Можно ли фотографировать таинства, основные моменты?

Баку
Православный христианин
Фотографировать можно и нужно. Потом эти фотографии, если не осядут на веки вечные в домашних альбомах или не лягут в стол, могут принести огромную пользу. Дух Святой наполняет все и фотография как предмет и талант фотографа, как дар человеку от Господа, наполнены Им. В свое время фотографию незаслуженно отодвигали в тень, выводя живопись на первое место. Но Господь может говорить и ГОВОРИТ через фотографии. Другое дело, что надо очень тщательно отбирать. Это тоже мастерство и в какой-то мере борьба с собственной гордыней. Из тысячи фотографий - несколько действительно могут заслуживать внимания. Но к этому приходишь со временем.
Что касается съемки Таинств, то тут есть два момента. Во-первых надо обязательно брать благословение у батюшки. Однако, священник, дав благословение, не может точно представить, если не знает вас хорошо, что из себя будет представлять процесс фотосъемки. И это всецело остается на совести фотографа. Конечно, фотограф, "стреляющий затяжными сериями", пыхающий вспышкой или суетящийся, рыскающий в поисках ракурса, своим поведением отвлекает и батюшку и прихожан, подталкивает к осуждению и т.д... Это как мобильный телефон. Сам по себе не страшен, пока лежит в кармане с откл. звуком, но когда встрепенется переливистым звоном - нарушает молитвенный настрой.
Снимать надо оч. осторожно, трепетно, с молитвой Иисусовой, понимая, что это ТАИНСТВО и тогда, со временем, даст Бог, и вас совсем перестанут замечать.
Технически, старайтесь лучше снимать на высокой чувствительности ( в современных камерах проблема с шумами не стоит так остро, как раньше) и лучше в RAW формате, что позволит потом произвести более качеств. и вдумчив. обработку. Избегайте постоянного использ. вспышки по вышеопис. причинам. Иногда, конечно, можно и использовать, не злоупотребляя. И не полагайтесь на серии - по звуку это сродни мобильному телефону, особенно если в храме тихо))), лучше продумывайте кадры, композицию, свето-теневые и цветовые решения - от этого большая практ. польза. С опытом научитесь предугадывать, ведь в большинстве случаев, чинопоследования аналогичны. Не подходите слишком близко, не тычьте объективом в лицо))), соблюдайте такт и отдавайте предпочтение компактной аппаратуре перед массивной. Картье-Брессон снимал шедевры своей любимой Лейкой так, что люди чаще всего и не догадывались, что их снимают. Не показывайте всем видом, что вы фотограф. Вы просто прихожанин, христианин у которого в руках фотокамера. Это послушание. Выполняйте. Подобно тому, как, например, работа продавца за свечным ящиком, бабушки, протирающей подсвечники или певчих на клиросе. Ничего уникального и выдающегося)). Храни вас Бог!
Во многом согласен
 
Москва
Крещён в Православии
Дух Святой наполняет все и фотография как предмет и талант фотографа, как дар человеку от Господа, наполнены Им.
Снимать надо оч. осторожно, трепетно, с молитвой Иисусовой, понимая, что это ТАИНСТВО и тогда, со временем, даст Бог, и вас совсем перестанут замечать.
Фотосъемка в храме Таинство? :eek:
Вы приравниваете фотосъемку Богослужению, которое 2000 лет совершалось в храме без надзора фотообъектива и не нуждается в этом? Возможно вы имели ввиду таинство в переносном смысле слова, как художник говорит о рождении своей картины на полотне? Фотография, это лишь иллюстрация того, что происходило в храме, памятование и имеет собственно не самостоятельный, а прикладной характер. Всякий раз, когда я вижу фотографа в храме, а видеть, увы, приходиться всё чаще и чаще, я испытываю чувство скорби, что все происходящие в этот литургический момент Таинства оскорбляются человеческим фотонатрырством и неблагоговением. Собственно вы лезите фоткать в лицо Самого Господа, не размышляя о Его отношении к этому и считаете, что раз вам удалось это сделать, то ваш снимок теперь святой, а ваше действие - священнодействие. Да, конечно, лик Бога свят на любом изображении, если это именно Его образ, но не все действия получения изображения этого Лика святы.
 
Москва
Православный христианин
Кажется, Михаил говорил, что нужно понимать, что фотографируешь Таинство происходящее в храме, а не про то что надо считать сам процесс съемки таинством.
 
Москва
Крещён в Православии
Кажется, Михаил говорил, что нужно понимать, что фотографируешь Таинство происходящее в храме, а не про то что надо считать сам процесс съемки таинством.
Значит его фраза стилистически выстроена неправильно, сокращена до минимума и это приводит к двоесмыслию. Если он имел ввиду то, что вы написали, то следовало бы написать так: "Снимать надо очень осторожно, трепетно, с молитвой Иисусовой, понимая, что вы фотографируете Великое ТАИНСТВО и тогда, со временем, даст Бог, и вас совсем перестанут замечать".
 
Москва
Крещён в Православии
Из моего поста №24 логически вытекает то, что я неправильно поняла автора. Вопрос почему? Здесь возможны два варианта:

1). Фраза стилистически несовершенна.
2). Я тупая.

Судя по предыдущим репликам напрашивается вариант "2", причем большинством голосов. Желающие могут продолжить голосование :)
 
Баку
Православный христианин
Из моего поста №24 логически вытекает то, что я неправильно поняла автора. Вопрос почему? Здесь возможны два варианта:

1). Фраза стилистически несовершенна.
2). Я тупая.

