Как приобрести мудрость?

Православный христианин
Учит Соломон, премудрости исполненный. Учит нас Сирахов сын. Учит муж, духовно вскормленный. Учит мудрый христианин. Учат нас отцы святые духовной мудрости стяжанья не ослабевать.

Всем понятно, быть мудрым — хорошо. Однако вот в одно мгновение её не обрести.
Слышал, есть различные способы к её стяжанию. Один из них мне нравится. Скажу о нём кратко. Каждое утро открываю календарь "Азбука Вера" "Притча дня". Слова притчи вкушаю с благодарением.

Нравоучительность притч многому чему научает. Упражняясь в их мудрых повестях, можно полезно научиться применять их в жизненной практике.
Может, кто знает, ещё какие "секретные" способы? Поделитесь. Поделитесь друзья вашими мыслями, для общей пользы).
 
Православный христианин
Вячеслав, мир вам! Мудрость для женщины в большей степени таится в безмолвии. Это с годами поняла:)
По сути, мудрость можно стяжать, исполняя заповеди Божии. Глупость же, соответственно, неисполнение их. Это лучше понять раньше, раньше...Прошу у Господа мужества,а батюшка мне каждый раз напоминает :" Проси Мудрости".
 
Православный христианин
*Соломонова премудрость, особенный вид знания, имхо. Связующее между высшим духовным, обретаемым через безмолвие и смирение, и бытием низшего порядка, житейского, которое из наук и опыта. Эта серединная премудрость, имхо наиболее редкая и ценная, хотя её и не ценят, отцы поучают о другом.
Соломон кстати жил в роскоши и удовольствиях, знал толк и в материальном и в духовном :)
 
Православный христианин
Нравоучительность притч многому чему научает. Упражняясь в их мудрых повестях, можно полезно научиться применять их в жизненной практике.
Ваши дефиниции: "Нравоучительность", это не складирование знаний, а упражнения в нравственных поступках/выборах/примерах ...
Почему многознающий денница признаётся отцами Церкви безумным? Этика захромала, нравственность (прежде всего благодарность Творцу) сломалась, ненависть и зависть по отношению к человеку - уже следствие нравственной катастрофы ... Так и с людьми бывает.
Соломон и мудрость посчитал суетой:
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.

И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа;

потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Итак, подлинное дело человека - хранить свою нравственность, а знания - собираются сами, когда человек проходит свой путь.
 
Москва
Православный христианин
Всем понятно, быть мудрым - хорошо. Однако вот в одно мгновение её не обрести.
Слышал, есть различные способы к её стяжанию. Один из них мне нравится. Скажу о нём кратко. Каждое утро открываю календарь "Азбука Вера" "Притча дня". Слова притчи вкушаю с благодарением.

Нравоучительность притч многому чему научает. Упражняясь в их мудрых повестях, можно полезно научиться применять их в жизненной практике.
Может, кто знает, ещё какие "секретные" способы? Поделитесь. Поделитесь друзья вашими мыслями, для общей пользы).

* Согласна, что читая притчи можно многому учиться. А ещё: "- Постоянное чтение слова Божия дает умудренность.
Христианин, упражняясь в постоянном чтении слова Божия, становится умудренным и просвещенным (7, с.314)"(c). Cхиархимандрит Иоанн (Маслов).


** "Мудрости надо учиться долгим опытом", - говорит старец Арсений Афонский. Поэтому, читая Святое Писание; исполняя Заповеди Божии (живя в меру своих сил по Заповедям); Причащаясь; Исповедуясь; советуясь с духовно опытными людьми; с богобоязненными людьми и "чтобы сближаться только с теми, которые боятся Бога и могут беседой принести нам пользу душевную и утешение"(c). - можно только начать разбираться в духовных вопросах.
 
