из Душеполезных поучений аввы Дорофея

Украина
Православный христианин
Из поучений аввы Дорофея:"Но главная причина всякого смущения, если мы основательно исследуем, есть то, что мы не укоряем самих себя. Оттого проистекает всякое подобное расстройство, оттого мы никогда не находим покоя. И нечего удивляться, когда слышим от всех святых, что нет другого пути, кроме сего. Мы видим, что никто, минуя путь сей, не обрёл покоя, а мы надеемся получить спокойствие, или полагаем, что идём правым путем, никогда не желая укорять самих себя. "

Как это точно сказано, себя любим до самозабвения(это я про себя).Как же укорить самого себя, это же переступить через лакомство, ленность, пустословие и прочая, прочая, прочая....:(
 
Православный христианин
Если бы рюмочку водки.
Они (просящие) выбрасывают хлеб,им нужны деньги на опохмел. Познакомилась с одной из них.Приносила вещи, питание, женские фенечки. А,потом узнала,что убита своим собутыльником в пьяной драке.
Иногда и" благими намерениями вымощена дорога в ад"
 
Переславль Залесский
Православный христианин
В общежитии, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил оскорбления от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрёл сию добродетель. Однажды отвёл я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своём, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно без всякого смущения: "Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это - лающие псы".
Услышав это, я преклонил голову и сказал себе: нашёл путь брат сей, и, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его.

Вопрос : От чего покрывать самого авву Дорофея ?
а мое ведение, что брат сей специально сказал так, чтобы не превозноситься в глазах отца Дорофея... скрыл свою скромность так...
 
Православный христианин
Об отвержении мира (поуч.1)

...так и мы должны подвизаться и не заботиться ни о чем мирском и служить единому Богу,дабы,как сказано,быть девою,прилежно занятою своим делом и безмолвною (2 Кор.11;2)
 
Украина
Православный христианин
а мое ведение, что брат сей специально сказал так, чтобы не превозноситься в глазах отца Дорофея... скрыл свою скромность так...
Там сразу же после описания этого случая такие слова:"Итак, случается, как я сказал, что кто-либо не приходит в смущение и от презрения ближнего, а это явная погибель."

И до этого отрывка такие слова старца:"Бывает также, что иной презирает желающего оскорбить его и потому не обращает внимания на его обиды, не считает его за человека и потому не вменяет ни во что всё, что тот говорит или делает."

Глава же называется:"
Поучение седьмое. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего
 
Украина
Православный христианин
Если бы рюмочку водки.
Они (просящие) выбрасывают хлеб,им нужны деньги на опохмел. Познакомилась с одной из них.Приносила вещи, питание, женские фенечки. А,потом узнала,что убита своим собутыльником в пьяной драке.
Иногда и" благими намерениями вымощена дорога в ад"
А вдруг эти люди купят себе еду и покушают, на два три дня проснётся нечто человеческое. Вот Вы когда познакомились с одной из них наверное выяснили что она не только пила, но ведь и ела. Ваши благие намерения у Вас никто не отнимет, как и добрые дела тоже. Возможно здесь нужно рассуждение, но не всегда, так как разсуждая можешь вообще отказаться от желания давать милостыню и появится сребролюбие (проверено на опыте своём).
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Там сразу же после описания этого случая такие слова:"Итак, случается, как я сказал, что кто-либо не приходит в смущение и от презрения ближнего, а это явная погибель."

И до этого отрывка такие слова старца:"Бывает также, что иной презирает желающего оскорбить его и потому не обращает внимания на его обиды, не считает его за человека и потому не вменяет ни во что всё, что тот говорит или делает."

Глава же называется:"
Поучение седьмое. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего
Ну вот, я опять грешника оправдал?
Вот блин!
 
Украина
Православный христианин
Православный христианин
А вдруг эти люди купят себе еду и покушают, на два три дня проснётся нечто человеческое. Вот Вы когда познакомились с одной из них наверное выяснили что она не только пила, но ведь и ела. Ваши благие намерения у Вас никто не отнимет, как и добрые дела тоже. Возможно здесь нужно рассуждение, но не всегда, так как разсуждая можешь вообще отказаться от желания давать милостыню и появится сребролюбие (проверено на опыте своём).

