Достаточно ли веры от слышания для спасения?

Интересующийся
многие восточные отцы Церкви говорят о двух видах веры. Такое понимание мы находим, например, у преподобного Анастасия Синаита. «Правая вера, – пишет он, – понимается в двух смыслах: вера есть от слышания, от проповеди, а есть еще более прочная вера – как осуществление ожидаемых благ. Верой от слушания могут обладать все люди, а вторую веру стяжают только праведники».

А святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Вера – одна, но разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо, и эта вера полезна для души. Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом».

«Вера от слышания» – первый шаг к тому, чтобы убедиться на непосредственном опыте: Бог есть
У преподобного Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» мы также находим подобную мысль. «Вера между тем двояка, – пишет он, – есть вера от слышания (Рим. 10: 17)… Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11: 1) или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая – к дарам Духа».

https://www.google.com/url?sa=t&sou...Vaw1T5Z7tnYDkYlxIzCcwN78_&cshid=1629997282894


С другой стороны, в Библии сказано о спасении через веру:

К Ефесянам 2:8

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

Вопрос темы:

Достаточно ли веры от слышания для спасения через веру?
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
многие восточные отцы Церкви говорят о двух видах веры. Такое понимание мы находим, например, у преподобного Анастасия Синаита. «Правая вера, – пишет он, – понимается в двух смыслах: вера есть от слышания, от проповеди, а есть еще более прочная вера – как осуществление ожидаемых благ. Верой от слушания могут обладать все люди, а вторую веру стяжают только праведники».

А святитель Кирилл Иерусалимский учит: «Вера – одна, но разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо, и эта вера полезна для души. Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом».


У преподобного Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» мы также находим подобную мысль. «Вера между тем двояка, – пишет он, – есть вера от слышания (Рим. 10: 17)… Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11: 1) или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая – к дарам Духа».

https://www.google.com/url?sa=t&sou...Vaw1T5Z7tnYDkYlxIzCcwN78_&cshid=1629997282894


С другой стороны, в Библии сказано о спасении через веру:

К Ефесянам 2:8

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

Вопрос темы:

Достаточно ли веры от слышания для спасения через веру?
Мне кажется, что Вы найдете ответ на свой вопрос в толковании этого стиха.
Апостола Павла послание к ефесянам 2:8
Но в любом случае, мы с Вами читаем взаимосвязанные по смыслу тексты, поэтому прочитайте толкования с самого начала главы и до конца. Так как понимание этого стиха неразрывно связанно с предыдущим и последующим. Впрочем, как и во всем Писании.
А если один стих или часть побольше, оторвать от контекста, то правильное понимание практически невозможно.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Достаточно ли веры от слышания для спасения через веру?
Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

В дело вменяется подлинное покаяние, метанойя, обещание на будущее ...

Рим.4:1
. Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

Рим.4:2. Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

Рим.4:3. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».
 
Интересующийся
Мне кажется, что Вы найдете ответ на свой вопрос в толковании этого стиха.
Апостола Павла послание к ефесянам 2:8
Но в любом случае, мы с Вами читаем взаимосвязанные по смыслу тексты, поэтому прочитайте толкования с самого начала главы и до конца. Так как понимание этого стиха неразрывно связанно с предыдущим и последующим. Впрочем, как и во всем Писании.
А если один стих или часть побольше, оторвать от контекста, то правильное понимание практически невозможно.
Да, спасибо за ссылку, я прочитал. Но, к сожалению, не нашёл там точного ответа на вопрос темы. Там рассуждается о вере вообще, но никто из комментаторов не обнаруживает двух видов вер, о которых поставлен вопрос в данной теме.

Возможно, я что-то не заметил, поэтому, если хотите, приведите конкретную цитату из рекомендуемого Вами материала, которые, по-вашему, давали бы ответ на вопрос темы.

С уважением.
Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

В дело вменяется подлинное покаяние, метанойя, обещание на будущее ...
Рим.4:1. Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?

Рим.4:2. Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

Рим.4:3. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность».

Здесь о какой вере говорится? От слышания, или о той, о которой сказано в Евр. 11:1?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Здесь о какой вере говорится? От слышания, или о той, о которой сказано в Евр. 11:1?
Быт.12:1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;
Быт.12:4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
Быт.12:7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.

Полагаю, что сначала услышал (12:1),
а затем уже знал несомненно (12:7), но ушёл в Палестину, поверив "на слово", сейчас бы стали к психологу ходить.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Достаточно ли веры от слышания для спасения через веру?
Думаю, никто, кроме Господа на Страшном Суде, не даст ответа на этот вопрос.

