Кому собороваться?

Православный христианин
Может быть знает кто-то из участников: можно ли собороваться после исповеди серьёзно больному крещённому верующему невоцерковлённому человеку? Например, заболел, но не успел ещё воцерковиться, духовно не созрел для молитвы. Ведь ко Причащению можно подходить только после подготовки постом и молитвой
Может.

Нельзя, конечно, молиться об избавлении от смерти и продолжении жизни только того того, который неминуемо должен подвергнуться лишению жизни; а потому приговоренные к смертной казни не удостаиваются елеосвящения, хотя бы они были и тяжко больны (О тайне св. елея, прот. М. Архангельского, 85 стр.).—Во время свирепствовавшей в нашем отечестве в XIV—XV в. моровой язвы, верующие, еще будучи здоровыми, к предстоящей опасности для их жизни готовились, между прочим, принятием елеосвящения. Но, по разъяснению некоторых, не следует совершать елеосвящение над лицами, которым только угрожает опасность болезни, так как елеосвящение установлено и, ш видно из содержания «Последования», существует и совершается не на случаи могущих быть, и не быть опасностей, болезней и смертей, не для предотвращения их, а для исцеления действительных болезней, которые посещают верующих (см. подр. там же, 85—87 стр.).
 
Православный христианин
Если может, тогда это большой шанс исцелиться и даже приблизиться к Церкви, духовно созреть невоцерковлёному человеку. Я, кстати, в первый раз соборовалась, будучи невоцерковлённой. Как причащаться больному человеку, который ещё не может прочитать молитв перед Причащением?
 
Православный христианин
Если может, тогда это большой шанс исцелиться и даже приблизиться к Церкви, духовно созреть невоцерковлёному человеку. Я, кстати, в первый раз соборовалась, будучи невоцерковлённой. Как причащаться больному человеку, который ещё не может прочитать молитв перед Причащением?
У меня мама невоцерковлённая накануне соборования умерла.. Всего день оставался. Вот и делайте выводы. Помоему это ясное свидетельство, что не всегда есть Божья воля на соборование, даже тех, кто действительно в нём нуждается, какова была моя мама Валентина, которая за несколько дней слегла с тут же начавшейся деменцией и не могла встать. Может это для того, что бы я особо не надеялся на то, что это таинство автоматически улучшило её участь и после смерти больше молился за неё.
 
Православный христианин
Смерть матери без исповеди, без причастия, без соборования очень сильно на меня повлияло, оторвав от той духовной лености, в которой я долгое время пребывал.
 
Крещён в Православии
Вообще исповедь,соборование и Причастие перед смертью не каждый удостаивается,это нужно заслужить что б Бог удостоил этой участи
 
Православный христианин
... Помоему это ясное свидетельство, что не всегда есть Божья воля на соборование, даже тех, кто действительно в нём нуждается ...
Да, я поэтому и писала, что были огромные препятствия непонятной мне природы. Казалось, что Господь не пускает. Пришлось собороваться в другом храме. И сразу после Соборования возле этого храма пришлось спасать жизнь нетрезвому мужчине
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Может быть знает кто-то из участников: можно ли собороваться после исповеди серьёзно больному крещённому верующему невоцерковлённому человеку? Например, заболел, но не успел ещё воцерковиться, духовно не созрел для молитвы. Ведь ко Причащению можно подходить только после подготовки постом и молитвой
Так "после исповеди" батюшка и скажет, что можно нужно )
 
Православный христианин
У меня получилась Исповедь после Соборования. Поэтому спросить я тогда успела только о болезнях. А то, что я невоцерковлена, стало известно священнику после
Вы меня запутали )) В чём суть вопроса-то ?
 