Судя по предыдущим репликам напрашивается вариант "2", причем большинством голосов. Желающие могут продолжить голосование :)
Ой, ну что же так сразу тупая. Есть множество более мягких определений. Например: недопоняла (вспомнил хохму Задорнова "недоперепил"), неправильно поняла и т.д. А можно вполне логически: недопонимание возникло в следствии неправильно построенной фразы. Вот и все. И не надо никакого голосования.
 
Простите, если я кого-то привел к "двоемыслию". "...понимая, что это ТАИНСТВО"... Имелось в виду, что "нужно понимать, что вы присутствуете и фотографируете во время ТАИНСТВА". В контексте это понятно, но сама фраза, отдельно от всего поста действительно может ввести в замешательство)). К тому же, независимо от моего отношения к фотографии, живописи и любому другому искусству, я сейчас никогда не назову их "Таинство". Да еще и заглавными буквами))). Такое отношение было раньше и я за это сильно поплатился.
 
Кстати, по теме... Фотографирую я давно и достаточно много. А вот съемку во время Литургии, или съемку Таинств я сознательно избегал. Во многом по тем причинам, которые указывались выше. И вот именно на эту фотосъемку меня как-то раз благословил батюшка. Не я попросил благословение, а он отвел в сторону после службы и сказал, что надо сделать то и то. Во мне все перевернулось, я сразу же отказался, помню, что-то говорил про то, что я недостоин, в такой момент в храме, да как можно..., ну и так далее. А он улыбнулся и говорит, эти фотографии нужны нам, ты профессионал - тебе их и делать. Отказаться невозможно по известным причинам. Оставалось только постараться сделать все возможное, чтобы не навредить и все делать как можно более аккуратно. С молитвой.
И еще. Место ли фотографии в храме? 2000 лет богосужения совершались без надзора объектива... Это сложный момент и он, если брать широко, относится скорее к отношению ко всему новому. Это "новое" со временем проходит проверку и или отметается, или становится привычным. За 20 и 21 век родилось столько этих "новинок", сколько не было, наверное, за весь 2000-летний период истории. Сейчас, например, ряд священников читают проповедь с микрофоном. Как к этому относиться? Еще совсем недавно, микрофоны уже существовали, а проповеди все же читались без них...
По моему же опыту и опыту моих коллег, скажу вам, что действительно что-то особенное и неожиданное происходит именно когда фотограф не вторгается в Таинства или грудью идет напролом, чтобы получить заветный кадр, а интимно и незаметно присутствует где-то рядом. И потом, конечно же, Господь видит наше сердце, знает все наши цели, мысли и желания. Согласно этому мы и получаем... или просто одну из тысяч "фоток" или что-то особенное. Другими словами, Дух творит себе формы. А фотографирование лишь средство для сотворения этой формы. И сама фотография - форма, результат. Как и художник, образы может выразить только при помощи кисточки, красок и холста. Без этих предметов материального мира, образы останутся образами... У фотографа это: фотокамера, объективы, разные приспособления. Но можно взять камеру поменьше и объективы покомпактнее, вспышкой пользоваться реже - об этом я уже писал...
Один мой знакомый, например, пришел к Богу, увидев фотографию лица человека в момент Причастия. "Какие глаза!" - вот, что он мне сказал. А потом начался долгий путь воцерковления. Если бы этой фотографии не было, то, возможно, был бы и другой путь, указанный Господом, но была именно фотография.
 
Москва
Православный христианин
Возможно не совсем по теме, но читая Ваше сообщение вспомнил видео-ролик про старца Мелхиседека из Псково-Печерского монастыря. Даже плохое качество видео, не может скрыть глубину его взгляда..
 
Москва
Православный христианин
Да, это вообще отдельная история была! Помнится, батюшке Иоанну сказали, что будут его фотографировать, а снимали на видео. До сих пор не пойму, зачем? И он так готовился, причесывался, одежду поправлял, ждал, "когда вылетит птичка", поворачивался то одним боком, то другим, а его всё снимали, снимали, снимали... По-моему не очень хорошо получилось, но теперь исторические кадры))). Вот и к этому, как относиться? Думали, наверное, что услышав какое-то незнакомое слово, не даст благословения))) Ну, не мне судить, конечно же.
Там, кстати, в этом фильме есть и другие сильнейшие моменты! Причастие отца Иоанна или Исповедь старцев. Это тоже, кстати, к вопросу "снимать или не снимать".
Без благословения это невозможно, а с благословением надо постараться сделать все возможное, конечно, всецело уповая на Господа.
 
Москва
Православный христианин
Не знаю, может быть я и ошибаюсь. Думаю, что при таинстве крещения не нужно себя настраивать на красоту происходящего в этот главный момент для человека.Так как вся окружающая в этот момент нас красота направлена на достижение понимания что в этот момент происходит. Мне так думается, что в этот момент надо не с фотоаппаратом бегать, а благодарить Господа нашего Иисуса Христа за тот дар, который Он нам дает даром. Я так думаю, что это событие должно осознаваться нами не внешне, а внутренне и молиться, чтоб понять что нам дается.Что касаемо меня, так я против фото съемки в храме, рядом - пожалуйста. Я считаю - это проявление эгоизма к тем кто пришёл в храм помолится со всеми. Ведь если человек не думает о других в этот момент что кому-то это может помешать, или отвлечь, или еще хуже - вызвать неприязнь, то не становимся ли мы соучастниками чьих-то страстей. Да будем любить друг друга всегда будем думать о тех, кто рядом. Будем со страхом думать о том, чтоб не огорчать своим поведением ближних. Храни вас Господь наш Иисус Христос.
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху