Кто из вас без греха, первый брось в грешника камень

Москва
Православный христианин
1Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.
3Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

(Ин. 8; 1-11)​

Почему Иисус Христос заступился за женшину взятую в любодеянии? Ведь по иудейскому закону ее следовало забить камнями на смерть. Может быть Он снисходителен к грехам молодости - блуду? Нет. Мы слышим, как Господь обличает блуд и воспрещает этот грех в Нагорной проповеди - даже смотрящий на женщину с вожделением, уже есть прелюбодей в сердце своем.А потом апостол Павел тоже сказал, чтобы пьяницы и прелюбодеи не обольщались,Царство Божьего они не наследует. Вот и женщине Он говорит: "Я не осуждаю тебя..." но далее: иди и впредь не греши".

Этот евангельский эпизод в первую очередь должен назидать тех, кто спешит взять камнь в руки и забить грешника насмерть - гневными словами, осуждением, поступками. И это в то время, как у самого "судьи" тьма собственных грехов. Почему мы гневаемся на чужие грехи, а своих не видим? Потому что мы неправедные судьи. Мы ждем,когда Господь Сам придет и обличит наши грехи, наклонившись низко к нашей душе, чтобы начертать их Своим перстом. Бог очень часто нас обличает, но мы слепые, глухие и невменяемые. Мы хотим переделать мир, сделать его добрым и ласковым по отношению к себе, а для этого конечно не надо менять себя, а только других...

Один послушник имел привычку ходить к отцу настоятелю и жаловаться на братию - тот у него плох и этот нехорош, плохие монахи, плохие христиане... Очень сильно это досаждало настоятеля, так как он держался правила никого не осуждать, кроме себя самого. И вот снова послушник постучался в келью...

- Ну, что у тебя в этот раз?
- Да, вот брат такой-то сделал то-то и то-то...
- Давай помолимся о брате, - говорит настоятель.
Стали молиться и поклоны делать. Сотню сделали, две сотни, три... шестьсот. Послушник не привык так молиться, пот с него градом течет, все уже перед глазами плывет, а настоятель говорит - Давай, еще помолимся о брате нашем... И начинает новую сотню. Тут послушник упал от бессилия на колени и не может встать.
- Ну, ладно, ладно, иди отдыхай, а завтра снова приходи о брате нашем помолимся, а потом и о других братьях нам бы надо тоже помолиться,чтобы Господь и их исправил.
Не пришел послушник к настоятелю на следующий день, но стал его так избегать, чтобы даже на глаза не попасться, а не то ведь настоятель пригласит нго в свою келью и скажет - давай помолимся...

Что мне понравилось в этой истории? То что Бог умудрил отца настоятеля обличить послушника в его пороке без обидных слов, без гнева, без нудных нотаций, но кротко и смиренно.

А теперь у меня вопрос: где грань между суждением, осуждением и обличением? Что нам нельзя, а что можно, а что и должны наверное? Иногда возникает необходимость указать человеку на его недостойное поведение или порок, но если говоришь ему об этом, то он тут же вскидывается: Это осуждение! Если вы христиане, то вы должны знать, что сказано в Писании: Не судите и не судимы будете! И все в таком духе. То есть человек не слушает добрых слов, а нападает. Скажите, как в этом случае следует вести себя христианину?
 
Красногорск
Православный христианин
Мерой тут-любовь.Я представляю на его месте близкого мне человека и думаю,как бы я поступила с ним.По моему характеру,я ушла бы от общения с ним и молилась за него,пока не уйдёт неприятное ощущение от этого эпизода.
 
Москва
Православный христианин
Мерой тут-любовь.Я представляю на его месте близкого мне человека и думаю,как бы я поступила с ним.По моему характеру,я ушла бы от общения с ним и молилась за него,пока не уйдёт неприятное ощущение от этого эпизода.
Да, любовь, это мерило всех поступков христианина, но любовь без духовного рассуждения не всегда бывает права.
 
