Юлианский календарь

Несколько дней назад, по телевизору, один священник, говоря о календаре, сказал словами из песни Макаревича – «не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

В Интернете я читал ответ Митрополита Кирилла на вопрос – «не собирается ли православная церковь перейти на григорианский календарь».
Ответ был примерно такой. - Для нашего спасения календарь не имеет ни какого значения. Раньше, в некоторых поместных церквах даже Пасху отмечали в разное время, и это не считалось серьёзным разногласием. Верующие, с детства привыкшие отмечать Рождество 7 января в случае перехода на григорианский календарь будут испытывать неудобства.

В передаче «Слово пастыря», которая вышла в эфир 9 декабря 2006г. Митрополит Кирилл сказал, что священники, проповедуя Евангелие, не только могут, но и должны подстраиваться под особенности того или иного народа, ни в коем случае не меняя сути учения Спасителя.

Давайте рассмотрим этот вопрос с другой стороны.
Во всём мире дети ждут подарков к Рождеству, к Рождеству наряжаются ёлки, взрослые уходят на рождественские каникулы.
Разве не это есть мощнейшая пропаганда христианства?
А у нас в годы строительства коммунизма, искусственно сложили другую традицию – дети и взрослые как чуда ждут Новый год, самый весёлый и любимый праздник, а в Рождество, уставший от застолья народ, извините, похмеляется. В новогоднюю ночь вся страна гуляет, небо светится от фейерверков, а у православных пост.
А ведь в нашей стране, весёлый новогодний праздник был специально придуман коммунистами, чтоб затмить Рождество и расколоть общество.
Четыреста лет назад православная церковь отказалась перейти на григорианский календарь – и это было мудрое решение. Не возможно было бы объяснить необразованному, но религиозному народу причину такой перемены и раскола было б не избежать.
Сейчас же наоборот, есть возможность поставить всё с головы на ноги и объединить наш народ и православных и сочувствующих в едином великом и радостном празднике Рождества.
Может, стоит взвесить неудобства и преимущества перехода на григорианский календарь, раз уж было сказано, что «священники не только могут, но и должны…», и помня о том, что главной задачей любого священника является пропаганда христианства.
 
Башкирия
Православный христианин
Переход на новый стил для Русской церкви невозможен, исходя из исторического опыта раскола 17 века, вызванного переменой обрядов. Перемена календаря даст тотже результат, так что будем нести немощи немощных и справлять Рожество 7 января
 
То есть, обжегшись на молоке – дуем на воду? А если спросить мнение церкви, я имею в виду прихожан. Демократия всё же. Я не предлагаю рубить с плеча. Давайте для начала здесь обсудим этот вопрос.
 
Не помню, где читал, но вроде бы в 20 годы прошлого столетия, когда поднимали данный вопрос, обратились к одному оптинскому старцу, чтоб он у Бога спросил, угодно ли Ему изменение календаря. Ответ был – нет. За это время много воды утекло, обстоятельства изменились, может стоит ещё раз спросить?
На форуме же, мне хотелось бы понять, есть ли смысл изменять календарь, будет ли от этого польза?
С уважением Игорь
 
Москва
Крещён в Православии
Не поняла, чего ради менять церковный календарь? Чтобы ханку пить на новый гражданский год и фейерверки устраивать по ночам?
Прекрасно все православные знают, что причина отказа от нового календаря та, что Пасха православная периодически будет совпадать с иудейской пасхой, а это недопустимо. Так же и Петров пост будет в отдельные года выпадать из календаря.
Будем смиряться, что у нас нет праздника светского, чтобы иметь праздник духовный. Христианин же, который не хочет ради Христа поступиться и малым, как сможет быть верным Господу в большом? Простите.
 
Москва
Крещён в Православии
Здравствуйте Любовь. К.сожалению, я не знаю того, что, как вы говорите, известно всем православным. Объясните? И ханку всегда считал наркотиком.
Добрый вечер, Игорь!
О Пасхалии можно почитать на нашем сайте "Азбука веры" http://azbyka.org/dictionary/15/pashaliya.shtml
Пасха это центральное событие церковной и духовной жизни христиан и весь церковный год подчиняется ему.
 
