Кожаные ризы.

Православный христианин
В свете отцов раннего христианства, хотелось бы прояснить вопрос, что понимается под кожаными ризами? Или четкого определения так и нет.

P.S. К модерации, если такая тема была, прошу дать ссылку.
 
Православный христианин
Кожаные ризы – состояние смертности, тленности и дебелости, в которое облеклись тела и души прародителей после грехопадения.

Кожаные ризы не естественное состояние человека, созданного в благодати Божей. Это состояние ниже естественного, подобное неразумным животным.

Св. Игнатий (Брянчанинов) описывает, какими были первые люди до грехопадения:

«Они вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, неподверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии. Тело Адама не сгорало от огня, не тонуло в воде, не опалялось солнцем, не подвергалось влиянию стихий, которые сами находились в совершенном благоустройстве и мире. "Сначала, — говорит Макарий Великий, — князем века сего и господином всех видимых человек был поставлен от Бога: ниже бо огнь силы своея над ним явити мог, ни вода потопити, ни вредити зверь, ни ядовитое что-либо действовати". Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою. Наконец — это изящное тело было способно, по совершенству своему, для жительства в раю, где в настоящее время обитают отшедшие отсюда праведники только душами своими. Они соделаются способными взойти туда телами по всеобщем воскресении, когда самые тела соделаются духовными. По падении и при изгнании из рая даны человеку «кожаныя ризы» (Быт. 3, 21); тогда, говорит Святой Иоанн Дамаскин, "он облекся в смертность, или в смертную и грубую плоть, что означают кожаные ризы".

Неллас Панайотис.
«…"кожаные ризы" были одеты на человека после падения и не являются его естественной составляющей. То, что эмпирическая наука называет "человеческим естеством", в библейском и святоотеческом понимании есть уже позднейшее естество, состояние, вошедшее в силу после падения, а не первозданная, подлинная человеческая природа…»
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Кожаные ризы души - плотская завеса (из-за стремления желания (воли) к вещественному) сердца (ума) в виде неведения.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
«Святые отцы учат, что «кожаные ризы» - это не само тело человека, а лишь изменившееся состояние его тела и души.

Неллас Панайотис:

«…"кожаные ризы" не следует путать с человеческим телом. Святые отцы раннего периода были вынуждены подчеркнуть это, противостоя гностическим ересям, умалявшим значение тела. Неудивительно, что Ориген, находясь под влиянием ошибочной идеи предсуществования душ, допускал вопрос о том, нельзя ли в библейских "кожаных ризах" видеть человеческое тело. Чтобы устранить это заблуждение, отцы Церкви очень жестко высказывались об этом вопросе, движимые заботой не только подчеркнуть положительное значение тела, но и выразить существенное для христианства учение о том, что тело и душа вместе составляют природу человека. "Естеством человеческим правильно называть ни душу без тела, ни тело без души, но прекрасное целое, состоящее из сочетания души и тела" [Св. Епифаний Саламийский]. Являясь основополагающей в святоотеческой традиции, эта мысль выражена в ней с достаточной ясностью, так что мы не имеем нужды излишне останавливаться для ее пояснения».».
 
Православный христианин
А вот что пишут про кожаные ризы в первых веках.
3 век
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
170 Вопрос. Чем, ты думаешь, являются кожаные одежды, в которые Господь одел Адама и Еву после их падения? Мы слышали, что кто-то хорошо говорил, что человек был тогда умом, в логическом смысле понимаемым, и бестелесным, разумом понимаемым животным. А после того, как он согрешил, не послушав Бога, то душа отделилась от ума, и о душе по этой причине так говорится. Ибо остыло тепло ума. Человек мог бы пребывать и служить вместе с горними Ангелами, но [был вынужден] облечься в это тело, которое Писание называет кожаными ризами. Они надеты на согрешившего в мучение. Потому святые и молились Богу, чтобы умереть и избавиться от мучения. Ибо Давид говорит: «Выведи из темницы душу мою»; Павел: «Я человек подвластный страсти, кто избавит меня от тела смерти сей?»; Иов беспрестанно молил о смерти, потому что не выдерживал страдания, доставляемого «кожаными одеждами», будучи внутри тела.
Ответ. Я, поняв это, уже выше сказал вам, что вы идете за колдовской мыслью Оригена и пагубными его учениями, которые сбивают с пути простых и неискушенных людей. Согрешают души не на небесах, осуждаемые на муку и потому бессильные присоединиться к служению сверх меры. Если они заключаются в темницу этого тела для исправления или протрезвления, то почему они в нем и согрешают? Тот, кто мучается в темнице, тот явно, даже если и хочет согрешить, то не может этого сделать. И что же тогда бесы, вместе с диаволом, которые воспринимаемы умом и бесплотны, когда согрешили и пали с небес, были помещены не в тело, наподобие как у нас, для протрезвления и исправления?
Антоний Великий. Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония.
И как Святой Единосущный Живой Бог и Слово, Носящий плоть, воскрес из ради нас бывшей могилы и, будучи в ней без одежды, явился не обнаженным — кто одел Того, Кто одевает все? Если все это подвластно Божию проявлению воли, то я верю, что наш прадед облекся в эту кожу. Не в суетном смысле наши тела — кожа; в кожу после вкушения запретного оделась наша душа.
4 век
Амфилохий Иконийский. Слово о грешнице, помазавшей Господа миром.
И то, что удовольствие брака было дано им после того, как подчинились смерти, ясно из того, что Адам сочетался с Евой после исхода из рая. Ведь написано, что, когда вышли из рая, тогда познал Адам жену свою (Быт. 4, 1). Итак, прежде греха девство соблюдало неоскверненным хитон естества, а после преступления, после смертного приговора был привнесен брак, чтобы, процветая и рождая, он победил иссушающую и пожинающую смерть.
Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 7, о душе.
Но когда, по ухищрению завистливого человекоубийцы, вняв убедительности женского слова человек вкусил преждевременно сладкого плода и облекся в кожаные ризы - тяжелую плоть - и стал трупоносцем, потому что смертью Христос положил пределы греху; тогда исшел он из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь;
Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя.
человек забыл данную ему заповедь и побежден горьким вкушением; тогда через грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога, облекается в кожаные ризы (может быть, в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд и укрывается от Бога. Впрочем, и здесь приобретает нечто, именно смерть — в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом, само наказание делается человеколюбием, ибо так, в чем я уверен, наказывает Бог.
Григорий Нисский. Аскетические сочинения. О Девстве. Глава 13. О том, что попечение (о самом себе начинается с удаления от брака.
Потом (надо) удалиться от тяжкой заботы о земном, на которую осужден человек после грехопадения. Затем — сбросить покровы плоти, совлечься «риз кожаных» (Быт. 3, 21), то есть «плотского мудрования» (Рим. 8, 6), и, отрекшись от всех «тайных срама» (2Кор. 4, 2), не укрываться уже более под тенью «смоковницы» (ср. Быт. 3, 7), то есть горестной жизни, но, отбросив покровы из скоропреходящих «листьев» этой жизни, вновь предстать пред очи Создателя.
Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Глава 8. Значение болезней и смерти.
Ибо говорит он, что, когда первые человеки коснулись запрещенного и обнажили себя от оного блаженства, тогда Господь налагает на первозданных «ризы кожаны» (Быт. 3, 21), как мне кажется, не к этим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животных сняты кожи и придумано одеяние людям?). Но поскольку всякая кожа, отделенная от животного, мертва, то думаю, что после этого Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она, конечно промыслительно, наложил на людей возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного. Ибо риза есть нечто извне на нас налагаемое, служащее телу на временное употребление, не сродняющееся с естеством. Поэтому, по особому смотрению, с естества бессловесных перенесена мертвость на естество, сотворенное для бессмертия, покрывает его внешность, а не внутренность, объемлет чувственную часть человека, но не касается самого Божия образа.
Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Глава 8. Значение болезней и смерти.