Москва
Православный христианин
Что мне понравилось в этой истории? То что Бог умудрил отца настоятеля обличить послушника в его пороке без обидных слов, без гнева, без нудных нотаций, но кротко и смиренно.

Иногда возникает необходимость указать человеку на его недостойное поведение или порок...
Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно и , обличаемый наедине, предостережется от вреда. Как хорошо обличенному показать раскаянье! (Сир. 20; 1-2)
 
Армения Ереван
Православный христианин
Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно и , обличаемый наедине, предостережется от вреда. Как хорошо обличенному показать раскаянье! (Сир. 20; 1-2)
А мне кажется и обличать не нужно ,и сердиться тайно тем более. Просто пожалеть:" Как же ты страдал,друг,что дошел до такой жизни!"
 
Москва
Крещён в Православии
А мне кажется и обличать не нужно ,и сердиться тайно тем более. Просто пожалеть:" Как же ты страдал,друг,что дошел до такой жизни!"
Иногда обличать нужно по должности, по родительской обязанности и т.д. Но при этом нельзя в душу свою впускать осуждение, гнев, неприязнь. Хочу предложить вам фрагмент
Из афонских рассказов

Рафаил часто замечал, что когда он разговаривал с Иоанном, в его сердце поднимается какое-то надменное чувство. Может быть, против этого призывал Христос, когда говорил: "Не судите и не судимы будете"? Но как себя с таким монахом, как Ванек вести? Он абсолютно не принимает никаких вразумлений, проживая, как бельмо в глазу свой бесцельный век.
- Значит так! Быстро ешь и будешь с Петром убирать мусор, контейнера два дня, как полные.
- Понятно, - отсутствующе буркнул Ванек и налил себе компот, даже не смотря в сторону отца Рафаила. Эконом, стараясь не раздражаться, пошел к выходу из трапезной, думая, как велика милость Матери Божией, что Она терпит подобных монахов, недостойных собственного призвания.
Сейчас эконом смотрел в сторону этого пропойцы и внутренне кипел от праведного гнева... Неожиданно ему пришла мысль проследить за Ваньком и выявить, откуда тот берет спиртное. Рафаил, затаив дыхание, пошел в след Иоанну. Тот шел в сторону мельницы, может быть там тайник хмельного зелья. Рафаил изо всех сил старался остаться незамеченным.
Наконец, Ванек подошел к мельничному храму, огляделся, тяжело вздохнул и упал на колени. Он стоял на коленях и бил себя по лицу и груди. Рафаил понял теперь, откуда у того появлялись синяки; он был рядом , за густыми кустами шиповника, и мог слышать, как пьяница плачет... Он молил о помиловании, как уже осужденный, балансируя на грани надежды и отчаяния. В его плаче было и искренная ненависть ко греху, желание высвободиться из его пут, и сожаление, что он не таков, как другие братья. Отец Иоанн рыдал, думая, что никто не видет его слез, которые были насущной потребностью для его ослабевшего духа.
Рафаил справившись с первым изумлением, понял, что за все годы своего монашества он ни разу не каялся так, как этот с виду опустившийся монах. В его душе был мир, но этот мир он получил даром, а не добыл в борьбе со страстями, а презираемый всеми Ванек находится под беспощадным гнетом, мучаясь и страдая, как никто другой.
Эконом тихо, чтобы Иоанн не услышал, так же опустился на колени и шепотом попросил у него прощения за все причиненные ему обиды, понимая, что горячий покаянный плач поверженного ниц пьяницы гораздо милее Богу, чем вся его прохладная праведность... Нужно было идти в экономскую, но он продолжал стоять на коленях, пока Иоанн наконец не выплакался и, испугано озираясь, не пошел обратно в монастырь...

