... ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью (Прем. 7:28)

Православный христианин
Отче, благословите,
В прекрасном фрагменте в Прем. 7 есть острый, затруднительный стих.
Можно ли два следующие стиха считать параллельными? Об одном ли и том же они?
Как правильно понимать Прем. 7:28?

... ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью (Прем. 7:28)
Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Рим. 8:9)

... Премудрость, художница всего.
Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.
Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.
Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее.
Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.
Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью.
Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше;
ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба.
(Прем. 7:21-30)
 
Православный христианин
Отец Олег, дорогой наш, ответ нужен. Фрагмент был назван ересью, и хотя рассудочные выкладки здесь можно привести, то с параллельными местами трудней. Что Вы думаете?
 
Москва
Православный христианин
Премудрость Божия - Христос (Слово-Логос)!
Мир сотворен через Сына Божьего - Слово и Премудрость Отца, Которое воплощено во Христе (Апостольские постановления). Сын рождается вне времени (Афинагор). Божия Премудрость есть второе Лицо Троицы и начало всего (Тертуллиан).

"Исходя из этого, мы понимаем то, что написано о воплощении Господа: Господь соделал меня (т. е. Премудрость - Христа - О.С.) началом путей Своих (Притч 8:22; LXX); это означает, что во искупление творений Отца Сын воплотился от Девы. И нет сомнения в том, что речь идет о таинстве воплощения, когда во избавление творений Своих от рабства греха Господь принял плоть, дабы сокрушить страданиями тела Своего того, кто обладает властью смерти. Ибо плоть Христа - ради творений, а Божество - прежде творений, ибо Сам Он прежде всего и все заключено в Нем. Посему не творения - причина Божества, но Божество - причина творения" (Амвросий Медиоланский, Пять книг о вере).

Итак, Христос называется "началом путей" Бога, хотя как Бог Он и Безначальный.
Но Им (Христом-Логосом) премудро и твориться мир, божественными речениями (т. е. Логосом-Словом).

Допустить мысль, что помимо Христа, есть иная Премудрость (София), означает ввести 4-ю ипостась!
Что и означает софиологическая ересь.
Поэтому, слова: "... ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью" (Прем. 7:28), можно понять и так:
"кто не живет со Христом (Сыном Божиим), к тому Бог Отец не благоволит и не любит его".
И Вы совершенно правы, что эти слова, перекликаются и со следующими словами: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9).
 
Православный христианин
Спасибо, отец Олег! Внесли ясность, т.ч. о софианской ереси. Еще приходилось слышать, как фрагмент "Бог никого не любит" вызвал недоумение и просто назван ересью (ЕХБ). И здесь закономерный вопрос: если и всех одинаково любит, как некоторые настаивают, почему же не всех спасает? И этот момент Вы как раз ясно сформулировали: "кто не живет со Христом (Сыном Божиим), к тому Бог Отец не благоволит и не любит его".

Также вспомнился стих: "кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим" (Ин. 14:21). В сравнении с Рим. 8:9, здесь яснее, кто это "живущий с премудростью", которого Бог любит; а о Духе Христовом (Рим. 8:9) - к большей части фрагмента, где преимущественно о "духе разумном, святом, единородном...". И можно вроде бы сделать вывод, что:
в Прем. 7:21-30 о Святом Духе (Духе Христовом): дух разумный, святый, единородный... по чистоте своей сквозь все проходит и проникает;
и в Прем. 7:27-28 о любви Отца и спасительной благодати Духа, подаваемой во имя Христа: "... переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью".

Вы даете добро на такое понимание, отец Олег?
Или в виду слов "Божия Премудрость есть второе Лицо Троицы и начало всего" (Тертуллиан), мы не можем говорить здесь о Святом Духе, а только об ипостаси Сына? Что, впрочем, уже труднее было бы понять.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Природа Бога неизменна (Иак.1:17)! И Бог всегда есть Любовь!
- Даже когда Он нас наказывает ("Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" - Откр.3:19).
Читаем: "...Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1:17).
Но, изменяем человек...
И в этом смысле не Бог отворачивается от нас, но мы отворачиваемся от Бога; не Бог перестает любить нас, но мы перестаем любить Бога и т. д.
Но, образность библейского языка, позволяет, как-бы переносить на Бога, особенности человеческого поведения (антропоморфизм).
В противном случае, мы не смогли-бы понять многие из истин библейского Откровения.
 
Последнее редактирование:
Сверху