Так и Создатель нашего сосуда, поскольку к чувственной части, разумею тело, примешался порок, разложив все вещество, принявшее в себя зло, и снова воссоздав в воскресении без примеси противного, восстанавливает сосуд в первобытную красоту. Но связь некоторая и общение греховных страстей бывает в душе и теле, т. е. некое сходство смерти телесной с душевной смертью, ибо как в плоти смертью называем удаление жизни чувственной, так и в душе отлучение жизни истинной именуем смертью же. Поэтому, так как, по сказанному прежде, одно некое есть общение зла, усматриваемое в душе и теле (потому что зло приходит в действие через душу и через тело), то смерть разложения вследствие наложения мертвых кож не касается души, ибо как может разложиться то, что несложно?
Григорий Нисский. Догматические сочинения. О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной.
Как если кто, имея на себе изорванный хитон, скинет с себя эту одежду, то не увидит уже на себе неблагообразия того, что сброшено, так когда и мы совлечемся мертвенного этого и гнусного хитона, наложенного на нас из кож бессловесных животных (а слыша о коже, думаю разуметь наружность бессловесного естества, в которую облеклись мы, освоившись со страстью), тогда все, что было на нас из кожи бессловесных, свергнем с себя при совлечении хитона.
Григорий Нисский. О жизни Моисея – Законодателя, или о совершенстве добродетели. Часть 2. Взгляд на жизнь Моисееву.
на душевных стопах эта мертвенная и земная кожаная оболочка, возложенная на естество в начале, когда обнажило нас преслушание Божией воли.
Григорий Нисский. Слова и беседы. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
Итак возвратимся опять к прежнему положению, что для надежды ожидаемых нами благе не бесполезно и телесное естество. Ибо, если бы мы оставались теми, чем были от начала, то конечно не имели бы нужды в кожаной ризе (Быт. 3, 22.), так как освещало бы нас уподобление Божеству.
Григорий Нисский. Слова и беседы. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
у Него не оказалось недостатка в хороших противоядиях, при помощи которых можно было опять возвратить человека к прежнему здравию. Ибо когда человек это вещественное удовольствие предпочел, радости душевной, Бог по видимому как бы содействовал, ему в сем стремлении посредством кожаной одежды, которою облек его по причине склонения его к злу, и с которою примешались человеку свойства неразумного естества.
Григорий Нисский. Слова на дни святых. Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому.
но самолично ходатайствует пред Богом, ходатайствует же за нас и за грех неведения народа (Евр. 9, 7). Он сложил с себя одежду кожаную (Быт. 3, 21); ибо тем, которые живут в раю, нет нужды в такого рода одеждах; но он украсил себя одеждами, которые соткал чистотою жизни своей.
Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
но вот ты сокрыл Меня, истиннаго Бога, в себе; ты облекся в ризы кожаныя, в доказательство посрамления своего; но Я, Бог, облекся в кровавую ризу плоти твоей: итак возстаньте, выйдем отсюда
Епифаний Кипрский. Слово Якорное, Анкорат.
62. И еще иную баснословную нелепость привнес этот Ориген (да простит ему Бог, предлагающему иносказание для обольщения людей!) говоря, что те «ризы кожаныя», о которых Божественное Писание говорит, что их сотворил Бог Адаму и жене его (Быт.3:21), не суть кожаныя ризы, но эта кожаная риза, говорит, есть плотяность тела или самое тело, в которое облечены души после преслушания и вкушения от древа. Говорит так – совершенно неразумно. Сам Ориген мудрствует так и говорит: «неужели Бог был кожевник, чтобы, обделав кожи, сделать из них ризы Адаму и Еве»? Такия слова скорее приличны скотам. Что легче было Богу, небо ли и землю из небытия в бытие привести или cделать кожаныя ризы?
Мефодий Олимпийский. О Воскресении (Против Оригена).
Уже прежде рассмотрено было сомнение и доказано, что кожаные одежды не суть тела. Тем не менее и опять будем говорить (так как не раз надлежит сказать об этом). Ибо еще прежде устроения этих одежд первозданный признает, что имеет кости и плоть, когда увидев приведенную к нему жену, восклицает: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего.
Мефодий Олимпийский. О Воскресении (Против Оригена).
Далее, как можно принимать только в рассуждении душ слова: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю?» (Быт.1:28) И еще: «и создал Господь Бог человека из праха земного» (2:7), что очевидно сказано собственно о теле; ибо не от персти и не из тяжелого вещества душа получила существо. Таким образом из всего этого по всей справедливости следует, что человек сотворен с телом прежде кожаных одежд, потому что обо всем этом сказано прежде его падения, а о том, что касается одежд, после падения. Поэтому приступим опять к рассмотрению того, что пред нами, достаточно доказав, что кожаные одежды не суть тела, но смертная принадлежность, приготовленная для разумного.
Мефодий Олимпийский. О Воскресении (Против Оригена).
И так, чтобы человек не был бессмертным, как я сказал, злом, или вечно живущим, заключая в себе преобладающий, как бы прозябший в бессмертном теле и имеющий бессмертное питание, грех, — для сего Бог сделал его смертным, облекши мертвенностью. Такую цель и имели кожаные одежды, дабы чрез разрушение и распадение тела грех весь до основания погиб, как бы вырванный с корнем, дабы не осталось ни малейшей части корня, от которой опять пошли бы новые отрасли грехов.

