Крещение Новгорода и уничтожение язычников

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Примерно века до XVII-XVIII в Новгороде существовало поверье: встретить попа - к беде
Примерно так веке в 21-ом существует и процветает море суеверий. "Черная кошка", "посмотреться в зеркало" , "просыпать соль", "здороваться через порог", "вспомнил - богатым будешь", "стучать по дереву" и далее по списку))). Причем живёт всё это в среде образованных людей и даже с учеными степенями).
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Хотите поговорить об источниках? Ну давайте. Какие археологические свидетельства о капищах Вам известны?
-Прага, Чехия — жертвенная яма, в которой находилось шесть человеческих черепов и кости животных.
-Бабин(нынешняя Украина) — городище на берегу Днестра. Площадка круглой формы (диаметр 7 метров) окружена рвом. Во рвах слоями угли , черепа и кости.
-Плоцк, Польша — круглая площадка второй половины X века, с кострищем, камнем-алтарем, костями и черепом ребенка.
-Бабина долина (нынешняя Украина) — культовые яма.
-Волин, Польша - На склоне Серебряного Холма кострище, между камней и рыбьей чешуи - человеческие черепа.
-Шумск (нынешняя Украина) - большая столбовая яма. Кости быков и людей.
-Головно (нынешняя Украина) — городище. Вдоль вала выявлено несколько корытовидных ям и скопления камней. Найдены кости животных и обгоревший череп человека.
-Радзиково, Польша - городище с овальной площадкой. На дне рва лежат камни и вырыты ямы с останками жертвоприношений.
Список огромен! И еще продолжают копать.

Сведения о человеческих жертвоприношениях у славян известны как из летописей, так из трудов арабских, европейских и византийских историков-современников. Которых упрекнуть в предвзятости очень сложно.

О человеческих жертвоприношениях у славян имеется довольно много сведений в разнородных источниках. В самых ранних из них говорится об умерщвлении женщин при похоронах мужчин. Об этом красочно писал еще в VI в. Маврикий. О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX-X вв. (Мишулин А.В., 1941, с. 253; Котляревский А.А., 1868, с. 43-60). Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай» (Гаркави, 1870, с. 129). По-видимому, кроме такого желания женщин, в осуществлении этого обряда сказывалось поклонение умершему, принесение ему жертвы наряду с другими дарами, например, перечисленными Ибн Фадланом при описании похорон руса. (1939, с. 81-82).

Человеческие жертвы у западных славян описаны немецкими хронистами XI-XII вв., бывшими современниками и участниками событий. В «Хронике» Титмара Мерзебургского говорится, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных» (Фамицын А.С., 1884, с. 50). По Гельмольду, славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам». Святовиту ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий» (Гельмольд, 1963, с. 129). Особенно увеличивалось число христиан, принесенных в жертву, при восстаниях славян, например, когда в 1066 г. ободриты принесли в жертву епископа Иоанна и многих священников (Гельмольд, 1963, с. 65-78). Помимо христиан, приносили в жертву и детей. В Житии Отгона Бамбергского говорится, что в Поморье «женщины предают смерти новорожденных девочек» (Котляревский А.А., 1893, с. 341).

На эту тему море диссертаций написано и куча трудов уважаемых историков и археологов существует. Поэтому попытка выставить язычников "белыми и пушистыми" - обречена.
Язычество во все времена и во всех народах это человеческие жертвоприношения! Это его основа.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Да никто как бы не отрицает
Некоторые пытаются. Самое странное это позиция современных неоязычников. Людей они, Слава Богу, в жертвы вроде бы не приносят. Даже быков не режут. Но тем самым они перестают быть тем, кем себя называют.
 
Некоторые пытаются. Самое странное это позиция современных неоязычников. Людей они, Слава Богу, в жертвы вроде бы не приносят. Даже быков не режут. Но тем самым они перестают быть тем, кем себя называют.
К сожалению, был жуткий случай в Ленобласти этим летом. Принесение в жертву и поедание. Но это были сатанисты, а не неоязычники.
 
