Какие есть святые, похожие на преп. Порфирия Кавсокаливита?

Православный христианин
Приветствую!

Мне очень нравится святой Порфирий Кавсокаливит - удивительно позитивный, жизнерадостный святой, который, в отличие от многих других святых, не видел греха во всем подряд и не отрицал, что жизни надо радоваться, а не пребывать в "постоянном плаче" и проч. Строгие святые доводят меня до невроза, и это не метафора, это правда, поэтому для меня очень важно найти более "мягких", "душевных", "психологичных" святых, мне их очень не хватает. Если кто-то знает подобных святых, прошу поделиться информацией!

Благодарю!
 
Православный христианин
Мне очень нравится святой Порфирий Кавсокаливит - удивительно позитивный, жизнерадостный святой, который, в отличие от многих других святых, не видел греха во всем подряд и не отрицал, что жизни надо радоваться, а не пребывать в "постоянном плаче" и проч. Строгие святые доводят меня до невроза, и это не метафора, это правда, поэтому для меня очень важно найти более "мягких", "душевных", "психологичных" святых, мне их очень не хватает. Если кто-то знает подобных святых, прошу поделиться информацией!
Я что-то не видел ни у каких отцов - ни строгих, ни "нестрогих", чтобы они кого-то осуждали, кроме себя. И надо бы Вам почитать жизнеописание самого старца Порфирия, чтобы судить о том, что он считал грехом, а что нет. Сам-то он был подвижник и великий терпеливец, смиренный человек.

Я думаю, Ваша ошибка в том, что Вы читали труды отцов, написанные для подвижников. Попробуйте почитать письма оптинских старцев к мирянам. Можно начать с преп. Амвросия, его речь достаточно близка к современному языку, а слова - просты и образны.

Рассказы об о.Павле Груздеве (хоть и непрославленным, пока).

P.S. И кстати, "постоянный плач" у отцов - это и есть высокая мера радости. Иоанн Лествичник так прямо и называет слово "о радостотворном плаче".
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Я что-то не видел ни у каких отцов - ни строгих, ни "нестрогих", чтобы они кого-то осуждали, кроме себя. И надо бы Вам почитать жизнеописание самого старца Порфирия, чтобы судить о том, что он считал грехом, а что нет. Сам-то он был подвижник и великий терпеливец, смиренный человек.

Я думаю, Ваша ошибка в том, что Вы читали труды отцов, написанные для подвижников. Попробуйте почитать письма оптинских старцев к мирянам. Можно начать с преп. Амвросия, его речь достаточно близка к современному языку, а слова - просты и образны.

Рассказы об о.Павле Груздеве (хоть и непрославленным, пока).

P.S. И кстати, "постоянный плач" у отцов - это и есть высокая мера радости. Иоанн Лествичник так прямо и называет слово "о радостворном плаче".

Есть много святых отцов, которые и мирянам советуют такое, что глаза на лоб лезут. И не соглашусь, что нет "нестрогих" и "строгих" святых отцов. Отнюдь, есть! У всех разные характеры, темпераменты и проч. Вот взять свт. Игнатия - у скольких людей от него крыша едет! Мой знакомый монах говорит, что в их монастыре строго-настрого запрещают читать свт. Игнатия и многих других святых отцов, поэтому выбор духовной литературы - дело очень тонкое и важное.
 
Православный христианин
выбор духовной литературы - дело очень тонкое и важное.
Совершенно с Вами согласен, поэтому и написал некоторые рекомендации, уж не взыщите. Кстати, у святителя Игнатия тоже изданы письма к мирянам, и он там совсем нестрогий ))
 
Православный христианин
Вот мнение профессора МПДА А.И.Осипова на книгу о Порфирии Кавсокаливите:

Еще один бедственный пример отступления от пути Отцов видим в книге «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова». Чтобы ясно было, о чем идет речь, приведем несколько выдержек из этой книги.