("Украденные мощи" Станислав Сенькин)
 
Москва
Православный христианин
А мне кажется и обличать не нужно ,и сердиться тайно тем более. Просто пожалеть:" Как же ты страдал,друг,что дошел до такой жизни!"
Как вы, Христина, переносите грехи своих ближних, если эти грехи мешают вам жить нормальной жизнью? Ну, к примеру: У соседа за стенкой все время грохочет музыка. Вы не можете молиться, не можете до позна уснуть, у вас от нее раздражение и головная боль. Надо ли, сделать замечание соседу или молча его жалеть - Как же ты дошел до такой жизни, бедняга?" И при этом не позволять себе никакого серчания.
Я наверное грешней всех, пытаюсь сказать, вразумить, обличить, что так нельзя слушать музыку, чтобы она всем в доме мешала. Я неправа?

Иногда обличать нужно по должности, по родительской обязанности и т.д. Но при этом нельзя в душу свою впускать осуждение, гнев, неприязнь. Хочу предложить вам фрагмент
Из афонских рассказов
Спасибо за ответ, Любовь.Очень назидательный рассказ. Кто бы мог подумать, что на Афоне такие искушения. Я так думаю, что на Ванька враг очень люто нападает.
Как в самом деле узнать, где вина человека, которую он может исправить, а где искушение и человек ничего не может изменить, только плакать о себе горько, как Ванёк?
 
Армения Ереван
Православный христианин
Иногда обличать нужно по должности, по родительской обязанности и т.д. Но при этом нельзя в душу свою впускать осуждение, гнев, неприязнь.
Люба, Вы прислали изумительный и поучительный рассказ. Спасибо Вам. Но вот пишите,что надо поучать по родительской обязанности. Я не согласна с Вами.Вот предположим ребенок украл у матери деньги.Конечно первое ,что приходит на ум обличить, обвинить. А матери и невдомек,что ребенок просто не рискнул матери признаться, что по обсоятельства каким-то задолжал эти деньги .Он испугался ,потому что нет между ними той близости, доверия ,которая так необходима еще неумелому в этой жизни человеку. Вина -то больше матери ,чем ребенка! За каждым случаем и даже преступлением такие глубины неопознанных причин. У нас так мало информации о наших близких. Потому и судить , и обличать не имеем права. Я не претендую на абсолютную правоту . Но к такому выводу пришла в результате бесчисленного количества ошибок во взаимоотношениях с людьми за свою долгую жизнь.
 
Москва
Крещён в Православии
Если не обличать плохой поступок ребенка, то он потеряет нравственные ориентиры и перестанет понимать, что есть добро, а что зло, но во всем будет находить себе оправдание. Сама Церковь имеет миссионерское призвание обличать зло в мире. Если она будет молчать, то будет соучастницей зла.
Далее, о начальнике, если он будет проглатывать хамство подчиненных, молча сносить их нерадение в работе, не обличать недобросовестный труд, а только платить зарплату, одинаково плохим и хорошим работникам, то не сможет руководить никаким коллективом, ни в 1000, ни в 100 человек, ни даже из трех или пяти работников
Обличать надо праведно и обличать сами поступки, а не вешать на человека ярлыки. Плохо работает, сказать: "Ты плохо работаешь, если не подтянешься, нам придется расстаться", или спросить: "Что мешает тебе хорошо работать?" Так же и с ребенком. "Ты украл деньги, это очень постыдный поступок. Скажи мне, что заставило тебя это сделать?" Не молчите ни в коем случае, когда зло наступает и уничтожает вашего ближнего. Есть проблема? Ее надо решать, а за молчание мы ответим перед Богом.

Думаете Ванек имел бы такое покаяние о своем грехе пьянства, если бы ему ничего не говорили и не презирали его? Именно это обличение словом и презрением давало ему непрестанную память, что он погибает. Уж если людям-грешникам противен его грех, то тем более, грех его пьянства противен Святому Богу.
Если не станем ничего говорить согрешающему, то мы - человекоугодники. Но во всем любовь должна быть, даже в обличениях.
 
