Кстати перед описанием случая так такое вступление:"Исследуем, братия, от чего происходит, что иногда кто-либо, услышав оскорбительное слово, не обращает на него внимания и переносит оное без смущения, как будто вовсе и не слыхал его; иногда же, как только услышит, тотчас смущается. Какая причина такого различия? И одна ли причина этого различия или многие? Я нахожу, что это имеет многие причины, но есть одна, так сказать, рождающая все другие причины. И скажу вам, как это бывает. Во-первых, случается, что иной после молитвы или доброго упражнения находится, так сказать, в добром расположении духа и потому снисходит брату своему и не смущается его словами. Случается также, что иной имеет пристрастие к кому-нибудь и потому без огорчения переносит всё, от него наносимое.
Бывает также, что иной презирает желающего оскорбить его и потому не обращает внимания на его обиды, не считает его за человека и потому не вменяет ни во что всё, что тот говорит или делает. И скажу вам нечто такое, чему вы удивитесь. "
Кстати после описания случая
авва Дорофей глаголет следующее:"
Итак, случается, как я сказал, что кто-либо не приходит в смущение и от презрения ближнего, а это явная погибель.
К тому же стоит почитать и дальнейшее разсуждение аввы
:"Но можем ли мы, окаянные, сказать это о себе, мы, которые так согрешаем ежедневно, и, удовлетворяя страстям нашим, оставили правый путь, указанный отцами — путь самоукорения
, и идём кривым путем — укорения ближнего? И каждый из нас старается во всяком деле сложить вину на брата своего и на него возложить всю тяготу: каждый небрежёт и не соблюдает ни одной заповеди, а от ближнего требует исполнения заповедей.
К тому же старец продолжает и дальше:"
И святой Антоний сказал: «Великий подвиг 43 человека состоит в том, чтобы он пред лицом Божиим возлагал всё согрешение своё на себя и ожидал бы искушения до последнего издыхания».
К тому же авва в конце повествования говорит о том что святые принимали проклятия на себя как очищение от Господа, и даже просили ближних не заступаться за них:"Где пророк Давид, который сказал о Семее:
«Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида» (
2Цар.16:10). Мужу ли убийце говорил Бог, чтобы он проклинал пророка? Как, ужели Господь сказал ему сие? Но пророк, имея разум духовный и зная, что милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды, сказал: «Оставите его проклинати мя» (Давида), «яко рече ему Господь»(
2Цар.16:11). Для чего?
«Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его» (2Цар.16:12). Видишь ли, как разумно поступал пророк? Посему-то он и остановил хотевших отмстить проклинающему и говоря: «что мне и вам, сынове Саруины? Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему» (
2Цар.16:10).
Спаси Вас Бог брат Вадим, что очевидно чтобы Вы хотели чтобы я тщательно разобрался и прочёл поучение старца до конца, я вам очень благодарен, так как по нерадению читал только отрывок , воистину чудны дела Твои Господи и если мы смиримся то во всём извлекаем потребное для спасения. Ещё раз Вас нижайше благодарю, ибо через Ваши доводы и я хоть чего то хорошего поднабрался.