Добрый вечер, Любовь! Мои познания совпали с написанным в Пасхалии – Пасха ни какого отношения к календарю не имеет, если не считать того, что воскресения в старом календаре и в нынешнем совпадают. А что будет, когда расхождение составит 15 дней?
И еврейская Пасха нашей не помеха – наша всё равно будет лишь через неделю. Они не могут совпасть. Про выпадение Петрова поста просветите меня не разумного?
 
Москва
Крещён в Православии
Добрый вечер, Любовь! Мои познания совпали с написанным в Пасхалии – Пасха ни какого отношения к календарю не имеет, если не считать того, что воскресения в старом календаре и в нынешнем совпадают. А что будет, когда расхождение составит 15 дней?
И еврейская Пасха нашей не помеха – наша всё равно будет лишь через неделю. Они не могут совпасть. Про выпадение Петрова поста просветите меня не разумного?

Я бы не хотела отвечать на этот вопрос свои словами, нужно поискать ответ в книгах или интернете. Хорошо бы, вам самим это сделать, как автору темы.
А пока ответьте мне на очень простой вопрос. Я родилась в день празднования Казанской Божей Матери, если допустить, что Церковь перейдет на новое летоисчесление, то какой праздник придется на мое день рождения? А как быть тем, кому родители давали при рождении имена по святцам? Их дети тогда не будут иметь никакого отношения к своим тезоименитым святым? Сперва Церковь отметит память святого и лишь через 2 недели будет день рождения. Для многих верующих это станет скорбью и смущением.
 
Москва
Крещён в Православии
Так все же, почему?

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о календарной точности и церковной традиции

В позиции Святой Церкви есть более чем веские доводы непременно исчислять свое время по тому календарю, по которому жили во времена Христа. (Кстати, КАЛЕНДАРИУМ в переводе с латыни — это «долговая книга». Мы несем ответ за время, данное каждому из нас Богом.)
Мы не будем сейчас вдаваться в споры ученых, какой календарь более точный: старый, Юлианский, или новый, Григорианский. Посмотрим на вопрос с другой стороны.
Что такое светский календарь? В основе его лежит периодичность движения небесных светил. А как быть с церковным календарем, который соотносит наш мир — с миром совершенно иным, духовным, нематериальным; наше земное время — с вечностью, с тем состоянием бытия, когда времени уже нет?
Для того, чтобы соотнести эти несовместимые понятия надо, чтобы их — Вечность и время, Дух и материю — объединяло что-то или Кто-то. В этой таинственной точке, где пересекаются время и вечность, перед нами на Кресте предстает Богочеловек, Иисус Христос. Надо понять, что именно Христос, Его жизнь лежит в основе христианского времяисчисления. Вехи Его жизни: Рождество, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение — это те события, из которых строится церковный год.
Христос жил в то время, когда древний мир пользовался календарем, введенным Юлием Цезарем в 45 году до Рождества Христова. Это календарь, который одни ученые называют более точным, чем позднейший Григорианский, другие — менее точным, но именно он был в дни жизни Христа Спасителя. И, естественно, он взят за основу церковного календаря.
В канонах церковных есть такое правило: Пасха, то есть праздник Воскресения Христова, непременно должна праздноваться после Пасхи иудейской и не совпадать с ней. Почему это именно так? Спаситель был распят и умер на Кресте накануне иудейской Пасхи и в третий день воскрес. Если мы пользуемся старым Юлианским календарем, то эта хронология сохраняется, а если переходим на Григорианский, то Воскресение может совпасть с днем распятия, иудейской Пасхой, или даже предшествовать ему. В этом случае изменчивое время, а не жизнь Богочеловека кладется в основу богослужебного времяисчисления и искажает его.
Но скажут: каждый календарь требует доказательств периодичности — весна сменяется летом, осень зимою. Это мы прекрасно знаем по светским календарям. Но и в церковном календаре события жизни Иисуса Христа следуют одно за другим, причем самое поразительное, что те моменты Его жизни, которые были связаны с особыми проявлениями в нашем материальном мире, ежегодно повторяются особыми явлениями, которые обычно называют чудом.
Так, именно по старому церковному стилю в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, Православной Пасхи (которая, как вы знаете, бывает каждый год в разные дни), в Иерусалиме на Гроб Господень снисходит Божественный Благодатный огонь, который знаменует огненное воскресение Христа. Напомню, что снисходит этот огонь накануне Пасхи по православному календарю и свойства этого огня особые: первые несколько минут он не обжигает и люди могут омывать им лица. Это удивительное зрелище, которое происходит каждый год при десятках тысяч свидетелей и снимается на сотни видеокамер.
Другое особого рода соприкосновение Богочеловека с материей было во время Его Крещения, когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю или календарю (называйте как угодно), когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это, повторю, происходит каждый год и также только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю.
В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но все воды приобретают это первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. А на следующий день все воды приобретают свои обыкновенные свойства.
Крещенская вода освящает, исцеляет, сообщает особую благодать Божию каждому человеку, с верою причащающимся ее.
Или еще один пример. Праздник Преображения – тот день, когда Господь преобразился, дивно изменился перед своими учениками во время молитвы на горе Фавор и облако покрыло их, как описывается в Евангелии. С тех пор ежегодно, именно в день празднования Преображения и только по Юлианскому календарю на гору Фавор в Галилее, на самую вершину ее, где расположен православный храм, спускается облако и на некоторое время покрывает полностью храм. Замечу, что во все остальные дни года облаков на Фаворе не бывает практически никогда. Редко — в январе в сезон дождей. А Преображение празднуется Православной Церковью в середине августа.
В церковной будем как величайшее достояние сохранять церковный календарь, как бы нас ни убеждали отказаться от него.
 