Лично я считаю правильным следовать принципу: "Делай что должен, и будь, что будет".
 
Интересующийся

Думаю, никто, кроме Господа на Страшном Суде, не даст ответа на этот вопрос.

Лично я считаю правильным следовать принципу: "Делай что должен, и будь, что будет".
Спасибо за участие в теме, Олег Лесняк.

А как, по-вашему, относится ли к одной из двух вер та, о которой упоминается в

Иакова 2:19

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Если да, к какой именно? Если нет - почему?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спасибо за участие в теме, Олег Лесняк.
Во славу Божию!

как, по-вашему, относится ли к одной из двух вер та, о которой упоминается в

Иакова 2:19

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Если да, к какой именно? Если нет - почему?
По-моему, не относится. В Вашем стартовом сообщении приводятся цитаты о вере людей. А Ап. Иаков говорит о вере бесов, падших ангелов. Их вера - это знание. Бог сотворил их и все они лично знают Его.
 
Интересующийся
Во славу Божию!


По-моему, не относится. В Вашем стартовом сообщении приводятся цитаты о вере людей. А Ап. Иаков говорит о вере бесов, падших ангелов. Их вера - это знание. Бог сотворил их и все они лично знают Его.

Иаков положительно отзывался о вере в том стихе:

Иакова 2:19

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Как полагаете, можно поставить знак равенства между верой того, на кого реферирует местоимение "ты" и между верой бесов?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Иаков положительно отзывался о вере в том стихе:

Иакова 2:19

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Как полагаете, можно поставить знак равенства между верой того, на кого реферирует местоимение "ты" и между верой бесов?
Он говорит о том, что помимо веры нужны дела. Милосердие и любовь. Иначе, если этих дел не будет, ставить знак равенства не только можно, но и необходимо.
 
Интересующийся
Он говорит о том, что помимо веры нужны дела. Милосердие и любовь. Иначе, если этих дел не будет, ставить знак равенства не только можно, но и необходимо.

Кстати, о делах веры.
Как Вы относитесь к тому, что дело - это и есть сама вера?

От Иоанна 6:28-29

28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Кстати, о делах веры.
Как Вы относитесь к тому, что дело - это и есть сама вера?

От Иоанна 6:28-29

28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
Поздравляю Вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы! Желаю Вам Её заступничества и помощи.
Что до Вашего вопроса.
Там же, в Евангелии от Иоанна, Господь говорит "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам" (Ин.14:11), а затем: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.14:15).
Вот дела, а не просто вера.
Вы согласны, что это так?
 
Православный христианин
Как полагаете, можно поставить знак равенства между верой того, на кого реферирует местоимение "ты" и между верой бесов?
Вера без дел мертва, если им уподобиться, то есть верить и нагло грешить, то именно это называется хулой.
 
Интересующийся
Поздравляю Вас с праздником Успения Пресвятой Богородицы! Желаю Вам Её заступничества и помощи.
Что до Вашего вопроса.
Там же, в Евангелии от Иоанна, Господь говорит "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам" (Ин.14:11), а затем: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин.14:15).
Вот дела, а не просто вера.
Вы согласны, что это так?

Спасибо за поздравление, Олег Лесняк. Примите и с моей стороны взаимно. Мира Вам, радости и праведности во Святом Духе!

В целом с Вами согласен, но не стал бы противопоставлять веру, как само действие, следованиям заповедям Христа, в формате исполнения тех дел, без которых вера мертва, потому что то, о чём говорит Христос в Иоан. 6:29, вполне можно рассматривать, как Его заповедь, конкретно указывающую на то дело Божье, о котором спрашивали Его ученики. И это совсем не просто вера, как Вы изволили заметить, а именно дело Божье. Это важно, потому что вера может быть разная, в том числе и бесовская, основанная на знании, как у бесов. И, конечно, не эту веру имел ввиду Помазанник, когда отвечал на вопрос о том, что делать для того, чтобы творить дела Божьи.

Кроме того, я бы хотел выяснить, что следует понимать под заповедями Христа, раз уж речь зашла о них в связи с верой. Это те заповеди, которые Отец дал Самому Христу, или те, которые Христос дал ученикам?
Дед Сергий написал(а):
Вера без дел мертва, если им уподобиться, то есть верить и нагло грешить, то именно это называется хулой.

Это верно, но вопрос стоял о природе веры. У бесов вера, основанная на знании. Они первыми исповедали Христа, как Святого Божьего:

От Марка 1:23-24

23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: 24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

εἴδω
1. видеть, созерцать, смотреть, глядеть;
2. знать, познавать;
иногда употр. со знач.: принимать во внимание, заботиться;
син. 1097 (γινώσκω), 1987 (ἐπίσταμαι).