Доброго времени! Появилась первая мысль или чувство при виде просящих,то так и поступить. Если отрицательное действие,то подумать отчего так,а не иначе.
 
Православный христианин
Из поучения 7го. Взять к примеру сегодняшний день. На работе начальник попросил найти ему документ, я была занята, очень. Ответила ему,что некогда,потом. Он рассердился и сам нашел. Я пороптала на него,а потом глядя на иконку Божьей Матери (на столе под стеклом лежит) попросила прощения.
 
Украина
Православный христианин
Я всё же слушаю Христа:"У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ("Еванг. от Матф.", гл.VI, ст. 1-4.)"

Приведу и отрывок и из беседы святого Иоанна Златоустого о милостыне:"
Какое же может иметь оправдание или извинение, если наши предки питали на свой счет живших вдали от них, и сами ходили к ним, а мы отгоняем и тех, кои из других мест прибегают к нам, и делаем о них строгие разыскания, зная притом, что сами мы виновны во множестве грехов? Если бы Бог стал так же строго исследовать наши дела, как мы — бедных, мы не получили бы никакого прощения, никакой милости. Имже бо судом судите, говорит писание, судят вам (Мф. 7, 2). Будь же человеколюбив и снисходителен к брату твоему, прости ему прегрешения, сколь ни много их, и будь милосерд, дабы и сам ты удостоился того же. Для чего сам себе причиняешь беспокойства? Для чего делаешь разыскания? Если бы Бог повелел разведывать образ жизни (бедных), требовать от них объяснений и тщательно исследывать нравы их; тогда многие не стали ли бы роптать? не сказали ли бы: что это такое? Бог предписал нам дело трудное; мы не можем исследывать образ жизни других и знать, какие такой-то сделал грехи? Не сказали ли бы многие много и еще такого? А теперь, когда Он освободил нас от всякого такого разыскания и обещал полную награду (за подаяние милостыни), будут ли получающие ее злые, или добрые люди, мы сами на себя навлекаем беспокойства.

Посему, прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждающимся и делайте это с великою щедростию, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога. Аминь."

Хотя соглашусь с тем, что если точно знаем что деньги идут исключительно на пьянство потакать не стоит.
 
Православный христианин
Поучение 5-е О том,что не должно полагаться на свой разум.

...Святое Писание учит нас не полагаться на самих себя,не считать себя разумными,не верить тому,что можем сами управлять собою,ибо мы имеем нужду в помощи,нуждаемся в наставляющих нас по Боге.

Хожу в один храм, исповедуюсь у одного батюшки.Спрашиваю,советуюсь.Правда,грешница,не всегда получается исполнить. Могу ли я его считать духовником?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
В общежитии, прежде моего удаления оттуда, был один брат, которого я никогда не видал смутившимся или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил оскорбления от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрёл сию добродетель. Однажды отвёл я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своём, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно без всякого смущения: "Мне ли обращать внимание на их недостатки, или принимать от них обиды как от людей? Это - лающие псы".
Услышав это, я преклонил голову и сказал себе: нашёл путь брат сей, и, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его.

Вопрос : От чего покрывать самого авву Дорофея ?
Считаю все же , что святым был тот инок к кому пришел авва Дорофей...
1. Как я уже и говорил, что избежал он подобным ответом от соблазна тщеславия,проявив тем самым свою скромность, спас даже ее этим.
2. Если бы он ответил, что-то высоко духовное, то он явно бы восхитил бы авву, и сделал бы его предвзятым по отношению к себя, и тот бы его считал святым и ходил бы к нему за советами или еще чем,и это было бы известо потом и остальной братии... а инок явно того не желал.
3.Если бы действительно инок имел в себе то чувство гордости о котором он сказал,то он бы и с аввой не разговаривал и не открыл бы ему истинных сердечных своих помыслов...
 
Украина
Православный христианин
Считаю все же , что святым был тот инок к кому пришел авва Дорофей...

3.Если бы действительно инок имел в себе то чувство гордости о котором он сказал,то он бы и с аввой не разговаривал и не открыл бы ему истинных сердечных своих помыслов...

Глава называется :Поучение седьмое. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего.