Армения Ереван
Православный христианин
Мне всегда казалось, что миссионерское призвание Церкви спасение людей через милосердие и любовь . Вспомните наши изумительные молитвы: "Царю Небесный, Утешителю...", " Отче наш" , Трисвятое и другие. Это ведь просьбы о любви . Мы говорим:"Помилуй нас" ,т.е. и прости и милуй. Между человеком и Богом устанавливаются такие нежные взаимоотношения, которые мы должны стремиться переносить друг на друга. Обличение без любви ожесточает человека. Тюрьма не исправляет, а губит. Это очень хорошо понимал Федор Михайлович Д-ий. Если бы не любовь Сонечки, что стало бы с Раскольниковым? -Еще одна разоблаченная и обозленная душа. А вообще-то в нашем отнюдь не христианском мире хоть как-то надо защищаться. И потому Вы правы... А может и не надо защищаться- доверимся Богу! Он и обличит и защитит.
 
Москва
Православный христианин
Мне всегда казалось, что миссионерское призвание Церкви спасение людей через милосердие и любовь. Вспомните наши изумительные молитвы: "Царю Небесный, Утешителю...", " Отче наш" , Трисвятое и другие. Это ведь просьбы о любви. Мы говорим:"Помилуй нас" ,т.е. и прости и милуй.
Безнаказанность развращает нравы. Дети, которых родители не наказывали за плохие поступки, потом шли кривой дорожкой и проклинали родителей, что те не смогли их правильно воспитать. В Ветхом Завете сказано, что сын, которого отец не бил в юности розгами, станет наказанием отцу в дни старости его.
Между человеком и Богом устанавливаются такие нежные взаимоотношения, которые мы должны стремиться переносить друг на друга.
Я не поняла вас, что это значит нежные отношения с Богом? Царство Божее силою берется. Если человек коснеет в грехе, у него нет Отца. Да, солнце светит и добрым и злым и всё необходимое для жизни человек получит, хотя он и зол, но Христос называет его "раб злой" и говорит, что воздаяние за грех - смерть.
Обличение без любви ожесточает человека.
С этим не спорю, это духовный закон, там где нет любви, там дела не дают добрых плодов, хотя бы дела эти были праведные.
Тюрьма не исправляет, а губит. Это очень хорошо понимал Федор Михайлович Д-ий.
Тюрьма губит только тех, кто считает себя невинно страдающим и "мотает срок" (т.е. считает сколько дней осталось до выхода из тюрьмы, не задумываясь над их смыслом), а те, кто понимает, что он заслужил эти годы лишения свободы и получил достойное по делам своим.Он не мотает срок, а непрестанно укоряет себя за преступные дела. И тогда к этому потерянному для общества человеку приходит Христос, Он приходит сковозь стены и решетки тюрьмы и наполняет узника Светом и радостью духовной. Вы, Христиночка, просто не знаете скольких людей сегодняшняя тюрьма сделала подвижниками веры.У нас на приходе ведется активная переписка с заключенными и некоторые письма мне приходилось читать - они под стать покаянию Ванька... а раньше эти люди были ворами и убийцами.
Он и обличит и защитит.
Господь всегда найдет обличителя для грешника, если не обличает христиан с мудростью и любовью, то обличит какой-нибудь атеист, грубо, ненавистно с финкой в бок...
 
Армения Ереван
Православный христианин
"Царство Божье силою берется" потому ,что трудно, почти невозможно стать кротким,надеяться не на людей,не на себя , а на Бога; не бросать камень в грешника, отдать свою последнюю копейку тому кто голоден, глотать обиды и любить врага своего и молиться за него... Мне кажется,что осознание собственного греха приходит не извне, а от собственной совести , т.е. , когда Бог откроет человеку ,что он есть на самом деле. А это случается ,когда человек готов увидеть себя со стороны .Как Вам кажется :Заповеди блаженства -это утешение слабым или программа жизни,мировозрение ,которое необходимо должны принять идущие за Xристом?
 
