Как хранить молчание мирянину?

Екатеринбург
Православный христианин
Вспомнил. Когда-то давно я имел духовную связь с одним хорошим батюшкой. Вообще я его докучал постоянно разными вопросами, и очень часто праздными, и как то он мне сказал: "Ярослав, а вот что ты будешь делать, если я умру, или сильно заболею, или перейду из этого храма в другой, более недоступный тебе? Важно научитса и самому принимать решения!". - "А если я ошибусь?" - спросил я. - "Если ты в чем-то заблудишься, но будешь Бога искать, то Он найдет способ, как тебя вразумить!". Что в моей жизни проявлялось неоднократно).

Бог может элементарно нас вразумить через книгу, через песню по радио, через рекламный стенд на улице, через мультфильм, через передачу по ТВ, пошлет нам людей. Важно научиться СЛУШАТЬ.
 
Россия
Православный христианин
"Вопрошающему ответь..." Говорить можно только когда спросят, немного и по делу.
Как правило, люди хотят говорить, и просто слушание их (а в это время молчим и молимся), в пределах доброго разговора, доставит им много радости. Вы будете считаться самым лучшим собеседником.:) Но хуже другое, нас раздражает то, что мы не можем молчать во время таких разговоров, впадаем тоже в многословие, и вот это уже проблема.
 
Воронеж
Православный христианин
Бог может элементарно нас вразумить через книгу, через песню по радио, через рекламный стенд на улице, через мультфильм, через передачу по ТВ, пошлет нам людей. Важно научиться СЛУШАТЬ.
Иногда бывает, что читаешь и пока не видишь смысла. Потом опять это же место читаю и вижу уже смысл, и удивляюсь, как я раньше этого не разглядела, а может просто ещё не время было воспринять это. и самое удивительное я и по тв вижу передачи только полезные(надеюсь).
 
Екатеринбург
Православный христианин
В отношениях с Богом нам часто мешают барьеры.
Один из таких барьеров говорит митрополит Антоний Сурожский является то, что мы не живем "настоящим моментом", мы постоянно "перекатываемся из прошлого в будущее". Мы либо строим большие планы по поводу своей жизни, либо неумеренно переживаем, жалеем о своем прошлом...
Мысли такого характера зашоривают, наводят "облака" на наше сердце и мы становимся невосприимчивыми к вразумлениям Божиим.

"Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне... довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6:34)

***
Я прошу Вас рассказать о духовной жизни. Вы сказали, что нас не должны занимать мысли о мирских вещах, но можем ли мы как-то думать о будущем?

Мы не знаем, что с нами будет и через две-три минуты. Будущее не в нашей власти, следовательно, мы должны быть свободны от этих мыслей. Все нужно предать в руки Божий, Он — единственный, Кто планирует, единственный, Кто знает, что будет с этим миром, а нам надо освободиться от натиска этих мыслей — что будет, как будет?
СТАРЕЦ ФАДДЕЙ ВИТОВНИЦКИЙ

***

~"НИКОГДА НИ О ЧЁМ НЕ ЖАЛЕЙТЕ ВДОГОНКУ"~
Если то, что случилось нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось,
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья,
Если даже за все вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте,
Поздно начали или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте,
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте,
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали Вы.
 
Воронеж
Православный христианин
В отношениях с Богом нам часто мешают барьеры.
Один из таких барьеров говорит митрополит Антоний Сурожский это то, что мы не живем "настоящим моментом", мы постоянно "перекатываемся из прошлого в будущее". Мы либо строим большие планы по поводу своей жизни, либо переживаем, жалеем о своем прошлом...

Никогда не жалейте о том, что случилось,
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы, парили в душе.
Никогда не жалеть? А как же грехи, которые непрестанно всплывают из прошлого в памяти? На исповеди нам проститься, но это не значит, что мы должны забыть о них. Покаянную молитву мы должны творить всегда о прошлых наших грехах.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Митрополит Антоний писал, что дьявол не редко использует память о совершенных грехах против нас: склоняет нас на то, чтобы мы начали замыкаться, циклиться на самих себе, занялись самоедством, убийственным самокопанием...

Ну шел человек, подскользнулся, упал в ров с грязью... было бы странно, если бы он долго продолжал сидеть в этой грязной яме, и причитать "Да как я мог? Ну как же так? Эх... Ах..." Нормальный человек человек тут же встанет, отряхнется, покачает головой, сделает соотвествующие выводы и продолжит свой путь дальше, будучи впредь более осторожным.