Крещён в Православии
-Прага, Чехия — жертвенная яма, в которой находилось шесть человеческих черепов и кости животных.
-Бабин(нынешняя Украина) — городище на берегу Днестра. Площадка круглой формы (диаметр 7 метров) окружена рвом. Во рвах слоями угли , черепа и кости.
-Плоцк, Польша — круглая площадка второй половины X века, с кострищем, камнем-алтарем, костями и черепом ребенка.
-Бабина долина (нынешняя Украина) — культовые яма.
-Волин, Польша - На склоне Серебряного Холма кострище, между камней и рыбьей чешуи - человеческие черепа.
-Шумск (нынешняя Украина) - большая столбовая яма. Кости быков и людей.
-Головно (нынешняя Украина) — городище. Вдоль вала выявлено несколько корытовидных ям и скопления камней. Найдены кости животных и обгоревший череп человека.
-Радзиково, Польша - городище с овальной площадкой. На дне рва лежат камни и вырыты ямы с останками жертвоприношений.
Список огромен! И еще продолжают копать.
Здравствуйте. Просто интересуюсь, а у восточных славян были капища?с человеческими жертвами? Есть свидетельства? У Кривичей там, Мери, Русов? Мордвы?
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Да, обряд человеческих жертвоприношений существовал у древней мордвы.
Например, замурованный в основание стены или закопанный под фундамент человек(чаще девушка) служил жертвой духам земли.
Также у раннесредневековой мордвы существовал обряд насильственного захоронения женщин-вдов.
Всё это, кстати, даже в народных мордовских песнях сохранилось.
PS Про кривичей не скажу, я живу на мордовских землях).
 
Православный христианин
Половина заключенных в Маутхаузене были немцы, антифашисты. Казалось бы, чего проще им, "арийцам", принять фашизм и не страдать в лагере от голода, холода, издевательств и ждать каждую минуту смерти. Сильные духом люди, отвергающие фашизм. Так же и среди славян язычников должно было быть по разному, многие должны были бы отвергать человеческие жертвоприношения. ИМХО.
Да и может просто какие то похоронные почести выдающихся представителей родов на местах капищ, откуда и черепа на них.
Я не за язычество, просто попытка быть объективным. Логично же? Не? Были и человеческие жертвоприношения. Но должно было быть и без этого. Не стоит мерить всех язычников по человеческим жертвам, как христианство по разным эксцессам, например, сотрудничеству с фашистами некоторых иерархов РПЦЗ, казаков христиан. Иногда это было простое заблуждение, но речь не о заблуждении или убеждении.
Просто язычество это сделка с богами, купи-продай. В моем понимании. Христианство это сыновство. Не всегда, тоже есть торговля у христиан, но все же многие дорастают и до сыновства.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я не за язычество, просто попытка быть объективным. Логично же? Не? Были и человеческие жертвоприношения. Но должно было быть и без этого. Не стоит мерить всех язычников по человеческим жертвам, как христианство по разным эксцессам, например, сотрудничеству с фашистами некоторых иерархов РПЦЗ, казаков христиан. Иногда это было простое заблуждение, но речь не о заблуждении или убеждении.
Просто язычество это сделка с богами, купи-продай. В моем понимании. Христианство это сыновство. Не всегда, тоже есть торговля у христиан, но все же многие дорастают и до сыновства.
Согласен с Вами. Всё-же язычников не воспитывал Бог как евреев. Религия язычников глубинная и корни из жизни самих племён и народов. я не сторонник язычества, ( но потомок) но нужно признать наверное что христианство пришло уже к довольно развитым языческим народам. А из этого следует; что,как таковая религия язычества обеспечивала на определённом этапе, как духовные потребности человека, так и развитие и существование самого человеческого общества. Но главная заслуга язычества наверное в том, что христианство было не отвергнуто язычниками, а принято как своё более светлое и истинное. Значит как бы там не было, но языческая вера давала чёткое определение где свет, а где тьма. Человека силой очень тяжело заставить отказаться от старого, тем более религии, убедить можно, новым, заставить нельзя. Поэтому мне кажется церковь поступала и поступает очень мудро, не ставя вопрос жёстко по некоторым вопросам и языческим праздникам( типа масленки) и другим обрядам. Понимая что полезнее это наследие христианолизировать, и оборачивать на пользу человеку.
 
Православный христианин
Человека силой очень тяжело заставить отказаться от старого, тем более религии, убедить можно, новым, заставить нельзя.
Читал у Гумилёва, что арабы при завоевании местности квартировали в домах (общая традиция) и надзирали за пятикратным намазом хозяев, одновременно строили медресе и учили местную молодёжь, открывая социальные лифты, огромный внутренний рынок Халифата.
Словом, всё сложнее ... Плохо то, что в Китае, например, Тибете, Индии сохранились рукописи, акупунктура, аюрведа, словом, эмпирическая медицина, накопленная за тысячелетия, а это - богатство. У нас - почти ничего, вместе с язычеством уничтожили систему знаний о человеке и жизни, с "грязной водой - выплеснули ребёнка", это невосполнимая потеря.
 
