского и Феофана Затворника)
Но что касается коротких молитв вроде молитвы Иисусовой, которая монотонно произносится десятки, сотни и тысячи раз, при этом внимание притупляется (не может малоопытный подвижник долго удерживать внимание на покаянном чувстве), то тут с целью соблюдения "техники безопасности" надо творить молитву и устами (как советует Амвросий Оптинский).
 
Москва
Православный христианин
И так, вывод однозначный. Главный признак молитвы сердечной, это сердце сокрушенное и смиренное.
Виталий, Вы соединили под одним названием два совершенно разные - качественно разные - молитвенные делания.
Никто не спорит, что молиться нужно от сердца, да и внимая умом словам молитвы. Именно об этом пишет св. Феофан Затворник:

Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, - и если вы не молились умно, то и совсем не молились. - А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься.
Но одно дело молиться всеми силами души, и умом и сердцем, и совершенно другое - стяжать умную, умно-сердечную, или сердечную молитву. Потому что это - совершенно другой духовный уровень, достижимый лишь великим многолетним аскетическим подвигом, подвигом покаяния, и есть - дар Божий тем, кто себя очистил. Почитайте, что пишет об этом св. Игнатий (Брянчанинов):


Когда подвижник Христов, по силе своей, возобладает движениями крови и ослабить действия ее па душу: тогда в душе начнут мало-помалу возникать духовные движения, начнут являться уму тонкие Божественные разумения, привлекать его к рассматриванию их и отвлекать от скитания всюду, сосредоточивая в себе; сердце начнет сочувствовать уму обильным умилением. От действий духовных окончательно ослабевают действия крови на душу: кровь вступает в отправление своего естественного служения в телесном составе, перестав служить, вне естественного своего назначения, орудием греху и демонам. Святой Дух согревает человека духовно, вместе орошая и прохлаждая душу, доселе знакомую только с разнообразными разгорячениями крови. При явлении мысленного Солнца Правды отходят мысленные звери в свои логовища, и подвижник исходить из мрака и плена, в котором держали его грех и падшие духи, на духовное делание и преуспеяние до самого вечера земной жизни, до преселения в вечную, невечернюю жизнь. От блаженного действия Святого Духа в человеке, сперва начинает веять в нем необычная тишина, является мертвость к миру, к наслаждению его суетностью и греховностью, к служениям посреди его. Христианин примиряется ко всему и ко всем при посредстве странного, смиренного и вместе высокого духовного рассуждения, не известного и не доступного плотскому и душевному состоянию. Он начинает ощущать сострадание ко всему человечеству и к каждому человеку в частности. Сострадание переходит в любовь. Потом начинает усугубляться внимание при молитве его: слова молитвы начинают производить сильное не обычное впечатление па душу, потрясать ее. Наконец, мало-помалу сердце и вся душа двинутся в соединение с умом, а за душой повлечется в это соединение и самое тело. Такая молитва называется умною, когда произносится умом с глубоким вниманием, при сочувствии сердца;
сердечной, когда произносится соединенными умом и сердцем, причем ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву;
душевной, когда совершается от всей души, с участием самого тела, когда совершается из всего существа, причем все существо соделывается как бы едиными устами, произносящими молитву.

.... Глубокий плач, плач духа человеческого, подвигнутого к плачу Духом Божиим, есть неотъемлемый спутник сердечной молитвы; духовным ощущением страха Божия, благоговения и умиления сопутствуется молитва душевная. В совершенных христианах оба эти ощущения переходят в любовь. Но и эти ощущения принадлежат к разряду благодатных. Они - дары Божии, подаваемые в свое время, чуждые даже постижению подвизающегося в области их, хотя бы он и подвизался правильно.
 
Сверху