Православный христианин
"...к разумной силе относятся деятельная и созерцательная способности; созерцательная называется умом, а деятельная – разумом. Ум является движущим началом разумной силы, а разум – промыслительным началом силы жизненной. Первый (я подразумеваю ум) есть и называется мудростью, когда он всецело блюдет свои непреложные стремления к Богу. Точно так же разум есть и называется рассудительностью, когда он, благоразумно и промыслительно управляя жизненной силой посредством своих энергий, соединяет ее с умом..." (прп. Максим Исповедник. Мистагогия, 5).

Ум становится мудрым, когда всецело, через созерцание, устремляется к Богу. А разум становится рассудительным через делание заповедей. Иначе говоря, мудрость достигается через постоянное памятование о Боге.
 
Православный христианин
Может, кто знает, ещё какие "секретные" способы? Поделитесь. Поделитесь друзья вашими мыслями, для общей пользы).
"Дураком быть выгодно, да очень не хочется
Умным очень хочется, да кончится битьём
У природы на устах коварные пророчества
Но, может быть, когда-нибудь среднее найдём?"(Б.Окуджава)

Человеческая мудрость должна быть ориентирована на Божью Премудрость и из Неё же исходить. Любая другая "мудрость" - от лукавого. А далее, понятно, " С кем поведёшся, от того наберёшся"

Есть ещё одно понятие - Целомудрие. Его стало принято понимать в качестве полового воздержания, но есть и другое понимание, как целостность УМА. Что такое "Ум", мы не знаем, но используем его производные как одно и тоже, только не как одно целое - будь то: разум; рассудок; интеллект; рацио... , и конечно же посещаем всё это в голове (мозг). Но философская мысль, с давних времён , разделяла " ум головы - рацио" от ума сердца - например интуиция. Поэзия и литература так же указывали на различие ума, А.С. Пушкин и Л.Н.Толстой например, но о причине раскола и необходимости воссоединения говорит только религия.
Вывод: Мудрость - обретается через молитву ( Богородице есть икона " Прибавление ума" , храм на ВДНХ), для воссоединения расколотых частичек единой ДУШИ, как целомудрие, а мудрость не от Бога - называется, просто "хитрость".
 
Православный христианин
Чем ближе человек к Богу, тем более просвещается его ум. А к Богу мы приближаемся молитвой, исполнением заповедей любви. Ну и конечно же в молитве нужно просить Бога, чтобы просветил наш ум, дал нам благодатный дар рассуждения, дал мудрость поступать правильно. Истинная мудрость духовная даётся только Богом по Благодати Духа Святого, Бог нас приобучает и подаёт правильные и благие мысли и примеры в нужный момент. Причём человек точно понимает, что это действие Божие, приписать себе это невозможно.
 
Православный христианин
Может, кто знает, ещё какие "секретные" способы? Поделитесь. Поделитесь друзья вашими мыслями, для общей пользы).
Благодарю, друзья. Взяв способ (мысль) из каждого сообщения, кратко резюмирую. Способы для приобретения мудрости таковы. Пока восемь. Не считая притч.

1. "По сути, мудрость можно стяжать, исполняя заповеди Божии". 2."Хранить свою нравственность" 3. "Страх Господень...вот секрет всякой мудрости". 4."Постоянное чтение слова Божия". 5."Советуясь с духовно опытными людьми; с богобоязненными людьми". 6. "Постоянное памятование о Боге". 7. "Мудрость - обретается через молитву ( Богородице есть икона " Прибавление ума". 8. "И конечно же в молитве нужно просить Бога, чтобы просветил наш ум, дал нам благодатный дар рассуждения, дал мудрость поступать правильно".
 
Православный христианин
Всем понятно, быть мудрым — хорошо. Однако вот в одно мгновение её не обрести.
И вам спасибо за тему, она сама как притча, побуждает нас самих раскрыть в себе истину (если получиться).