Москва
Крещён в Православии
Об исчезновении Петровского поста
в случае перехода на Григорианский календарь.


Католики стали нарушать правила Соборов, иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как было в 1864, 1872, 1883, 1891гг., вместе с иудеями, как в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 году. По григорианскому календарю в некоторые годы может сместиться Пасха, следовательно, и Пятидесятница, тогда для поста апостолов Петра и Павла не остается времени. Об установлении этого поста в Церкви говорится еще в Апостольских постановлениях: "после Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь" (Кн.5, гл.19).

Советую прочитать всю статью целиком, там практически можно найти ответы на все недоуменные вопросы: http://www.ihtus.ru/112002/o38.shtml
И какое у статьи чудное название:Юлианский календарь - икона времени
 
Башкирия
Православный христианин
В первом тысячелетии не было единого дня празднования Пасхи и все все равно все были православны и друг друга за это не кушали, а вот когда изсякла в христианах любовь тогда и началось, а теперь закоренело, большинство православных церквей живут по новому стилю, Небо от них из-за этого дальше не стало.
 
Москва
Крещён в Православии
вера в календарь и его чуть ли не святость одна из ересей, нет разницы когда праздновать Пасху
Это вы о. Вячеслав от имени всей Церкви говорите? Тогда кто и когда из святых говорил так? Или дайте, пожалуйста, ссылку на решение церковного собора. Когда он был?
Если мы перейдем на светский календарь, то из истории человечества, а главное из жизни Церкви, выпадут несколько дней, 14 или 15. Но у Бога каждый день благословлен, как же мы откажемся от них? "На Тебе, Господи, назад эти дни, они у нас лишние в календаре".
 
Москва
Крещён в Православии
Ребята! Давайте жить дружно!
Если в духе и истине, то возражений нет.
А любить ближнего или отступать от любви, не от календаря зависит, но от того, кто как подвязался. Желает ли он исполнять заповеди Божии, а они все строятся на любви к Богу и ближнему или же человек ищет легких и удобных путей на Небо, пренебрегая заповедями.
P.S. Разговор о любви к ближнем очень важный, но он не имеет отношения к церковному календарю. Если хотите можете открыть новую тему: "Любовь к ближнему".
 