Итог, Антоний Великий, Амфилохий Иконийский, Григорий Богослов позиционируют кожаные ризы, как грубое тело. Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Мефодий Олимпийский за понимание кожаных риз, как смертность, мертвенность, плотяность тела. Кому верить? )
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Прежде чем иметь суждение о кожаных ризах нужно понимать, что такие определения тела (предикаты) как грубейшее, смертное, противоборствующее и тому подобные не есть природные свойства человека, а привнесены в природу человека грехом и узаконены Богом как некое животное состояние бытия людей, иное по качеству и способу существования первозданных людей - в славе Божей или благодати (силе и даров) Божьих.

Более того, обязательно нужно понимать, что согласно книге Бытия кожаные ризы даны всему Адаму (с разумной душой и телом) и всей Еве (с разумной душой и телом), а не только их телам (Быт. 3:21 - И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их). То есть кожаные ризы надеты и на всего человека, который имеет бытие в разумной душе и теле.

Так же, нужно помнить, что прародители были созданы нагими и не стыдились. То есть само природное тело человека не является чем-то плохим, но может иметь качественные состояния, которые скрывают наготу через посредничество благодати, делая тело по по качеству духовным и бесстрастным (состояние нестыдливости), или через посредничество кожаных раз, делая его по качеству грубым, тленным и смертным (состояние стыда).
 
Православный христианин
Прежде чем иметь суждение о кожаных ризах нужно понимать...........
А по Оригену не так... ) Сначало было тонкое тело, а потом грубое.
Кроме того, а что с вопросом рождения детей в раю, у Адама и Евы могли быть в раю дети, без этой плотяности, смертности, после чего только Адам познал Еву и они зачали.....?
 
Православный христианин
А по Оригену не так... ) Сначало было тонкое тело, а потом грубое.
Кроме того, а что с вопросом рождения детей в раю, у Адама и Евы могли быть в раю дети, без этой плотяности, смертности, после чего только Адам познал Еву и они зачали.....?
Тонкое и грубое в отношении тела (субстанции) являются акциденциями, поэтому не выражают природу тела, а выражают только его качественное состояние.

Плотского размножения для рождения детей в раю не могло быть. Через плотское зачатие и рождение могли размножаться только животные.
 
Православный христианин
Тонкое и грубое в отношении тела (субстанции) являются акциденциями, поэтому не выражают природу тела, а выражают только его качественное состояние.

Плотского размножения для рождения детей в раю не могло быть. Через плотское зачатие и рождение могли размножаться только животные.
Тогда кому сказано плодитесь и размножайтесь ещё до изгнания из рая?
 
Православный христианин
Тогда кому сказано плодитесь и размножайтесь ещё до изгнания из рая?
Адаму и его жене сказано до изгнания из рая. Бог предведал, что Адам и Ева согрешат, поэтому заранее дает заповедь о размножении в браке, причём, это заповедь дана на земле, а не в раю.

Сергей, скажите пожалуйста, толкования каких святых отцов на книгу Бытия Вы читали?
 
Православный христианин
Адаму и его жене сказано до изгнания из рая. Бог предведал, что Адам и Ева согрешат, поэтому заранее дает заповедь о размножении в браке, причём, это заповедь дана на земле, а не в раю.

Сергей, скажите пожалуйста, толкования каких святых отцов на книгу Бытия Вы читали?
Из ранних отцов ещё ни у кого, сейчас читаю Ефрема Сирина у него есть, но я ещё не дошёл, потом на очереди Иоанн Златоуст, это два автора, которые у меня остались для чтения по 4-му веку.
 
Православный христианин
Из ранних отцов ещё ни у кого, сейчас читаю Ефрема Сирина у него есть, но я ещё не дошёл, потом на очереди Иоанн Златоуст, это два автора, которые у меня остались для чтения по 4-му веку.
У прп Ефрема Сирина хорошо написано о том, когда, где и для какой цели была установлена заповедь о браке и размножении.

