Любовь к человеку спасает и спасаемого и спасающего.
...как претворить в жизнь главную заповедь Христа - любить людей?
Нелегкий вопрос... И потому, что именно любовь к людям для нас труднее всего... Почему же она ныне так умалилась в нас?
От насильственной прививки абстрактного материалистического гуманизма мы сегодня, кажется, совсем забыли, что любовь к ближнему и любовь к Богу
связаны неразрывно – одно без другого фальшиво и лицемерно. Работник собеса, бесчувственный безбожник с холодным разумом, заботясь о ближнем по служебным обязанностям, являет ли плод сокрушенного любовью сердца?
Тот, кто не любит Бога и тем самым не исполняет Его заповеди, не может иметь истинной любви к людям. И наоборот - тот, кто говорит, что любит Бога, но не любит людей, есть
"лжец" (1 Ин. 2, 4).
Эту двуединую апостольскую формулу любви графически отобразил
авва Дорофей. Если центр круга - Бог, а люди - радиусы, идущие к Нему от окружности, то их движение к Центру есть одновременно сближение друг с другом. Стремление к Центру есть неизбежность взаимного сближения. И наоборот: если нет движения к Центру, то радиусы не приближаются друг к другу. И - обратное движение, чем дальше будут уходить радиусы людей от Центра, тем все шире будут расходиться их пути, теряясь в пустынях одиночества, что мы сегодня повсеместно и наблюдаем...
Вот что пишет об этом преп.
Ефрем Сирин:
"Каждый прежде всего всеми мерами да старается иметь с сердцем своим священную любовь и страх Божий… непрестанным памятованием о Господе и его небесной любви…. В любви же к ближнему (после сего) легко уже можем преуспеть. Поставь первое (любовь к Богу) на первом месте, тогда второе, следуя за первым, совершится по порядку!"
Все духовные пути в христианстве поверяются безошибочным показателем любви. Святые Отцы учат о триедином образе этого совершенства: любовь к людям доказывает любовь к Богу, а потому только присутствие ее в этом триединстве (
воздержание, любовь и молитва) является духовной гарантией того, что это есть действительно путь к Богу.
Преподобный
Серафим Саровский так говорил:
"Мы должны любить ближнего не менее, как самих себя... Но не так, чтобы любовь к ближним... отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, т. е. любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: иже любит отца и матерь паче Мене, несть мене достоин и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть мене достоин (Мф. 10, 37)"
Поэтому нам надо, забывая о себе, искать в людях Бога и в Боге спасаемых Им людей. Это и есть наш жертвенный путь крестоношения - "…
видеть в брате своем - Бога своего" (преп.
Симеон Новый Богослов).
Будьте по-детски доверчивы, старайтесь изначально разглядеть в любом человеке доброе начало - не должно ни одного человека почитать скверным или нечистым:
"Ум, движимый любовью к ближнему, непрестанно доброе о нем помышляет" (св.Фалласий).
"Отнюдь никого и ни в чем не обвиняй, но во всем старайся угодить ближнему. И ни о ком не помышляй зла; ибо чрез это сам делаешься злым, так как всякое злое помышляет злой, а доброе добрый. Когда приходит к тебе мысль: "они про меня говорят", - знай, что это враг нашептывает тебе. Не имей никогда таких подозрений. Терпи же все, радуясь и веселясь, ибо велика награда за терпение" (преп. Варсонофий Великий)
Однако "помышлять доброе" о человеке не означает не видеть в нем уродства греха. Это означает только, чтобы, видя это уродство, прозревать за ним божественную первооснову. Это не детская наивность, а великое дерзновение!
В непрестанном пути рождения любви к ближнему человек, не вполне отказываясь от себя, обязательно еще должен научиться любить (т.е. терпеть!) душу, привычки, слабости и пр. другого человека. Будьте терпеливыми и снисходительными! Помните, что Любовь есть Царство Божие, путь к которому проложен через
самопринуждение. Поэтому истинная любовь к людям только "
силою берется и только употребляющие усилие достигают ее" (Мф. 9, 12).
И поскольку любовь к Богу доказуется в отречении от падшего мира, то без этой мироотреченности невозможна и истинная любовь к человеку. Поэтому для полноты жертвенной любви надо сначала забыть о себе и
отречься от мира греха в самоочищении. "
Не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей" (св.
Исаак Сирин).
Любовь к человеку спасает и спасаемого, и спасающего. Но для того, чтобы духовно спасать других, надо сначала
спасти себя. Если человек сам утопает, он не может спасать духовно утопающих.
"Смотри, не разори своего дома, желая построить дом ближнего. Трудное это дело и неудобь исполнимое" (преп. Симеон Новый Богослов).
Дерзайте в любви, внимая себе!
И - спасайтесь, безмолвствуя с миром греха!