Как же инок укорил себя, помоему он не себя назвал лающим псом, а других братьев. Даже если по Вашему он что то там хотел скрыть, сравнить человека с собаками гавкающими, само по себе грешно.
Евангелие от Матфея:" А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. //*Пустой человек. /**Верховное судилище.

Если бы инок действительно имел смирение навряд ли он бы сравнивал братьев с собаками. А то что он рассказал авве, так вспоминается следующие изречение Спасителя:" ...от избытка сердца говорят уста.."
 
Украина
Православный христианин
Кстати перед описанием случая так такое вступление:"Исследуем, братия, от чего происходит, что иногда кто-либо, услышав оскорбительное слово, не обращает на него внимания и переносит оное без смущения, как будто вовсе и не слыхал его; иногда же, как только услышит, тотчас смущается. Какая причина такого различия? И одна ли причина этого различия или многие? Я нахожу, что это имеет многие причины, но есть одна, так сказать, рождающая все другие причины. И скажу вам, как это бывает. Во-первых, случается, что иной после молитвы или доброго упражнения находится, так сказать, в добром расположении духа и потому снисходит брату своему и не смущается его словами. Случается также, что иной имеет пристрастие к кому-нибудь и потому без огорчения переносит всё, от него наносимое. Бывает также, что иной презирает желающего оскорбить его и потому не обращает внимания на его обиды, не считает его за человека и потому не вменяет ни во что всё, что тот говорит или делает. И скажу вам нечто такое, чему вы удивитесь. "

Кстати после описания случая авва Дорофей глаголет следующее:"Итак, случается, как я сказал, что кто-либо не приходит в смущение и от презрения ближнего, а это явная погибель.

К тому же стоит почитать и дальнейшее разсуждение аввы:"Но можем ли мы, окаянные, сказать это о себе, мы, которые так согрешаем ежедневно, и, удовлетворяя страстям нашим, оставили правый путь, указанный отцами — путь самоукорения, и идём кривым путем — укорения ближнего? И каждый из нас старается во всяком деле сложить вину на брата своего и на него возложить всю тяготу: каждый небрежёт и не соблюдает ни одной заповеди, а от ближнего требует исполнения заповедей.

К тому же старец продолжает и дальше:" И святой Антоний сказал: «Великий подвиг 43 человека состоит в том, чтобы он пред лицом Божиим возлагал всё согрешение своё на себя и ожидал бы искушения до последнего издыхания».

К тому же авва в конце повествования говорит о том что святые принимали проклятия на себя как очищение от Господа, и даже просили ближних не заступаться за них:"Где пророк Давид, который сказал о Семее: «Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида» (2Цар.16:10). Мужу ли убийце говорил Бог, чтобы он проклинал пророка? Как, ужели Господь сказал ему сие? Но пророк, имея разум духовный и зная, что милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды, сказал: «Оставите его проклинати мя» (Давида), «яко рече ему Господь»(2Цар.16:11). Для чего? «Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его» (2Цар.16:12). Видишь ли, как разумно поступал пророк? Посему-то он и остановил хотевших отмстить проклинающему и говоря: «что мне и вам, сынове Саруины? Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему» (2Цар.16:10).

Спаси Вас Бог брат Вадим, что очевидно чтобы Вы хотели чтобы я тщательно разобрался и прочёл поучение старца до конца, я вам очень благодарен, так как по нерадению читал только отрывок , воистину чудны дела Твои Господи и если мы смиримся то во всём извлекаем потребное для спасения. Ещё раз Вас нижайше благодарю, ибо через Ваши доводы и я хоть чего то хорошего поднабрался.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Глава называется :Поучение седьмое. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего.

Как же инок укорил себя, помоему он не себя назвал лающим псом, а других братьев. Даже если по Вашему он что то там хотел скрыть, сравнить человека с собаками гавкающими, само по себе грешно.
Евангелие от Матфея:" А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá»*, подлежит синедриону**; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. //*Пустой человек. /**Верховное судилище.

