Недоумеваете, как у Бога могла исчезнуть благодать?
О том, что
благодать исчезла во время смертных страданий на Кресте, говорит Писание: - «
Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Дело в том, что Христос, как безгрешный и как Бог, не мог умереть иначе, как лишив Себя благодати. Чтобы победить смерть и разрушить ад, надо было отказаться от проявления Своих божественных свойств. Он передал всю Свою волю Отцу, а отец не дал Ему в момент смерти и страданий на Кресте благодати. Поэтому в отличие от мучений святых мучеников, которым посылалась благодать, мучения Христа были несравненно сильнее. Христос знал, что так будет, но добровольно пошел на это ради того, чтобы победить смерть и дать жизнь людям через приобщение их к Себе - Своему бессмертному Телу и Крови. В этом и состояла Его Жертва и любовь к Отцу и Его Творению. Без этой Жертвы воплощение Христа не имело смысла.
Об этом написано во множестве источников. И мне непонятны Ваши возражения. Привожу, например цитаты из
трудов митрополита Антония Сурожского (
http://www.mitras.ru/trudy/14.htm).
Сам люблю митрополита Антония-но не слепо.В книгах почти все его труды имею,вот сейчас у изголовья перечитываю "Человек перед Богом."Дело в том что Владыка,сам понимал те моменты,когда он выходил за рамки православия,так и говорил сейчас православные меня будут не понимать,и излагал свои размышления.Размышления не книжника как А.И.Осипов,не литератора Ф.М.Достоевского,а человека принявшим монашество,но оставшимся в миру.
Итак два вопроса в одном событии.
Первый.Чтобы умереть,Христа должна была либо покинуть благодать безсмертия,либо он должен был отказаться от этой благодати Сам в Себе.Вы говорите -Каким образом это может быть,если благодать безсмертия не удалится от естества?Точно так же ставил вопрос митрополит Антоний,причем называл это "практическим атеизмом."
Так ли это?
Христос ведь восприял в Воплощении естество первозданого Адама не в состоянии нахождения его в раю,наоборот,в состоянии отвержения и падения,лишения благодати безсмертия.В раю ведь тоже Адам не обладал способностью жить вечно,но у него была такая возможность,он мог,мог получить безсмертие по природе,но только как награду за свое послушание.
А теперь Христос,по Воплощении, для того чтобы голодать или умереть,проявляет это воспринятое (уже вынуждено смертное но неосудительно страстное),тем только ,что
не являет действий Своего Божества.
И если в силу ( неосудительной страстной) необходимости,Он позволит этому осужденному естеству в Себе страдать,то это естество будет страдать,если же нет-то и не будет,так как всё в Воле,т.е вольно.Сама идущая от первородного греха вынужденость (а имено она
заставила Бога мир переделать под себя),становится в Нем вольной,так как Он-Бог.А в Боге всё вольно.
И поэтому Он, не будучи виновным по рождению от семени как мы первородному греху,а отсюда не связаный обязательствами природы,вольно берет это наше наказание.Берет только эту нашу неосудительну страстность и умирает.И не будучи повинен смерти в результате рождения ,избегая тем самым оговореные выше последствия,Он наказывается смертью как мы,повинные ей рождением в грехе.А отсюда Его смерть,Безгрешного и Неповинного становиться нашим искуплением.Смерть же теряет свою посмертную власть над человеком.
А так как Он имеет жизнь Сам в Себе,то Он и Воскресает.
Христос умер
вольно.Быв послушлив до смерти."Не Моя Воля,но Твоя будет".
(Лук. 22-42).
"Сего ради делом почитает послушание, новым Адамом по естеству ради [Адама] ветхого становясь, и навыкает ему в страдании, через добровольное принятие на Себя наших страстей. Поскольку, согласно этому поистине великому учителю, утрудился, взалкал, возжаждал, претерпевал борение и плакал
[подчиняясь] закону плоти, что есть ясное доказательство действенного расположения и признак снисхождения к сорабам и рабам. Ибо Тот, кто по естеству пребыл Владыкой, сделался ради меня, по естеству раба, — рабом, чтобы соделать [меня] владыкой над тем, что обманом тиранически стало господствовать надо мной..."
Максим Исповедник
"Пусть же никто не устремляется в неверие, если Господь, будучи Богом и вместе человеком, говорит: ныне душа моя возмутися. Это совершилось
при соизволении божества, при возбуждении плоти; ибо божеству было можно остановить возмущение, но оно не хотело этого, чтобы не нарушить сходство с нами. Это можно несколько понять из окружающих нас предметов.
Когда мед разведен водой, то мед не претворился в воду, а только вода взяла перевес над медом. Когда бывает в Господе какое-нибудь движение плоти, то в этом случае мы имеем нечто подобное преобладанию воды в смеси из меда и воды. Когда опять проявляется божественное естество, производит чудеса, и показывает власть, то в этом мы имеем подобие того, как если бы мед взял перевес над водой. Божество может иногда предоставлять плоти перевес, а иногда сдерживать ее до уничтожения страдания и немощи плоти.
Доказательством служит то, что Он целых сорок дней воздерживается от телесной пищи, и тело не чувствует голода. Последи, написано, взалка
(Мф.4:3). Здесь перевес плоти. Потом взалкал после столького времени; взяла перевес плоть для того, чтобы вынести искушение, посрамить искусителя, и чтобы человек, падший в начале посредством еды, возстал посредством воздержания от еды. (Свт.
Афанасий Александрийский. Из слова на евангельское изречение: "ныне душа моя возмутися"
(Ин.12:27). Прочитано на VI Вселенском соборе - Деяние 14)
"Поэтому, когда уже приближается страдание и готов водрузиться крест, Он воскрешает умершего Лазаря, чтобы самым делом научить учащихся, что крест и смерть не следствие слабости, чтобы убедить присутствующих, что
Он повелевает смертью и вызывает душу, отрешившуюся от земных уз. С некоторой целью Он сопоставляет добровольную смерть, быть может, предначертывая на Лазаре Свое трехдневное воскресение, утешая малодушных сокращенным сроком пребывания Своего под землей, в преддверии креста ослабляя надлежащим образом страх учеников и показывая, что дарованное Им другому легко будет осуществлено Им и для Себя самого,
самыми делами вразумляя сомневающихся, и таким образом приноровляя слова к делам, и делами Своими возвещая приблизительно следующее:
никогда не оставлял Я воспринятого человечества непричастным божественной силы; но то как человек, то как Бог, или являя естество, или удостоверяя домостроительство, и научая более низкое усвоять человечеству, а более высокое возносить к Божеству, и через такое неравное смешение дел, изъясняя неравное соединение естеств, а посредством власти над страданиями показывая добровольность Своих страданий, –
Я, как Бог, обуздал естество, продолжив пост на сорок дней, и, как человек, потом взалкал, и изнурился;
Я, как Бог, усмирил бушующее море; Я, как человек, был искушаем от диавола и, как Бог, повелением изгонял бесов; Я, как человек, имею страдать за людей; но, чтобы вы не приписали этого слабости, Я перед приходом смерти вызываю одержимого смертью, и явив сперва силу Божества, потом уплачиваю древний долг человечества; разрешив узы, потом сам принимаю узы, и самыми этими делами (показываю), что "
Имею власть отдать жизнь Мою и власть имею опять принять ее"
(Ин.10:17-18). Таково учение Спасителя, преподаваемое делами. "(Свт.
Иоанн Златоуст. Слово о четверодневном Лазаре)