1. Каково учение о. Порфирия о духовной жизни? «Два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы...».

Что это за легкий, краткий и верный путь любви, который противопоставляется о. Порфирием пути суровых сражений против зла? Вот он: «Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло... Не нужно ни дьявола бояться, ни ада, ничего. Должна царствовать любовь ко Христу...

Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страстиНе сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!»
. И тому подобное.

Но - Сам Господь заповедует молиться: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения…. Афонский старец Ефрем (Мораитис) понуждает: «Подвизайся, чадо мое, ибо путь Божий узок и тернист – не сам по себе, а по причине наших страстей… приложим большой труд, и наши руки будут истекать кровью, а лицо покроется потом». «Уступками не давай пищи своим страстям… Потрудись теперь сколько можешь, ибо со временем, если страсти останутся без надзора, они становятся как бы второй природой, и тогда попробуй-ка совладать с ними! Но если теперь будешь сражаться со страстями законно, как тебе советуют, то освободишься…». «Ради любви Христовой подвизайтесь со всею силою души… Будем подвизаться, чтобы стать сосудами Распятого… Будем сильно подвизаться…». Как всё это противоположно учению о. Порфирия! Поэтому совсем не удивительно, что на легком пути о. Порфирия практически отсутствует главнейшее в духовной жизни — покаяние.

2. О какой любви говорит о. Порфирий? Ведь есть благодатная любовь, а есть и прелестная, и как достигается истинная любовь — об этом он не говорит ни слова, когда призывает вместо сурового и утомительного пути сражений против зла стать на легкий путь любви.

С замечательной точностью и силой отвечает на этот неведомый для о. Порфирия вопрос святой Исаак Сирин спросившему подвижнику: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога... И слово это всякий произносит, как свое собственное, однако же, при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит». Таков закон духовной жизни: «нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей»!

Отсюда можно понять, из какого источника получил о. Порфирий свои «откровения» не бороться, не воевать, не делать никаких усилий против искушений, страстей, немощей, тьмы, зла, но идти легким путем. Этот источник — мечтательность, прелесть, и этот путь «открыт» не теперь. О нем со всей силой предупреждали как древние, так и позднейшие Отцы, в том числе и русские. Он глубоко усвоен католическими аскетами всех рангов святости, его воспринял протестантизм. Все они, вместо очищения сердца от страстей и покаяния, призывают христианина сразу возноситься «любовью» к Богу, к Христу. И этой своей мечтательной беструдностью и романтической сладостью любви уловляют многих «малых сих».

Главной причиной уклонения от истинного пути жизни является незнание святоотеческого аскетического опыта. В этом, несомненно, заключается причина и столь ярко выраженного антиаскетического учения о духовной жизни о. Порфирия, к которому он так настойчиво призывает своих чад. В незнании святых Отцов он признается сам: «Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Но, искренне говорю вам, я не читал их…» . Его путь прямо идет в русле учения таких великих католических «святых», как Франциск Ассизский, Катарина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза Малая, и множества других, которые явно никогда не держали в руках Отцов Добротолюбия и пошли своим мечтательным путем.

Глубокую оценку такого легкого пути дает святитель Игнатий, характеризуя книгу «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского: «Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием: почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственностью» .

3. О характере духовного состояния о. Порфирия (и соответственно его учения) свидетельствует следующий очень показательный факт, который приводит он сам. «Чудо, произошедшее со мною на Патмосе — это великое таинство. Оно заключает в себе великий смысл. Я увидел событие Откровения. Увидел святого Иоанна Богослова, его ученика Прохора, увидел все точно так, как это было. Услышал голос Христа из расщелины скалы…» .

Это «видение» события Откровения точно так, как это было, и голос Христа из расщелины скалы являются особенно ярким и очевидным свидетельством духовной беды подвижника. И не дай Бог, чтобы такая беда одного стала верой и бедой многих.
 