О том, что брак для рая не имел необходимости есть у свт. Иоанна Злотоута и у свт. Григорий Нисского.

Григорий Нисский: Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления была некая ангельская. Почему и возвращение к первоначальной нашей жизни уподобляется ангелам. Но, как сказано, хотя брака у ангелов нет, однако же воинство ангельское состоит из бесчисленных множеств. Так повествовал в видениях и Даниил. Следовательно, если бы не произошло с нами вследствие греха никакого превращения и падения из ангельского равночестия, то и мы таким же образом для размножения не имели бы нужды в браке. Но какой способ размножения у естества ангельского – это неизреченно и недомыслимо по гаданиям человеческим; впрочем, несомненно то, что он есть. И он мог бы действовать и у людей, «малым чим от ангел умаленных» (Пс. 8, 6), приумножая человеческий род до меры, определенной советом Сотворившего.
https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/#sel=124:140,124:264
 
Православный христианин
Прп. Ефрем Сирин: Хотя Адам сотворен и получил благословение, чтобы обладать землей и всем, что на ней, но Бог поселил его в раю. Так Бог, изрекая прародителю благословение, показал Свое предведение, а поселив его в раю, явил Свою благость. Чтобы не сказали: «Рай сотворен не для человека», – Бог поселил его в раю; а чтобы не сказали: «Бог не знал, что человек согрешит», – Он благословил человека на земле. И сверх того, Бог благословил человека до преступления им заповеди, чтобы преступление приемлющего благословение не удержало благословения Благословляющего, чтобы мир не возвращен был в ничтожество безрассудством того, ради кого все сотворено. Бог не в раю благословил человека, ибо и рай, и все, что в нем, благословенны. Благословил же до вселения в рай, на земле, чтобы благословением, которое предварила благость, ослабить силу проклятия, поразившего вскоре правдой (Божией) землю. Благословение было только в обетовании, ибо исполнилось уже после изгнания человека из рая. Благодать же явилась в самой действительности, потому что в тот же день поселила человека в раю, украсила славой и передала ему во власть все древа райские.
https://azbyka.org/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1#sel=44:1,44:171
 
Православный христианин
О том, что брак для рая не имел необходимости есть у свт. Иоанна Злотоута и у свт. Григорий Нисского.

Григорий Нисский: Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления была некая ангельская. Почему и возвращение к первоначальной нашей жизни уподобляется ангелам. Но, как сказано, хотя брака у ангелов нет, однако же воинство ангельское состоит из бесчисленных множеств. Так повествовал в видениях и Даниил. Следовательно, если бы не произошло с нами вследствие греха никакого превращения и падения из ангельского равночестия, то и мы таким же образом для размножения не имели бы нужды в браке. Но какой способ размножения у естества ангельского – это неизреченно и недомыслимо по гаданиям человеческим; впрочем, несомненно то, что он есть. И он мог бы действовать и у людей, «малым чим от ангел умаленных» (Пс. 8, 6), приумножая человеческий род до меры, определенной советом Сотворившего.
https://azbyka.org/otechnik/Grigorij_Nisskij/ob_ustroenii_cheloveka/#sel=124:140,124:264
Григорий Нисский. Об устроении человека. Глава 17.
Но, когда после греха изгнаны люди из рая и жена осуждена в наказание на болезни рождения, тогда Адам приступил к супруге своей и познал ее брачно, и тогда положено начало чадородию. Поэтому если в раю не было брака, ни болезни рождения, ни самого рождения, то вследствие этого, говорят, необходимо заключить, что не было бы множества душ человеческих, если бы дар бессмертия не обращен был в смертность и брак не соблюл естества рождающимися вновь, вместо отходящих вводя происшедших от них, так что грех, вошедший в жизнь человеческую, некоторым образом принес пользу. Ибо род человеческий ограничивался бы четою первосозданных, если бы страх смерти не побудил естества к произведению потомства.
Но и в этом опять истинное учение, если оно доступно кому, может быть явным только для посвященных, подобных Павлу, в тайны рая, а наше мнение таково: саддукеи оспаривали некогда учение о воскресении и в подтверждение своего учения указывали на жену многобрачную, бывшую за семью братьями, потом спрашивали: которого из них женою будет она по воскресении. Господь на этот вопрос отвечает, не только вразумляя саддукеев, но и всем после них открывая тайну жизни по воскресении, и говорит: «В воскресение бо ни женятся, ни посягают» (Мф. 22, 30), «ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божий, воскресения сынове суще» (Лк. 20, 36). Дар же воскресения не иное что обещает нам, как восстановление падших в первоначальное состояние, ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, вводящее изгнанного из рая снова в него.
И здесь то как-то противоречиво.
 