Позвольте ещё одно замечание (не укор, просто мысль): Возможно, что мудрость не может нам принадлежать, мы приобщается к ней лишь на время, по этому и необходимо постоянное стяжание мудрости, как вами описано по пунктам. Это знания мы накапливает годами, а мудрость (иногда, тоже с годами) как молния, в одно мгновение озаряет всего тебя (не только ум), когда становиться всё так ясно и понятно, такая радость на душе... Жаль только стяжать (постоянно) в себе это состояние не удаётся. По этому Христос и говорил притчами, что только через них (такой приём) удаётся войти в это состояние и приобщиться Премудрости. К тому же, стяжать мудрость через притчи - способ рабочий.
 
Православный христианин
И вам спасибо за тему, она сама как притча, побуждает нас самих раскрыть в себе истину (если получиться).

Позвольте ещё одно замечание (не укор, просто мысль): Возможно, что мудрость не может нам принадлежать, мы приобщается к ней лишь на время, по этому и необходимо постоянное стяжание мудрости, как вами описано по пунктам. Это знания мы накапливает годами, а мудрость (иногда, тоже с годами) как молния, в одно мгновение озаряет всего тебя (не только ум), когда становиться всё так ясно и понятно, такая радость на душе... Жаль только стяжать (постоянно) в себе это состояние не удаётся. По этому Христос и говорил притчами, что только через них (такой приём) удаётся войти в это состояние и приобщиться Премудрости. К тому же, стяжать мудрость через притчи - способ рабочий.
Благодарствую Николай, очень интересно.
 
Православный христианин
Благодарю, друзья. Взяв способ (мысль) из каждого сообщения, кратко резюмирую. Способы для приобретения мудрости таковы. Пока восемь. Не считая притч.

1. "По сути, мудрость можно стяжать, исполняя заповеди Божии". 2."Хранить свою нравственность" 3. "Страх Господень...вот секрет всякой мудрости". 4."Постоянное чтение слова Божия". 5."Советуясь с духовно опытными людьми; с богобоязненными людьми". 6. "Постоянное памятование о Боге". 7. "Мудрость - обретается через молитву ( Богородице есть икона " Прибавление ума". 8. "И конечно же в молитве нужно просить Бога, чтобы просветил наш ум, дал нам благодатный дар рассуждения, дал мудрость поступать правильно".
Если брать за основу схему прп. Максима (см. пред. сообщение), то мудрость следует отличать от рассудительности. Рассудительность относится к практической способности ума, к деланию заповедей. Мудрость -- к созерцательной способности, к собственно созерцанию и к памятованию о Боге. Премудрым подвижник становится созерцая логосы промысла, а мудрым --- через постоянное памятование о Боге -- созерцая логосы творения.
Поэтому из вышеперечисленного относящимся к мудрости можно на мой взгляд признать п. 6, ну и еще, наверно, пп. 4 и 7, если чтение и молитва совершаются ради созерцания, а не для чего-нибудь еще. Все остальное надо, наверно, отнести к рассудительности и деланию заповедей, тоже хорошее качество. П. 3 надо отнести к премудрости.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
как молния, в одно мгновение озаряет всего тебя (не только ум), когда становиться всё так ясно и понятно, такая радость на душе
Эти озарения, наверно, созерцания логосов творения и Писания. Они становятся постоянными через памятование о Боге, рассматривание с этой целью творения и чтение Писаний. Признаки их такие же. Озарение, невербализуемость, распространение на все тело. В отличие от происков лукавого, признаки которых: нестройное жжение, образность, локализация.
 
Православный христианин
мудрость духовная даётся только Богом по Благодати Духа Святого, Бог нас приобучает и подаёт правильные и благие мысли и примеры в нужный момент. Причём человек точно понимает, что это действие Божие, приписать себе это невозможно.
Читал одного подвижника, утверждающего, что и текст, который пишет человек в Духе, подсказывает ему Он Сам. Но иногда в промыслительных целях Он прекращает Свое действие, давая уму подвижника поработать и самому. В таких случаях возможны и ошибки. Об этом говорил и прп. Серафим, когда расспрашивали о случаях его удивительной прозорливости.
 