Башкирия
Православный христианин
http://www.liturgica.ru/bibliot/kalender.html
Перенос Пасхи на воскресный день

Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни принимал участие в иудейских праздниках (Ин. 2, 13—25; 5, 1—47) и Его примеру следовали апостолы после Вознесения (Деян. 2, 1; 20, 16). Поэтому самым древним литургическим обычаем было совершение христианами Пасхи в день 14 нисана, т. е. в тот же самый день, когда иудеи совершали свой праздник. Этой практике долгое время продолжали следовать христиане римской провинции Асия, получившие в науке название четыренадесятники (от слова «четыренадесять», т. е. 14-ый день лунного месяца). Их практика являлась не просто «иудействованием», а имела глубокое богословское обоснование, т. к. в этот день и иудеи, и первые христиане ожидали пришествие Мессии002. Пост асийцев имел характер «поста за заблудших братьев из народа» (т. е. иудеев), которые в это время совершали свой праздник.003 В остальной же Церкви была произведена первая важная пасхальная «реформа»: праздник Пасхи было решено совершать в первый воскресный день после 14 нисана. Такое изменение также имело богословскую основу, однако более «историческую»: согласно Евангелиям Христос воскрес «в первый день после субботы», т. е. в воскресенье (Мф. 28, 1), а предшествующий пост в пятницу и субботу был посвящен здесь воспоминанию Крестной Смерти Спасителя.004 Обе практики имели, безусловно, право на существование, однако подобная ситуация вызывала соблазн в среде верующих.
Впервые разница в праздновании стала предметом обсуждения при посещении св. Поликарпом Смирнским римского еп. Аникета ок. 155 г., однако единообразия в практике достигнуто не было, т. к. обе стороны желали сохранить свою традицию.005 Тем не менее церковное общение не было прервано — оба епископа совершили Евхаристию в подтверждение своего единства во Христе, засвидетельствовав тем самым, что вопрос пасхальной даты не является догматическим и не может служить причиной церковного разделения.
Однако такое мирное сосуществование двух практик продолжалось недолго и вскоре возник серьезный конфликт, инициированный Римом. Римский епископ Виктор (189—198) в 195 г. под угрозой отлучения потребовал от малоазийцев праздновать Пасху вместе с остальной Церковью. Поликрат Ефесский написал ему послание, где объяснял правомочность своей традиции, возводя ее к апостолам. Римская практика с точки зрения малоазийцев была, очевидно, «нововведением», «реформой», однако Виктор тем не менее отлучил их от евхаристического общения.
Такая резкая позиция римского епископа вызвала протест даже в среде тех, кто праздновал Пасху по римскому обычаю. Так, св. Ириней Лионский написал послание еп. Виктору, в котором рекомендовал ему пребывать в мире с совершающими Пасху 14 нисана. Разница в праздновании Пасхи, по мнению святителя, существовала всегда, малоазийцы сохраняют очень древнюю традицию, и прерывать евхаристическое общение по обрядовому вопросу нельзя.006