Крещён в Православии
Язычество не на пустом месте возникло. Ведь ни Ной, ни сыновья его язычниками не были. У людей же было понимание, что и как, со времен Авеля: жертва за грех. Человек должен был чувствовать и знать, что жив он только по милости Божией, поскольку первые люди сразу же, как согрешили, и умерли; просто смерть их была отсрочена по милости Божией. И отсрочена не за "красивые глаза", а за счет платы: жизнь за жизнь; человеческая грешная жизнь за чью-то, более безгрешную жизнь. Нельзя было выкупить свою жизнь, жизнью кого-то, такого же грешного. Нужна была замена грешной человеческой жизни на жизнь человека до Грехопадения. Таких людей не находилось.

Люди жили, и понимали, что живут плохо, и что зависимы от Божества. А, вот, Само Божество из своей жизни люди, почему-то, постарались удалить: тяготиться стали Божеством, "полегче" что-то захотелось. Придумали богов поменьше и понятней.

Образовав народ Свой от одной человеческой пары, Господь еще раз, более зримо, напомнил людям, что нужно делать и как, и кто есть Бог. Не отменив Свое "жизнь за жизнь" (душу за душу), добавил за "забывчивость" еще и выкуп материальный, направляемый специальным поставленным для вразумления народа людям, как плату за труды этих людей (коэнам и левитам).
*****
... вместе с язычеством уничтожили систему знаний о человеке ...
Язычество насильно никто не уничтожал. Просто многие человеческие слабости прикрывались язычеством, например - жадность. Т.е. если какому-то "шаману", вульгарно сказать, "сокращали кассу", то следовал эксцесс со стороны "шамана": начинались подстрекательства против нового (а, по сути, - в отношении христианства, - возвращение к старому) верований. Да, да - христианство ничего нового не придумало; оно (христианство) акцентировало (и актуализировало, вернула к жизни, вернула в повседневный обиход) понимание утраченного истинного богопоклонения у людей, только и всего. Другими словами - все ненужное убиралось; оставлялось только то, что нужно для спасения людей. Христианству - не две тысячи лет; христианство берет свое начало со времен Авеля, а может быть и еще раньше. Иначе не объяснить, почему почитание христианами лучших представителей людей ведется с ветхозаветных святых. Посмотрите на иконопись.
 
Православный христианин
Язычество насильно никто не уничтожал. Просто многие человеческие слабости прикрывались язычеством, например - жадность. Т.е. если какому-то "шаману", вульгарно сказать, "сокращали кассу", то следовал эксцесс со стороны "шамана": начинались подстрекательства против нового (а, по сути, - в отношении христианства, - возвращение к старому) верований.
Павел, у аюрведы или аналога на русской равнине шанса не было уцелеть. И пасторальная картина принятия христианства далека от истины. Есть устоявшийся термин "двоеверие": Среди памятников первое место следует уделить «Слову Христолюбца»438. Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества (14 в.). Как илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе», – так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц. «Кладуть им требы и караваи им ломят, говорит Христолюбец: и кур режут в их честь; молятся огню, называя его Сварожичем»439. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи, т.е. не только люди темные, не отдающие себе отчета в своих поступках, но и люди знающие учение веры даже «попове и княжницы», духовенство и люди начитанные в священных книгах. Мы не имеем точных сведений, когда написано слово Христолюбца. Возможно, что оно составлено в до монгольский период. Таким образом, спустя века два после принятия христианства, на Руси еще хорошо помнили имена языческих богов, совершали им какие-то требы.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Примерно века до XVII-XVIII в Новгороде существовало поверье: встретить попа - к беде. Настолько были запуганы предки новгородцев. И тем более, в первые века после крещения по доносу и навету могли казнить, если кто не воистину верует или не крещен. Это из уроков школьных по истории все мы знаем еще. Понятно, что новую религию не принимали и были против. Очевидно. Но интересна как раз позиция православных по этому вопросу. Почему они против историков. Здесь хотел именно узнать, что православные думают о событиях 990-991 гг. И узнал. Они ничего об этом не хотят знать. И ничего думать. Не оценивать. Не было ничего - версия большинства. Любопытство удовлетворил.
Выдумывание подобных поверий было вообще свойственно народным массам и не ограничивалось только Новгородом.
...................................................
...................................................
— Теперь посмотрим, братия,
Каков попу почет?
Задача щекотливая,
Не прогневить бы вас?..
Скажите, православные,
Кого вы называете
Породой жеребячьею?
Чур! отвечать на спрос! —
Крестьяне позамялися.
Молчат — и поп молчит...
— С кем встречи вы боитеся,
Идя путем-дорогою?
Чур! отвечать на спрос! —
Кряхтят, переминаются,
Молчат!
— О ком слагаете
Вы сказки балагурные,
И песни непристойные,
И всякую хулу?..
Мать-попадью степенную,
Попову дочь безвинную,
Семинариста всякого —
Как чествуете вы?
Кому вдогон, как мерину,
Кричите: го-го-го?.. —
Потупились ребятушки,
Молчат — и поп молчит...
......................................................
......................................................
Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.
Часть первая, Глава 1. Поп.