Православный христианин
Антоний Великий говорил: "Люди обычно именуются умными (мудрыми), по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми. Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всячески. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление"

То есть читать мудрые изречения хорошо, но всё же мудрость поистине приходит не от одного чтения, но более от исполнения. Можно много знать и хорошо обо всём говорить, рассуждать, но мудрость накапливается на практике.
В собственном же смысле мудрость - это дар Божий, о котором нужно молиться, как сказано в Писании, что мудрость сходит свыше (Иак. 3:17). О чём мы и молимся в молитвах об одолении в себе страстей и обретении добродетелей. Человек может быть неучёный, косноязычный, но быть истинно мудрым по благочестию своему, как сказано в Писании:
"Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его" (Пс. 110:10)
"Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни". (Притч. 9:10–11)

_______________________________________


Хорошо говорит о стяжании мудрости Святитель Тихон Задонский:

Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» (1Кор. 1, 30). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2, 3), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» (1Кор. 2, 8) (104, 1150).

«Признаки» духовной мудрости есть (способы его приобретения): 1) Тщательное поучение в слове Божием; 2) искание руководства, совета у благочестивых и разумных людей; 3) способность с любовью принять наставления, наказания, полезные советы, обличения; 4) рассуждение о дивном Промысле Божием, о правде и милосердии Его; 5) частое воспоминание о смерти и последующем, то есть о Страшном Суде Христовом, о блаженной и неблагополучной вечности; 6) презрение к миру; 7) более всего молитва, без которой духовная мудрость существовать не может (104, 1152–1153).

Средства, при которых мы приходим к духовной мудрости, есть: 1) Святое слово Божие с помощью Духа Святого. Ибо Священные Писания, по слову апостола, «могут умудрить... во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим. 3, 15). 2) Искренняя молитва. Так говорит апостол: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» (Иак. 1, 5–6). Поэтому и Соломон говорит: «Познав же, что иначе не могу овладеть ею (премудростью), как если дарует Бог, – и что уже было делом разума, чтобы познать, чей это дар, – я обратился к Господу и молился Ему» (Прем. 8, 21). Догматам духовной мудрости научаемся не в книгах мудрецов века сего, но в книгах пророческих и апостольских и обучаемся ей в школе Святого Духа, Который посредством Своего святого слова умудряет сердца верных. Поэтому христианам, если хотим обрести духовную мудрость, нужно прилежно поучаться день и ночь в слове Божием и усердно молиться Подателю премудрости – Богу.
 
Православный христианин
Благодарю, друзья. Взяв способ (мысль) из каждого сообщения, кратко резюмирую. Способы для приобретения мудрости таковы. Пока восемь. Не считая притч.

1. "По сути, мудрость можно стяжать, исполняя заповеди Божии". 2."Хранить свою нравственность" 3. "Страх Господень...вот секрет всякой мудрости". 4."Постоянное чтение слова Божия". 5."Советуясь с духовно опытными людьми; с богобоязненными людьми". 6. "Постоянное памятование о Боге". 7. "Мудрость - обретается через молитву ( Богородице есть икона " Прибавление ума". 8. "И конечно же в молитве нужно просить Бога, чтобы просветил наш ум, дал нам благодатный дар рассуждения, дал мудрость поступать правильно".
О. Не прочитал сразу. В принципе то, что привёл ниже вы уже знаете. ещё можно добавить к перечисленному следующие два упражнения:

