Как разглядеть образ Божий в человеке?

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий!
Как увидеть образ Божий в человеке, чтобы полюбить его (человека)?
В любом человеке обычно виден не глубинный образ Христа, а его поверхностные качества, по которым мы и оцениваем человека. Этот умён, тот глуп, этот добр, тот зол, этот трезв, тот пьян и т.д. И эта поверхность человека мешает нам видеть в нём Божие, оставляя на виду лишь мелочное, не важное. И вместо любви к ближним мы развешиваем на них ярлыки. Как измениться? Как сквозь поверхность наших грехов видеть глубину Бога в каждом из нас и любить Бога в нас?
Спасибо.
 
Здравствуйте, отец Сергий!
Как увидеть образ Божий в человеке, чтобы полюбить его (человека)?
В любом человеке обычно виден не глубинный образ Христа, а его поверхностные качества, по которым мы и оцениваем человека. И вместо любви к ближним мы развешиваем на них ярлыки. Как измениться? Как сквозь поверхность наших грехов видеть глубину Бога в каждом из нас и любить Бога в нас?
Да, Евгений, все люди разные, и у каждого своя шкала ценностей, и свои человеческие достоинства, и свои духовные изъяны. Но к Божественной Сущности человека это никакого отношения не имеет. Бог скрывает себя, прячет себя от человека в другом человеке. Тот, кто ищет Его, должен искать в другой душе, даже если она грязна и зловонна, ибо для любви все злое, дурное в живом существе есть только умаление, искажение его Истинной Природы. Самое сложное и удивительное явление в мире – это человек. Но, чтобы исследовать поведенческие мотивы и принять душу другого человека, нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, то есть без всякой предвзятости вжиться в его внутренний мир. А это возможно только при одном условии: выжиться из своего мира, выйти из своей тюрьмы гордого одиночества, .отречься от своей сверхзначимости. Исполнить это можно, если смело и безоглядно помогать всем людям, в том числе и тем, которые не нравятся, оказывать им душевную поддержку, забыв, насколько возможно, о собственной потребности быть любимым. Каждому человеку, кроме потребности получать любовь, присуща еще и потребность любить – именно поэтому люди заводят себе животных. Только не надо томительно ожидать какой-то благодарности, похвал или знаков внимания - личная корысть в делах духовных неуместна. Господь призывал нас «Будьте, как дети» (Мф.18:3) - так будем же по-детски доверчивы, стараясь изначально разглядеть в любом человеке доброе начало - не должно ни одного человека почитать скверным, или нечистым.

Дети своей чистотой учат взрослых людей оставаться свободными духом, не погружаясь в скверну воинствующего осуждения и изощренного оценочного цинизма "потребителя жизни" Все мы когда-то вышли на свет из темноты материнского чрева, и все мы призваны двигаться к свету – и дети напоминают нам об этом. В них мы любим не только то, что они маленькие - мы любим в них именно то прекрасное и чистое, что было в нашем детстве. Мы любим в детях то самое, что храним в себе с детства, как лучший дар нам от Бога, и эту нашу память стараемся по-разному воплотить. Эти, еще не затертые в памяти крупицы детских свойств для нашего же счастья должны у всех нас сохраняться в душе. И иногда случается небывалое, - в самых заскорузлых, нечистых и больных, казалось бы навсегда загубленных душах, этот самый спящий младенец вдруг да и шевельнется, взбрыкнет ножками - и проглянет сквозь темную коросту Божий Лик, и нет тогда большей отчей радости, ибо «был сын мертв, но теперь жив».

С детством человека неразрывно связано удивление. Современный взрослый человек рано расстается со своим внутренним ребенком, накапливая сокровища, гоняясь за славой и земной властью - и ничему уже больше не удивляется... А если в сердце не сохранилось никакого детского любопытства, то можно ли разобраться в духовных свойствах богоподобной человеческой личности, как величайшего Божьего творения? Только излучения искренней доброжелательности, исходящие из чистого сердца, способны растопить холодный лед равнодушия к людям. Как сказал святой Фалласий "Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет."

Так что помышляйте доброе и - любите людей, следуя ранее написанному краткому руководству. Однако "доброе помышление" о человеке не должно застилать глаза, отрицая видения в нем уродства греха. Апостол предупредил нас об этом "не будьте дети умом"(1Кор.12:40). То есть чтобы научиться прозревать за нравственными изъянами конкретного человека божественную первооснову, в душе не должно оставаться ложной детскости и наивности. С о временем эта смиренная мудрость приходит к тем, кто умеет совместить в своей душе детскую доверчивость и взрослую трезвость, открытость людям - и жизненный опыт...

Как же научиться любоваться человеком, как самым красивым и чудным Божьим явлением на планете нашей? Святой Серафим дал нам рецепт чуда, утверждающего любовь ко всем без исключения людям: «Стяжи Дух Святой – и вокруг тебя спасутся тысячи». И действительно, если выглянешь из себя, то показывается такое, чего никак не заметишь, когда только свою персону считаешь человеком, а других просто неудачниками и грешниками. Каким же долгим и трудным путем самопознания и самоограничения приходится идти, чтобы, очищая душу от налипшей скверны, выпрямить свою совесть пред Божьим Престолом! Сколько духовных сил нужно приложить, чтобы освободиться от всёй мерзости и лжи собственной жизни, чтобы ради Христа заключить в любящие отчие объятья всех заблудших, злословящих и смердящих грешников!
 
Последнее редактирование:
Сверху