Нелепые поверья рождаются и сейчас, что самое интересное, то и в церковной среде тоже.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества (14 в.)
... илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов ...
... все-таки - "Илья", а не "илья". И не "триста пятьдесят", а, вроде, "четыреста пятьдесят". И не "заклавший", а "заколовший". Заколоть, в смысле "убить" жрецов пришлось по одной причине, жрецы эти пустили свою кровь на возложенного на свой жертвенник своего жертвенного тельца сами, т.е. окропили своей (человеческой) кровью жертву и бесновались весь день до вечера. Но соперничество по знамению с Илией проиграли, поскольку взывали к несуществующим богам, а, возможно, и к бесам.

Когда Илия восстановил из двенадцати камней жертвенник Господень и возложив на него рассеченного тельца и со знамением принес жертву, собравшемуся народу стало ясно, что боги жрецов (пророков Вааловых) - ничто. Но что со жрецами делать? Их много. Народ против них. Пока против. Народ, приносивший человеческие жертвы Ваалу, просто так - не успокоится, попробует еще принести человеческую жертву. Жрецов много, аж четыреста пятьдесят. А Илия - один. Народ-то может и самих жрецов на жертвенник водрузить ... А что? Жертва Ваалу их кровью окроплена ... Нужно продолжить. Чего на жертвенном тельце останавливаться ... Почему бы и человека в жертву не принести? Возможно из самих же жрецов. Одна часть жрецов принесет в жертву Ваалу другую часть жрецов. А чего? Нужно попробовать. Ведь ожидаемого дождя все нет и нет. Да, Илия явил знамение - огонь возгорелся даже в воде, принесенной в ведрах. А сухие дрова жертвенника Ваалова - как не поджигали, так и не возгорелись. Нужно попробовать еще раз ...

Так вот, чтоб ход таки мыслей у людей прекратить, Илия и сказал, чтоб люди отвели жрецов Вааловых куда-нибудь подальше, от жертвенников. И сам убил их там мечом. И только тогда послышался шум так долго ожидаемого всеми дождя. Не нужно забывать и того, что жена царя Ахава - Иезавель, была язычницей, и чрезвычайно жестокой и мстительной, умертвившей немало пророков Божьих, и именно по ее бесчинствам не было дождя над Израилем три с половиной года. Собственно говоря, Илия, убив жрецов вааловых, спас этих жрецов от более ужасной участи. Иезавель не простила бы им (жрецам вааловым) такого позора.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Разумеется, нет. Разрушение чужих святынь адепты монотеистических религий практически всегда поддерживают и считают правильным. Что поделать, если у них в священных книгах призывы к этому прямым текстом записаны.