Православный христианин
Прп. Ефрем Сирин: Хотя Адам сотворен и получил благословение, чтобы обладать землей и всем, что на ней, но Бог поселил его в раю. Так Бог, изрекая прародителю благословение, показал Свое предведение, а поселив его в раю, явил Свою благость. Чтобы не сказали: «Рай сотворен не для человека», – Бог поселил его в раю; а чтобы не сказали: «Бог не знал, что человек согрешит», – Он благословил человека на земле. И сверх того, Бог благословил человека до преступления им заповеди, чтобы преступление приемлющего благословение не удержало благословения Благословляющего, чтобы мир не возвращен был в ничтожество безрассудством того, ради кого все сотворено. Бог не в раю благословил человека, ибо и рай, и все, что в нем, благословенны. Благословил же до вселения в рай, на земле, чтобы благословением, которое предварила благость, ослабить силу проклятия, поразившего вскоре правдой (Божией) землю. Благословение было только в обетовании, ибо исполнилось уже после изгнания человека из рая. Благодать же явилась в самой действительности, потому что в тот же день поселила человека в раю, украсила славой и передала ему во власть все древа райские.
https://azbyka.org/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1#sel=44:1,44:171
https://azbyka.org/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3
Сказав о наказании, какое понесли искуситель и искушаемые, Моисей пишет о том, как «сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их»(Быт.3:21). Ризы те или были сделаны из кож животных, или сотворены вновь, потому что, по словам Моисея, Господь сотворил ризы сии и облек ими Адама и Еву. Можно думать, что прародители, коснувшись руками препоясании своих, нашли, что облечены они в ризы из кож животных, умерщвленных, может быть, пред их же глазами, чтобы питались они мясом их, прикрывали наготу свою кожами, а в самой смерти животных увидели смерть собственного своего тела. После этого «рече Бог: се, Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое» (Быт.3:22). В словах: «бысть яко един от Нас», – Бог открывает тайну Святой Троицы, но вместе посмевается Адаму, напоминая сказанное змием: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое».
Ефрем Сирин обходит эти вопросы стороной, всё не четко.
 
Православный христианин
В чем противоречие? Я его не усматриваю.
В приведенном Вами фрагменте, есть намек на чадородее вне падения. В приведенном мною фрагменте подтверждается, что чадородие для людей доступно только в этой жизни.
 
Православный христианин
В приведенном Вами фрагменте, есть намек на чадородее вне падения. В приведенном мною фрагменте подтверждается, что чадородие для людей доступно только в этой жизни.
Есть указание не на чадорождение, а на ангельское размножение. Ангелы были умножены не рождением детей, а иным способом.

Если бы Адам и Ева устояли в заповеди, то Бог бы умножил людей не через брак и рождение людей по плоти в подобии животных, а способом сходным с ангельским размножением.
 
Кожаные ризы, это шкуры животных.
Свт. Филарет (Дроздов)