Когда мы поступаем нехорошо, когда говорим не должное, когда темные мысли роятся у нас в голове или сходит на сердце помрачение, мы, если хоть немножко просветимся, начинаем чувствовать угрызения совести. Но угрызения совести это еще не покаяние; можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, и в темных чувствах и мыслях и не исправиться.
Митр. Антоний Сурожский // О покаянии
 
Воронеж
Православный христианин
Когда мы поступаем нехорошо, когда говорим не должное, когда темные мысли роятся у нас в голове или сходит на сердце помрачение, мы, если хоть немножко просветимся, начинаем чувствовать угрызения совести. Но угрызения совести это еще не покаяние; можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, и в темных чувствах и мыслях и не исправиться.
Митр. Антоний Сурожский // О покаянии
Вывод: молчание хранить не надо, только в сердце. И наша цель исправить свою жизнь с Божьей помощью.
 
Екатеринбург
Православный христианин
Бывают моменты, когда оно дается (молчание), и тогда надо его оберегать и хранить как можно дольше, пропадет — снова искать.
//Митр. Антоний Сурожский "О внутреннем молчании"

Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия.
(с) Антоний Великий, преп.

Насколько ум удаляется многословия: настолько просвещается в разборе помышлений. От многословия теряет эту способность и самый сильный ум.
(с) прп. Исаак Сирин

Добрые чувства молчаливы. Излияния чрез слова ищут более чувства эгоистические, чтоб высказать то, что льстит нашему самолюбию и что может выказать нас, как нам мнится, с лучшей стороны.
(с) прп. Никодим Святогорец

Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаев, когда это необходимо, но и при этом говори, сколько можешь, короче.
Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

От бесед — многоядение, рассеянность и расслабление ума (св. Исаак Сирин).

Премудрый Соломон пишет:
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» (Притч. 13, 3);
«При многословии не миновать греха» (Притч. 10, 19);
«Голос глупого познается при множестве слов» (Еккл. 5, 2).

Один святой отец говорил: «Я никогда не раскаивался в том, что молчал, и очень часто сожалел о том, когда говорил».

Прп. Варсонофий считал, что «многоглаголание оскверняет человека».

А прп. Антоний Великий пишет: «Умен тот, кто Богу угождает и больше молчит, или, если говорит, то говорит не много и только нужное и угодное Богу».

«В раю много покаявшихся грешников, а говорливого нет ни одного», — говорил старец Зосима из Троице-Сергиевой Лавры.

А авва Агафон Египетский своим ученикам заповедал: «Не давать себе воли говорить и вмешиваться в такие дела, которые тебя не касаются».

Видео сюжет: "Литературный квартал - о грехе многословия"
http://media.tv-soyuz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3959&Itemid=159
 
Екатеринбург
Православный христианин
Безмолвие есть начало очищения души (прп. Исаак Сирин, 59, 99).

... Безмолвие - матерь покаяния... (прп. Исаак Сирин, 59, 179).

Церковное предание говорит нам о том, что безмолвие есть матерь покаяния, матерь молитвы.

Святые Отцы учат, что молчание - это одна из первых ступеней на лестнице, ведущей к Небу.
 
Екатеринбург
Православный христианин
МОЛЧАНИЕ (еп. Иларион (Алфеев))
===========================================
Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него", - говорит Христос (Мф. 6:6-8).

Иногда спрашивают: "Зачем же нужно молиться, если Бог заранее знает, о чем мы будем Его просить?" Но молитва не есть только просьба чего-либо, молитва - это в первую очередь общение, встреча. "Молитва есть беседа ума с Богом", по слову Евагрия-монаха.[1] В молитве мы встречаемся с Богом Живым, Богом Личностью, Богом, Который слышит нас и отвечает нам, Который всегда готов прийти к нам на помощь по первому зову, Который никогда не изменит нам, сколько бы раз мы ни изменяли Ему. В молитве мы соприкасаемся с высшей реальностью, являющейся единственным истинным Бытием, по сравнению с которым всякое другое бытие, в том числе наша жизнь, является условным и относительным. Жизнь без молитвы, без богообщения - это только растянутый на годы путь к неизбежному концу, медленное умирание, "умерщвленная жизнь", как выражается преподобный Симеон Новый Богослов.[2] Мы живем постольку, поскольку приобщаемся к Богу, а приобщение к Богу происходит через молитву.