Православный христианин
Может вы просто не хотите увидеть? Многие Святые, и намного более великие, чем Амвросий, как то Св. Иоанн Златоуст, симеон Новый Богослов и кто там из Святых, названный "Отцом отцов" учил о временности адских мук, заблуждались.
Простите, не пойму сказанного вами?.
Не можете привести ссылки где?
Св. Иоанн Златоуст, симеон Новый Богослов и кто там из Святых, названный "Отцом отцов"
Учили о???
о временности адских мук
 
Православный христианин
Читал и смотрел видео у многих авторитетных Священников, как Прот. Андрей Ткачёв, Иер. Георгий Максимов, богослов Алексей Ильич Осипов, что в храмах русской православной церкви часто искажают таинство соборования, в том плане что соборуют всех, а не только тяжело больных, как следует так же из Святоотеческих объяснений данного таинства; текстов самого таинства, читаемых во время соборования; и из Писания, что соборуется тот, кто лежит на одре болезни, сам не может прийти и приглашает священника, по слову: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне". Помимо этого существует ещё суеверие, что прощаются забытые грехи, хотя известно, что они прощаются в таинстве Исповеди. Написано только далее: "если он соделал грехи, простятся ему". Никакой приставки "забытые" нету. РПЦ делает какие усилия сейчас, что бы с этим искажением таинства справиться?

Иер. Георгий Максимов. Нужно ли идти на соборование здоровому?

"Мифы и правда о соборовании": Отец Андрей Ткачев

Нужно ли Соборование здоровому человеку? — Осипов А.И
Советую прежде изучить!!!