Означает ли это, что сама природа веры, основанной на знании, которое достигается через действие εἴδω по отношению ко Христу, бесовская? Такая вера и у людей бывает, не так ли?

Как Вы понимаете само это действие? Есть ли в этом действии отличие от таких действий, как гиноско и эпистамэ ( они даны в синонимическом ряду в выше приведенной словарной статье.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Означает ли это, что сама природа веры, основанной на знании, которое достигается через действие εἴδω по отношению ко Христу, бесовская? Такая вера и у людей бывает, не так ли?
25 И строго сказал ему Иисус: замолчи и выйди из него.

Я заметил, что Вы озабочены филологией и синонимами, чтобы выискать новые значения евангельского текста, ЗАЧЕМ?
Притом, уделяя внимание деталям, проходите мимо ВАЖНОГО.
Например, упуская из виду, что вера, как форма ПредЗнания, уже включает Христа, как действующее (на верующего) начало:
"замолчи и выйди из него" - это бесам адресует, а человеку?

Мк.9:23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
Мк.9:24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Мк.9:25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
Мк.9:26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Мк.9:27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

Обрати внимание на выделенное, Господь исцелил САМ (прогнал очередного беса), но УЧИТЕЛЬНО указал человекам на инструмент таких действий:
1) ВЕРА в Бога и
2) Обращение к Нему;
*************************************************************************
Дискуссия об оттенках знания, как такового, бесплодна здесь, это продолжение вечной темы о степенях знания:
1) услышать о халве;
2) посмотреть на неё;
3) понюхать халву;
4) съесть кусочек;
5) исследовать послевкусие;
6) запить глотком холодной воды и съесть второй кусочек, сравнив ощущения с (4).

Я не поведусь в дискуссии в эту сторону.
 
Интересующийся
25 И строго сказал ему Иисус: замолчи и выйди из него.

Я заметил, что Вы озабочены филологией и синонимами, чтобы выискать новые значения евангельского текста, ЗАЧЕМ?
Притом, уделяя внимание деталям, проходите мимо ВАЖНОГО.
Например, упуская из виду, что вера, как форма ПредЗнания, уже включает Христа, как действующее (на верующего) начало:
"замолчи и выйди из него" - это бесам адресует, а человеку?

Мк.9:23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
Мк.9:24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Мк.9:25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
Мк.9:26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Мк.9:27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

Обрати внимание на выделенное, Господь исцелил САМ (прогнал очередного беса), но УЧИТЕЛЬНО указал человекам на инструмент таких действий:
1) ВЕРА в Бога и
2) Обращение к Нему;
*************************************************************************
Дискуссия об оттенках знания, как такового, бесплодна здесь, это продолжение вечной темы о степенях знания:
1) услышать о халве;
2) посмотреть на неё;
3) понюхать халву;
4) съесть кусочек;
5) исследовать послевкусие;
6) запить глотком холодной воды и съесть второй кусочек, сравнив ощущения с (4).

Я не поведусь в дискуссии в эту сторону.

В эпизоде Мк. 9:23-27 Христос, утверждая, что если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему, явно имел ввиду не ту веру, которая была у отца отрока, сказавшего, что он верует, не так ли?
Исходя из слов отца отрока, вера его, по сути, была неверием, потому что он открыто попросил помочь его неверию.
Как, по-вашему, был ли отец отрока прав в оценке своей веры, как неверия?
 
Православный христианин
Исходя из слов отца отрока, вера его, по сути, была неверием, потому что он открыто попросил помочь его неверию.
Как, по-вашему, был ли отец отрока прав в оценке своей веры, как неверия?
Вышли на продуктивное плато дискуссии: "утопающий хватается за соломинку" - по - Вашему
отвечу вопросом на вопрос: является ли соломинка надёжным плавсредством?
****************************************************************************

13 Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасётся».
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?»
17 Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия.

Послание к Римлянам 10 глава — Библия: https://bible.by/syn/52/10/

Толкования на Рим. 10:17​

Свт. Феофан Затворник
Темже убо вера от слуха, слух же глаголом Божиим
Слова сии сказаны по поводу слов пророческих. Пророк говорит: кто верова слуху нашему (Ис. 53:1), — то есть тому, что мы влагаем в слух слышащих. Очевидно, что, по Пророку, вере предназначено зарождаться от слуха, или слушания, когда слух поражаем бывает глаголами Божиими. Глаголы Божии поражают слух, чрез слух проходят в ум и сердце и зарождают веру. Итак, слушай, принимай слышимое за глаголы Божии и веруй — и больше этого ничего не требуй.

