Как приобрести мудрость?

Крещён в Православии
Антоний Великий говорил: "Люди обычно именуются умными (мудрыми), по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми. Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всячески. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление"

То есть читать мудрые изречения хорошо, но всё же мудрость поистине приходит не от одного чтения, но более от исполнения. Можно много знать и хорошо обо всём говорить, рассуждать, но мудрость накапливается на практике.
В собственном же смысле мудрость - это дар Божий, о котором нужно молиться, как сказано в Писании, что мудрость сходит свыше (Иак. 3:17). О чём мы и молимся в молитвах об одолении в себе страстей и обретении добродетелей. Человек может быть неучёный, косноязычный, но быть истинно мудрым по благочестию своему, как сказано в Писании:
"Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его" (Пс. 110:10)
"Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни". (Притч. 9:10–11)

_______________________________________


Хорошо говорит о стяжании мудрости Святитель Тихон Задонский:

Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» (1Кор. 1, 30). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» (1Кор. 2, 8) (104, 1150).

«Признаки» духовной мудрости есть (способы его приобретения): 1) Тщательное поучение в слове Божием; 2) искание руководства, совета у благочестивых и разумных людей; 3) способность с любовью принять наставления, наказания, полезные советы, обличения; 4) рассуждение о дивном Промысле Божием, о правде и милосердии Его; 5) частое воспоминание о смерти и последующем, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности; 6) презрение к миру; 7) более всего молитва, без которой духовная мудрость существовать не может (104, 1152–1153).

Средства, при которых мы приходим к духовной мудрости, есть: 1) Святое слово Божие с помощью Духа Святого. Ибо Священные Писания, по слову апостола, «могут умудрить... во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим. 3, 15). 2) Искренняя молитва. Так говорит апостол: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1, 5–6). Поэтому и Соломон говорит: «Познав же, что иначе не могу овладеть ею (премудростью), как если дарует Бог, – и что уже было делом разума, чтобы познать, чей это дар, – я обратился к Господу и молился Ему» (Прем. 8, 21). Догматам духовной мудрости научаемся не в книгах мудрецов века сего, но в книгах пророческих и апостольских и обучаемся ей в школе Святого Духа, Который посредством Своего святого слова умудряет сердца верных. Поэтому христианам, если хотим обрести духовную мудрость, нужно прилежно поучаться день и ночь в слове Божием и усердно молиться Подателю премудрости – Богу.
Владимир, может быть Вы мне поможете, речь о "духе человеческом", что такое "дух человека" в антропологии человека? Я пробовал спрашивать и ничего удобоваримого не услышал. И так – что такое "дух человека" в контексте цитат:

- Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12)

- Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; (Лк.9:54-55)

- Ибо кто из человеков знает, что́ в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Та́к и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. (1Кор.2:11)
(это, для начала, цитаты на вскидку, можно еще поискать)
Вполне может быть, что при поиске определения мы придем к теме (мудрости).
 
Православный христианин
Владимир, может быть Вы мне поможете, речь о "духе человеческом", что такое "дух человека" в антропологии человека? Я пробовал спрашивать и ничего удобоваримого не услышал.
Как у тела физического есть сердце, так и в душе, полностью повторяющая тело внутри нас, в том же месте, как и у физического тела, расположен дух, что во время молитвы нередко ощущается неким приятным взыгранием и теплотой в области сердца. Впрочем иногда эту теплоту можно спутать с теплотой от притока крови к сердцу, так что Святые рекомендовали не придавать этим ощущениям значения, а опыт в будущем только откроет, как распознавать одно от другого.

________________________________


Дух - это высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души);

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)

Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

По слову св. Игнатия (Брянчанинова), «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».

Человеческий дух есть разумное начало, в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий (Брянчанинов)).

Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).

________________________________

И далее ещё читайте по ссылке выше.

Ещё можете прочитать слова Св. Феофана затворника в книге "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться" (главы с 9 по 13, а так же 18, 20 и 23)

 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Как у тела физического есть сердце, так и в душе, полностью повторяющая тело внутри нас, в том же месте, как и у физического тела, расположен дух, что во время молитвы нередко ощущается неким приятным взыгранием и теплотой в области сердца. Впрочем иногда эту теплоту можно спутать с теплотой от притока крови к сердцу, так что Святые рекомендовали не придавать этим ощущениям значения, а опыт в будущем только откроет, как распознавать одно от другого.