Москва
Крещён в Православии

ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ — два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете...» (Мф. 7, 1) цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя — об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале — один на один, потом при одном — двух свидетелях, а уж не послушает... скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (Мф. 18, 15 — 17.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (Ис. Н. 24, 25. Суд. 4, 5; 13, 12. 2Ц. 26, 6 и т.д.). Следовательно, осуждение — есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (Евр. 1,1). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример — с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (Тит. 2, 15) Тим. 5, 20. 2 Тим. 4, 2). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни — вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7, 2). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией — с резанием (Толк, на «К Тит» 2, 15) после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «...прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2, 16). Сами Апостолы обличали. (Фил. 3, 18. Фес. 3, 2. Тит. 4, 14). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (Ап. 14) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (Ав. 28, Ок. 28) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их имеющие обличительный характер. Но в определенное время, где-то в XVIII — XIX вв., начинают смешивать оба эти понятия осуждения и обличения, и последнему также приписывается греховный смысл. Возникает вопрос, почему это произошло и кому это было выгодно?
Сатана, князь мира сего, всегда боролся с обличением и обличителями, даже когда из уст святых и слова не выходили, но сама жизнь во Господе Иисусе была обличением врага и его козней. Равным образом, и реакция обличаемых, власть придержащих и без оной, часто даже рядящихся в тогу православия, а на деле живущих по требованиям плоти, тоже однозначна — закрыть любым способом уста обличителя. Как могла отреагировать Константинопольская императрица на знаменитые слова Златоуста: «Опять Иродиада беснуется...» в которой обличались ее мерзкие дела?! Конечно, так, как отреагировала — организовала свержение и ссылку Святителя руками недовольных, в частности, и его борьбой с симонией. А вспомним, чем закончилось обличение злых дел царя Иоанна Грозного митрополитом Московским Филиппом? Малюта Скуратов задушил святаго старца.
Это закономерно, ибо даже сама мысль о возможности мирного сосуществования христианина и мира богохульна, как противоречащая словам Спасителя: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как не от мира... потому ненавидит вас мир... Меня гнали, будут гнать и вас». (Ин. 15, 19, 20.). Но Христос «победил мир» (Ин. 16, 33.) и мир боится открытой явной борьбы, ибо следуя Христу, столетия Христовы всегда Ним побеждают мир. Поэтому, приемы борьбы мира с Православием стали более изощренными, одним из них и было проведение знака равенства между осуждением и обличением. На такой почве легко врагу взрастить полную безнаказанность всех, от малых до великих мира сего. О том, на сколько это опасно, можно судить по положению в епископии Римской, католичестве. Начали с малого, а кончили тем, что уже: «Если папа изрек приговор против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменен»!!! (Дословное постановление Ватиканского собора 1870 г.). Сумашествие?! Да, как все отошедшее от Христа, ушедшее от исполнения Слова Божия.
Будем помнить, что Православие — это неизменность, ортодоксальность во всем, от канонов до языка Богослужения. Только сохраняя все, в том числе, и очистительно обличение при необходимости, «ибо как бывает вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому что чрез это распространяется греховная болезнь на многих» (Вл. Феофилакт, Толк. 2 Тим. 4, 2), мы сохраним и себя, и веру нашу.
 
Москва
Православный христианин
Если человек не поставлен властью обличать, то лучше удержать себя от этого. Например, человек находится в поношении - его никто не признает за умного, доброго, честного, праведного, порядочного и если он вдруг начнет обличать, то его не станут слушать,а наоборот будут еще более поносить, говоря:"Кто ты такой, чтоб нас учить?" Пользы никакой от такого обличения, только всем смущение.
А если человек наделен властью, авторитетом, отличается добродетелью, то он видя согрешающего должен обличить грех.
Представьте, ученики в классе шумят, балуются, перебивают учителя насмешками, а учитель рассуждает примерно так, как Христина: "не буду бросать в них камень, а лучше буду глотать обиды и любить их и молиться, пока сами не осознают свой грех и не обличит их собственная совесть, Бог им судья". Боюсь урок сорвется, а ученики почувствовав слабинку учителя, всегда будут вместо занятий веселиться на его уроке. А главное, он ничему не научит их, так как если дисциплины нет, нет процесса обучения.
 