Почему Христос заповедует не многословить в молитве? Потому что молитва рождается не из слов и она не есть только сумма произнесенных нами прошений. Прежде чем произнести молитву, ее нужно услышать. Все великие произведения поэзии и музыки не были составлены поэтами и композиторами из отдельных букв или нот, но прежде родились где-то в глубинах души, прозвучали там, а потом уже воплотились в слова и звуки. Молитва тоже является творчеством - она рождается не в многословии, а в глубокой тишине, в сосредоточенном и благоговейном молчании. Прежде чем начинать молитву, нужно внутренне умолкнуть, отрешиться от обычного многословия и многомыслия, услышать тишину:

Слушай, сын, тишину...

Где идут отголоски ко дну.

Тишину, где немеют сердца,

Где не смеют поднять лица.[3]

Сердце, разум, уста, чувства должны "онеметь", слова и звуки - уйти на дно. "Достичь тишины - это самое трудное и решающее в искусстве молитвы. Тишина - не только негативное (состояние), пауза между словами, временное прекращение речи, но... в высшей степени позитивное - состояние внимательной бдительности, ожидания и прежде всего вслушивания. Исихаст (безмолвник), человек, достигающий исихии, - внутреннего покоя или тишины, есть... тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, и он понимает, что этот голос - не его собственный, но Другого, говорящего внутри него" (Епископ Диоклийский Каллист).[4] Как и всякая беседа, молитва есть диалог, и цель ее - не столько высказаться самому, сколько услышать Другого.

"Молчание есть таинство будущего века, а слова суть орудия этого мира", - пишет преподобный Исаак Сирин.[5] Ради достижения тишины и молчания монахи отказывались от общения с людьми, уходили в глубь пустыни, скрывались в горах. Было три брата-монаха, говорится в одном древнем сказании. Один из них избрал дело примирять ссорящихся между собою людей, второй - посещать больных, а третий ушел безмолвствовать в пустыню. Первый брат, находясь всегда среди враждующих, не мог примирить всех и сильно скорбел. Придя ко второму, он застал и того в унынии. Вместе они направились к отшельнику узнать, чего достиг он в пустыне. Помолчав, отшельник влил воду в чашу и сказал: "Смотрите на воду". Они посмотрели, а вода была мутная, и ничего не было видно в ней. Помолчав еще немного, отшельник говорит: "Смотрите опять". Они взглянули: вода устоялась и стала прозрачной, так что они увидели свои лица как в зеркале. И он сказал им: "Человек, живущий в страстях, всегда бывает возмущаем помыслами, а безмолвник в тишине созерцает Бога".[6]

Опыт безмолвия необходим каждому человеку, который хочет научиться молитве. Для того чтобы его приобрести, не обязательно уходить в пустыню. Но необходимо иметь какие-то минуты в течение каждого дня, когда можно отвлечься от всех дел, войти в комнату и, "затворив дверь, помолиться Отцу, Который втайне". Обычное искушение и обман нашей жизни заключается в том, что мы всегда заняты и всегда спешим что-то очень важное успеть, и нам кажется, что если мы будем тратить время на молитву, то как раз эти самые важные дела мы не успеем сделать. Но опытом проверено, что полчаса или час, "потраченные" на молитву, никогда не сказываются на ходе обычных дел таким катастрофическим образом, как это представляется в тот момент, когда мы намереваемся помолиться. Наоборот, привычка к молитве учит человека быстро сосредотачиваться, избавляет от рассеянности, дисциплинирует ум, в результате чего в конечном итоге время выигрывается.

"Все несчастья людей происходят от того, что они не умеют пребывать в покое в собственной комнате", - говорил Паскаль. Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека. Многие даже боятся тишины, боятся одиночества и свободного времени, потому что нечем заполнить пустоту: нужны слова, впечатления, нужно быть занятым и всегда спешить, чтобы создавалась иллюзия бурной и наполненной жизни. А жизнь с Богом начинается тогда, когда слова и мысли умолкнут, когда земные дела отойдут на второй план и в душе человека освободится место, которое может заполнить Бог.