«...Что касается нас православных, то это обстоятельство так же мало может нас смущать, как и существование в настоящее время на всенощных бдениях церковного обряда помазания елеем, ведущего свое начало от обыкновенного употребления елея, – существование этого обряда параллельное с таинством елеопомазания, ведущим свое начало со времен апостольских.
Переходя к сакраментальному употреблению елея, не считаем важным останавливаться на древнейших свидетельствах, сюда относящихся; так как эти свидетельства, хотя и имеют значение в догматическом отношении, не представляют, однако значительных данных для выводов относительно исторической судьбы литургической стороны таинства или для суждения о том, как именно совершалось это таинство. Таковы свидетельства: Оригена и однородное с ним И. Златоуста, ссылавшихся на слова ап. Иакова при рассуждении о покаянии16, свидетельство Кирилла александрийского, напоминающего болящим о благодатном средстве, указанном в словах ап. Иакова17, свидетельство св. Амвросия о возложении рук на больных и благословении18, свидетельство бл. Августина о значении помазания для будущей жизни19 и биографа Августинова Поссидия († 440) о посещениях бл. Августином больных, о молитвах за них и о возложении на них рук20. Из всех этих свидетельств следует только, что отцы церкви помнили о заповеди ап. Иакова и напоминали больным о благодатном средстве исцеления от болезней душевных и телесных. Причем преимущественное внимание обращали на исцеление душевных недугов, т. е. на прощение грехов, рассматривая заповедь апостола в тесной связи с данною самим Христом пресвитерам власть вязать и решать. Посему, естественно, сосредоточивали особенное внимание не на елее, как видимом знаке исцеления преимущественно телесных недугов, а на возложении рук, как видимом знаке отпущения грехов. В литургическом отношении имеет важность только этот последний результат, т. е. что возложение рук было одним из действий, существенно входившим в древности – вместе с помазанием елеем – в священнодействие таинства елеопомазания.
Сравнительно с вышеуказанными свидетельствами несколько более имеет значения в литургическом отношении свидетельство св. Иринея лионского о гностических искуплениях. Между различными способами совершения так называемых гностических „искуплений” св. Ириней упоминает о следующем.
„Другие еще совершают искупление над умирающими в минуту их кончины, изливая над головами их елей и воду или вышеупомянутую масть с водою и употребляя приведенные призывания для того, чтобы они сделались недоступными и невидимыми для начал и властей. И чтобы внутренний их человек восшел горе к невидимому, тогда как тело их оставляется с тварями в этом мире, а душа их переходит к Демиургу. И они научают их после смерти, когда придут к властям, говорить следующие слова: Я сын от Отца-Отца и пр.“21
Не может быть сомнения в том, что допущение гностиками такого обряда не было результатом самостоятельного творчества гностического ума: известные взгляды гностиков на материю могли только противодействовать, а никак не содействовать введению в употребление при гностических искуплениях чувственных элементов, каковы елей, вода и миро. Если же мы видим, что некоторые из гностиков, тем не менее, употребляют этот обряд возливания елея на тело уже умершего, на тело, не имевшее само в себе для гностика никакой цены и значения, то это обстоятельство не иначе можно объяснить как воздействием на этих еретиков укоренившегося обычая другой среды, воспитанной в других взглядах на тело и вообще на материю, т. е. православной Церкви, влиянию которой в данном случае и подчинялась известная часть менее последовательных гностиков, тогда как другая часть решительно отвергала, по замечанию св. Иринея, „совершение таинства неизреченной и невидимой силы и бестелесного при помощи тварей чувственных и телесных». Таким образом, в гностических искуплениях при кончине нельзя не видеть косвенного указания на факт существования в первые века в христианской церкви священнодействия елеопомазания. Такое заключение мы вправе сделать, тем более что в других способах совершения гностических искуплений, описание которых у св. Иринея предшествует приведенному нами месту, весьма заметно подражание гностиков совершению в православной церкви таинств: крещения, миропомазания и брака22. У гностиков обряд возливания елея на тело умершего является торжественным тайнодействием; таким же без сомнения он был и в православной Церкви. Единственное впрочем, заключение, какое из приведенного свидетельства можно сделать, от гностической практики к практике православной – это то, что при елеопомазании в православной Церкви употреблялось, по заповеди ап. Иакова, помазание опасно больного елеем и при этом произносились известные молитвы. Более нельзя ничего сказать утвердительного, в виду известного, засвидетельствованного и св. Иринеем стремления гностиков к извращению учения и предания православной Церкви23.
Несравненно важнее всех вышеисчисленных свидетельств свидетельство Иннокентия 124. Это свидетельство важно для нас особенно в том отношении, что, сколько можно заметить, в первой его половине речь идет об обыкновенном, а во второй о сакраментальном употреблении елея, причем последнего рода употребление характеризуется такими чертами, которые, вполне соответствуют понятию о высшем общественном священнодействии, составляющем право и обязанность исключительно лиц иерархических. В послании Иннокентия I к епископу Деценцию, в котором находим упомянутое свидетельство, речь идет вообще de ordinibus et consecralionibus или иначе de consecrandis mysteriis vel in caeteris agendis areanis25, следовательно, по смыслу этих слов о богослужебных порядках и различных родах церковных богослужебных действий, именно: 1) о том, должен ли мир (целование мира) быть даваем не прежде, а после совершения таинств (освящения св. Даров), 2) что имена приносящих приношения для евхаристии не должны быть произносимы прежде принятия их приношений и освящения молитвою, 3) что запечатлевать в миропомазании никто не должен кроме епископа, 4) что должно поститься в субботу, 5) что fermenlum (вероятно тело Христово26, в день Пасхи должно быть вручаемо только тем пресвитерам, которые находятся внутри города, 6) что возложение рук на бесноватых уже принявших крещение допускается, 7) что отпущение грехов кающимся должно совершаться пред Пасхою, за исключением тяжкой и опасной болезни. Непосредственно за всем этим мы читаем следующее рассуждение римского епископа об елеопомазании:
„Так как твоя любовь желала посоветоваться об этом, равно как и о прочем, то сын мой диакон Целестин в своем письме прибавил еще, что твоею любовью положено (спросить) относительно того, что написано в послании ап. Иакова: болит ли кто в вас... Нет сомнения в том, что эти слова должны быть принимаемы и понимаемы в отношении к верующим больным, которые могут быть помазываемы святым елеем помазания (sancto оlео chrismatis), – елеем, который, будучи уготован епископом, может быть употребляем не только священниками, но и всеми христианами в случае нужды своей или своих (близких). Но мы находим, что излишне прибавлено, будто в отношении к епископу сомнительно то, дозволительность чего пресвитерам несомненна. Ибо о пресвитерах сказано (в посл. ап. Иакова) потому, что епископы, будучи обременены другими занятиями, не могут идти ко всем больным. Впрочем, если епископ или может или считает нужным навестить кого-либо, благословить и помазать помазанием (tangere christmate), то без колебания он может совершить помазание (clirisma conficere) того, кому оно приличествует. Ибо на кающихся нельзя возливать его, так как оно есть род таинства (quia genus est sacramenti). Каким образом думают, что может быть сообщаем один род (таинств) тех, которым отказывают в остальных таинствах?»
В этих словах можно видеть указание на несмешиваемое, параллельное существование в древности двух вышеозначенных родов помазания: обыкновенного и сакраментального...».
(профессор Александр Львович Катанский (1.12.1836–27.02.1919); Очерк истории обрядовой стороны Таинства Елеосвящения).
Читать подробнее
 