Православный христианин
Вот мнение профессора МПДА А.И.Осипова на книгу о Порфирии Кавсокаливите:

Еще один бедственный пример отступления от пути Отцов видим в книге «Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова». Чтобы ясно было, о чем идет речь, приведем несколько выдержек из этой книги.

1. Каково учение о. Порфирия о духовной жизни? «Два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы...».

Что это за легкий, краткий и верный путь любви, который противопоставляется о. Порфирием пути суровых сражений против зла? Вот он: «Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло... Не нужно ни дьявола бояться, ни ада, ничего. Должна царствовать любовь ко Христу...

Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них… И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страстиНе сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой!»
. И тому подобное.

Но - Сам Господь заповедует молиться: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения…. Афонский старец Ефрем (Мораитис) понуждает: «Подвизайся, чадо мое, ибо путь Божий узок и тернист – не сам по себе, а по причине наших страстей… приложим большой труд, и наши руки будут истекать кровью, а лицо покроется потом». «Уступками не давай пищи своим страстям… Потрудись теперь сколько можешь, ибо со временем, если страсти останутся без надзора, они становятся как бы второй природой, и тогда попробуй-ка совладать с ними! Но если теперь будешь сражаться со страстями законно, как тебе советуют, то освободишься…». «Ради любви Христовой подвизайтесь со всею силою души… Будем подвизаться, чтобы стать сосудами Распятого… Будем сильно подвизаться…». Как всё это противоположно учению о. Порфирия! Поэтому совсем не удивительно, что на легком пути о. Порфирия практически отсутствует главнейшее в духовной жизни — покаяние.

2. О какой любви говорит о. Порфирий? Ведь есть благодатная любовь, а есть и прелестная, и как достигается истинная любовь — об этом он не говорит ни слова, когда призывает вместо сурового и утомительного пути сражений против зла стать на легкий путь любви.

С замечательной точностью и силой отвечает на этот неведомый для о. Порфирия вопрос святой Исаак Сирин спросившему подвижнику: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога... И слово это всякий произносит, как свое собственное, однако же, при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит». Таков закон духовной жизни: «нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей»!

Отсюда можно понять, из какого источника получил о. Порфирий свои «откровения» не бороться, не воевать, не делать никаких усилий против искушений, страстей, немощей, тьмы, зла, но идти легким путем. Этот источник — мечтательность, прелесть, и этот путь «открыт» не теперь. О нем со всей силой предупреждали как древние, так и позднейшие Отцы, в том числе и русские. Он глубоко усвоен католическими аскетами всех рангов святости, его воспринял протестантизм. Все они, вместо очищения сердца от страстей и покаяния, призывают христианина сразу возноситься «любовью» к Богу, к Христу. И этой своей мечтательной беструдностью и романтической сладостью любви уловляют многих «малых сих».

Главной причиной уклонения от истинного пути жизни является незнание святоотеческого аскетического опыта. В этом, несомненно, заключается причина и столь ярко выраженного антиаскетического учения о духовной жизни о. Порфирия, к которому он так настойчиво призывает своих чад. В незнании святых Отцов он признается сам: «Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Но, искренне говорю вам, я не читал их…» . Его путь прямо идет в русле учения таких великих католических «святых», как Франциск Ассизский, Катарина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза Малая, и множества других, которые явно никогда не держали в руках Отцов Добротолюбия и пошли своим мечтательным путем.

Глубокую оценку такого легкого пути дает святитель Игнатий, характеризуя книгу «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского: «Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием: почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственностью» .

3. О характере духовного состояния о. Порфирия (и соответственно его учения) свидетельствует следующий очень показательный факт, который приводит он сам. «Чудо, произошедшее со мною на Патмосе — это великое таинство. Оно заключает в себе великий смысл. Я увидел событие Откровения. Увидел святого Иоанна Богослова, его ученика Прохора, увидел все точно так, как это было. Услышал голос Христа из расщелины скалы…» .