Святые Отцы часто пишут о том, что молитва, рождающаяся из молчания, должна быть простой и немногословной. Состояние молящегося сравнивается с состоянием ребенка, говорящего со своим отцом: "Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо порой и безыскусный лепет детей был угоден Небесному Отцу их. Не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обычно собирает его" (Иоанн Лествичник).[7] Детская вера должна сочетаться с чувством глубокого смирения: "Ходи перед Богом в простоте, а не в знании. За простотою следует вера, а за утонченностью и извращением помыслов - самомнение, за самомнением же - удаление от Бога. Когда предстанешь в молитве перед Богом, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы букашкой, как бы немотствующим ребенком. Не говори перед Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему, и ходи перед Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое имеют отцы о детях своих младенцах" (Исаак Сирин).[8] Молитва, безмолвие, смирение и покаяние, по преподобному Исааку, связаны неразрывно: "Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным, а кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего. Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие".[9]
===============================================
Примечания:

1. Filokalia 1, 177. На русск. яз. см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 148. В обоих изданиях "153 главы о молитве" надписаны именем преп. Нила Синайского; авторство Евагрия доказано И. Озэрром и в настоящее время не оспаривается. Ср.: J. Meyendorff. St Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York, 1974. Р. 21.^

2. Гимн 44, 228 [SC 196, 86].^

3. Ф. Гарсиа Лорка. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1975. Т. 1. С. 106.^
 
Екатеринбург
Православный христианин
Разве я против? =)

Ну ведь это не просто. Господь говорил что "тесны врата и узок путь"

Мы постоянно балансируем меж двух пропастей.

Не огонь, так вода: с одной стороны есть опасность впасть в грех ЧЕЛОВЕКОУГОДИЯ,
с другой стороны можно впасть в ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ.

А грех - это ведь не просто зафиксированная запись в блокноте у Бога. Любое нарушение заповедей оказывает опустошающее действие на душу.
***********************************
(с) Иакова 2:10 Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём

Впрочем, я ответ уже нашел.

А продолжил полемизировать, я по другому поводу... из разговора вы можете это увидеть.
 
Россия
Православный христианин
А продолжил полемизировать, я по другому поводу... из разговора вы можете это увидеть.
Вы подобрали замечательные цитаты Святых Отцов по этому вопросу. Только там нужно разделять молчание от безмолвия. В основе суть слова "безмолвие" была в молчании и непрестанной молитве ума, при этом христиане языком вполне могли говорить на любые вопросы. Но путь к этому конечно же через молчание, которое тоже ой как хочется приобрести.:eek:
 
Екатеринбург
Православный христианин
Немножко юмора =)

Дочка попросила папу сделать ей костюм канарейки:
«25-го утром, примерив папин наряд у зеркала, я поняла, что, во-первых, орнитолог из родителя так себе, а во вторых, жизнь закончена.
В школу мы ехали молча, и возвращались тоже в тишине.» xD

фото костюма канарейки:
http://i043.radikal.ru/0912/ec/f84f76cab015.jpg
 
Россия
Православный христианин
Дочка попросила папу сделать ей костюм канарейки:«25-го утром, примерив папин наряд у зеркала, я поняла, что, во-первых, орнитолог из родителя так себе, а во вторых, жизнь закончена.
В школу мы ехали молча, и возвращались тоже в тишине.» xD
фото костюма канарейки:
http://i043.radikal.ru/0912/ec/f84f76cab015.jpg

:):):)
 
Немножко юмора =)

Дочка попросила папу сделать ей костюм канарейки:
«25-го утром, примерив папин наряд у зеркала, я поняла, что, во-первых, орнитолог из родителя так себе, а во вторых, жизнь закончена.
В школу мы ехали молча, и возвращались тоже в тишине.» xD

фото костюма канарейки:
http://i043.radikal.ru/0912/ec/f84f76cab015.jpg

Спасибо за юмор Ярослав Игоревич, уже забыл когда так смеялся.:D:D:D
 
Екатеринбург
Православный христианин
Мы должны тоже знать, что, как говорит святитель Тихон Задонский, в Царство Божие не идут от победы к победе, а часто от поражения к поражению; но доходит тот, кто после каждого поражения, не оглядываясь на себя, не оглядываясь на свое поражение, встает и идет вперед, вперед, к Богу , к цели, в Царство Божие.
Митрополит АНТОНИЙ (Сурожский)
 
Сверху