Армения Ереван
Православный христианин
Какое тонкое отличие между обличением и осуждением. Когда обличает Апостол,он спасает христиан от похотей греховного мира, когда обличает меня духовник мой, верю ему с благодарностью, т.к. обличает он без корысти для моей же пользы, но когда начинаются обличения на работе между сослуживцами,в семье,между знакомыми,то ,как правило ,очень скоро обличение переходит в осуждение и выясняется , что обе стороны преследуют весьма корыстные цели.И потому для себя решила , во всяком случае стараюсь ,не обличать. Стараюсь понять мотивацию поступка того человека,который ,как мне показалось,поступил нехорошо.Ведь пройдет какое-то время и я с радостью и облегчением вспомню, что не затеяла никаких обличений,потому что и у меня оказывается была своя корысть. На обличение надо иметь право. Кто я ,чтобы обличать кого-то! Конечно детей своих надо учить уму-разуму,на то нам и дал их Бог.Только не подумайте,что я такая добрая и все делаю правильно. Напротив ,мне нелегко общаться с людьми.
 
Прошу прощения за то, что вмешиваюсь. Разговаривать с людьми с позиций силы необходимо в некоторых случаях, но внутренне, в душе, надо сохранять добродушие и любовь, чтобы не чувствовать никакого превосходства, презрения и осуждения, а также помнить, что все мы грешны и несовершенны и осуждая или превозносясь мысленно над человеком менее духовным, мы тоже можем повторить его грех.
 
Армения Ереван
Православный христианин
Как у вас все сложно :(
Это раньше было сложно,когда я жила как напуганный заяц в темном лесу. А сейчас у меня есть Господь. Он всегда со мной и днем, и ночью. Мне не страшно. Я ведь не русская , но Спаситель направил меня в Православие и с тех пор я чувствую еще большую близость к Нему. Истину Православия я осознала не из книг,а из живого общения. Как мне странно узнавать,что кто-то ушел из Православия в какую-то секту. Xочется остановить их и крикнуть :"Люди, не делайте этого! Не лишайте себя Божьей Благодати." А мало общаюсь с людьми,потому что не всем интересны мои рассуждения о религии . Когда-то,в детстве мне сильно внушили,что я хуже всех и всегда неправа. Тогда это во мне вызвало ответную реакцию бурного протеста и даже ненависть, а теперь я очень благодарна этому человеку,т.к. только таким путем можно было уничтожить мою гордыню, самомнение, желание возвыситься и прочие глупости. Спаси нас Господь!
 
Красногорск
Православный христианин
Какое тонкое отличие между обличением и осуждением. Когда обличает Апостол,он спасает христиан от похотей греховного мира, когда обличает меня духовник мой, верю ему с благодарностью, т.к. обличает он без корысти для моей же пользы, но когда начинаются обличения на работе между сослуживцами,в семье,между знакомыми,то ,как правило ,очень скоро обличение переходит в осуждение и выясняется , что обе стороны преследуют весьма корыстные цели.И потому для себя решила , во всяком случае стараюсь ,не обличать. Стараюсь понять мотивацию поступка того человека,который ,как мне показалось,поступил нехорошо.Ведь пройдет какое-то время и я с радостью и облегчением вспомню, что не затеяла никаких обличений,потому что и у меня оказывается была своя корысть. На обличение надо иметь право. Кто я ,чтобы обличать кого-то! Конечно детей своих надо учить уму-разуму,на то нам и дал их Бог.Только не подумайте,что я такая добрая и все делаю правильно. Напротив ,мне нелегко общаться с людьми.
Согласна,что обличать надо прежде всего-себя.а с другими-быть осторожнее.На обличение другого даёт право собственная чистота души.Но кто из нас рискнёт признать себя таковым?
 
Сверху