Но некоторые люди в душе чувствуют, что было совершено нечто неправильное, нехорошее, поэтому и ищут оправданий. Дескать, разрушали не потому, что это в вероучении записано, а потому что был бунт/злодеи/ересь/агенты ФБР и т.д (подставить нужное).
Как Вы думаете почему закон уничтожает наркопритоны например? Давайте поразмышляем - почему? А потому, что пока, закон отличает добро от зла. Это я говорю образно, но тем не менее требование к закону таково, чтобы он не был терпим ко злу (например наркопритону).
Это в общих чертах.
С позиции духовной, то-есть терпимости ко злу и добру, язычество, было терпимо ко злу. Т.е. если разделить мир с позиции духовных сущностей, носителей добра и зла, (а это именно и есть религиозная позиция), то логика языческой религии была такова.
Добро, ну оно-же добро, поэтому, ну и хорошо. А вот зло, надо ублажать, чтобы оно было милостивым к людям, например приносить жертвы. Да, язычество не чуждо добра и нравственности, при этом язычник мог быть нравственно высоким человеком, но с позиции разделения добра и зла происходило лицемерие. С одной стороны, добро это хорошо, а с другой, то мы будем служить (приносить жертвы) и носителям зла, чтобы их задобрить, в личных целях. А по ситуации, так и в большей степени.
Это духовное лицемерие, основанное на личных интересах, а не на интересах добра и его носителей и делало язычество терпимой религией.
Наша религия разделяет добро и зло четко, и не терпима ко злу и его носителям, но только и Вы будете требовать подобного разделения от закона - правда? То-есть терпимость и закон, очень часто, не совместимы - это фундамент человеческого общества. Но в нашей религии, тоже самое, Вы считаете чем-то скверным.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Так вот, чтоб ход таки мыслей у людей прекратить, Илия и сказал, чтоб люди отвели жрецов Вааловых куда-нибудь подальше, от жертвенников. И сам убил их там мечом. И только тогда послышался шум так долго ожидаемого всеми дождя. Не нужно забывать и того, что жена царя Ахава - Иезавель, была язычницей, и чрезвычайно жестокой и мстительной, умертвившей немало пророков Божьих, и именно по ее бесчинствам не было дождя над Израилем три с половиной года. Собственно говоря, Илия, убив жрецов вааловых, спас этих жрецов от более ужасной участи. Иезавель не простила бы им (жрецам вааловым) такого позора.
С позиции духовной, то-есть терпимости ко злу и добру, язычество, было терпимо ко злу. Т.е. если разделить мир с позиции духовных сущностей, носителей добра и зла, (а это именно и есть религиозная позиция), то логика языческой религии была такова.
Добро, ну оно-же добро, поэтому, ну и хорошо. А вот зло, надо ублажать, чтобы оно было милостивым к людям, например приносить жертвы.
Павел, я не упрекал пророка, которого уважаю, кровь Иезавели лизали псы, но трусихой она не была ...
По поводу язычества надо иметь в виду, что оно разное, но всегда есть нижние миры (навь), тутошние (явь) и блаженные (правь), главное, люди признают некое онтологическое равенство зла - добру и задабривают (подкупают) духов зла жертвами, христиане выстроили мировоззрение, где зло - вторично, временно и инструментально в рамках Промысла Бога, который и есть Творец, Путь, Истина и Жизнь.
 
Крещён в Православии
Павел, я не упрекал пророка, которого уважаю, кровь Иезавели лизали псы, но трусихой она не была ...
Иезавели кровь псы не лизали, они Иезавель разорвали на куски, и кости съели, один череп остался, ноги да кисти рук. И никто не похоронил ее, так и валялись кости ее на земле, как навоз (4Цар. 9:29-37).
... христиане выстроили мировоззрение ...
Сергий, я, ведь, не сторонник таких мыслей. Я считаю, что христиане ничего не выстраивали. Не могут люди ничего "выстроить" сами.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Иезавели кровь псы не лизали, они Иезавель разорвали на куски, и кости съели, один череп остался, ноги да кисти рук. И никто не похоронил ее, так и валялись кости ее на земле, как навоз (4Цар. 9:29-37).

Сергий, я, ведь, не сторонник таких мыслей. Я считаю, что христиане ничего не выстраивали. Не могут люди ничего "выстроить" сами.
Мы должны дать отчёт в своих упованиях, богословы книги писали две тысячи лет, дисциплина теодицея возникла, я написал только то, что написал, не больше ...
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
По поводу язычества надо иметь в виду, что оно разное, но всегда есть нижние миры (навь), тутошние (явь) и блаженные (правь), главное, люди признают некое онтологическое равенство зла - добру и задабривают (подкупают) духов зла жертвами,

Вы пишите "некое онтологическое равенство зла - добру и задабривают (подкупают) духов зла жертвами". Именно это и есть характеристика язычества, устремление которого находится только в пределах земных интересов. Иначе, зачем задабривать духов зла?
Устремления которые вращаются только в земном, есть плоть и только плоть, что и есть сатанизм. Внешние различия в язычестве не важны, важно то, что оно поддерживает плотские интересы ставя из выше духовных.
Плотской интерес может быть замаскирован.
Например, воин хорошо воюет и попадает в загробный мир героем. Казалось бы духовно и никакого задабривания духов зла, но, это на первый взгляд. Ведь хорошо воевать и вообще быть сильным, это чистая выгода для плоти, выгодней, вообще сложно себе что, либо представить.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Плотской интерес может быть замаскирован.
Например, воин хорошо воюет и попадает в загробный мир героем. Казалось бы духовно и никакого задабривания духов зла, но, это на первый взгляд. Ведь хорошо воевать и вообще быть сильным, это чистая выгода для плоти, выгодней, вообще сложно себе что, либо представить.
Димитрий, культ воинов (викинги, самураи) с поиском славы, в котором герои попадают в Вальхаллу - всё же бесконечно далёк от образа собирателя денег, скупого рыцаря и т. п. Можете аргументировать "сводимость" этих образов к одной основе?
 
Сверху