________________________________


Дух - это высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души);

«В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)

Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».

По слову св. Игнатия (Брянчанинова), «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».

Человеческий дух есть разумное начало, в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий (Брянчанинов)).

Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).

________________________________

И далее ещё читайте по ссылке выше.

Ещё можете прочитать слова Св. Феофана затворника в книге "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться" (главы с 9 по 13, а так же 18, 20 и 23)


спасибо, но я видимо не правильно сформулировал вопрос, недоформулировал ). дух (человека) в составе разумной способной к разумности души (мне такое определение больше нравится), даже не вообще души, а разумной ее части, если можно так сказать, например: ум, разум, дух, ум - око души, созерцательная способность души, созерцание мира через органы чувств и/или умозрительные созерцания, разум - системно аналитическая часть души, принимающая в себя информацию от предмета созерцания и анализирующая ее в контексте уже имеющегося в разуме (отсюда и взрастание в разумности), дух - ?? (это просто как пример с указанием исполняемых функций)
 
Православный христианин
спасибо, но я видимо не правильно сформулировал вопрос, недоформулировал ). дух (человека) в составе разумной способной к разумности души (мне такое определение больше нравится), даже не вообще души, а разумной ее части, если можно так сказать, например: ум, разум, дух, ум - око души, созерцательная способность души, созерцание мира через органы чувств и/или умозрительные созерцания, разум - системно аналитическая часть души, принимающая в себя информацию от предмета созерцания и анализирующая ее в контексте уже имеющегося в разуме (отсюда и взрастание в разумности), дух - ?? (это просто как пример с указанием исполняемых функций)
Все это излагается и перечисляется систематически в 5-й главе Мистагогии прп. Максима. Но этот текст считается у патрологов одним из самых сложных. Свт. Феофан дает хорошее приближение к пониманию прп. Максима. Скорее всего, он читал Мистагогию, так как она уже была в монастырских библиотеках к тому времени. Но он считает дух свойством души, а у прп. Максима это, скорее всего, тропос, -- способ бытия Духа "в ипостаси иного" (по выражению Паламы).
 
Последнее редактирование:
Иерусалим
Православный христианин
Учит Соломон, премудрости исполненный. Учит нас Сирахов сын. Учит муж, духовно вскормленный. Учит мудрый христианин. Учат нас отцы святые духовной мудрости стяжанья не ослабевать.

Всем понятно, быть мудрым — хорошо. Однако вот в одно мгновение её не обрести.
Слышал, есть различные способы к её стяжанию. Один из них мне нравится. Скажу о нём кратко. Каждое утро открываю календарь "Азбука Вера" "Притча дня". Слова притчи вкушаю с благодарением.

Нравоучительность притч многому чему научает. Упражняясь в их мудрых повестях, можно полезно научиться применять их в жизненной практике.
Может, кто знает, ещё какие "секретные" способы? Поделитесь. Поделитесь друзья вашими мыслями, для общей пользы).
Дорогой Вячеслав, всё зависит от того, о какой премудрости речь.
Если о житейской, то не говорит ли Павел: «Не обуи ли Бог премудрость века сего?» (1 Кор. 1:20).
Если же мы хотим быть мудры о Христе, то мы понимаем, что Премудрость Божия или София - это одно из имен Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Поэтому Премудрости Божией мы можем научиться только у Первоисточника, у Живого Христа, добросовестно и часто причащаясь Ему в Его Плоти и Крови. А также изучая Слово Его через Священное Писание и Святых его толкователей - и через Священное Предание, заключенное Духом Святым в различных творениях Отцов Христовой Церкви.
Помогай Господь
 
Крещён в Православии
Все это излагается и перечисляется систематически в 5-й главе Мистагогии прп. Максима. Но этот текст считается у патрологов одним из самых сложных. Свт. Феофан дает хорошее приближение к пониманию прп. Максима. Скорее всего, он читал Мистагогию, так как она уже была в монастырских библиотеках к тому времени. Но он считает дух свойством души, а у прп. Максима это, скорее всего, тропос, -- способ бытия Духа "в ипостаси иного" (по выражению Паламы).