Православный христианин
Вы меня запутали )) В чём суть вопроса-то ?
Юрий, спаси Господи. Это не совсем вопрос, а рассуждения о том, что Соборование возможно, оказывается, для недостаточно зрелого в вере (т.к. без подготовки) в отличие от Причащения
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Смерть матери без исповеди, без причастия, без соборования очень сильно на меня повлияло, оторвав от той духовной лености, в которой я долгое время пребывал.
Соболезную Вам в Вашем горе, Владимир. Да упокоит Господь душу Вашей мамы, помилует ее и простит, а Вам дарует сил молиться о ней и сейчас, когда Вы молоды и здоровы, и потом, когда обстоятельства изменятся.

Относительно того, что о выздоровлении лучше не молиться, замечу, что это вступает в некоторое противоречие с Евангелием, где описаны многие случаи таких просьб и реакция на эти просьбы Господа.
 
Крещён в Православии
Читал и смотрел видео у многих авторитетных Священников, как Прот. Андрей Ткачёв, Иер. Георгий Максимов, богослов Алексей Ильич Осипов, что в храмах русской православной церкви часто искажают таинство соборования, в том плане что соборуют всех, а не только тяжело больных, как следует так же из Святоотеческих объяснений данного таинства; текстов самого таинства, читаемых во время соборования; и из Писания, что соборуется тот, кто лежит на одре болезни, сам не может прийти и приглашает священника, по слову: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне". Помимо этого существует ещё суеверие, что прощаются забытые грехи, хотя известно, что они прощаются в таинстве Исповеди. Написано только далее: "если он соделал грехи, простятся ему". Никакой приставки "забытые" нету. РПЦ делает какие усилия сейчас, что бы с этим искажением таинства справиться?

Иер. Георгий Максимов. Нужно ли идти на соборование здоровому?

"Мифы и правда о соборовании": Отец Андрей Ткачев

Нужно ли Соборование здоровому человеку? — Осипов А.И
Были бы любознательными результаты соборования, какие, и у кого прошли недуги, сколько предствертных онкологических больных исцелилось совершенно и прославили за это Господа.
 
Православный христианин
К сожалению, наверно, больше половины имеющихся чудес озвучить невозможно; и какой-то процент чудес не чувствуют потребности озвучивать. Поэтому становится известна лишь малая доля происходящего (думаю, достаточная доля для обретения и укрепления веры). Сам Христос иногда говорил держать втайне
Смущают слова "исцелилось совершенно". Если человек лет на 5-10 освобождён от мучений или хоть на год продлена жизнь, это, с моей точки зрения, тоже чудо
 
Крещён в Православии
К сожалению, наверно, больше половины имеющихся чудес озвучить невозможно; и какой-то процент чудес не чувствуют потребности озвучивать. Поэтому становится известна лишь малая доля происходящего (думаю, достаточная доля для обретения и укрепления веры). Сам Христос иногда говорил держать втайне
Смущают слова "исцелилось совершенно". Если человек лет на 5-10 освобождён от мучений или хоть на год продлена жизнь, это, с моей точки зрения, тоже чудо
Что же тут смутительного, воскрешали и исцеляли не на половину, от части, а совершенно. Лазаря воскресили когда он уже смердел, слепому дали зрение то же не от части, согбенного поставили совершенно здравым без изъяна, накормили от преумножения хлебов до сытости семь тысяч человек за один приём и ещё осталось. И я совершенно не понимаю, почему Церкви и для Церкви же надо содержать чудеса в тайне?
 
Сверху