Вы видите, что вера - дело Бога, но человек (даже в неверии, но надеясь, обойдя всех лекарей и ворожей), отчаясь в излечении сына пришёл ко Христу ... малость некую надо самому сделать.
***************************************************************************************************************************
Мф. 7:7
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Итак, вера его была мала (а вдруг?!), но пришёл, привёл сына и ... вера - оправдана!
 
Интересующийся
Вышли на продуктивное плато дискуссии: "утопающий хватается за соломинку" - по - Вашему
отвечу вопросом на вопрос: является ли соломинка надёжным плавсредством?
****************************************************************************

13 Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасётся».
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: «Господи! кто поверил слышанному от нас?»
17 Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия.

Послание к Римлянам 10 глава — Библия: https://bible.by/syn/52/10/

Толкования на Рим. 10:17​

Свт. Феофан Затворник
Темже убо вера от слуха, слух же глаголом Божиим
Слова сии сказаны по поводу слов пророческих. Пророк говорит: кто верова слуху нашему (Ис. 53:1), — то есть тому, что мы влагаем в слух слышащих. Очевидно, что, по Пророку, вере предназначено зарождаться от слуха, или слушания, когда слух поражаем бывает глаголами Божиими. Глаголы Божии поражают слух, чрез слух проходят в ум и сердце и зарождают веру. Итак, слушай, принимай слышимое за глаголы Божии и веруй — и больше этого ничего не требуй.

Вы видите, что вера - дело Бога, но человек (даже в неверии, но надеясь, обойдя всех лекарей и ворожей), отчаясь в излечении сына пришёл ко Христу ... малость некую надо самому сделать.
***************************************************************************************************************************
Мф. 7:7
Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Итак, вера его была мала (а вдруг?!), но пришёл, привёл сына и ... вера - оправдана!

Вы дали хороший комментарий о вере от слышания.

Но давайте ещё раз вернёмся к Отцам, которые толкуют о двух видах веры.

Напомню цитату из первого постинга.

У преподобного Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» мы также находим подобную мысль. «Вера между тем двояка, – пишет он, – есть вера от слышания (Рим. 10: 17)… Вера же есть, опять-таки, осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11: 1) или несомненная и нерассуждающая надежда на то, что обещано нам Богом, и на успех наших прошений. Поэтому первая вера относится к нашему намерению, а вторая – к дарам Духа».

В связи с Вашим рассуждением о вере от слышания и в связи с тем, что Иоанн Дамаскин свидетельствует, что она относится только к гномовольному намерению человека и не является даром Святого Духа, вопрос темы уконкретизируется так:

может ли человек спастись своими усилиями, основанными на его намерениях без благодатной помощи Бога, не имея веры, как дара от Духа Святого?

1. Коринфянам 12:8-10

8. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9. иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10. иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
вопрос темы уконкретизируется так:

может ли человек спастись своими усилиями, основанными на его намерениях без благодатной помощи Бога, не имея веры, как дара от Духа Святого?
Сергей, Вы ожидаете точного и исчерпывающего ответа на свой дерзкий вопрос?
Разве Вы не понимаете, что это не известно и не будет известно никому из людей до Страшного Суда?
Верить в Бога и Богу, молить Его о даровании Благодати, Пресвятую Богородицу и Святых угодников о заступничестве, стараться делать доброе и оплакивать свои грехи.
Бояться Суда и надеяться на Человеколюбие Божие!
И будь, что будет!
 
Православный христианин
В связи с Вашим рассуждением о вере от слышания и в связи с тем, что Иоанн Дамаскин свидетельствует, что она относится только к гномовольному намерению человека и не является даром Святого Духа, вопрос темы уконкретизируется так:

может ли человек спастись своими усилиями, основанными на его намерениях без благодатной помощи Бога, не имея веры, как дара от Духа Святого?

1. Коринфянам 12:8-10

8. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; 9. иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; 10. иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Сергей, Вы ожидаете точного и исчерпывающего ответа на свой дерзкий вопрос?
Разве Вы не понимаете, что это не известно и не будет известно никому из людей до Страшного Суда?
Олег, не вижу дерзости, да и ответ есть в Евангелии, а это - высший авторитет:
*********************************************************************************
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Евангелие от Матфея 19 глава — Библия: https://bible.by/syn/40/19/

Толкования на Иак. 2:26​

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва
Вера без дел мертва. И дела без веры мертвы. Если мы содержим здравые догматы, но не радеем о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон.
 
Сверху