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их

Изобразив грех и родившуюся от него наготу, показав потом судьбу греха по его совершении в порядке событий и повествования, Моисей упоминает и о том, что последовало решительного с наготою. Одежды кожаные, данные первым человекам, по мнению Григория Богослова, de natal. Chris., суть плоть грубая и смертная. Но хотя и справедливо то, что тело человеческое сделалось грубым и смертным по грехопадении, однако нельзя сказать, что человек до сего был наг от плоти; ибо тело его создано еще прежде души, и данные ему одежды кожаные, по крайней мере в собственном смысле, также не означают плоти, как и первый, его собственный опыт одежды — смоковные листья. Не свойственно было бы также одеждами кожаными назвать одежду из волны, или из коры растений, но всего ближе разуметь под сим наименованием одежду из звериной кожи. Поелику же начинающаяся потребность таковой одежды предполагает начинающееся состояние нынешнего человеческого скотоподобного тела и поелику Моисей обыкновенно описывает видимое, а под видимым заключает созерцаемое, то слова: сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные, действительно предполагают и то, что Бог дал падшим человекам плоть скотоподобную. То, что сам Бог устрояет и возлагает на человеков ризы, есть изъявление Промысла Его и милосердия о грешниках. То же смятение, которое принудило их самих искать одежды, препятствовало им сделать ее достаточною и совершенною: Бог усовершает ее так, чтобы она была и покровом стыда, и защитою от действия внешних сил на тело человеческое. Одежда, изобретенная грешниками, долженствовала быть памятником греха столь же ужасным, как и самая нагота. Бог, к утешению их, соделывает оную также памятником Своего о них попечения. Почему Бог заимствует человеку одежду от животных, а не от растений, откуда взяты кожи для ее составления? И как человек, не привыкший еще к мысли о смерти, мог без отвращения облечь себя смертью других? Сии недоумения не иначе могут быть разрешены, как тою догадкою, что Бог в одно время научил человека и приносить в жертву животных, и обращать их кожи в одежду, дабы сими жертвоприношениями он был вразумляем убивать в себе скотоподобные вожделения и страсти, имея также пред очами будущую жертву победоносного семени жены, и верою облекался бы в заслуги и крепость его. Таковым предположением удовлетворительно также объясняется и происхождение кровавых жертв, которые были уже приносимы детьми Адама (Быт. 4:4) и, конечно, не по собственному их изобретению; и в особенности происхождение закона, предоставляющего жрецу кожу всесожжения (Лев. 7:8).

Спаси и сохрани, Господи!
 
католик
Кожаные ризы, это шкуры животных.
Свт. Филарет (Дроздов)

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их

Изобразив грех и родившуюся от него наготу, показав потом судьбу греха по его совершении в порядке событий и повествования, Моисей упоминает и о том, что последовало решительного с наготою. Одежды кожаные, данные первым человекам, по мнению Григория Богослова, de natal. Chris., суть плоть грубая и смертная. Но хотя и справедливо то, что тело человеческое сделалось грубым и смертным по грехопадении, однако нельзя сказать, что человек до сего был наг от плоти; ибо тело его создано еще прежде души, и данные ему одежды кожаные, по крайней мере в собственном смысле, также не означают плоти, как и первый, его собственный опыт одежды — смоковные листья. Не свойственно было бы также одеждами кожаными назвать одежду из волны, или из коры растений, но всего ближе разуметь под сим наименованием одежду из звериной кожи. Поелику же начинающаяся потребность таковой одежды предполагает начинающееся состояние нынешнего человеческого скотоподобного тела и поелику Моисей обыкновенно описывает видимое, а под видимым заключает созерцаемое, то слова: сделал Бог Адаму и жене его одежды кожаные, действительно предполагают и то, что Бог дал падшим человекам плоть скотоподобную. То, что сам Бог устрояет и возлагает на человеков ризы, есть изъявление Промысла Его и милосердия о грешниках. То же смятение, которое принудило их самих искать одежды, препятствовало им сделать ее достаточною и совершенною: Бог усовершает ее так, чтобы она была и покровом стыда, и защитою от действия внешних сил на тело человеческое. Одежда, изобретенная грешниками, долженствовала быть памятником греха столь же ужасным, как и самая нагота. Бог, к утешению их, соделывает оную также памятником Своего о них попечения. Почему Бог заимствует человеку одежду от животных, а не от растений, откуда взяты кожи для ее составления? И как человек, не привыкший еще к мысли о смерти, мог без отвращения облечь себя смертью других? Сии недоумения не иначе могут быть разрешены, как тою догадкою, что Бог в одно время научил человека и приносить в жертву животных, и обращать их кожи в одежду, дабы сими жертвоприношениями он был вразумляем убивать в себе скотоподобные вожделения и страсти, имея также пред очами будущую жертву победоносного семени жены, и верою облекался бы в заслуги и крепость его. Таковым предположением удовлетворительно также объясняется и происхождение кровавых жертв, которые были уже приносимы детьми Адама (Быт. 4:4) и, конечно, не по собственному их изобретению; и в особенности происхождение закона, предоставляющего жрецу кожу всесожжения (Лев. 7:8).

Спаси и сохрани, Господи!
кожаные одежды это кожаные одежды; шкуры животных это шкуры животных
тогда уж одежды из шкур зверей, которые надо очевидно приготовить, сшить
какому охотнику и портному было поручено это дело
 
Сверху