9.
Св. Феофан Затворник рекомендует порассуждать о тех или иных свойствах Господа. Так в книге "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться" в 50-ом слове пишет: "Напрягаясь держать мысль о Боге, держите её не голою, а соединяйте с нею и все известные Вам понятия о Боге, Божеских свойствах и действиях, углубляя ум то в то, то в другое. Размышляйте больше о творении Божием и промышлении, о воплощении Бога-Слова и совершенном Им деле спасения нашего, о Его смерти, воскресении и вознесении на небо, ниспослании Духа Святаго, устроении святой Церкви, хранительницы истины и благодати, и об уготовании обителей небесных для всех верующих в Царстве Небесном и для Вас самих. Приложите размышление и о свойствах Божиих: неизреченной благости, премудрости, всемогуществе, правде, вездесущии, вседержительстве, всеведении, всеблаженстве и величии...": https://predanie.ru/book/68242-chto-est-duhovnaya-zhizn-i-kak-na-nee-nastroitsya/

10. Ещё Св. Феофан Затворник даёт такое упражнение сразу там же вслед за 50 словом в 51 пишет: "Святитель Тихон навел меня на следующее для Вас полезное указание — именно как всякую вещь превращать в проповедницу истин Божиих и в напоминательницу о Боге.

Вы писали, что занятия по дому отвлекают мысль от Бога. Я указал Вам, как сделать, чтобы они не отвлекали. Но Вы не помянули ещё об одном могущем отвлекать и действительно отвлекающем ум от Бога. Это то, что всякая вещь внешняя, действующая на чувства, обращает на себя внимание наше и покушается оторвать его от Бога. Но есть и здесь некоторый прием, при коем вещи видимые не отвлекать, а привлекать будут к Богу. Как же это?

Надобно Вам все вещи, какие бывают у Вас на глазах, перетолковать в духовном смысле, и это перетолкование так набить в ум, чтобы, когда смотрите на какую вещь, глаз видел вещь чувственную, а ум созерцал истину духовную. Например, видите Вы пятна на белом платье и чувствуете, как неприятно и жалко это встретить. Перетолкуйте это на то, как жалко и неприятно должно быть Господу, ангелам и святым видеть пятна греховные на душе нашей, убеленной созданием по образу Божию, возрождением в купели крещения или омытием в слезах покаяния. Слышите Вы, что малые дети, оставшись одни, поднимают беготню, шум и гам. Перетолкуйте это на то, какой поднимается шум и гам в душе нашей, когда отходят от нее внимание к Богу со страхом Божиим. Обоняете Вы запах розы или другой какой и Вам приятно, но, попав на течение дурного запаха, Вы отвращаетесь и зажимаете нос. Перетолкуйте это так: всякая душа издает свой запах [10]: добрая — хороший, страстная — дурной. Ангелы Божии и святые, а нередко и земные праведники обоняют сей запах и о хорошем радуются, о дурном же скорбят.

Это я говорю Вам только для примера, а всякая вещь разные может порождать духовные мысли, у одного одни, у другого другие. Как найдете более для себя пригожим, так и перетолкуйте все Вас окружающее и могущее встретиться кроме того. Начинайте с дома и перетолкуйте все в нем: самый дом, стены, кровлю, фундамент, окна, печи, столы, зеркала, стулья и прочие вещи. Перейдите к жильцам и перетолкуйте родителей, детей, братьев и сестер, родных, слуг, приезжих и прочее. Перетолкуйте и обычное течение жизни: вставание, здорование, обед, работы, отлучки, возвращения, чаепитие, угощения, пение, день, ночь, сон и прочее, и прочее, и прочее.

В пособие себе возьмите опять же святителя Тихона. У него целых четыре книги таких перетолкований написано под именем «Сокровище духовное, от мира собираемое». Возьмите и почитайте. Почитавши и видя, как он это делает, навыкнете и сами собою делать то же. А то и прямо усвояйте себе его перетолкования. Если, может быть, прочитание тех книг покажется Вам слишком долгим делом, то у него есть и сокращенное всего перетолкование под заглавием «Случай и духовное от того рассуждение» (том 2). Тут он перетолковал 176 случаев, всякий коротко. И Вам небольшого будет стоить труда пересмотреть их со вниманием, между тем они обнимают все, что Вам занадобится перетолковать. Впрочем, как знаете, только непременно сделайте так, как Вам предлагается.