Это «видение» события Откровения точно так, как это было, и голос Христа из расщелины скалы являются особенно ярким и очевидным свидетельством духовной беды подвижника. И не дай Бог, чтобы такая беда одного стала верой и бедой многих.
Чем дальше, тем больше удивляюсь, что многие православные - мазохисты. Когда говоришь им, что можно жить с радостью и удовольствием, они говорят, что это кощунство)))
 
Приветствую!

Мне очень нравится святой Порфирий Кавсокаливит - удивительно позитивный, жизнерадостный святой, который, в отличие от многих других святых, не видел греха во всем подряд и не отрицал, что жизни надо радоваться, а не пребывать в "постоянном плаче" и проч. Строгие святые доводят меня до невроза, и это не метафора, это правда, поэтому для меня очень важно найти более "мягких", "душевных", "психологичных" святых, мне их очень не хватает. Если кто-то знает подобных святых, прошу поделиться информацией!

Благодарю!
С ходу вспомнились "Письма валаамского старца". Мягкие, душевные, тёплые.
 
Православный христианин
Чем дальше, тем больше удивляюсь, что многие православные - мазохисты. Когда говоришь им, что можно жить с радостью и удовольствием, они говорят, что это кощунство)))
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!»
Трудно, о, как трудно современному человеку, давно уже отравленному губительным ядом гуманистического мировоззрения, уразуметь всю жизненную необходимость христианского покаяния, без которого нет спасения; еще труднее – полностью и до конца понять, в чем именно состоит подлинное покаяние.

Два брата, будучи побеждены блудной похотью, пошли и взяли женщин. После же стали говорить друг другу: “Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню.” Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год и обоим поровну давали хлеб и воду. Братья были одинаковы на вид. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом, и подивились тому, ибо братья пребывали в одинаковых условиях. Спросили они печального брата: “Какими мыслями ты был занят в своей келии?” – “Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую должен идти, и от страха кости мои прильпнули к плоти моей” (Пс. 101:6). Спросили они и другого: “А ты о чем размышлял в своей келии?” Он отвечал: “Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты этого мира и от будущего мучения, возвратил меня к этому ангельскому житию, и, помня о Боге, я радовался.” Старцы сказали: “Покаяние того и другого – равно перед Богом.” (Древний патерик. 1914. С. 17. № 6).
Отечник Проповедника
Чтобы понимать св. отцов, нужно стать такими как они, a не просто прочитав их слова.
 
Православный христианин
Вот мнение профессора МПДА А.И.Осипова на книгу о Порфирии Кавсокаливите
Простите Ольга, но я бы вам посоветовал все же изучать отзывы не прельщенных профессоров, а тех, кто непосредственно сам сталкивался со ст. Порфирием.
«...Вот, что я помню от своего первого посещения. Старец находился в бытовке, когда я пришёл его посетить. Вокруг толпилось очень много народа. Эти люди хотели увидеть Старца, но никто из них не выделялся благочестием. Там были женщины и мужчины. Некоторые курили, а женщины были непристойно одеты. Я тогда подумал глядя на всё это безобразие: «Что тут забыл весь этот сброд? Что им надо от святого человека?».
Тогда, в один момент выходит сестра Старца, Порфири́я, и, хотя я и занял последнее место в очереди, говорит мне: «Отец Херувим…! Идите, Вас зовёт Старец». Захожу внутрь и сажусь. Тогда я в первый раз почувствовал столь сильно, чтобы кто-то обладал таким даром прозорливости, – меня ведь там никто не мог знать. Я вошёл внутрь и, вместо того чтобы тепло поприветствовать, как я ожидал, Старец меня «принял в штыки» и сказал мне: «Ты что же думаешь, эти люди, которые собрались здесь, они ведь все нуждаются! Кто уделит им внимание? Ты соблазнился потому что они внешне так неприглядны? Вот им то и нужна помощь… И среди них есть много прекрасных душ!!!». Последние слова он сказал с большим выражением, так что от меня сразу отошёл весь соблазн. Почему? Потому что он, через свою сестру, позвал меня по имени. Она обратилась ко мне «отец Херувим», а не просто «отец». Позвала меня по имени потому, очевидно, что Старец ей его назвал, т. к. я был там единственный человек в рясе. А также ему были известны все мои мысли...».
Осуждение
 