++в 5-й главе Мистагогии прп. Максима.++

ну само слово "дух" не присутствует, но похоже "дух" присутствует как "мудрость", что некотороым рассуждением вполне можно принять, и интересно то, что "разум" ( рассудительность) в конце прекращает свою деятельность, это для меня было ново и похоже это действительно так, т.е. для души, разумной в возможности, взрастающей в разуме (рассудительности) в причастии отсутствует необходимость разумности (рассудительности), разум (рассудительность) в покое

и, да, дух в причастии к Благу это ++тропос, -- способ бытия Духа "в ипостаси иного" (по выражению Паламы).++

++Свт. Феофан++
no comments
 
Православный христианин
ну само слово "дух" не присутствует, но похоже "дух" присутствует как "мудрость", что некотороым рассуждением вполне можно принять, и интересно то, что "разум" ( рассудительность) в конце прекращает свою деятельность, это для меня было ново и похоже это действительно так, т.е. для души, разумной в возможности, взрастающей в разуме (рассудительности) в причастии отсутствует необходимость разумности (рассудительности), разум (рассудительность) в покое
Опасаюсь обсуждать сейчас 5-ю Главу, это надо быть в хорошей форме:)
и, да, дух в причастии к Благу это ++тропос, -- способ бытия Духа "в ипостаси иного" (по выражению Паламы).++
Приятно встретить единомышленника в таком сложном вопросе.
 
Крещён в Православии
это надо быть в хорошей форме:)

это да, это точно ), прп Максим заставляет работать "бестолковку" ), и лучше его читать утишившись, и при этом понимать что совсем не все он пишет "открыто"
Учители Церкви, в силу [обитающей] в них благодати могущие сказать многое на сей счет, сочли нужным скорее обойти молчанием это место, поскольку мысль [человеческая] не может достичь глубины многого из того, что начертано [в Писании], – поэтому они и удерживались от того, чтобы изрекать нечто глубокомысленное .... Поэтому только, ради вас я буду говорить то, что доступно всем и что полезно для разумения как малых, так и великих.

да и Ареопагитики

И тебе, о добрый Тимофей, надо оберегать себя от таких вещей, следуя священнейшему правилу не говорить и не показывать непосвященным ничего Божественного.

в смирении и кротости своего ума может быть что-то и поймется

Приятно встретить единомышленника в таком сложном вопросе.

после определенного набора смыслов это становится очевидным )
 
Крещён в Православии
Православный христианин
Замечательный Вопросоответ. Как написал один аскет:

«Блаженна душа, если она не унижается до вкушения с древа познания добра и зла, то есть до различения грешников и праведников, хороших и дурных…»;

и еще:

«Как тот, чьи глаза закрыты, не видит тел, так тот, чье сердце чисто, не ведает дурных деяний людей».
--------------------------------
Если попытаться осмыслить то, то что написал прп. Максим, и немного добавить того, о чем он умолчал, то Древо Жизни, Источник Духа, растет в мысленном раю сердца. Это и есть способ бытия Духа в подвижнике на стадии созерцания. Созерцание его есть мудрость и приводит к ней. Напротив тому, древо познания добра и зла -- это нечто противоположное созерцанию, это чувства, поселяющие в человеке неразумие.
---------------------------------
Зато об этом написал прп. Каллист Ангеликуд в "Главах о Рае":

"Но никакой рай не способен без водных [источников] производить пышно цветущие и плодоносящие, как подобает, растения. Потому в обретающемся во Эдеме раю мы видим источник, бьющий из его середины и разделяющийся на четыре начала, и поистине напояющий лице земли так, как там [в книге Бытия] об этом написано. В человеке же источник воды живой есть животворящее движение Святого Духа, о Котором сказал Господь: «Вода, которую дам ему, станет ему источником воды живой, дивно текущим» из сердца, словно из некоего Эдема, и разделяющимся на рассудительность, целомудрие, справедливость и мужество, являющиеся четырьмя началами, от которых зависит всякая боговидная добродетель".
 
Последнее редактирование:
Сверху