Если бы инок действительно имел смирение навряд ли он бы сравнивал братьев с собаками. А то что он рассказал авве, так вспоминается следующие изречение Спасителя:" ...от избытка сердца говорят уста.."
интересен сам ответ инока...то что потом для себя вывел авва, понятно и естественно...а возможно, без ответа инока этого вывода и не было бы...и как мы видим, пишет и для себя авва, как поступать... Если бы инок и впрямь имел такое расположение духа о котором он говорил,то он бы и с авва не разговаривал, или спросил, а ты кто такой, чтобы я с тобой говорил...Если человек презирает всех, то презирает всех... так что, инок скрыл свое смирение юродством,или повторюсь - отраженным духом увиденным в авве,тем, что могло случиться с ним, если бы этот дух не был осужден в зачатке...может потому авва Дорофей и стал аввой...
 
Украина
Православный христианин
Вы мне напомнили тот анекдот когда разные священнослужители сидели в аду в котлах, православный сказал что поделом мне ибо ходил в церковь как на работу, католический сказал , что сейчас просто в папской курии разберутся и меня отсюда заберут, а протестанский пастор варится в котле и говорит что он всё равно верует что это рай.

Можете выдумывать что Вашей душе угодно...))) Там в конце поучения приводится в пример поведение пророка Давида, который терпеливо сносил оскорбления Семея, и радовался что терпением поношений он может испросить у Бога прощение своих прежних грехов. Первые два случая с иноком и иноками преведены как пути ведущие в погибель, а с пророком Давидом как правильное поведение верующего. Можете думать как угодно, я не думаю что авва ошибся или чего то не разглядел, так как смиренным поведеним у инока было бы самоукорение. Ответ авве говорит только о его превозношении и осуждении, и какого либо юродства в действиях этого инока я не заметил, да и поучение не о юродстве, а о нашей душе уродстве, как впрочем и называется глава.

Если бы инок действительно был юродивым, то это бы не укрылось ни от кого, тем более от аввы Дорофея, который очевидно ничего просто так бы не написал, да и наверное знал этого инока и потом.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вы мне напомнили тот анекдот когда разные священнослужители сидели в аду в котлах, православный сказал что поделом мне ибо ходил в церковь как на работу, католический сказал , что сейчас просто в папской курии разберутся и меня отсюда заберут, а протестанский пастор варится в котле и говорит что он всё равно верует что это рай.

Можете выдумывать что Вашей душе угодно...))) Там в конце поучения приводится в пример поведение пророка Давида, который терпеливо сносил оскорбления Семея, и радовался что терпением поношений он может испросить у Бога прощение своих прежних грехов. Первые два случая с иноком и иноками преведены как пути ведущие в погибель, а с пророком Давидом как правильное поведение верующего. Можете думать как угодно, я не думаю что авва ошибся или чего то не разглядел, так как смиренным поведеним у инока было самоукорение. Какого либо юродства в действиях этого инока я не заметил, да и поучение не о юродстве, а о нашей душе уродстве, как впрочем и называется глава.
Вы в жизни часто встречали таких людей с крайней степенью пренебрежения и высокомерия о ближних? А тем более в монастыре???
 
Украина
Православный христианин
Вы в жизни часто встречали таких людей с крайней степенью пренебрежения и высокомерия о ближних? А тем более в монастыре???
Как сказал министр иностранных дел РФ Лавров:" неоднократно..." Просто об этом говорить не хочется. Я бы мог привести пример высокомерного архимандрита(сейчас в запрещении), очень грубых монахинь с крайней степенью пренебрежения, и даже женатого и имеющего собственных детей игумена (говорит что его постригли слишком рано) только зачем смушать Вас, монастырь это тоже место борьбы духовной, и не каждый в монастыре выходит из этой борьбы победителем. Да собственно в житиях святых таких случаев более чем предостаточно. Только как пел В.С. Высоцкий:" вверх таких не берут и о них не поют"...

Кстати Вы настолько упёрлись с этим иноком, что простите ставите опытность самого аввы Дорофея под сомнение, между тем как этот инок не является ни то что примером, но даже приведен как частный случай погибельного поведения и смысл поучения не подражать его мнимому " юродству", а подражать пророку Давиду, поведение которого Вы в упор не замечаете. Вы бы дочитали поучение до конца, там есть действительно значимые примеры духовной жизни.
 
Последнее редактирование:
Сверху