Когда это сделаете, то всякая вещь будет для Вас что книга святая или что статья в книге. Тогда и всякая вещь будет приводить Вас к мысли о Боге, как и всякое занятие и дело. И будете Вы ходить среди чувственного мира, как в области духовной. Все Вам будет говорить о Боге и поддерживать Ваше внимание к Нему. Если всякий раз Вы будете прилагать к сему напоминанию страх Божий и благоговеинство пред Его величием, то каких Вам ещё нужно учителей и вразумителей?!

Но конечно, нужны и труд и напряжение, как умовое, так и сердечное. И не жалейте себя. Пожалеете себя — сгубите себя. Не пожалеете — спасете. Отбросьте Вы то неправое действование, какое часто нападает, и едва ли не на всех: что на всякое дело мы не жалеем труда, а на дело спасения жалеем его. Думается нам, что тут стоит только подумать и захотеть — и все готово. А на деле не так бывает. Дело спасения — первое дело. Стало быть, и труднейшее. По важности дела и труд. Трудитесь же, Господа ради! Вот-вот и плод увидите. А не станете трудиться, останетесь ни при чем и будете никуда негожая. Избави Вас, Господи, от сего!"
 
Православный христианин
Читал одного подвижника, утверждающего, что и текст, который пишет человек в Духе, подсказывает ему Он Сам. Но иногда в промыслительных целях Он прекращает Свое действие, давая уму подвижника поработать и самому. В таких случаях возможны и ошибки. Об этом говорил и прп. Серафим, когда расспрашивали о случаях его удивительной прозорливости.
Когда дело касается Промысла или Домостроительства, дух человека, принявшего Дух Святой, водится Им, и человек имеет кристальную ясность мысли и в беседе/проповеди, и в написании текста. Поэтому и нужные мысли и цитаты Богом подаются без задержек, и не надо думать, что сказать или написать, это могущественное действие Благодати. Человек в Духе Святом затрагивает некоторые вопросы не потому что он прозрел их насущность, а потому что Бог это вкладывает в человека. Конечно, я сейчас не затронул высокие духовные степени, когда Бог очень духовным людям открывает будущее о других людях и Промысел о них, это уровень святых старцев. Ну а маловажные вопросы, не требующие присутствия Божия, могут решаться исходя из духовной мудрости человека, тут и возможны некоторые ошибки. Впрочем, я бы сказал, что это чаще даже не ошибки говорящего, а неспособность восприять сказанное - когда духовный уровень собеседующих, или писателя и читателя, слишком разнится. Так, например, читая Святых Отцов, мы можем глубоко воспринимать их тексты только на основе уже имеющегося духовного опыта. Без оного мы вынуждены просить у Бога хоть немного просветить на несовершенный ум, чтобы хоть чуть-чуть иметь возможность приять крупицы мудрости святых.
 
Православный христианин
Эти озарения, наверно, созерцания логосов творения и Писания. Они становятся постоянными через памятование о Боге, рассматривание с этой целью творения и чтение Писаний. Признаки их такие же. Озарение, невербализуемость, распространение на все тело. В отличие от происков лукавого, признаки которых: нестройное жжение, образность, локализация.
Если мудрость "подвести" только лишь к созерцанию, то останется только "невербализуемость", как бы об этом узнали другие?
Я не хочу приводить множество примеров, вроде чуда пятидесятницы, но и возражать вам тоже незачам. Просто бывает и другая умудренность ( Со старостью приходит мудрость, но чаще старость приходит одна. Навеяло.), я имею в виду поэзию:
"Откуда начинается река?
Как возникает первая строка
Когда перо берет твоя рука
И пишет слово?
Тогда, когда дорога нелегка
Когда бегут по небу облака
Звезда мерцает в чаше родника
Ты счастлив снова"
 
Сверху