Мнение архимандрита Павла Прусского "О времени зачатия души человеческой"

сомневающийся
Не уверен, что вопрос по адресу, так как вроде - он хоть и значимый церковный деятель, но не канонизированный Святой.
Но и "не абы кто".
Встретил совершенно случайно, но обратил внимание в ключе старых мыслей своих.

У него написано:

3. О времени зачатия души человеческой

В восьмом пункте мой вопроситель приводит в обвинение св. церкви находящиеся в книге Жезл правления слова её писателя о времени зачатия человеческого.
На сие скажу, во-первых, что мнение о зачатии человеческом, приведённое в Жезле правления, самим сочинителем сей книги и в той же самой книге объявляется не церковным учением, а только мнением людей «естественных тайн имеющих искусство». А когда это мнение самою книгою Жезлом не признаётся за учение, или определение св. церкви: то несправедливо и недобросовестно вопроситель поставляет его в обвинение всей вселенской церкви, якобы она чрез сие мнение отпала от православия, и незаконно считает себя в праве за сие отделяться от церкви. Я же, как не имеющий естественных наук познания, о мнении, не утверждённом церковью, и рассуждать не желаю.
Во-вторых, учение о времени зачатия человеческого не относится к учениям догматическим, не принадлежит к числу догматов веры, и погрешности в таких естественных понятиях не столько опасны, как погрешения о богословии: «любомудруствуй о мире, или мирах, о веществе, о душе…. Касательно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно» (Слов. 27, ч. 3, стр. 15).


Насколько помню, как когда-то я изучал вопрос:
1. Мнение о существовании души раньше тела - это однозначно осужденная ересь предсуществования, т.е. душа возникает не раньше "физического зачатия".
2. Но вот в момент физического зачатия или позже - не очень ясно.

Пробовал посмотреть, что написано в "книге Жезл Правления" но ее удалось найти только в скане дореволюционной печати, с ним работать практически не могу, и неясно даже, есть ли вообще перевод на современный русский.

Каково таки святоотеческое мнение о моменте возникновения души? Или верно то, что я когда-то вроде читал, что единого мнения нет, есть мнения, что душа возникает в момент "физического зачатия", есть, что позже, и оба варианта не могут считаться заведомо неверными в виду невозможности выяснить вопрос?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Собственно в последнем абзаце Вы сами ответили на свой вопрос. Единого мнения, действительно, нет, равно как и ответа на вопрос: творит ли Господь каждый раз новую душу Сам или она происходит от родителей подобно происхождению тела.
Тут вопрос не догматический, а нравственный. Даже если можно академически утверждать, что душа появляется несколько позже зачатия (на стадии формирования зиготы или эмбриона), но практически установить этот момент невозможно. Поэтому Церковь категорически против абортов. На любой стадии беременности она считает его убийством.
 
Сверху