- сомневающийся
Не уверен, что вопрос по адресу, так как вроде - он хоть и значимый церковный деятель, но не канонизированный Святой.
Но и "не абы кто".
Встретил совершенно случайно, но обратил внимание в ключе старых мыслей своих.
У него написано:
На сие скажу, во-первых, что мнение о зачатии человеческом, приведённое в Жезле правления, самим сочинителем сей книги и в той же самой книге объявляется не церковным учением, а только мнением людей «естественных тайн имеющих искусство». А когда это мнение самою книгою Жезлом не признаётся за учение, или определение св. церкви: то несправедливо и недобросовестно вопроситель поставляет его в обвинение всей вселенской церкви, якобы она чрез сие мнение отпала от православия, и незаконно считает себя в праве за сие отделяться от церкви. Я же, как не имеющий естественных наук познания, о мнении, не утверждённом церковью, и рассуждать не желаю.
Во-вторых, учение о времени зачатия человеческого не относится к учениям догматическим, не принадлежит к числу догматов веры, и погрешности в таких естественных понятиях не столько опасны, как погрешения о богословии: «любомудруствуй о мире, или мирах, о веществе, о душе…. Касательно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно» (Слов. 27, ч. 3, стр. 15).
Насколько помню, как когда-то я изучал вопрос:
1. Мнение о существовании души раньше тела - это однозначно осужденная ересь предсуществования, т.е. душа возникает не раньше "физического зачатия".
2. Но вот в момент физического зачатия или позже - не очень ясно.
Пробовал посмотреть, что написано в "книге Жезл Правления" но ее удалось найти только в скане дореволюционной печати, с ним работать практически не могу, и неясно даже, есть ли вообще перевод на современный русский.
Каково таки святоотеческое мнение о моменте возникновения души? Или верно то, что я когда-то вроде читал, что единого мнения нет, есть мнения, что душа возникает в момент "физического зачатия", есть, что позже, и оба варианта не могут считаться заведомо неверными в виду невозможности выяснить вопрос?
Но и "не абы кто".
Встретил совершенно случайно, но обратил внимание в ключе старых мыслей своих.
У него написано:
3. О времени зачатия души человеческой
В восьмом пункте мой вопроситель приводит в обвинение св. церкви находящиеся в книге Жезл правления слова её писателя о времени зачатия человеческого.На сие скажу, во-первых, что мнение о зачатии человеческом, приведённое в Жезле правления, самим сочинителем сей книги и в той же самой книге объявляется не церковным учением, а только мнением людей «естественных тайн имеющих искусство». А когда это мнение самою книгою Жезлом не признаётся за учение, или определение св. церкви: то несправедливо и недобросовестно вопроситель поставляет его в обвинение всей вселенской церкви, якобы она чрез сие мнение отпала от православия, и незаконно считает себя в праве за сие отделяться от церкви. Я же, как не имеющий естественных наук познания, о мнении, не утверждённом церковью, и рассуждать не желаю.
Во-вторых, учение о времени зачатия человеческого не относится к учениям догматическим, не принадлежит к числу догматов веры, и погрешности в таких естественных понятиях не столько опасны, как погрешения о богословии: «любомудруствуй о мире, или мирах, о веществе, о душе…. Касательно этого и успеть в своих исследованиях не бесполезно, и не получить успеха не опасно» (Слов. 27, ч. 3, стр. 15).
Ответы беспоповскому начетчику (Зыкову) на три предложенные им вопроса - архимандрит Павел Прусский (Леднев) - читать, скачать
Труд «Ответы беспоповскому начетчику (Зыкову) на три предложенные им вопроса» архимандрита Павла Прусского (Леднева). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
Насколько помню, как когда-то я изучал вопрос:
1. Мнение о существовании души раньше тела - это однозначно осужденная ересь предсуществования, т.е. душа возникает не раньше "физического зачатия".
2. Но вот в момент физического зачатия или позже - не очень ясно.
Пробовал посмотреть, что написано в "книге Жезл Правления" но ее удалось найти только в скане дореволюционной печати, с ним работать практически не могу, и неясно даже, есть ли вообще перевод на современный русский.
Каково таки святоотеческое мнение о моменте возникновения души? Или верно то, что я когда-то вроде читал, что единого мнения нет, есть мнения, что душа возникает в момент "физического зачатия", есть, что позже, и оба варианта не могут считаться заведомо неверными в виду невозможности выяснить вопрос?