Григорий Нисский. Аскетические сочинения. О Девстве. Глава 13. О том, что попечение (о самом себе начинается с удаления от брака.
Потом (надо) удалиться от тяжкой заботы о земном, на которую осужден человек после грехопадения. Затем — сбросить покровы плоти,
совлечься «риз кожаных» (Быт. 3, 21), то есть «плотского мудрования» (Рим. 8, 6), и, отрекшись от всех «тайных срама»
(2Кор. 4, 2), не укрываться уже более под тенью «смоковницы» (ср. Быт. 3, 7), то есть горестной жизни, но, отбросив покровы из скоропреходящих «листьев» этой жизни, вновь предстать пред очи Создателя.
Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Глава 8. Значение болезней и смерти.
Ибо говорит он, что, когда первые человеки коснулись запрещенного и обнажили себя от оного блаженства,
тогда Господь налагает на первозданных «ризы кожаны» (Быт. 3, 21),
как мне кажется, не к этим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животных сняты кожи и придумано одеяние людям?). Но поскольку всякая кожа, отделенная от животного, мертва, то думаю, что после этого Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она, конечно промыслительно,
наложил на людей возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного. Ибо риза есть нечто извне на нас налагаемое, служащее телу на временное употребление, не сродняющееся с естеством. Поэтому, по особому смотрению, с естества бессловесных перенесена мертвость на естество, сотворенное для бессмертия, покрывает его внешность, а не внутренность, объемлет чувственную часть человека, но не касается самого Божия образа.
Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Глава 8. Значение болезней и смерти.
Так и Создатель нашего сосуда, поскольку к чувственной части, разумею тело, примешался порок, разложив все вещество, принявшее в себя зло, и снова воссоздав в воскресении без примеси противного, восстанавливает сосуд в первобытную красоту. Но связь некоторая и общение греховных страстей бывает в душе и теле, т. е. некое сходство смерти телесной с душевной смертью, ибо как в плоти смертью называем удаление жизни чувственной, так и в душе отлучение жизни истинной именуем смертью же. Поэтому, так как, по сказанному прежде, одно некое есть общение зла, усматриваемое в душе и теле (потому что зло приходит в действие через душу и через тело),
то смерть разложения вследствие наложения мертвых кож не касается души, ибо как может разложиться то, что несложно?
Григорий Нисский. Догматические сочинения. О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной.
Как если кто, имея на себе изорванный хитон, скинет с себя эту одежду, то не увидит уже на себе неблагообразия того, что сброшено,
так когда и мы совлечемся мертвенного этого и гнусного хитона, наложенного на нас из кож бессловесных животных (а слыша о коже, думаю разуметь наружность бессловесного естества, в которую облеклись мы, освоившись со страстью), тогда все, что было на нас из кожи бессловесных, свергнем с себя при совлечении хитона.
Григорий Нисский. О жизни Моисея – Законодателя, или о совершенстве добродетели. Часть 2. Взгляд на жизнь Моисееву.
на душевных стопах эта мертвенная и
земная кожаная оболочка, возложенная на естество в начале, когда обнажило нас преслушание Божией воли.
Григорий Нисский. Слова и беседы. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
Итак возвратимся опять к прежнему положению,
что для надежды ожидаемых нами благе не бесполезно и телесное естество. Ибо, если бы мы оставались теми, чем были от начала, то конечно не имели бы нужды в кожаной ризе (Быт. 3, 22.), так как освещало бы нас уподобление Божеству.
Григорий Нисский. Слова и беседы. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
у Него не оказалось недостатка в хороших противоядиях, при помощи которых можно было опять возвратить человека к прежнему здравию. Ибо когда человек это вещественное удовольствие предпочел, радости душевной, Бог по видимому как бы содействовал,
ему в сем стремлении посредством кожаной одежды, которою облек его по причине склонения его к злу, и с которою примешались человеку свойства неразумного естества.
Григорий Нисский. Слова на дни святых. Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому.
но самолично ходатайствует пред Богом, ходатайствует же за нас и за грех неведения народа
(Евр. 9, 7).
Он сложил с себя одежду кожаную (Быт. 3, 21); ибо тем, которые живут в раю, нет нужды в такого рода одеждах; но он украсил себя одеждами, которые соткал чистотою жизни своей.