Православный христианин
Сергий, если Алексей Ильич - "прельщённый профессор", то я , право, не знаю... Заметно, что здесь на форуме его недолюбливают, хотя человек говорит только на основе Священного Писания и святых отцов. Но позвольте дать ссылку на еще одно видео, где Осипов говорит, что прозорливость - это еще не есть признак святости.

Грустно...
 
Православный христианин
Сергий, если Алексей Ильич - "прельщённый профессор", то я , право, не знаю... Заметно, что здесь на форуме его недолюбливают, хотя человек говорит только на основе Священного Писания и святых отцов. Но позвольте дать ссылку на еще одно видео, где Осипов говорит, что прозорливость - это еще не есть признак святости.
Простите Ольга, но мне похоже вас просто не переубедить как последователя этого профессора.
«...Итак, мы рады сообщить, что многолетние усилия по популяризации наследия старца увенчались успехом. Священный Синод Константинопольской Православной Церкви на заседании 27 ноября рассмотрел вопрос о причислении к лику святых старца Порфирия (Байрактариса), и принял решение о канонизации этого подвижника.
Установлен день памяти прп. Порфирия - 2 декабря.
Прославление прп. Порфирия в лике святых состоится 1 декабря, но уже сегодня в честь этого события по всей Греции звонят колокола.
По поводу споров вокруг личности старца нам остается заметить лишь одно: старец Порфирий как был старцем - так бессмертным старцем и остался. А спорящий старичок был старичком - старичком и помрет. Вот так Жизнь Сама все расставляет на свои места...».

Источник
Да уж:
?????
 
Православный христианин
... Когда говоришь им, что можно жить с радостью и удовольствием, они говорят, что это кощунство)))
Очень странно. Я долго не понимала, как можно радоваться всё время (а православные к этому постоянно призывают). Теперь, во славу Божию, поняла, как можно радоваться хоть иногда (Господь научил)
 
Москва
Православный христианин
Мне вспомнилось
* - что говорил о старце, Рыльского Свято-Николаевского монастыря, Ипполите Халине, отец Кирилл Павлов: - Он самый добрый батюшка на земле.
В статье, с сайта Рыльского Свято-Николаевского монастыря, об этом старце написано: - а это стезя отца Ипполита: «Живи просто. Живи и радуйся». По мирским понятиям, оснований для радости у батюшки было мало – скорбная, мученическая монашеская жизнь, но в сердце – покой и радость.
В настоящее время собираются материалы для канонизации подвижника.О нём есть три книги,их названия можно найти в интернете.
** - потом,есть Сербский старец,Фаддей Винтовницкий.У него есть книга"Какие твои мысли,такова и твоя жизнь".Также,на Ю.Тубе,есть фильм с таким же названием.На мой взгляд,хороший фильм.


*** - ещё,есть книга "Павел.Патриарх Сербский "будем людьми" ".
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе!
Пока не канонизирован, но пользуется народным почитанием отец Павел Груздев. От него исходит радость. Почитайте о нем, посмотрите ролики на ю-тубе. Тяжелейшая жизнь и светлое радостное мироощущение были у батюшки. Очень "земной", народный батюшка, имевший крепкую веру.
 
Православный христианин
Вот взять свт. Игнатия - у скольких людей от него крыша едет! Мой знакомый монах говорит, что в их монастыре строго-настрого запрещают читать свт. Игнатия и многих других святых отцов...
Сегодня, в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), позвольте у вас уточнить, как называется этот самый монастырь, в котором монахам запрещают читать, в том числе, пятый том трудов владыки: "Приношение современному монашеству" ?
 
Сверху