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/pashalia-canon.htm

К началу IV в. в христианском мире употреблялись три пасхалии. Первая из них, александрийская, основывалась на 19-летнем александрийском лунном цикле и была наиболее распространена. Вторая, основанная на 84-летнем лунном цикле, применялась Римской Церковью. Наконец, третья, основанная на 19-летнем сирийском лунном цикле, применялась христианами Сирии, Киликии и Месопотамии. Эта пасхалия сильно отличалась от остальных двух в следующем смысле. В Риме и Александрии жили по солнечному календарю, а лунно-солнечный применялся лишь для расчета Пасхи. Иное дело в Сирии - там лунно-солнечный календарь испокон веков был общенародным календарем, который сохранил свое значение и после введения официального солнечного (юлианского). В этом сирийском календаре (наследнике вавилонского) был месяц нисан, и поэтому для сирийских христиан совершенно естественно было праздновать Пасху в первый воскресный день после 14 нисана своего календаря.
По сирийскому календарю Пасха дважды в течение 19 лет праздновалась гораздо раньше, чем по александрийскому. Оказалось также, что сирийский лунный цикл совпадает с тем, который к тому времени стали использовать для расчета своей Пасхи иудеи. Причину этого совпадения выдающийся русский церковный историк В.В. Болотов (1853-1900) видел в следующем: "Когда разрушен был иудейский храм, для иудеев сделались практически безразличны некоторые подробности их древней календарной практики, и они усвоили ту систему интеркаляции месяцев (т.е. вставки дополнительных месяцев - А.Ч.), которой держались сирские селения, в которой они жили". Аналогичное мнение высказывает современный американский специалист в области хронологии Э. Бикерман: "современный иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочения дополнительных месяцев является все той же вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с некоторыми незначительными изменениями".
Сделаем два важных замечания. Во-первых, кроме требования не праздновать Пасху с иудеями каноны Православной Церкви содержат еще одно: не праздновать ее ранее весеннего равноденствия (см. 7-е правило св. апостолов: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина."). Этими двумя требованиями, по существу, исчерпываются канонические требования к пасхалии. Хотя, надо отметить, в 7-м правиле Антиохийского Собора неявно содержится еще одно: нельзя отделяться ("особитися") от общепринятой пасхалии. Если таковой нет (напомним, что во времена Никейского Собора кроме осужденной сирийской были еще две пасхалии - александрийская и римская), то весьма желательно стремиться к единству. Св. император Константин явно выразил это соображение в письме из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе: "Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день... ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения".
Что касается Православной Церкви, то она не может принять пасхалию, не соответствующую канонам и постановлению Никейского Собора. По справедливому замечанию прот. Ливерия Воронова, "попытка установить… единую новую практику ценой пожертвования "никейскими решениями", по всей вероятности, не столько помогла бы устранить "внешний" соблазн видимой христианской разделенности, сколько способствовала бы возникновению гораздо худшего "внутреннего" соблазна, связанного с появлением новых церковных разделений".
 
Здравствуйте Любовь и отец Вячеслав.Календарный вопрос очень сложный и дискуссии по нему идут много лет.
Чтоб как то упорядочить разговор, давайте сначала обсудим не нарушит ли смена календаря постановление Никейского Собора, иначе дальнейшее обсуждение не будет иметь смысла, затем попробуем выяснить полезно ли это для православия, а уж после этого задумаемся, как избежать раскола.
Если я правильно понял, все сказанное выше отцом Вячеславом, то требования Православных канонов следующие – не раньше первого полнолуния после весеннего равноденствия, обязательно в воскресенье и после иудейской Пасхи.
Я не большой знаток календарей, но скоро расхождение старого и нового календарей составят 15 дней, а это значит, что воскресенье по старому календарю будет выпадать на понедельник по новому. И как быть православным для которых понедельник является рабочим днем? Отгул брать, или требовать введения еще одного праздничного дня? А если вспомнить, что страна многоконфессиональная?. А если подумать о том, что на Пасху к храмам идут почти все крещеные?
Давайте спокойно, по христиански, разберёмся в этом вопросе.
С уважением Игорь.
 
Башкирия
Православный христианин
Ни один календарь не верен. Изменить календарную систему во власти Церкви, можно даже Рождество на лето перенести, но изменить в нашей Русской церкви это невозможно по той причине, что много "благочестивых" костьми лягут и будет смута.
 
... но скоро расхождение старого и нового календарей составят 15 дней...
Это "скоро" случиться в 2100 году, есть время подумать примириться и решить, иначе раскол неизбежен.
А по моему мнению календарь это всего лишь способ счета дней и прибавления по особой системе 29-го дня в феврале. Поэтому любой календарь имеет ошибку. Наиболее разумным было бы, по моему мнению, довериться измерениям длительности года астрономическими методами, благо технологии позволяют. и прибавлять 29 февраля при накоплении 24 часов по договоренности, всем Земным шаром, как переходим на зимнее и летнее время. Тогда все праздники раз и навсегда зафиксируются.
 
Башкирия
Православный христианин
Сверху